Научная статья на тему 'Проблемы современного администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов, пути их решения'

Проблемы современного администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов, пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налог на доходы физических лиц / взносы / страховые взносы / администрирование / налогоплательщик / комиссия / заработная плата / taxes / personal income tax / contributions / insurance premiums / administration / taxpayer / commission / salary

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Д. Рудь, А. А. Романова

В статье рассмотрены основы налогообложения доходов физических лиц и исчисление страховых взносов, а также проанализированы актуальные вопросы расчетов и уплаты налогов и сборов, проанализированы недостатки администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Рассмотрены ситуации, которые встречающиеся на практике при исчислении и уплате страховых взносов и налогообложения доходов физических лиц. Предложены варианты решение основных проблем налогового администрирования и пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN ADMINISTRATION OF TAX ON INCOME OF INDIVIDUALS AND INSURANCE CONTRIBUTIONS, WAYS OF THEIR RESOLUTION

The article discusses the basics of taxation of personal income and the calculation of insurance premiums, as well as analyzes current issues of calculation and payment of taxes and fees, analyzes the disadvantages of administering personal income tax and insurance premiums. The situations that are encountered in practice when calculating and paying insurance premiums and taxing the income of individuals are considered. Options are proposed for solving the main problems of tax administration and ways to improve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов, пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Е.Д. Рудь, магистрант А.А. Романова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOr.10.244n/24n-0450-2020-10053

Аннотация. В статье рассмотрены основы налогообложения доходов физических лиц и исчисление страховых взносов, а также проанализированы актуальные вопросы расчетов и уплаты налогов и сборов, проанализированы недостатки администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Рассмотрены ситуации, которые встречающиеся на практике при исчислении и уплате страховых взносов и налогообложения доходов физических лиц. Предложены варианты решение основных проблем налогового администрирования и пути их совершенствования.

Ключевые слова: налоги, налог на доходы физических лиц, взносы, страховые взносы, администрирование, налогоплательщик, комиссия, заработная плата.

Наряду с другими налогами, налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является экономическим регулятором государства, способствующим не только пополнению бюджета, но и через систему выбора объекта налогообложения, налоговых ставок, льгот и других элементов налогообложения, влияет на уровень и структуру доходов населения. Важность налога определяется тем, что практически все физические лица выступают плательщиками НДФЛ. Поэтому с теоретической точки зрения поступления от уплаты НДФЛ могут быть зачислены в бюджет любого уровня без перераспределения.

Страховые взносы (далее - СВ) в свою очередь тесно связан с НДФЛ, так, как помимо налога на доходы с физических лиц в бюджет поступаю взносы в виде обязательных платежей, которые начисляются из заработной платы работников, по нормам, установленным государством. Плательщиками СВ, как и НДФЛ могут выступать практически все физические лица.

Для обеспечения эффективности прогрессивного налогообложения большое значение имеет налоговая дисциплина, что обеспечивается достаточным уровнем налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами.

Налогообложение доходов и СВ должно обеспечивать реализацию принципа спра-

ведливости только при условии эффективного налогового контроля, правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов с населения.

Налоговое администрирование в России имеет ряд недостатков, рассмотрим более подробно некоторые из них.

Основная из проблем налогового администрирования СВ и НДФЛ - это низкий уровень налоговой дисциплины, которая является следствием недостаточного уровня ответственности за налоговые правонарушения, связанные с неуплатой или не своевременной уплатой НДФЛ и СВ.

Эта проблема проявляется в наличии множества «схем» оптимизации налогов, а также значительных объемов сознательного и преднамеренного уклонения от уплаты налогов и сборов, что приводит к снижению налоговых поступлений и, как следствие, доходов государственного бюджета.

Следующую проблему можно выделить как информационную функцию налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений. Налоговое законодательство России, в частности, законодательство о НДФЛ и СВ, порядок заполнения предусмотренных им форм отчетности, достаточно сложное, особенно для физических лиц, не имеющих специального экономического образования.

Недостаток финансовой грамотности влечет за собой как неосознанное уклонение от уплаты налогов, так и невозможность использования законных методов для снижения налога подлежащего уплате, таких как налоговые вычеты в НДФЛ и применение льготного периода в СВ. В итоге у граждан России недостаток финансовой грамотности приводит к не однократному повторению одних и тех же нарушений налогового законодательства, что влечет за собой наложение штрафных санкций за действие или бездействие.

В настоящее время осуществляется поэтапное решение этой проблемы, в частности, большое количество информации содержится на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, так же разработан на хорошем уровне интернет-сервис «Личный кабинет», который упрощает процесс формирования и подачи декларации в налоговый орган [1].

Несомненно, подтверждается на практике высказывание Пьера Даниноса: «Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит». На сегодняшний день налоговая служба, активно взаимодействует с СМИ в виде информационного оповещения посредством видеороликов, рекламы или оповещение через телевизионные программы.

На наш взгляд, чтобы повысить финансовую грамотность населения Росси необходимо начать обучение азам налогообложения в учебных заведениях в виде обязательного дополнительного предмета или факультатива, также для всех пользователей финансовых программ установить обязательное обучение по налогообложению. А так же лучше всего установить возможность представлять налоговые отчетности только посредством телекоммуникационных каналов связи, что даст возможность уменьшить количество типовых ошибок при заполнении отчетности вручную.

В свою очередь, следует отметить, процесс взаимодействия с налоговыми органами с точки зрения необходимости предоставления документов и отчетов, который в свою очередь связан с уплатой налога населением и является довольно слож-

ным из-за законодательных проблем, упомянутых ранее. Эти трудности влекут за собой не только нежелание налогоплательщиков использовать предоставляемые им вычеты, но и вынужденное уклонение от уплаты НДФЛ и СВ с населения.

Наиболее важной проблемой налогового администрирования СВ и НДФЛ является уклонение от уплаты налогов как умышленно, так и из-за незнания нормы закона.

Что касается физических лиц, то одним из ярких примеров такого уклонения является незаконная аренда недвижимости или транспортных средств, а также незаконное предпринимательство, что, к сожалению, не всегда вызвано незнанием налогового законодательства. Распространённой причиной таких действий является высокие ставки процентов по НДФЛ и при условии наличия наемных работников по СВ, а так же сложность заполнения расчетов. Для решения данной проблемы, наиболее подходящим путём является снижения налоговых ставок по НДФЛ для определённых видов дохода, а также снижению ставки по СВ за наемных работников в виде представления дополнительных льгот. Что приведёт к «выходу из тени» большего количества физических лиц, которые скрывают свои доходы, а так же отражение доходов соответствующих реальности.

Как говорил Владимир Туров: «Чем сильнее давит государство, тем глубже бизнес уходит в тень».

В целях обеспечения успеха совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц с учетом ожидаемого увеличения налоговой нагрузки для определенных групп налогоплательщиков необходимо усилить налоговый контроль, ужесточить ответственность за налоговые правонарушения с целью снижения роста потенциала теневого сектора экономики.

Оставить бизнес «в тени» - это не единственный способ избежать уплаты налогов. Существует множество схем, направленных на уклонение от налогообложения или сокрытие реальной стоимости налоговой базы. Установление официальной минимальной заработной платы и выплата большей части заработной платы в так на-

зываемом «конверте» является наиболее распространенной схемой уклонения от налогов в последние годы [3]. Скрытая заработная плата имеет негативные последствия для бюджетной системы, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Уклонение от уплаты НДФЛ также осуществляется путем выплаты компенсаций вместо части заработной платы, которая не подлежит налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а в свою очередь данная схема уклонения влияет на уплату СВ, так как изменился размер налоговой базы в меньшую сторону и страховые взносы будут в бюджет поступать не в полном размере. Также сотрудникам выдаются денежные суммы за отчет, подотчет на какую либо покупку или перевод денежных средств между счетами, так может маскироваться зарплата по существу.

Одним из методов противодействия распространению различных схем уклонения от уплаты налогов, являются комиссии по легализации налоговой базы.

Во всех регионах созданы комиссии по легализации заработной платы и доведению ее с начала до уровня прожиточного минимума, а далее доведения ее до среднеотраслевого показателя по данным Рос-стата. Эти комиссии предназначены для работы с «теневой» заработной платой, с задолженностью по заработной плате, для обеспечения полноты налогов. Цель комиссии - побудить налогоплательщиков декларировать реальную заработную плату. В отношении работодателей, которых заслушивают на комиссии, налоговые органы осуществляют мониторинг налоговой базы по НДФЛ и СВ. Если при последующем мониторинге не будет, прослеживается динамика увеличения заработной платы, то будет инициализирован повторный вызов на комиссию и возможно материалы заседания комиссии будут переданы в отдел внутренних дел, прокуратуру или в трудовую инспекцию.

Организация комиссий является очень эффективным способом выявления недобросовестных налогоплательщиков, а также схем уклонения от уплаты налогов. Одна-

ко их эффективность в большинстве случаев зависит от добросовестности налогоплательщика, поэтому важно понимать, что этой меры недостаточно. Необходимо повысить эффективность работы налоговых органов, в том числе разработать инструменты выявления налоговых правонарушений в отношении физических лиц. Представляется целесообразным включить в НК РФ критерии, позволяющие установить «схематический» характер операций, осуществляемых налогоплательщиком. Например, с точки зрения налоговых агентов, могут быть предоставлены следующие критерии:

- наличие задолженности по перечислениям в бюджетную систему НДФЛ и СВ;

- выплата заработной платы в размере ниже среднего по отрасли в соответствующем регионе;

- значительное снижение перечислений НДФЛ и СВ по сравнению с предыдущим налоговым периодом и т.д.

Стоит также отметить, что масштабы теневой экономики зависят не только от работы налоговых органов, но и от работы правоохранительных органов. Состояние правоохранительной и судебной системы на данном этапе не позволяет развивать не только налоговую сферу. Необходимо внедрить такую систему налогового контроля, судебной и правоохранительной деятельности, чтобы риски, связанные с осуществлением скрытой деятельности, не покрывались доходами от нее. Другими словами, предприниматели должны оценивать наказание за сокрытие налоговой базы, а также вероятность выявления нарушений как очень высокое и способствовать добровольному выходу из «тени».

Также, следует обратить внимание на повышение налоговой грамотности населения. Для этого необходимо информировать налогоплательщиков в средствах массовой информации, путем организации учебных лекций и семинаров, информирования по почте или через Интернет.

Как писала Багардынова Екатерина Альбертовнав: «В перспективе налоговая система нашей страны должна способствовать установлению баланса прав нало-

гоплательщиков и налоговых органов тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства» [2].

В целом, решение проблем налогового администрирования возможно при сочетании следующих факторов:

- разработка информационных технологий для реализации функций налоговых органов;

- повышение квалификации налоговых органов;

- совершенствование обмена данными между уполномоченными и налоговыми органами;

- организация ведения единого лицевого счета налогоплательщика.

Создание единой электронной базы данных для физических лиц, позволяющей налоговому органу в конце налогового периода генерировать для каждого налогоплательщика налоговую декларацию (с учетом информации, полученной от налогового агента), для расчета суммы подле-

должен будет заплатить налог только в соответствии с рассчитанной суммой или оспорить решение налогового органа, предоставив дополнительные объяснения и документы.

Максимальный перевод процессов исчисления налога и взаимодействия с налоговыми органами в электронную форму для всех налогоплательщиков поможет упростить расчет сумм налогов, как с существующего законодательства по налогу с физических лиц, так и после введения новых налоговых ставок и способов исчисления, а также упростить работу самих налоговых органов.

Существующие проблемы налогового администрирования приводят к снижению налоговой дисциплины и, как следствие, к снижению фискального потенциала НДФЛ и СВ. В целях обеспечения эффективности, необходимой задачей является совершенствование налогового администрирования, направленное на повышение эффективности контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, а также на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

жащего уплате налога. Налогоплательщик

Библиографический список

1. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование и контроль: учебник // под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.И. Гончаренко. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 448 с.

2. Багардынова Е.А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой ученый. -2017. - №14. - С. 316-318.

3. Неизвестная К.Д. Актуальные проблемы НДФЛ в Российской Федерации // Научно-исследовательский журнал «Вектор экономики». - 2019. - №5. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/index.php/archive

PROBLEMS OF MODERN ADMINISTRATION OF TAX ON INCOME OF INDIVIDUALS AND INSURANCE CONTRIBUTIONS, WAYS OF THEIR RESOLUTION

E.D. Rud, Graduate Student A.A. Romanova, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article discusses the basics of taxation of personal income and the calculation of insurance premiums, as well as analyzes current issues of calculation and payment of taxes andfees, analyzes the disadvantages of administering personal income tax and insurance premiums. The situations that are encountered in practice when calculating and paying insurance premiums and taxing the income of individuals are considered. Options are proposed for solving the main problems of tax administration and ways to improve them.

Keywords: taxes, personal income tax, contributions, insurance premiums, administration, taxpayer, commission, salary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.