Научная статья на тему 'О создании единой системы учета сдачи жилых помещений в наем иностранным гражданам и гражданам России как элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции'

О создании единой системы учета сдачи жилых помещений в наем иностранным гражданам и гражданам России как элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
регистрационный учет / миграционный учет / временное жилье / сдача помещений в наем / противодействие незаконной миграции / обеспечение прав граждан / registration / migration registration / temporary housing / rental of premises / countering illegal migration / ensuring the rights of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников, Ирина Михайловна Зраева, Екатерина Николаевна Пашкова

Проанализирована складывающая система правового регулирования предоставления временного жилья, позволивший прийти к выводу о том, что легальная сфера предоставления подобного рода услуг, в частности в учреждениях гостиничного типа имеет достаточно четкий правовой механизм закрепления, позволяющий правоохранительным органам оперативно располагать информацией обо всех временных перемещениях пребывающих лиц. Отмечается, что наряду с этим достаточно распространенным является предоставление жилищного фонда неофициально, так называемых «съемных квартир», анализируются причины и обстоятельства, правового характера, способствующие созданию подобной ситуации, а также выявляются негативные последствия в виде разворачивания преступной деятельности по итогам анализа оперативной обстановки на примере Брянского региона. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях формирования достоверной информации о лицах, предоставляющих возможный оперативный интерес для правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников, Ирина Михайловна Зраева, Екатерина Николаевна Пашкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the creation of a unified system for accounting for the rental of residential premises to foreign citizens and citizens of Russia as an element of the public legal mechanism for ensuring security and combating illegal migration

The emerging system of legal regulation of the provision of temporary housing has been analyzed, which has led to the conclusion that the legal sphere of providing this type of service, in particular in hotel-type institutions, has a fairly clear legal mechanism for securing it, allowing law enforcement agencies to quickly have information about all temporary movements of residents. It is noted that, along with this, the provision of housing stock unofficially, so-called «rented apartments», is quite common; the reasons and circumstances of a legal nature that contribute to the creation of such a situation are analyzed, and negative consequences are identified in the form of the development of criminal activity based on the results of an analysis of the operational situation in example of the Bryansk region. Specific proposals are formulated to improve the current legislation in order to generate reliable information about persons providing possible operational interest for law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «О создании единой системы учета сдачи жилых помещений в наем иностранным гражданам и гражданам России как элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 340

https://doi.org/1 0.24412/2687-0185-2023-4-123-127 NIION: 2007-0083-4/23-363 MOSURED: 77/27-005-2023-04-563

О создании единой системы учета сдачи жилых помещений

в наем иностранным гражданам и гражданам России как элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции

Анатолий Семенович Прудников1, Ирина Михайловна Зраева2, Екатерина Николаевна Пашкова3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, tanya_198307@mail.ru 2-3 Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Брянск, Россия

2 zraeva@mail.ru

3 pen515@mail.ru

Аннотация. Проанализирована складывающая система правового регулирования предоставления временного жилья, позволивший прийти к выводу о том, что легальная сфера предоставления подобного рода услуг, в частности в учреждениях гостиничного типа имеет достаточно четкий правовой механизм закрепления, позволяющий правоохранительным органам оперативно располагать информацией обо всех временных перемещениях пребывающих лиц. Отмечается, что наряду с этим достаточно распространенным является предоставление жилищного фонда неофициально, так называемых «съемных квартир», анализируются причины и обстоятельства, правового характера, способствующие созданию подобной ситуации, а также выявляются негативные последствия в виде разворачивания преступной деятельности по итогам анализа оперативной обстановки на примере Брянского региона. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях формирования достоверной информации о лицах, предоставляющих возможный оперативный интерес для правоохранительных органов.

Ключевые слова: регистрационный учет, миграционный учет, временное жилье, сдача помещений в наем, противодействие незаконной миграции, обеспечение прав граждан

Для цитирования: Прудников А. С., Зраева И. М., Пашкова Е. Н. О создании единой системы учета сдачи жилых помещений в наем иностранным гражданам и гражданам России как элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 123-127. https://doi.org/ 10.24412/2687-0185-2023-4-123-127.

Original article

On the creation of a unified system for accounting for the rental of residential premises to foreign citizens and citizens of Russia as an element of the public legal mechanism for ensuring security and combating illegal migration

Anatoly S. Prudnikov1, Irina M. Zraeva2, Ekaterina N. Pashkova3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, tanya_198307@mail.ru

2-3 Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Bryansk, Russia

2 zraeva@mail.ru

3 pen515@mail.ru

Abstract. The emerging system of legal regulation of the provision of temporary housing has been analyzed, which has led to the conclusion that the legal sphere of providing this type of service, in particular in hotel-type institutions, has a fairly clear legal mechanism for securing it, allowing law enforcement agencies to quickly have information about all temporary movements of residents. It is noted that, along with this, the provision of housing stock unofficially, so-called «rented apartments», is quite common; the reasons and circumstances of a legal nature that contribute to the creation of such a situation are analyzed, and negative consequences are identified in the form of the development of criminal activity based on the results of an analysis of the operational situation in example of the Bryansk region. Specific proposals are formulated to improve the current legislation in order to generate reliable information about persons providing possible operational interest for law enforcement agencies.

Keywords: registration, migration registration, temporary housing, rental of premises, countering illegal migration, ensuring the rights of citizens

For citation: Prudnikov A. S., Zraeva I. M., Pashkova E. N. On the creation of a unified system for accounting for the rental of residential premises to foreign citizens and citizens of Russia as an element of the public legal mechanism for ensuring security and combating illegal migration. Criminological Journal. 2023;(4):123-127. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-123-127.

© Прудников А. С., Зраева И. М., Пашкова Е. Н., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Реализуя право, гарантированное ст. 27 Конституции Российской Федерации [1], на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, граждане меняют место пребывания, временно останавливаясь в различных средствах размещения: гостиницах, отелях, пансионатах, иных жилых помещениях, сдаваемых за плату (съемные квартиры).

Государство для учета территориальных перемещений населения использует в отношении граждан России институт регистрационного учета, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства институт миграционного учета. Следует признать, что в современных условиях данная информация имеет не только статистический характер, позволяющий владеть сведениями о количестве пребывающих лиц в определенном регионе страны и в целом в Российской Федерации, но и играет значение для обеспечения вопросов безопасности и борьбы с угрозами террористической направленности.

Действующим законодательством определен порядок постановки на регистрационный учет по месту пребывания граждан России в срок, не превышающий 90 дней с момента прибытия в жилое помещение [2; 4], на миграционный учет иностранных граждан в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания [3; 5]. Следует отметить, что из этого правила есть исключение как для регистрационного, так и миграционного учета. В частности, в случае остановки лиц в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристской базе, медицинской организации или других подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информация о регистрации (постановке на миграционный учет) направляется администрациями указанных учреждений в течение суток с даты прибытия в соответствующее место пребывания и выбытия [3; 5] в территориальный орган МВД России (орган учета) [6].

Таким образом, легальная сфера предоставления временного жилья предусматривает достаточно четкий порядок информирования государства об установочных данных лиц, временно пребывающих и проживающих в определенном месте.

Вместе с тем, достаточно распространенным является предоставление жилых помещений (квартир) за плату внаем, так называемых «съемных квартир».

Данная сфера деятельности во многом носит скрытый характер и в отличие от гостиниц и иных подобных учреждений законодательством не предусмотрена обязанность владельцев квартир, сдающих жилье, информировать органы внутренних дел о пребывающих квартиросъемщиках.

Однако, как показывает изучение данных оперативной обстановки на примере Брянской области целый ряд преступных деяний совершается именно лицами, проживающими в подобном съемном временном жилье.

Так, в 2022 г. на территории города Брянска был совершен ряд резонансных преступлений, в том числе по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые совершены лицами, проживавшими в съемных квартирах.

Например, 16 июля 2022 г. около 2 ч. 30 мин. неизвестные из съемной квартиры по адресу: г. Брянск, проспект Ленина, д. 11, кв. 3 похитили и убили гражданина К. За совершение преступления задержаны С., К. и З. По данному факту возбуждено уголовное дело № 12102150013000037 по ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 126 УК РФ.

19 августа 2021 г. в городской больнице № 2 скончался А., доставленный из съемной квартиры по адресу: г. Брянск, проспект Станке Димитрова, д. 65, кв. 28, с переломом лицевого скелета. За совершение преступления задержан К., по данному факту возбуждено уголовное дело № 12102150013000130 по ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Анализируя складывающуюся оперативную обстановку, связанную с незаконным оборотом наркотиков на территории г. Брянска, установлено, что в 2021 г. по линии незаконного оборота наркотиков было возбуждено 113 уголовных дел, по которым задержано 37 граждан их распространявших, которые проживали в съемных квартирах. Все указанные лица снимали жилые помещения у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями [9].

Показателен в этом случае еще один пример. По данным ЦОС ФСБ России 12 октября 2022 г. задержан гражданин, готовивший теракт в Брянске. Установлено, что он на съемной квартире собрал самодельное взрывное устройство массой около 3 кг [8].

Указанные факты свидетельствуют, что жилой сектор съемных квартир зачастую становится сферой разворачивания преступной деятельности. Во многих случаях для правоохранительных органов наличие

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

установочных данных от арендодателей о квартиросъемщиках значительно упростило бы работу правоохранительных органов, позволило в ряде случаев не допустить совершения преступлений или способствовало бы их раскрытию, в целом обеспечило более эффективный контроль за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, соблюдение гражданами России правил регистрационного учета.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства свидетельствует, что данная сфера недостаточно урегулирована. В связи с чем правоохранительные органы не обладают всей информацией о количестве временного жилья и лиц в нем размещаемых. Как представляется, это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, как уже было отмечено, законодательно не установлена обязанность для лиц, сдающих жилье в поднаем информировать органы регистрационного учета о проживающих квартиросъемщиках (арендаторах) по аналогии как это установлено для учреждений гостиничного типа.

Во-вторых, предоставление жилых помещений зачастую носит скрытый, неофициальный характер, что в свою очередь связано с желанием уклониться от уплаты налогов. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, т. е. лицо должно уплатить налог 13 % от полученной суммы. Боле того, если деятельность по сдаче жилья и получению дохода носит систематический характер и имеет признаки предпринимательской деятельности, то арендодатель обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (самозанятого) и также уплачивать налоги. Осуществление же предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства выступают зачастую основанием для ухода в теневой сектор сферы предоставления временного жилья.

Обращаясь к региональному опыту, следует отметить, что, например, в УМВД России по Брянской области проводится работа по декриминализации этой сферы путем налаживания взаимодействия между арендодателями и правоохранительным органами. В частности, разработан комплекс профилакти-

ческих мероприятий. Например, разработано указание (от 23 августа 2021 г. № 46/15830), предусматривающее отработку жилого сектора с целью получения информации о собственниках жилых помещений, сдающих жилье в наем, а также лицах, их арендующих. Также предусмотрен алгоритм проведения проверок съемных квартир и проживающих там граждан. И как итог — формирование реестра съемных квартир с внесением адресов, телефонов, иных установочных данных о проживающих лицах в съемном жилье, фактах привлечения их к ответственности.

Так, в рамках указания в 2022 г. сотрудниками уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции УМВД России по г. Брянску проверено 15 090 квартир на территории г. Брянска. Проверкой установлено 525 квартир, сдаваемых в аренду. Из 525 квартир — 112 сдаются индивидуальными предпринимателями, 413 — физическими лицами. По факту осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ 56 физических лиц [9]. Однако все указанные протоколы отменены судом за отсутствием состава административного правонарушения с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации. В соответствии с постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2012 г. № 51-АД-7 сдача квартиры в наем, в том числе, посуточно и по часам, выступает одним из способов реализации законного права гражданина на распоряжение своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности и, следовательно, не является предпринимательской деятельностью [7].

Таким образом, подобные обстоятельства исключают возможность получения правоохранительными органами полного объема информации об арендодателях и арендаторах, формирования достоверного реестра съемных квартир, представляющих оперативный интерес для сотрудников полиции.

На основании изложенного и с целью предупреждения совершения преступлений, а также осуществления контроля за временным пребыванием иностранных граждан и граждан России в качестве элемента публично-правового механизма обеспечения безопасности и противодействия незаконной миграции представляется необходимым внесение изменений в действующее законодательство в части установления обязанности для арендодателей «съемных квартир» пре-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Конституционное право России

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

доставлять в органы регистрационного учета сведения о физических лицах, арендующих жилые помещения, аналогично порядку, установленному законом для учреждений гостиничного типа. Но если в гостиницах для реализации подобного порядка предусмотрено специальное программное обеспечение, позволяющее оперативно предоставлять информацию, то в рассматриваемой ситуации вариантом решения вопроса могло бы стать направление информации через Единый портал государственных услуг.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.

3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 653.

6. Приказ МВД России от 9 июля 2018 г. № 435 «Об утверждении Порядка представления администрациями о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии» // СПС «СтрасЮрист».

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

7. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 20 г. № 51-АД-7 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Интернет-портал «Брянская губерния»: «В Брянске ФСБ предотвратила теракт на логистическом терминале — задержан гражданин Украины» // URL://https://guberniya.tv/proisshestviya/fsb-zaderz-hala-ukraintsa-gotovivshego-terakt-v-bryanske/

9. Официальные данные УМВД России по Брянской области.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Rossiyskaya Gazeta. 1993. December 25.

2. Law of the Russian Federation of June 25, 1993 № 5242-I «On the right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement, choice of place of stay and residence within the Russian Federation» // Gazette of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. № 32. Art. 1227.

3. Federal Law of July 18, 2006 № 109-FZ «On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation» // CL RF. 2006. № 30. Art. 3285.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of July 17, 1995. № 713 «On approval of the rules for registration and deregistration of citizens of the Russian

Federation at the place of stay and place of residence within the Russian Federation and the list of persons responsible for reception and transfer to registration authorities accounting of documents for registration and registration of citizens of the Russian Federation at the place of stay and at the place of residence within the Russian Federation» // CL RF. 1995. № 30. Art. 2939.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of January 15, 2007. № 9 «On the procedure for carrying out migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // CL RF. 2007. № 5. Art. 653.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 9, 2018. № 435 «On approval of the Procedure for submission by administrations of registration and deregistration of citizens of the Russian Federation at the place of residence to the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Standard Form of Agreement on Information Interaction» // RLS «StrasLawyer».

7. Resolution of the Supreme Court of the Russia of January 10, 20 № 51-AD-7 // RLS «ConsultantPlus».

8. Internet portal «Bryansk province»: «In Bryansk, the FSB prevented a terrorist attack on a logistics terminal — a citizen of Ukraine was detained» // URL:// https://guberniya.tv/proisshestviya/fsb-zaderzhala-ukra-intsa-gotovivshego-terakt-v-bryanske/

9. Official data from the Russian Ministry of Internal Affairs for the Bryansk region.

Информация об авторах

А. С. Прудников — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России;

И. М. Зраева — доцент кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук;

Е. Н. Пашкова — профессор кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors A. S. Prudnikov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Moscow University The Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia;

I. M. Zraeva — Associate Professor of the Department of General Legal Disciplines of the Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences;

E. N. Pashkova — Professor of the Department of General Legal Disciplines of the Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.09.2023; одобрена после рецензирования 25.09.2023; принята к публикации 06.11.2023. The article was submitted 21.09.2023; approved after reviewing 25.09.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.