DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_22 УДК 34
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ DELINEATION OF STATE OWNERSHIP OF LAND
КОКУЕВА Валерия Зулаевна,
студентка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected];
ЛИДЖИЕВА Евгения Мергеновна,
магистрантка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected];
МАНДЖИЕВ Роман Александрович,
студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected]; ШАВАРТАЕВ Илья Романович,
студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected];
ШАРАЕВА Надежда Леонидовна,
студента ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected];
ШОВОЛДАЕВ Очир Аркадьевич,
студент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: [email protected];
KOKUEVA Valeria Zulaevna,
a student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: [email protected];
LIDZHIEVA Evgeniya Mergenovna,
a graduate student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: [email protected] ;
MANJIEV Roman Aleksandrovich,
student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: [email protected] ;
SHAVARTAEV Ilya Romanovich,
student of the B.B. Gorodovikov Kalmyk State University. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: [email protected];
SHARAEVA Nadezhda Leonidovna,
a student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: [email protected] ;
SHOVOLDAEV Ochir Arkadyevich,
student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследуются: понятие разграничения государственной собственности на землю, а также порядок, принципы и нормативное регулирование разграничения госземли. Анализ понятия и сущности института разграничения государственной собственности на землю является актуальным в связи с тем, что с возникновением права собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на земельные участки непосредственно связано наступление важных правовых последствий, предопределяющих наличие соответствующих полномочий у публично-правовых образований, осуществляемых от их имени государственными и муниципальными органами.
Abstract: The article explores: the concept of delimitation of state ownership of land, as well as the procedure, principles and normative regulation of the delimitation of state land. An analysis of the concept and essence of the institution of delimitation of state ownership of land is relevant due to the fact that with the emergence of the right of ownership of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation and municipalities to land plots, the onset of important legal consequences is directly related, predetermining the availability of appropriate powers for public legal entities carried out on their behalf by state and municipal authorities.
Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Ключевые слова: земельные участки, собственность, государственная и муниципальная собственность, разграничение, земельные отношения
Кеywords : land plots, property, state and municipal property, délimitation, land relations
Дата направления статьи в редакцию: 31.01.2022
Дата публикации: 28.02.2022
Исходя из того, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований1.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю осуществляется на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
В собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут находиться земельные участки, которые безвозмездно переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления из федеральной собственности.2
В соответствии с ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (п. 1 ст. 3.1 )3.
Правоустанавливающими документами на земельный участок, подтверждающими предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, являются:
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного
участка;
- правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, подтверждающие право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на соответствующее здание, строение или сооружение. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН;
- иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами
1 Суркова С.В. Разграничение государственной собственности на землю // СПС КонсультантПлюс. 2022.
2 (ст. ст. 18 - 19 ЗК РФ).
3 Суркова С.В. Разграничение государственной собственности на землю // СПС КонсультантПлюс. 2022.
субъектов РФ.
В результате государственной регистрации права собственности сведения о правообладателе земельного участка подлежат внесению в ЕГРН.
Можно сформулировать следующие принципы правового регулирования разграничения государственной собственности на землю:
- конституционное закрепление полномочий по разграничению государственной собственности - эти полномочия отнесены Конституцией РФ (п. "г" ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые вправе принимать по вопросам общей компетенции федеральные законы и законы субъектов Федерации;
- верховенство федерального законодательства - порядок и основы разграничения должны быть урегулированы федеральными законами. Принимаемые по вопросам разграничения законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам и регулировать эти отношения только в части, не урегулированной федеральным законодательством;
- приоритет и контроль органов государственной власти РФ в процессе разграничения государственной собственности на землю;
- безвозмездность приобретения земельных участков в результате разграничения - передача земельных участков в собственность субъектов РФ и муниципальных образований производится бесплатно;
- производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним, соответствует общему принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества;
- сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю на предоставленные им земельные участки - порядок разграничения государственной собственности на землю должен гарантировать гражданам и юридическим лицам сохранность их прав (права аренды, безвозмездного срочного пользования) на земельные участки, подлежащие разграничению;
- сохранение целевого назначения земельных участков - при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- регулирование порядка распоряжения неразграниченными земельными участками федеральными законами - регулирование может осуществляться только в соответствии с федеральными законами;
- недопустимость осуществления субъектом РФ такого регулирования земельных участков, которое ограничивает их использование в интересах всех народов1.
В настоящее время порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 13№7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Библиография:
1. Суркова С.В. Разграничение государственной собственности на землю // СПС КонсультантПлюс. 2022.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
References (transliterated):
1. Surkova S.V. Razgranichenie gosudarstvennoj sobstvennosti na zemlyu // SPS Konsul'tantPlyus. 2022.
2. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 07.06.2000 №10-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Konstitucii Respubliki Altaj i Federal'nogo zakona «Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii»).
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).