Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫПЛАТЕ "СЕРОЙ" ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫПЛАТЕ "СЕРОЙ" ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
"СЕРАЯ" ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ВЗНОСОВ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солодухин Сергей Сергеевич

В статье описывается механизм организации совместной работы органов прокуратуры, контролирующих и правоохранительных органов по противодействию уклонению работодателей от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также нарушениям трудового законодательства путем выплаты работникам «серой» заработной платы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF COUNTERING ‘GREY’ (HIDDEN) SALARY PAYMENTS

This article describes the mechanism of organizing the joint effort of the procuracy bodies, control units and law enforcement agencies to prevent employers from income tax evasion and insurance contribution non-payment as well as from violations of labor law by paying employees a «grey» (hidden) salary

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫПЛАТЕ "СЕРОЙ" ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ»

ОБМЕН ОПЫТОМ

С. С. СОЛОДУХИН УДК 347,963

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫПЛАТЕ «СЕРОЙ» ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Надзор в сфере защиты трудовых прав граждан является одним из первостепенно важных направлений деятельности органов прокуратуры. При этом прокурор играет в защите трудовых прав граждан особую роль, так как органам прокуратуры в соответствии с нормами ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено право обращения в суд в защиту трудовых прав граждан.

Наибольшее количество нарушений закона в сфере трудовых правоотношений традиционно связано с правом граждан на оплату труда. Одной из форм такого нарушения является выплата «серой» заработной платы.

«Серая» заработная плата (не предусмотренная трудовым договором с работником, скрытая от налогообложения) по многим причинам является социально-экономической угрозой для общества в целом и для конкретных ее получателей в частности. Причины применения такого вида оплаты труда работодателями следующие.

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены основные понятия и процедуры, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Несмотря на то что плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое .лицо (в рассматриваемой ситуации — работник организации), обязанность по исчислению, удержанию с налогоплательщика и уплате суммы НДФЛ

лежит на работодателе, который выступает в качестве налогового агента.

Главой 34 НК РФ определены основные понятия и процедуры, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, объектом обложения которыми являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических .лиц — работников организации, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Налог на доходы физических лиц и страховые взносы составляют в совокупности 47 % от размера начисленной заработной платы работникам организации. Таким образом, применение «серых» схем оплаты труда позволяет экономить работодателю огромные деньги.

В то же время для работника организации выплата «серой» заработной платы несет только негативные последствия: отсутствие в будущем достойного пенсионного обеспечения; отсутствие гарантий получения полного вознаграждения за труд, если работодатель отказывается выплачивать неофициальную часть заработной платы (особенно это актуально в случаях конфликта меяоду работником и работодателем, увольнения работника); получение минимальных денежных средств при выплате выходного пособия в случае сокращения, а также пособия по временной нетрудоспособности.

В этой связи представляется, что заслуживает внимания опыт прокуратуры Новгородской области по противодействию выплате «серой» заработной платы.

В це.лях координации деятельности на данном направлении при прокуратуре

Яриминалистъ. 2017.313 [21 ]

ОБМЕН ОПЫТОМ

области создана межведомственная рабочая группа по противодействию вьтлате работодателями скрытой от нап от о обложения заработной платы, В состав участников группы входят сотрудники Управления Федеральной налоговой службы (УФНС России) по Новгородской области, прокуратуры области и уЭБ и ПК УМВД России по Новгородской области.

На заседаниях рабочей группы:

рассмотрены вопросы организации взаимодействия, обмена информацией о фактах выплаты «серой» заработной платы;

выработан порядок организации и проведения совместных проверок работодателей, осуществляющих деятельность на территории области с нарушениями требований налогового и трудового законодательства и производящих выплату «серых» заработных плат;

принято решение об обеспечении участия представителей прокуратуры (как аппарата прокуратуры области, так и районных прокуроров) в заседаниях межведомственных комиссий налоговых органов по легализации налогооблагаемой базы.

Прокуратурой организовано получение информации о работодателях, возможно, выплачивающих «серую» заработную плату, из Фонда социального страхования и налоговых органов. Так, ежеквартально анализируется отчетность работодателей области, сдаваемая в отделения Фонда социального страхования в Новгородской области. Кроме того, по решению рабочей группы УФНС России по области формируются списки работодателей, возможно, выплачивающих «серую» заработную плату.

Критерием отбора является средняя величина выплачиваемой заработной платы конкретным работодателем (отбираются работодатели, у которых заработная плата составляет менее величины прожиточного минимума либо она намного меньше, чем средняя заработная

плата по ВЭД — виду экономической деятельности).

На заседаниях межведомственных комиссий налоговых органов в 2016 году заслушано 2 422 работодателя, из них 1 844 работодателя произвели повышение заработной платы работникам (фактически «вывели заработную плату из тени»).

По сведениям УФНС России по Новгородской области, благодаря указанным мерам прирост суммы поступившего НДФЛ составил около 189 миллионов рублей.

Наряду с заслушиванием на комиссиях органами прокуратуры области дается оценка наличию в действиях работодателей нарушения трудового законодательства.

Так, ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлен минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации, сг. 133.1 ТК РФ предусмотрено установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В 2016 году по результатам проведенных проверок факты выплаты заработной платы менее установленного нормами регионального соглашения «О минимальной заработной плате в Новгородской области» размера выявлены органами прокуратуры у 71 работодателя, в связи с чем в каждом таком случае нарушения норм трудового законодательсгва возбуждены дела об административных прав онару шениях.

Кроме того, в каждом конкретном случае мерами прокурорского реагирования (представления, исковые заявления) органы прокуратуры области добиваются устранения нарушений закона, в том числе перерасчета заработной платы работникам не ниже установленного минимума и выплаты ее работникам и, как следствие, уплаты НДФЛ и страховых взносов.

В отношении наиболее крупных работодателей органами прокуратуры сов-

Яриминалистъ. 2017.313 [21 ]

Солодухин С. С. О некоторых аспектах противодействия выплате «серой» заработной платы

местно с сотрудниками уЭБ и ПК УМВД России по области проводятся проверки, направленные на установление возможных фактов неисполнения обязанностей налогового агента.

Так, по результатам проверки, проведенной прокуратурой области совместно с УМБД России по области в 2016 году, в деятельности сельхозпредприятия выявлены факты выплаты работникам организации неучтенной для налогообложения («серой») заработной платы.

Установлено, что всем работникам организации заработная плата выплачивалась двумя частями: одна официальная, с которой перечис.лялись налоги и страховые взносы, другая неофициальная, с которой удержания не производились, В рамках проверки у работодате.ля изъята так называемая «черная» бухгалтерия.

По результатам проведенного отделом документальных проверок УЭБ и ПК УМВД России по области финансового исследования данных документов установлено, что размер неучтенного и неуплаченного налога на доходы физических .лиц за 2013 — 2015 годы составил более 4 миллионов рублей. По материалам проверки Су СК РФ по Новгородской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)1,

Ранее по материалам совместной проверки аналогичное уголовное дело возбуждено в отношении генерального директора другой организации, в которой также установлены факты выплаты работникам организации неучтенной для налогообложения («серой») заработной платы2.

С целью профилактики выплаты «серой» заработной платы проводимая совместная работа широко освещается в СМИ, работодателям разъясняются возможные меры ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Также необходимо отметить, что Федеральным законом от 29 июля 2017 г, № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 199.4, которая предусматривает уголовную ответственность за уклонение страхователя — организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд. Таким образом, работодатель, выплачивающий «серую» зарплату, теперь может бьггь привлечен к уголовной ответственности и по данной статье УК РФ.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что существенных результатов на данном направлении можно добиться только в тесном взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов при участии органов прокуратуры.

1 Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https: / / genproc. gov.ru/ smi/news/news-1133105/ (дата обращения: 07.09.2017).

2 Прокуратура Новгородской области ; офиц. сайт. URL: http://procnov.ru/news/4028-pod-predsedatel st vom-proku rora-no vgorod skoy-oblas t i - sostoy a 1 os-zase dan ie- k ol 1 egi i - po- i t oga m-raboty-organov-prokuratury-novgorodskoy-oblasti-

za-l-polugodie-2015-goda.html (пата обращения: 08.09.2017).

Яриминалистъ. 201?. Н 2 [SI]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.