Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батырев Дольган Николаевич, Сэчинцокту, Батырев Санал Дольганович, Джапова Элистина Николаевна, Васкеева Эрвена Батровна

В современной России особое влияние на развитие демократического и правового государства оказывает местное самоуправление, в научной статье рассматриваются вопросы меры ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батырев Дольган Николаевич, Сэчинцокту, Батырев Санал Дольганович, Джапова Элистина Николаевна, Васкеева Эрвена Батровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF RESPONSIBILITY OF BODIES AND OFFICIALS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

In modern Russia, local self-government has a special influence on the development of a democratic and rule-of-law state; the scientific article discusses the issues of the measure of responsibility of bodies and officials of local self-government.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_70 УДК 342.553.03:352

ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ INSTITUTE OF RESPONSIBILITY OF BODIES AND OFFICIALS

LOCAL GOVERNMENT

БАТЫРЕВ Дольган Николаевич,

к.ф.н. доцент кафедры гражданского права и процесса факультета управления и права, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru;

СЭЧИНЦОКТУ,

магистрант, направленность (профиль) «Гражданское право, семейное право, международное частное право» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru;

БАТЫРЕВ Санал Дольганович,

студент направления «Бизнес-информатика»,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru;

ДЖАПОВА Элистина Николаевна,

студентка направления «Бизнес-информатика»,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: Dzhapova.elistina@mail.ru;

ВАСКЕЕВА Эрвена Батровна,

студент направления «Бизнес-информатика»,

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail:mailvaskeeevae@mail.ru;

ХАНТЫЕВА Цаган Вячеславовна,

студентка направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tsagankh@mail.ru;

ШАРАЕВА Надежда Леонидовна,

студентка направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: Sharaevanadya0506@gmail.com;

BATYREV Dolgan Nikolaevich,

Ph.D. Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of the Faculty of Management and Law, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru ;

SACHINTSOKTU,

undergraduate, orientation (profile) "Civil law, family law, private international law" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru;

BATYREV Sanal Dolganovich,

student of the direction "Business Informatics", Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: batyrev_dn@mail.ru;

DZHAPOVA Elistina Nikolaevna,

student of the direction "Business Informatics", Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: Dzhapova.elistina@mail.ru ;

VASKEEVA Ervena Batrovna,

student of Business Informatics, Kalmyk State University B.B. Gorodovikov University". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail:mailvaskeeevae@mail.ru;

KHANTYEVA Tsagan Vyacheslavovna,

student of the direction "State and municipal administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: tsagankh@mail.ru;

SHARAEVA Nadezhda Leonidovna,

student of the direction "State and municipal administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: Sharaevanadya0506@gmail.com

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Краткая аннотация: В современной России особое влияние на развитие демократического и правового государства оказывает местное самоуправление, в научной статье рассматриваются вопросы меры ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Abstract: In modern Russia, local self-government has a special influence on the development of a democratic and rule-of-law state; the scientific article discusses the issues of the measure of responsibility of bodies and officials of local self-government.

Ключевые слова: муниципальная ответственность, должностные лица, местное самоуправление, народонаселение, органы местного самоуправления, право, законодательство, регулирование.

Keywords: municipal responsibility, officials, local self-government, population, local self-government bodies, law, legislation, regulation.

Для цитирования: Батырев Д.Н., Сэчинцокту, Батырев С.Д., Джапова Э.Н., Васкеева Э.Б., Хантыева Ц.В., Шараева Н.Л. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 70-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_70.

For citation: Batyrev D.N., Sachintsoktu, Batyrev S.D., Dzhapova E.N., Vaskeeva E.B., Khantyeva Ts.V., Sharaeva N.L. Institute of Responsibility of Bodies and Officials of Local Self-Government // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 70-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_70.

Статья поступила в редакцию: 11.07.2022

Регулирование отдельных вопросов, возникающих на определенной территории в российском государстве лежит на плечах такого органа, как орган местного самоуправления. Данный орган, и, в том числе, должностные лица, избранные народонаселением, которые руководят работой муниципальных органов, обеспечивает решение ряда таких вопросов, которые связаны, прежде всего, с муниципальным правом и регулируемых его нормами; они отвечают за важные сферы жизни на определенном территориальном образовании, и, в том числе, за решение тех вопросов, которые имеют местное значение, исходя из интересов граждан, проживающем в данном территориальном образовании. Эта деятельность, несмотря на то, что она является контролирующей, сама, по сути, должна чем-то и кем-то контролироваться, чтобы не допустить нарушения прав граждан. Именно с этой целью выступает такой институт права, который имеет название «институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления». Он регламентирован в одноименной главе 10 федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1. Проведя полный анализ норм, содержащейся в данной главе, можно сделать вывод, что данный институт соответствует двум функциям права: первое, регулятивной, поскольку в нем содержится порядок выполнения органами местного самоуправления их обязанностей и полномочий, а также санкций в случае их нарушения, и охранительной, которая подразумевает под собой охрану прав граждан, проживающих на данной территории, в соответствии с интересами которых и должно работать местное самоуправление.

Прежде чем приступить подробнее к разбору теоретического и юридического аспектов ответственности муниципальных органов, необходимо знать, что же вообще собой представляет местное самоуправление. В юриспруденции существует множество различных понятий местного самоуправления, но все они являются схожими, что позволяет синтезировать из общего количества наиболее точное понятие, не преминув также воспользоваться кодексом.

Местное самоуправление, или муниципальное самоуправление - это осуществляемая с использованием демократии - представительной и непосредственной - форма реализации публичной власти на конкретном территориальном участке. Задача органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления состоит в том, чтобы обеспечить право граждан на самостоятельное участие в принятии решений по местным вопросам, то есть, таким вопросам, которые возникают конкретно на их территории и могут быть решены местными усилиями.

Муниципальное самоуправление существует по двум причинам: во-первых, более полный охват территорий страны, поскольку главный государственный аппарат не имеет возможности проконтролировать ситуацию сразу везде и всюду, а особенно, в дальних от Москвы и Московской области регионах, а во-вторых, децентрализация полномочий государства в отношении субъектов Российской Федерации. Объясняя более простым языком, государственная власть не может проконтролировать абсолютно все, что происходит в стране и с тем, что не входит в ее полномочия, разбираются органы местного самоуправления. Они являются частью общего аппарата публичной власти и подвластны ветвям власти, однако, они наделены определенной самостоятельностью. Стоит сказать, что успех и эффективность разрешения тех или иных проблем, особенно на местных уровнях, в принципе зависит от учета мнения граждан2'

В законодательстве Российской Федерации содержится не только суть базового понятия о муниципальной власти и задачах местного самоуправления, но еще и порядок исполнения ими своих полномочий и обязанностей, а также гарантии функционирования. Местное самоуправление, как уже говорилось ранее, имеет следующие характеристики: относительная самостоятельность, полностью раскрывающаяся при решении вопросов местного значения, и, также, обособление органов местного самоуправления в аппарате органов публичной власти.

Однако, несмотря на применяющийся здесь термин «обособление», местное самоуправление все-таки обособляется не полностью, поскольку его правомерная и эффективная деятельность также является в какой-то степени подконтрольной основному аппарату. Это становится, возможно, при существовании такого понятия, как «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления». Данное понятие напрямую связано с эффективностью реализации органами и должностными лицами местного самоуправления тех функций и полномочий, что возложены на них законодательством РФ. Так, само значение термин «муниципальная ответственность» имеет следующее - это та ответственность, которую несет муниципальная власть в случае, если она ненадлежащим образом исполняет свои полномочия. Закреплена она в статье 70 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3' В ней говорится о том,

1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. - № 50.

2 Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». -М., 2020. - С. 35-40.

3 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. - № 50.

перед кем именно муниципальными органами несется ответственность. Исходя из данной статьи, она может быть трех видов, в зависимости от субъекта. В следующих статьях вышеуказанного закона также имеется конкретизация каждого вида ответственности. Первый вид - это муниципальная ответственность органов и должностных лиц перед населением. Данный вид ответственности регламентируется статьей 71 вышеуказанного Федерального закона. Второй - перед государством, и третий - перед физическими и юридическими лицами.

Несмотря на то, что институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления имеет достаточную правовую регламентацию, некоторые авторы, так или иначе, все равно указывают на пути совершенствования.

Е.С. Шугрина1, говорит о необходимости закрепить на официальном уровне в правовом обиходе такое понятие, как «муниципальная правовая ответственность», выделить ее в отдельную категорию ответственности. Данное предложение обусловлено тем, что та ответственность, которую несут муниципальные органы и их должностные лица, как и говорилось ранее, бывает трех видов - перед государством, перед населением и перед юридическими и физическими лицами. Перед государством наступает конституционно-правовая ответственность, так как в случае правонарушения органа местного самоуправления нарушаются и гарантии, данные государством и закрепленные в Конституции, а перед населением и отдельными физическими и юридическими лицами - муниципальная правовая. По мнению все того же автора, а так же и нескольких других, разделяющих данную точку зрения, нужно закрепить данное определение на нормативно-правовом уровне. Шугрина также считает необходимой кодификацию и унификацию норм о муниципальной ответственности, предложенную Солдатовым А.П., и приводит следующие доводы. Так, по ее мнению и мнению еще некоторых авторов, в сущности, Е.М. Заболоцких, это поможет обеспечить полноценную защиту и надлежащее применение всех существующих норм и предписаний, относящихся к местному самоуправлению2. Муниципальное право в части, касающейся ответственности муниципальных органов и их должностных лиц является по-большей части отсылочным, что означает отсылку к какой-либо другой отрасли права. Это негативным образом влияет на удобство использования данных норм, а также на обеспечение ими законной защиты прав и интересов граждан, живущих в определенном территориальном образовании. Причина такого «фрагментарного» наличия норм и отсутствия кодекса говорит о том, что институт ответственности органов местного самоуправления хоть и занимает очень важную роль в российской юридической системе, является больше прикладным, нежели отдельной отраслью, и этот факт мешает в полной мере реализовывать обеспечение защиты интересов населения в области местного самоуправления и надлежащего применения норм и предписаний3'

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что на данный момент в данной сфере остро стоит вопрос о выделении института муниципальной правовой ответственности в отдельную отрасль для способствования его более эффективному применению на всей территории Российской Федерации. Конечно, это потребует больше времени, и более серьезные действия, чем просто собрать все имеющиеся санкции в один закон, - например, выделение состава правонарушения, которое может произойти в сфере местного самоуправления, однако, данное действие является необходимым на данный момент для того, чтобы обеспечить более полный контроль и соблюдение воли населения на той территории, на которой и располагается муниципальный орган.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 50

2. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. - Казань, 2014. - С. 20-21.

3' Виноградов В. А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2019. — 348 с.

4. Заболотских Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. — М.: Проспект, 2015. — 224 с.

5. Лопарев И.В. Особенности ответственности представительных органов власти и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования // Вестник ТюмГУ - 2008. - № 2. -С. 71-74.

6. Мустафин, Б. М. Теоретические и правовые аспекты ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц / Б. М. Мустафин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76162/ (дата обращения: 17.03.2022).

7. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - М., 2020. - С. 35-40.

8. Тихалева Е.Ю.Тенденции развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением / Е.Ю. Тихалева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 6. -С. 40-43.

9. Шугрина Е.С. Организация публичной власти в конституционном государстве // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 166-171.

References:

1. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 30.12.2021) "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation"// Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 50

2. Alekseeva S.V., Aminov I.R. The problem of implementing the institute of voting on the recall of a deputy, a member of an elected local self-government body, an elected official of local self-government // Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. Problems and prospects of jurisprudence in modern conditions. - Kazan, 2014. - pp. 20-21.

3. Vinogradov V. A. Constitutional and legal responsibility: a systematic study: dis.... Dr. yurid. sciences': 12.00.02. — Moscow, 2019. — 348 p.

4. Zabolotskikh E. M. Responsibility of officials and local self—government bodies. — M.: Prospect, 2015. - 224 p.

5. Loparev I.V. Features of the responsibility of representative authorities and elected officials of local self-government to the population of the municipality // Bulletin of TSU - 2008. - No. 2. - pp. 71-74.

6. Mustafin, B. M. Theoretical and legal aspects of responsibility of local self-government bodies and officials / B. M. Mustafin. — Text: direct // Young scientist. — 2020. — № 49 (339). — PP. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76162 / (accessed: 03/17/2022).

7. Rafikova G.H., Aminov I.R. Local self-government in the Russian Federation: ways of formation and development // Politics and law in the socio-economic system of society. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference / Scientific and Information Publishing Center "Institute of Strategic Research". - M., 2020. - pp. 35-40.

8. Tikhaleva E.Yu. Trends in the development of the Institute of responsibility of local government bodies and officials to the population / E.Yu. Tikhaleva // State power and local self-government. - 2020. - No. 6. - pp. 40-43.

9. Shugrina E. S. Organization of public power in a constitutional state // Legal education and science. - 2016. — No. 3. — pp. 166-171.

1 Шугрина Е. С. Организация публичной власти в конституционном государстве // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 166-171.

2 Заболотских Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. — М.: Проспект, 2015. — 224 с.

3 Виноградов В. А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2019. — 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.