Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗМЕНИВШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАЙНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗМЕНИВШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАЙНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сандугей Анатолий Николаевич, Долгова Светлана Игоревна

Введение. При поступлении обращений усыновителей несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные (в соответствии с Семейным законодательством по просьбе усыновителей) в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России для снятия последних с регистрационного учета по прежнему месту жительства при условии обнародования заявителем факта усыновления и изменения установочных данных усыновленного лица обращение удовлетворяется как стандартная государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако если заявитель (усыновитель) факт усыновления и изменения установочных данных усыновленного лица оставляет в тайне (тайна усыновления предусмотрена и охраняется различными отраслями законодательства), государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации оказывается без учета возможной перемены установочных данных как регистрация «впервые». Сотрудники подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России при оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации не раполагают сведениями о факте усыновления ребенка, если законный представитель несовершеннолетнего (усыновитель) не поставит об этом их в известность. Следовательно, если усыновленное лицо, которому при усыновлении были изменены установочные данные, состоит на регистрационном учете под прежними установочными данными (которые имелись до момента усыновления), вновь ставится на регистрационный учет по новым установочным данным, возникает проблема -получается, что одно и то же лицо, но с разными персональными данными фактически дважды, а в некоторых случаях трижды учитывается в базах данных МВД России. Цель исследования. Разработать предложения по совершенствованию законодательства в части совершенствования процедуры (регламента) снятия (постановки) с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления. Методологию и методику исследования составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский и теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование). В качестве правовых методов использовались формально-логический и метод сравнительного правоведения. Выводы. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части совершенствования процедуры (регламента) снятия (постановки) с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS REGISTRATION AT THE PLACE OF RESIDENCE OF MINOR CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHO CHANGED THEIR PERSONAL DATA TO ENSURE THE SECRECY OF ADOPTION

Introduction. When the migration units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation receive applications from adoptive parents of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data (in accordance with Family Law at the request of the adoptive parents) to remove the latter from the registration register at their former place of residence, provided that the applicant makes public the fact of adoption and changes in the installation data of the adopted person, the application is satisfied as a standard state service for the registration of citizens of the Russian. However, if the petitioner (adoptive parent) the fact that the adoption and change of the setting data of the adopted person retains in secret (secrecy of adoption is protected and provided by various sectors of the law) of the state service in registration accounting of citizens of the Russian Federation at the place of stay and place of residence within the Russian Federation is without taking into account possible changes setting data as the registration for the first time. Employees of the migration departments of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, when providing state services for the registration of citizens of the Russian Federation, do not have information about the fact of adoption of a child, unless the legal representative of the minor (adoptive parent) informs them about it. However, if an adopted person who has changed the installation data during adoption is registered under the previous installation data (which was available before the adoption), is re - registered under the new installation data, the problem arises that the same person, but with different personal data, can actually be registered twice in the databases of the Ministry of internal Affairs of Russia. Purpose of research. Develop proposals for improving legislation in terms of improving the procedure (regulations) for removing (setting) from registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data to ensure the secrecy of adoption. The methodology and methodology of the research are modern achievements of the theory of knowledge. General philosophical and theoretical methods (dialectics, system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, modeling) were used in the research process. Formal-logical and comparative law methods were used as legal methods. Conclusions. Proposals are formulated to improve the legislation in terms of improving the procedure (regulations) for removing (setting) from registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data to ensure the secrecy of adoption.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗМЕНИВШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАЙНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ»

УДК 342 А. Н. Сандугей,

ВНИИ МВД России;

С. И. Долгова

Академия управления МВД России

Проблемы регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления1

АННОТАЦИЯ. Введение. При поступлении обращений усыновителей несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные (в соответствии с Семейным законодательством по просьбе усыновителей) в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России для снятия последних с регистрационного учета по прежнему месту жительства при условии обнародования заявителем факта усыновления и изменения установочных данных усыновленного лица обращение удовлетворяется как стандартная государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Однако если заявитель (усыновитель) факт усыновления и изменения установочных данных усыновленного лица оставляет в тайне (тайна усыновления предусмотрена и охраняется различными отраслями законодательства), государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации оказывается без учета возможной перемены установочных данных как регистрация «впервые».

Сотрудники подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России при оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации не раполагают сведениями о факте усыновления ребенка, если законный представитель несовершеннолетнего (усыновитель) не поставит об этом их в известность.

Следовательно, если усыновленное лицо, которому при усыновлении были изменены установочные данные, состоит на регистрационном учете под прежними установочными данными (которые имелись до момента усыновления), вновь ставится на регистрационный учет по новым установочным данным, возникает проблема -получается, что одно и то же лицо, но с разными персональными данными фактически дважды, а в некоторых случаях трижды учитывается в базах данных МВД России.

Цель исследования. Разработать предложения по совершенствованию законодательства в части совершенствования процедуры (регламента) снятия (постановки) с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления.

Методологию и методику исследования составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский и теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование). В качестве правовых методов использовались формально-логический и метод сравнительного правоведения.

Выводы. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части совершенствования процедуры (регламента) снятия (постановки) с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регистрационный учет, несовершеннолетние, тайна усыновления, изменение персональных данных, подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сандугей А. Н., Долгова С. И. Проблемы регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления // Научный портал МВД России. 2021. № 4 (56). С. 105-112.

1 Статья подготовлена на основе материалов аналитического обзора с предложениями «Особенности снятия с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления» (п. 5.1.1 плана НИР ФГКУ «ВНИИ МВД России» на 2020 г.).

A. N.Sandugey

NRI of the Ministry of Interior of the Russian;

S. I. Dolgova

Management Academy of the Ministry of еру Interior of Russia

Problems registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who changed their personal data to ensure the secrecy of adoption

ABSTRACT. Introduction. When the migration units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation receive applications from adoptive parents of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data (in accordance with Family Law at the request of the adoptive parents) to remove the latter from the registration register at their former place of residence, provided that the applicant makes public the fact of adoption and changes in the installation data of the adopted person, the application is satisfied as a standard state service for the registration of citizens of the Russian.

However, if the petitioner (adoptive parent) the fact that the adoption and change of the setting data of the adopted person retains in secret (secrecy of adoption is protected and provided by various sectors of the law) of the state service in registration accounting of citizens of the Russian Federation at the place of stay and place of residence within the Russian Federation is without taking into account possible changes setting data as the registration for the first time.

Employees of the migration departments of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, when providing state services for the registration of citizens of the Russian Federation, do not have information about the fact of adoption of a child, unless the legal representative of the minor (adoptive parent) informs them about it.

However, if an adopted person who has changed the installation data during adoption is registered under the previous installation data (which was available before the adoption), is re - registered under the new installation data, the problem arises that the same person, but with different personal data, can actually be registered twice in the databases of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Purpose of research. Develop proposals for improving legislation in terms of improving the procedure (regulations) for removing (setting) from registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data to ensure the secrecy of adoption.

The methodology and methodology of the research are modern achievements of the theory of knowledge. General philosophical and theoretical methods (dialectics, system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, modeling) were used in the research process. Formal-logical and comparative law methods were used as legal methods.

Conclusions. Proposals are formulated to improve the legislation in terms of improving the procedure (regulations) for removing (setting) from registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who have changed their personal data to ensure the secrecy of adoption.

KEYWORDS: registration, minors, secret adoption, change of personal data, migration departments of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

FOR CITATION: Sandugey A. N., Dolgova S. I. Problems registration at the place of residence of minor citizens of the Russian Federation who changed their personal data to ensure the secrecy of adoption // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2020. № 4 (56). P. 105-112 (in Russ.).

Деятельность подразделений по вопросам Поэтому вопросы постановки усыновленных

миграции территориальных органов МВД России детей на регистрационный учет по новому месту по постановке на регистрационный учет граждан жительства и снятие их с регистрационного учета Российской Федерации по месту жительства и по прежнему месту жительства осуществляются снятию с него осуществляется с соблюдением в общем порядке и решаются усыновителями са-обеспечения защиты прав и свобод человека и мостоятельно путем обращения в подразделения гражданина при обработке его персональных по вопросам миграции территориального органа данных, в том числе защиты прав на неприкос- МВД России либо в многофункциональный центр новенность частной жизни, личную и семейную по предоставлению государственных и муници-тайны. пальных услуг по месту жительства. При этом во-

Порядок осуществления регистрационного просы контроля снятия с регистрационного уче-учета усыновленных (удочеренных) детей-сирот та по прежнему месту жительства усыновленных и детей, оставшихся без попечения родителей и (удочеренных) детей, изменивших персональные изменивших персональные данные для обеспе- данные для обеспечения тайны усыновления, а чения тайны усыновления, действующим законо- также постановки таких лиц на регистрационный дательством отдельно не регламентирован. учет по месту жительства или месту пребывания

усыновителей не относятся к полномочиям органов опеки и попечительства2.

Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей, в данном случае - усыновителей. Регистрация по месту жительства (пребывания) несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих совместно с законными представителями (усыновителями), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства по форме № 6, документов, удостоверяющих личность законных представителей, и свидетельства о рождении не-совершеннолетнего3.

Если усыновленный ребенок зарегистрирован по месту жительства с биологическими родителями, то при оформлении регистрации по новому месту жительства по адресу усыновителей требуется одновременное снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства по старым установочным данным ребенка (в противном случае имеет место двойной регистрационный учет одного и того же лица).

Практическими сотрудниками подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России отмечаются случаи снятия усыновителями своих усыновленных детей с регистрационного учета по прежнему месту жительства. При этом усыновители, в том числе иностранные граждане, при обращении в органы регистрационного учета за оказанием государственной услуги по снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства осуществляют снятие таких детей с регистрационного учета под старыми установочными данными на основании следующих документов:

2 См.: Об опеке и попечительстве : Федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ, ст. 8 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755.

3 См.: Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, п. 28 // СПС КонсультантПлюс; Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : утв. приказом МВД России от 31 дек. 2017 г. № 984. Приложение № 5.

заявления гражданина, в том числе гражданина иностранного государства, оформленного надлежащим образом, о снятии с регистрационного учета;

свидетельства о рождении ребенка на новые установочные данные;

свидетельства об усыновлении; документов, удостоверяющих личность родителей, в том числе граждан иностранного государства, с нотариально удостоверенным переводом.

В целях сохранения тайны усыновления детей при снятии с регистрационного учета либо регистрации по месту жительства (пребывания) документы, в том числе копии решений судов об усыновлении, к документам, послужившим основанием для регистрации (снятия), не приобща-ются4.

В прикладном программном обеспечении «Территория» производится смена документа, удостоверяющего личность и установочные данные несовершеннолетнего для действующей регистрации по месту жительства, после чего обрабатывается заявление о регистрации по новому месту жительства5. Однако данная практика применима для несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, которые уже получили паспорт гражданина Российской Федерации и прошли по информационно-справочным учетам МВД России.

Следует отметить, что подобная практика исследуемого процесса возможна лишь при обращении усыновителей в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России с пакетом необходимых документов, в которых имеется информация о прежних установочных данных усыновленного несовершеннолетнего, что исключает проблему искажения электронных учетов и «двойную» регистрацию усыновленных несовершеннолетних.

Например, при осуществлении регистрационного учета усыновленных несовершеннолетних граждан в Камчатском крае в соответствии с ч. 1 ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) (тайна усыновления ребенка охраняется законом) используется следующий алгоритм действий:

в случае изменения установочных данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рож-

4 См.: Информационное письмо ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, исх. № 15/108613 от 16.03.2020.

5 См.: Информационное письмо УМВД России по Там-

бовской области, исх. № 1/376375 от 13.03.2020.

дения), а также адреса места жительства несовершеннолетнего ребенка в связи с его усыновлением в заявлении о снятии с регистрационного учета указывается следующая причина - «переехал в том же населенном пункте, переехал в другой населенный пункт» - без указания адреса и новых установочных данных;

при регистрации по месту жительства и по месту пребывания у данной категории граждан (усыновленного несовершеннолетнего) причиной регистрации указывается «регистрация впервые»6.

Однако с учетом положений об охране тайны усыновления, установленных ст. 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и осуществлять выдачу документов, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребенка. Соответственно в бланке свидетельства о рождении не указывается информация об усыновле-

нии7.

Следовательно, сотрудники подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России при оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации не могут располагать сведениями об усыновлении ребенка и изменении его персональных данных, если законными представителями не ставится вопрос о снятии усыновленного ребенка с регистрационного учета по прежнему месту жительства под старыми установочными данными.

В подобных случаях государственная услуга по регистрационному учету по месту жительства рассматриваемой категории граждан осуществляется их усыновителями, не желающими раскрывать тайну усыновления, как регистрация «впервые» и заявление о снятии с регистрационного учета с указанием прежних персональных данных ребенка в орган регистрационного учета не подается.

В связи с этим в случае отсутствия информации о прежних установочных данных усынов-

6 См.: Информационное письмо УМВД России по Камчатскому краю, исх. № 8/1-2547 от 12.03.2020.

7 В решении суда об усыновлении ребенка должна обязательно содержаться информация об изменении личных данных ребенка. На основании решения об усыновлении, содержащего информацию об изменении фамилии, имени, отчества усыновленного ребенка, органом ЗАГС вносятся соответствующие исправления в актовую запись о рождении ребенка и выдается новое свидетельство о его рождении.

ленного постановка на регистрационный учет территориальными органами МВД России осуществляется путем создания новой учетной записи на несовершеннолетнего ребенка, что влечет за собой двойной учет одного и того же лица8.

Помимо так называемой заявительной практики (на основании заявлений усыновителей, если речь идет о несовершеннолетних до достижения 14-летнего возраста) постановки на регистрационный учет по месту жительства и снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, имеется практика снятия с регистрационного учета усыновленных несовершеннолетних с прежнего места жительства на основании судебных решений.

Например, снятие с регистрационного учета несовершеннолетних граждан может быть произведено и при поступлении в орган регистрационного учета от заинтересованных физических или юридических лиц решения суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением. При этом в судебных решениях суд указывает персональные данные несовершеннолетнего гражданина до усыновления и снятие с регистрационного учета оформляется по прежним установочным данным9.

Судебная практика по снятию с регистрационного учета усыновленных детей гражданами России складывается в подавляющем большинстве следующим образом.

Например, по определению Тульского областного суда, рассмотревшего дело по апелляционной жалобе на решение Донского городского суда Тульской области в 2018 г. по иску о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета двух несовершеннолетних детей, в отношении которых истец был лишен родительских прав, в связи с тем, что регистрация их в данной квартире влечет дополнительные расходы на содержание жилья и является препятствием для приватизации, истцу было отказано10. Обоснованием решения послужило то, что в соответствии с действующим законодательством проживание детей с усыновителями на их жилищные права не вли-

8 См.: Информационное письмо ГУ МВД России по Самарской области, исх. № 32/2-12779 от 13.03.2020.

9 См.: Информационное письмо УМВД России по Удмуртской Республике, исх. № 11/2021 от 25.02.2020.

10 См.: Апелляционные определения Тульского областного суда от 2 августа 2018 г. по делу № 33-2633/2018,

Московского областного суда от 2 апреля 2014 г. по делу № 33-5133/2014, Нижегородского областного суда от 6 ноября 2018 г. по делу № 33-13000/2018 // СПС Консуль-тантПлюс.

яет, непроживание усыновленных детей истца в спорном жилом помещении носит вынужденный характер (истец лишен родительских прав), не указывает на их отказ от права пользования помещением и не может являться основанием для признания их прекратившими (утратившими) право пользования жилым помещением.

Полагаем возможным привести еще один пример. Так, в соответствии с распоряжениями Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Дубна от 11 октября 2010 г. № 286-р и от 11 октября 2010 г. № 285-р несовершеннолетние дети истца были помещены в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, в последующем были усыновлены и проживают в семьях усыновителей, однако с регистрационного учета из спорной квартиры до настоящего времени не сняты. При обращении в Отделение УФМС России по городскому округу Дубна истцу было разъяснено, что снять с регистрационного учета несовершеннолетних детей возможно только при подаче заявления усыновителями либо на основании решения суда. Поскольку обстоятельства усыновления истцу не известны, так же как не известны данные о месте жительства усыновленных несовершеннолетних, он вынужден был обратиться в суд с данным иском.

В удовлетворении требований о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета судом было отказано, поскольку доказательств того, что ответчики (усыновленные дети) добровольно отказались от своих прав и обязанностей по договору социального найма и приобрели право пользования другим жилым помещением, суду не представлено [1]11.

Судебная практика по снятию с регистрационного учета несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами, сложилась однозначно.

Например, в результате обращения гражданина Российской Федерации в Советский районный суд г. Иваново с иском к отделу опеки и попечительства о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета своего брата, усыновленного гражданами Канады и выехавшего по месту проживания усыновителей, ему было отказано в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего лица.

Мотивационным обоснованием вынесенного решения явился факт, что Российская Федерация сохраняет правовую связь с усыновленными детьми, которые в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств имеют возможность вернуться и проживать по месту своей регистрации на территории нашей страны12.

Таким образом, ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранным лицом сохраняет право пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован.

Отдельно полагаем обратить внимание на то, что, помимо процедур усыновления и снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления, возможна и процедура отмены усыновления данного ребенка и, как следствие, снятия его с регистрационного учета по месту жительства усыновителей.

Отмена усыновления предусмотрена ст. 140 СК РФ. Заявление об отмене усыновления ребенка рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, а также прокурора (п. 1 ст. 78, пп. 1, 2 ст. 140 СК РФ).

В случае отмены усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается органу опеки и попечительства.

При отмене усыновления суд должен разрешить вопрос о том, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия, имея при этом в виду, что изменение указанных данных в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия (п. 3 ст. 143 СК РФ).

В течение трех дней с момента вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка суд, вынесший решение, направляет выписку из этого решения в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.

11 См.: Апелляционное определение Московского областного суда от 2 апреля 2014 г. по делу № 33-5133/2014.

12 См.: Терехова Ю. К. Комментарий к Закону РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.

Орган записи актов гражданского состояния обязан не позднее трех дней со дня получения выписки из решения суда об отмене усыновления совершить соответствующую государственную регистрацию отмены усыновления и изменить записи в отношении ребенка (например, фамилию, имя, отчество ребенка, дату, место рождения, сведения о родителях) в соответствии с указаниями решения суда (если таковые имелись). Исходя из положений п. 21 ст. 46 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» суду следует также решить вопрос о восстановлении первоначальных сведений о месте и дате рождения ребенка, о его родителях, если эти сведения были изменены по просьбе усыновителей.

Как показало исследование, число случаев отмены усыновления детей в Российской Федерации незначительно и за последние 20 лет превышает чуть более 2 % от общего числа усыновленных детей. Однако соответствующие отмены усыновления имеют место быть.

Судебная практика по снятию с регистрационного учета усыновленных детей гражданами Российской Федерации в случае отмены усыновления ребенка складывается в подавляющем большинстве следующим образом.

Например, определением Московского городского суда от 23 декабря 2016 г. № 4г/5-8180/2016 принято решение об отказе признания усыновленного несовершеннолетнего, в отношении которого принято судебное решение об отмене усыновления, утратившим право пользования жилым помещением и снятии последнего с регистрационного учета усыновителей.

Несмотря на доводы истца относительно того, что в случае отмены усыновления взаимные права и обязанности ребенка и усыновителей прекращаются (п. 1 ст. 143 СК РФ), судебная коллегия отметила, что отмена усыновления влечет правовые последствия в виде прекращения личных, неимущественных прав и обязанностей, но не прекращение имущественных прав и обязанностей, в том числе в области жилищных отношений. Таким образом, не является основанием для удовлетворения исковых требований тот факт, что юридически несовершеннолетний является иным лицом и перестал быть членом семьи истца. Сам по себе факт отмены усыновления несовершеннолетнего не может служить основанием для прекращения его права пользования жилым помещением и не подлежит снятию с регистрационного учета.

Таким образом, если ранее усыновленное лицо не снято с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а в отношении его усыновителей принято решение об отмене его усыновления, возникает факт двойного регистрационного учета одного и того же лица под различными персональными данными. При этом в случаях повторного усыновления указанной категории лиц возникают основания для их тройного регистрационного учета по месту жительства. Такое положение дел приводит к существенному искажению сведений, содержащихся в соответствующих учетах МВД России.

Для преодоления сложившейся ситуации представляется необходимым осуществить следующее.

1. В целях дополнительного законодательного обеспечения государственных гарантий стабильного, постоянного пользования жилым помещением усыновленными (удочеренными) лицами, занимающими его на законных основаниях по месту жительства усыновителей, предлагается абзац второй ст. 69 СК РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ после слов «уплаты алиментов;» дополнить словами «обеспечения усыновленных (удочеренных) детей жилым помещением по месту жительства в пределах Российской Федерации;».

На основании требований проектируемой нормы указанной статьи СК РФ усыновители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от обеспечения усыновленных (удочеренных) детей жилым помещением по месту жительства в пределах Российской Федерации.

2. В целях контроля за обеспечением усыновителями своих усыновленных (удочеренных) детей жилым помещением по месту жительства в пределах Российской Федерации потребуется внесение дополнений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (далее - Правила передачи детей на усыновление)13.

В соответствии с п. 21 Правил передачи детей на усыновление в целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усынов-

13 Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.

ленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

При этом орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Первое контрольное обследование осуществляется в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

С учетом действующих Правил передачи детей на усыновление и предлагаемых изменений органы опеки и попечительства по месту жительства усыновителя(ей) должны быть наделены полномочиями при первом контрольном обследовании условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, устанавливать наличие регистрации по месту жительства усыновленного ребенка. Данная регистрация подтверждается свидетельством о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства, выданным в органах регистрационного учета.

По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. Помимо предусмотренных Правилами передачи детей на усыновление сведений, в нем также должны указываться обстоятельства нарушения требований проектируемых норм ст. 69 СК РФ, касающихся вопросов обеспечения усыновленных (удочеренных) детей жилым помещением по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В п. 23 Правил передачи детей на усыновление предлагается после слов «...взаимоотношениях в семье.» внести следующее дополнение: «, а также обстоятельствах, влияющих на обеспечение усыновителями своих усыновленных (удочеренных) детей жилым помещением по месту жительства».

Вместе с тем Правила передачи детей на усыновление необходимо дополнить пунктом следующего содержания:

«23(1.1). По результатам контрольного обследования орган опеки и попечительства направляет в орган регистрационного учета территориального органа МВД России соответствующее уведомление о снятии усыновленного (удочеренного) ребенка с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Уведомление органов регистрационного учета территориального органа МВД России осуществляется с обеспечением тайны усыновления».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В целях исключения недостоверности информационно-справочных учетов при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления (разрешения проблем множественности учетов), предлагается наделить органы опеки и попечительства обязанностью по уведомлению органов регистрационного учета о снятии данной категории лиц с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

В связи с этим ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предлагается дополнить таким основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, как «уведомление органа опеки и попечительства - на основании вступившего в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка».

4. Для реализации механизма снятия с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних граждан Российской Федерации, изменивших персональные данные для обеспечения тайны усыновления, подп. «а» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, содержащим исчерпывающий перечень оснований для снятия с регистрационного учета по месту жительства, после слов «.(в письменной форме или в форме электронного документа)» необходимо внести следующее дополнение «, а также соответствующего уведомления органов опеки и попечительства».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобкова С. А. Защита жилищных прав несовершеннолетних // Судья. 2015. № 3. С. 12-14.

REFERENCES

1. Bobkova S. A. Judge. 2015, No. 3. pp. 12-14.

Рукопись поступила в редакцию 05.04.2021, принята к публикации 13.12.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Анатолий Николаевич Сандугей, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, заместитель начальника научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел - начальник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

E-mail: sandugey@inbox.ru

Тел.: 8 (495) 915-20-50

Долгова Светлана Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра федерального государственного казенного образовательного учреждения «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, корп. 1).

E-mail: svetla_igorevna@mail.ru Тел.: 8-903-295-01-32

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anatoly N. Sandugey, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Honored worker of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation, Deputy Head of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies - Head of the Department for Researching Problems of Public Order Protection and Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

E-mail: sandugey@inbox.ru Tel.: 8 (495) 915-20-50

Svetlana I. Dolgova, Candidate of Legal Sciences, Leading Researcher of the Department for Research of problems of branch management of the Research Center of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 8, building 1, 125993, Russian Federation) E-mail: svetla_igorevna@mail.ru Phone: 8-903-295-01-32

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Both authors made an equal contribution to the work both at the stage of the study and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.