Научная статья на тему 'О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции: вопросы теории и практики'

О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / пересечение / правонарушение / преступление / иностранный гражданин / законодательство / политика / меры / рассмотрение / привлечение / migration / crossing / offense / crime / foreign citizen / legislation / politics / measures / consideration / attraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников, Дмитрий Александрович Новожилов

Анализируется судебная практика по делам о незаконном пересечении Государственной границы и преступлениях, связанных с незаконной миграцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников, Дмитрий Александрович Новожилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of countering illegal migration: questions of theory and practice

The judicial practice in cases of illegal crossing of the State border and crimes related to illegal migration is being analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции: вопросы теории и практики»

Научная статья ■УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-158-161 EDN: https://elibrary.ru/fbvhzw NIION: 2015-0066-1/24-922 MOSURED: 77/27-011-2024-01-121

О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции:

вопросы теории и практики

Анатолий Семенович Прудников1, Дмитрий Александрович Новожилов2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 Академия управления МВД России, Москва, Россия

Аннотация. Анализируется судебная практика по делам о незаконном пересечении Государственной границы и преступлениях, связанных с незаконной миграцией.

Ключевые слова: миграция, пересечение, правонарушение, преступление, иностранный гражданин, законодательство, политика, меры, рассмотрение, привлечение

Для цитирования: Прудников А. С., Новожилов Д. А. О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции: вопросы теории и практики// Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 158-161. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-1-158-161. EDN: FBVHZW.

Original article

On some aspects ofcountering illegal migration: questions oftheory and practice

Anatoly S. Prudnikov1, Dmitry A. Novozhilov2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 Academy ofManagement of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, Moscow, Russia

Abstract. Thejudicial practice in cases of illegal crossing of the State border and crimes related to illegal migration is being analyzed.

Keywords: migration, crossing, offense, crime, foreign citizen, legislation, politics, measures, consideration, attraction

For citation: Prudnikov A. S., Novozhilov D. A. On some aspects of countering illegal migration: questions of theory and practice. Bulletin of economic security. 2024;(1):158-61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-158-161. EDN: FBVHZW.

Начиная с 2021 года [7], как показывает изучение практики, произошел существенный рост (более 60 %) зарегистрированных административных правонарушений и преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией иностранного гражданина в жилом помещении или фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении.

Неоднократные злоупотребления собственниками жилья своими правами, зачастую имеющими корыстный характер, затрудняют прогнозирование миграционной ситуации, нивелируют саму идею миграционного учета, что в конечном итоге приводит к росту числа правонарушений и преступлений в рассматриваемой сфере.

Здесь следует отметить, что в целях совершенствования государственной миграционной политики на за© Прудников А. С., Новожилов Д. А., 2024

конодательном уровне прорабатывается вопрос о принятии Миграционного кодекса Российской Федерации, ужесточении санкций по ст.ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ [3] и принятии федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», кроме того, планируется создание координационного центра правоохранительных органов по борьбе с миграционной преступностью и т. д. [7].

Кроме того, необходимость принятия мер к своевременному выполнению всех процессуальных действий и соблюдение сроков разумного судопроизводства по категориям дел административного и уголовного судопроизводства будет способствовать эффективности борьбы с незаконной миграцией на территории Российской Федерации.

JURISPRUDENCE

Изучение практики показало, что если на постоянной основе будут приниматься дополнительные меры, направленные на повышение эффективности работы при выявлении, пресечении, расследовании и предупреждении преступлений, связанных с незаконной миграцией, то уровень правонарушений в рассматриваемой сфере, будет снижаться.

При наличии данных, указывающих на нарушения законодательства в сфере миграции, в том числе совершение правонарушений должностными лицами, ответственными за осуществление контроля в сфере миграции, необходимо принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а при наличии достаточных данных о совершенном преступлении безотлагательно принимать решение о возбуждении уголовных дел, а также проводить совместные мероприятия по проверке мест нахождения (проживания) мигрантов с целью установления лиц, находящихся на территории субъекта Российской Федерации с нарушением миграционного законодательства и организовать обмен информацией с территориальными подразделениями МВД России [7] и иными уполномоченными органами в сфере миграции о фактах массовой постановки на миграционный учет граждан с целью выявления нарушений налогового законодательства и принятия мер к лицам, осуществляющим сдачу в наем жилых помещений.

Анализ принятых решений об отказах в возбуждении уголовных дел по данной категории показал, что:

- сотрудниками осуществляющими сбор первоначального материала проводится недостаточно полная работа, отсутствуют опросы соседей по адресам постановки на миграционный учет иностранных граждан, не совсем достаточно проводится работа по проверки алиби фигурантов, не устанавливается фактическое нахождения иностранных граждан в целях привлечения владельцев жилых помещений предоставивших место пребывания и не осуществивших в нарушении требований ст. 18.9 ч. 4 КоАП РФ [4] постановку на миграционный учет, в некоторых случаях проводимые осмотры мест происшествия не отражают самой сути фактического непребывания иностранных граждан в адресах постановки на миграционные учеты;

- территориальными органами МВД России, не должным образом проводится работа по проверке иностранных граждан, поставленных на учет на обслуживаемой территории, а также при осуществлении проверок мест регистрации иностранных граждан и отсутствии собственников, самих иностранных граждан. В ряде случаев фактически работа по материалам дел прекращается и выносится постановлении об отказе в возбуждении дела, несмотря на то, что требуется дополнительная проверка о прибытии в место нахождения иностранного гражданина.

Следует отметить, что форма уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания содержится в Административном регламенте Мини-

стерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856 [6], согласно которому в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, принимающая сторона должна указать место пребывания иностранного гражданина, подлежащего постановку на учет и сведения о физическом лице, выступающим в качестве принимающей стороны.

Данное уведомление является официальным документом, удостоверяющим юридический факт постановки иностранного гражданина на миграционный учет. Наличие у иностранного гражданина отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания с отметкой, проставляемой территориальным органом МВД России, МФЦ или организацией федеральной почтовой связи, что свидетельствует о его законном нахождении на территории Российской Федерации и позволяет в дальнейшем оформлять другие разрешительные документы - патент, разрешение на работу и разрешение на временное проживание, что является в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. (ред. от 10.07.2023 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] основанием для продления срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на срок свыше 90 суток.

Очень важно отметить, что на квалификацию рассматриваемых дел влияет определение общественной опасности. При определении ее оценку следует давать не действию или бездействию как признаку объективной стороны, а деянию как элементу состава преступления с учетом способа и возможных последствий его совершения.

Общественная опасность как признак преступления не является обязательным элементом, входящим исключительно в объект, объективную сторону, субъективную сторону или субъект преступления. Общественная опасность устанавливается при оценке всех элементов, признаков состава преступления в совокупности. Первое и основное требование, которому должны отвечать признаки, возводимые в элементы состава правонарушения, заключается в том, что в своей совокупности они должны непременно представлять общественно опасное для государства деяние. Не общественно опасное деяние не может образовать состав преступления.

Деяние, содержащее все признаки состава преступления, не может быть не общественно опасным. Доказательство наличия в действиях виновного всех элементов предусмотренного законом состава по общему правилу и есть доказательство общественной опасности, противоправности этого действия и его наказуемости.

Следует подчеркнуть, что законодатель, используя термины «фиктивность», «заведомо ложные сведения»,

№ 1 / 2024

Bulletin of economic security

159

«без намерения пребывать (проживать)», «без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания)», фактически говорит о незаконной постановке на миграционный учет путем обмана. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатели используют сложный психологический термин «намерение», под которым понимается мотивационная основа деятельности с сознательным выбором определенной цели. Это вызывает трудности у сотрудников территориальных органов МВД России в применении уголовного законодательства, возникают сложности в процессе доказывания отсутствия намерения иностранного гражданина проживать в помещении либо принимающей стороны предоставить помещение для пребывания. Последнюю форму деяния сотрудники территориальных органов МВД России могут объективно проверить, когда на учет поставлено единовременно большое количество иностранных граждан на малой площади при отсутствии фактической возможности их размещения.

В заключении можно сделать вывод, что фиктивные постановки иностранных граждан на миграционные учеты могут нести разнообразные последствия и повлиять на защиту основ конституционного строя, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способствуют легализации иностранных граждан как в пределах одного субъекта так на всей территории РФ. Кроме того, существует необходимость в разъяснение законодателем применения термина «намерения» при определении наличия состава уголовного преступления.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (ред. от 10.07.2023 г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. (ред. от 31.07.2023 г.) № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 12.10.2023) № 63-Ф3.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабюря 2001 г. (ред. от 12.10.2023 г.) № 195-ФЗ.

5. Приказ МВД России от 1 августа 2020 № 541 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства».

6. Приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. (ред. от 16.11.2022) № 856 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной

услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг».

7. Официальный сайт МВД России // www.mvd.ru.

8. Прудников А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 535 с.

9. Правовое регулирование отбора иностранных специалистов высокой квалификации. Российской и зарубежный опыт : учебное пособие / под ред. А. С. Прудникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

Bibliographic list

1. Federal Law No. 115-FZ of July 25, 2002 (as amended on 10.07.2023) «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation».

2. Federal Law No. 109-FZ of July 18, 2006 (as amended on 31.07.2023) «On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation».

3. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 (as amendedby 12.10.2023) No. 63-FZ.

4. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation No. 30.12.2001 of 12.10.2023 (as amended in 195-FZ).

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of August 1,2020 No. 541 «On Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Provision of State Services for the Issuance of Permits for the Recruitment and Use of Foreign Workers, as well as Work Permits for Foreign Citizens and Stateless Persons».

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 10.12.2020 (as amended by 16.11.2022) No. 856 «On Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Provision of State Services for the Implementation of Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation, forms of application of a foreign citizen or stateless person for registration at the place of residence, applications for

JURISPRUDENCE

the removal of a foreign citizen or stateless person from registration at the place of residence, notifications of the arrival of a foreign citizen or stateless person at the place of stay, registration marks (deregistration) of a foreign citizen or stateless person at the place of residence, notes on confirmation of the performance by the receiving party and a foreign citizen or stateless person of the actions necessary for his registration at the place of stay, including the multifunctional center for the provision of state and municipal services».

7. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia//www.mvd.ru.

8. Prudnikov A. S. State-legal bases of population migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. M. : UNITY-DANA, 2021. 535 p.

9. Legal regulation of selection of highly qualified foreign specialists. Russian and foreign experience: study manual edited by A. S. Prudnikov. M. : UNITY-DANA, 2022.

Информация об авторах

А. С. Прудников - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России;

Д. А. Новожилов - заместитель начальника отдела по вопросам миграции УВМ УВД МВД России по Брянской области, слушатель Академии управления МВД России.

Information about the authors

A. S. Prudnikov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia;

D. A. Novozhilov - Deputy Head of the Migration Department of the Internal Affairs Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Bryansk Region, Student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs ofRussia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.10.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 30.01.2024.

The article was submitted 15.10.2023; approved after reviewing 19.12.2023; accepted for publication 30.01.2024.

Конституционное право России. Под ред. Г. А. Гаджиева, Б. С. Эб-зеева ; под общ. ред. П. А. Кучеренко, Н. М. Чепурновой, Л. Т. Чихладзе. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

ч

Конституционное право России

ь ä

УЧЕБНИК Второе издание

Ш 1 / 2024

Bulletin of economic security

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.