ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-113-119
УДК 347.6
Н.А. Иванова
ПОДГОТОВКА УСЫНОВИТЕЛЕЙ К БУДУЩЕМУ УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: усыновление — наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и семью. Кроме того, усыновление способствует созданию полной семьи: лицам, не имеющим детей, предоставляется возможность удовлетворить присущее большинству людей чувство родительской любви. При этом значительную роль играет специальная подготовка приемных родителей к процессу усыновления, чему в России уделяется большое внимание. Усыновители добровольно принимают на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей. Они приравнены к родителям во всех отношениях и наделены теми же правами. Цель: анализ такого процесса, как подготовка граждан к будущему усыновлению (удочерению) детей, с помощью различных методов исследования. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: проанализированы особенности подготовки будущих родителей к усыновлению (удочерению) детей в Российской Федерации. Выводы: процесс подготовки кандидатов в усыновители сложен и ответственен, однако уверенность усыновителя в правильности сделанного выбора позволяет благополучно преодолеть все его этапы.
Ключевые слова: усыновление, усыновитель, усыновленный, кандидат, семья, этапы, процесс, ребенок, подготовка, приемные родители.
N.A. Ivanova
TRAINING OF ADOPTIVE PARENTS FOR THE FUTURE
ADOPTION OF CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
Background: adoption is the most preferred form of placement of children deprived of parental care, in which the child is legally fully equated with his own children, acquires parents and a family in the person of the adoptive parents. In addition, adoption contributes to the creation of a full family: people who do not have children are given the opportunity to satisfy the feeling of parental love inherent in most people. At the
© Иванова Наталия Александровна, 2021
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Ivanova Nataliya Aleksandrovna, 2021
Сandidate of law, Associate Professor, the Department of Civil law (Saratov State Law Academy) 113
same time, a significant role is played by the special training of foster parents for the adoption process, which is given great attention in Russia. Adoptive parents voluntarily assume the full responsibilities assigned by law to the parents. They are equal to their parents in all respects and have the same rights. Objective: analysis of such a process as training citizens for the future adoption of children, using various research methods. Methodology: dialectical method of scientific knowledge, systemic, formal-logical, comparative-legal research method. Results: the features of training future adoptive parents for the adoption of children in the Russian Federation are analyzed. Conclusions: the process of training candidates for being adoptive parents is complex and responsible, but the confidence of an adoptive parent in the correctness of the choice he/she made allows you to safely overcome all its stages
Key-words: adoption, adoptive parent, adopted child, candidate, family, stages, process, child, preparation, adoptive parents.
Усыновление ребенка является ответственным и взвешенным решением приемных родителей. Первоначальный этап привыкания потенциального родителя к ребенку и ребенка к нему — нелегкий момент для обеих сторон. Период закрепления доверительных, искренних, душевных, взаимных, дружеских детско-родительских отношений может продолжаться неопределенный отрезок времени. Ребенку необходимо пройти путь привыкания к традициям, жизненным устоям, порядкам новой семьи. Научиться верить усыновителям. Как отмечал Д.И. Мейер, отношения между усыновителем и усыновленным основываются преимущественно на бессознательной любви, «чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка» [1].
Действующее законодательство не содержит понятия усыновления, в связи с чем обратимся к известным ученым-цивилистам.
Так, А.М. Нечаева определяет усыновление как «акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона» [2], а Л.М. Пче-линцева — «как юридический акт, в результате которого между усыновителями и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению» [3]. М.В. Антокольская приходит к выводу, что «усыновление — одна из разновидностей социального отцовства и материнства» [4]. Ю.А. Королев пишет, что «усыновление существует с глубокой древности, однако содержание его с течением времени изменялось. Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении» [5]. Ю.Ф. Беспалов понимает усыновление «не только как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и не только как факт, имеющий юридическое значение, но и как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка» [6]. В.В. Рясенцев рассматривает усыновление как «юридический акт со всеми юридическими последствиями». С ним согласен Е.М. Ворожейкин [7; 8]. И. Гуревич отмечал, что отношения, аналогичные тем, которые существуют между родителями и детьми, «...устанавливаются не только естественным путем рождения, но и искусственным путем усыновления» [9]. Г.Ф. Шершеневич полагал, что усыновление — это «имитация семьи со стороны недостающего потомства» [10].
Исходя из многообразия приведенных позиций цивилистов, мы полагаем, что усыновление — это особый вид семейных правоотношений, который противоположен кровным родительским отношениям.
Одним из существенных моментов благополучия усыновленного ребенка является правильный выбор кандидата в усыновители, поскольку независимо от возраста ребенок должен найти определенную взаимосвязь между новой семьей и им самим. Поэтому значительную роль в России и за рубежом занимает специальная подготовка приемных родителей к процессу усыновления. В основном это связано с психологической подготовкой будущих родителей, так как стремление усыновить детей не всегда является результатом осознанного решения. Часто будущие родители считают, что они готовы принять ребенка в семью и дополнительные знания им не требуются. Но, к сожалению, практический опыт говорит об обратном. Можно привести много случаев, когда малышей берут из Дома малютки, чтобы из каких-либо соображений показать окружающим, что у них есть дети, а когда дети подрастают и входят в пубертатный период, их возвращают обратно в детский дом. При этом взрослые неосознанно наносят сильнейшую травму психике ребенка. Но бывают и случаи, когда отчаявшаяся бесплодная пара усыновляет или удочеряет ребенка, которого окружает любовью и заботой.
Все кандидаты в приемные родители согласно законодательству Российской Федерации обязаны пройти подготовку и обучение в школе приемных родителей, чтобы получить основные знания, необходимые для создания крепкой семьи.
Если квалифицированно и качественно провести обучение, то впоследствии вероятность возврата ребенка в детский дом будет исключена. е
Школы приемных родителей в настоящее время имеются в каждом регионе и России.
ш
Подготовку кандидатов в замещающие родители осуществляют професси- о ональные социальные педагоги, юристы, семейные психологи, медицинские О работники, специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, О
п
а также практический опыт работы с приемными семьями и приемными детьми, | усыновители, имеющие положительный опыт в воспитании приемных детей. в
Н
Для прохождения подготовки кандидаты в усыновители представляют в орган О опеки и попечительства либо в школу приемных родителей полную и достовер- р ную информацию о себе, подтвержденную документально. |
Подготовка кандидатов в усыновители осуществляется по очной или очно-за- К очной форме, в том числе с использованием дистанционных методов обучения. а
Т-\ о К
В настоящее время, когда в связи с пандемией коронавируса практически во всех е организациях введены ограничительные меры, установленные региональным || законодательством, дистанционное обучение является наиболее эффективным ¡§ и безопасным способом подготовки потенциальных родителей. Количественный 1 состав группы при очной форме обучения составляет не более 20 человек. Не ис- ) ключена возможность обучения в индивидуальном порядке. Занятия проводятся в форме интерактивных лекций, семинаров, практических занятий и тренингов. При дистанционном обучении проводится тестирование.
Процесс усыновления (удочерения) детей приемными родителями осуществляется в четыре ступени.
На первой ступени будущие родители готовятся к факту усыновления ребенка морально и психологически. Им объясняют, как наладить контакт с ребенком, Ц5
как проявлять заботу о нем, как сделать его проживание в семье комфортным и благополучным. В заключение этого этапа обучения кандидатам в усыновители необходимо прийти к окончательному решению: усыновлять ребенка или нет.
Представляется, что именно на этой ступени подготовки, когда предполагаемый усыновитель должен определиться с выбором, целесообразно было бы усилить подтверждение его выбора заключением, полученным на полиграфе. Причем супруги должны проходить эту проверку раздельно. И обязательно следует сформулировать вопросы таким образом, чтобы в них отражались нестандартные, конфликтные моменты, которые могут возникать в отношениях между усыновителем и усыновленным. Достаточно широко используемое в наши дни техническое средство для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также других физиологических (психофизиологических) параметров представит экспертам показатели для оценки достоверности сообщенной усыновителем информации. Результаты проведенного исследования на полиграфе должны стать основой для вынесения решения по усыновлению.
На второй ступени обучения происходят поиск, подбор ребенка и сбор необходимых документов для усыновления.
Детей, как правило, выбирают с помощью Федерального банка1 данных детей-сирот. Это база данных, которая позволяет хранить, обновлять и накапливать информацию о детях, которые остались без опеки родителей. Формируется этот банк с целью предоставления будущим опекунам полной и достоверной информации о том или ином ребенке, состоянии его здоровья, генетических заболеваниях (если таковые имеются), а также сведений о его биологических родителях, наличии родных братьев и сестер.
Учет подлежащих усыновлению детей осуществляют региональные органы опеки и попечительства.
На третьем этапе будущим родителям рассказывают о сохранении тайны усыновления. Представляется, что это один из острых и важных вопросов при усыновлении ребенка. Усыновляя ребенка возраста до 10 лет, усыновитель может просить суд об изменении его имени, отчества и фамилии, о записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений без согласия ребенка. При усыновлении ребенка до достижения им одного года усыновитель может ходатайствовать об изменении даты и места его рождения, но не более чем на 3 месяца, а при наличии уважительных причин данные изменения могут произойти в отношении ребенка старше 1 года.
Тайна усыновления в отношении этой группы детей (не достигших возраста 10 лет) особенно важна, так как в этом возрасте, по мнению законодателя, ребенок еще не в полной мере осознает происходящие изменения в его судьбе и может считать усыновителей своими кровными родителями. Разглашение подобного рода тайны может нанести существенный моральный и нравственный вред как ребенку, так и его приемным родителям. С позиции закона тайна усыновления должна охраняться в полной мере, к чему закон и стремится, однако, на наш взгляд, иногда все же усыновителю следует выбрать нужный, подходящий момент и рассказать правду ребенку. Такая правда позволит в дальнейшем избежать
1 См.: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. 116 № 17, ст. 1643.
получения им большей (а для детского мышления огромной) моральной травмы, которую он получит, если узнает о своем происхождении от чужих людей. По мнению многих психологов, самым подходящим для такого сообщения моментом является как раз возраст до 10-12 лет. Специалисты полагают, что именно в этом возрасте несовершеннолетние дети не в полной мере осознают боль раскрытой перед ними тайны, в связи с чем им психологически легче перенести правду.
Однако при усыновлении ребенка старше 10 лет требуется его согласие на усыновление и на изменение его персональных данных. К тому же в подростковом возрасте дети осознают все последствия усыновления, и сохранение какой-либо тайны в этом случае не является разумным. Исключение из этого правила представляют случаи, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.
Но помимо психологических проблем, связанных с сохранением тайны усыновления, существуют проблемы, связанные с жилищными правами.
В Верещагинском районном суде Пермского края рассматривался иск А.И. Щукина к межрайонному территориальному управлению № 2 министерства социального развития Пермского края о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Истец А.И. Щукин является собственником общей долевой собственности (доля в праве 1/2) — однокомнатной квартиры. На регистрационном учете в указанной квартире состоит Мещерякова К.Н. По сведениям министерства социального развития Пермского края Мещерякова К.Н. удочерена Щукиным А.И. решением Индустриального районного суда г. Перми. Щукин А.И. не мог установить новых родителей девочки, чтобы решить вопрос о ее снятии с регистрационного учета вне судебного порядка, по причине тайны усыновления. Несовершеннолетняя Мещерякова К.Н. в квартире не проживает, её имущество в квартире отсутствует, однако в одностороннем порядке с регистрационного учета она не снимается, что нарушает право истца как собственника жилого помещения на осуществление им права владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в связи с чем иск о признании Мещеряковой К.Н. утратившей право на жилое помещение, а также о снятии ее с регистрационного учета подлежит удовлетворению1.
Наряду с прочей информацией будущим усыновителям объясняют, как избежать возможных недоразумений и конфликтных ситуаций, если в семье помимо усыновленного ребенка имеются другие дети. Рассказывают о том, как себя вести приемным родителям в ситуации, если усыновленный ребенок узнал, что он неродной и хочет найти своих кровных родителей. Или же когда, наоборот, кровные родители усыновленного ребенка узнали его место проживания в новой семье и желают встретиться с ним.
Заключительным этапом обучения является прохождение юридического и медицинского курсов.
Юридический курс рассказывает о структуре и взаимодействии органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей. Будущие родители узнают о правах и обязанностях приемной семьи, о требованиях, предъявляемых законом к кандидатам в усыновители. Юристы помогают в сборе и оформлении всех необходимых для усыновления ребенка
1 См.: Официальный сайт Верещагинского районного суда Пермского края. URL: http:// veresh.perm.sudrf.ru/modules.php? op=doc&number= =&text_number=l (дата обращения: 17.12.2020). 117
документов. Медицинский курс направлен на получение базовых основ знаний об оказании доврачебной помощи, оценке состояния здоровья ребенка в чрезвычайной ситуации.
Кандидатам в замещающие родители, успешно освоившим региональную программу, орган опеки и попечительства либо школа приемных родителей выдает свидетельство о прохождении соответствующей подготовки.
На практике нередки случаи, когда усыновитель, пройдя все ступени для принятия ребенка в семью, вдруг понимает, что сделал неверный шаг и возвращает усыновленного в детский дом. И причиной этому служит не пубертатный возраст подростка, а наличие у него неизлечимого заболевания. У кандидата в усыновители отсутствует возможность достоверной проверки диагноза ребенка. Он не имеет права выбирать медицинское учреждение, специалистов, которые проводят медицинское освидетельствование ребенка перед усыновлением. Представляется целесообразным во избежание нанесения ребенку тяжелой психологической травмы предусмотреть участие будущих родителей в медицинском осмотре усыновляемого. Это поможет им еще раз подумать и определиться, смогут ли они найти в дальнейшем материальные возможности для лечения и моральные силы для совместного преодоления недуга усыновляемого ребенка.
В некоторых регионах проводятся «Дни открытых дверей», когда будущие родители могут пообщаться с детьми. Опять же родители-усыновители общаются в привычной для ребенка обстановке, где он может не проявлять признаков агрессии, конфронтации с ожидаемым им родителем. В связи с этим, помимо прохождения полиграфа (о чем говорилось ранее), предлагаем установить для приемных родителей в качестве обязанности посещение детского дома (вместе о с приемным сыном или дочерью) в течение первого полугодия с момента усыновления ребенка или организовывать встречи на территории нового места ~ жительства с педагогическими работниками из детского дома — из тех, с кем г усыновленный имел доверительные и дружеские отношения. В результате про-| цесс привыкания и адаптации в новой и незабытой прошлой семье будет про-| ходить менее болезненно.
£ Семейное законодательство определяет кандидатов, которые не могут быть
о
| усыновителями. Это, например, лица без официального места жительства, | инвалиды 1-й группы, имеющие заразное заболевание, лица без достаточного 2 уровня заработка, лица с разницей в возрасте (по отношению к ребенку) меньше ° 16 лет и др.
« Преимущественным правом в качестве кандидатов в усыновители обладают
| следующие лица: во-первых, близкие родственники ребенка, оставшегося без по-| печения родителей; во-вторых — лица, которые являются или являлись усынови° телями и в отношении которых усыновление не было отменено; в-третьих — лица,
0 которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены Л от исполнения возложенных на них обязанностей; в-четвертых — усыновители,
1 являющиеся отчимами (мачехами) усыновляемых детей.
| Право усыновлять детей есть у всех граждан, достигших совершеннолетия
и получивших дееспособность. Забота об интересах детей, соблюдение их прав требует от уполномоченных органов тщательной и ответственной проверки как нравственного, материального, психического, так и физического уровня развития кандидата в усыновители и лиц, совместно с ним проживающих. От этих составляющих и будут зависеть благополучие и счастливые детство и юность 118 усыновленного ребенка в новой семье.
Библиографический список
1. Мейер Д.И. Русское гражданское право: чтения, изданные по запискам слушателей. М.: Типография Современных Известий, 1873. 341 с.
2. Нечаева А.М. Семейное право: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 97 с.
3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2004. 321 с.
4. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. М.: Норма:ИНФРА-М, 2013. 125 с.
5. Королев Ю.А. Семейное право России: учебное пособие. М.: Юридическая литература, 1999. 297 с.
6. Беспалов Ю, Егорова О., Ильина О. Семейное право: учебник. М.: Юнити-Дана, 2018. 337 с.
7. Рясенцев ВА. Семейное право: учебник. М.: Юридическая литература, 1967. 129 с.
8. Белякова A.M., Ворожейкин Е.М. Семейное право: учебник / под ред. Грибанова В.П. М.: Юридическая литература, 1974. 268 с.
9. Гуревич И. Родители и дети. СПб.: Изд-во Я. Канторовича,1903. 98 с.
10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: издание Бр. Баш-маковых, 1911. 467 с.
References
1. Meyer D.I. Russian Civil Law: readings published by the notes of listeners. Moscow: Printing House o Modern News, 1873. 341 p.
2. Nechaeva A.M. Family Law: textbook for academic undergraduate studies. Moscow: Yurayt, 2018. 97 p.
3. Pchelintseva L.M. Family Law of Russia: textbook for universities. Moscow: Norma, 2004.321 p.
~ с
4. Antokolskaya M.V. Family Law: textbook. M.: Norm:INFRA-M, 2013. 125 p. и
5. Korolev Yu.A. Family Law of Russia: textbook. Moscow: Legal literature, 1999. 297 p. £
6. Bespalov Yu, Egorova O, Ilina O. Family Law: textbook. Moscow: Unity-Dana, T 2018. 337 p. К
7. Ryasentsev V.A. Family Law: textbook. M.: Legal literature, 1967. 129 p. Г
8. Belyakova A.M., Vorozheikin E.M. Family Law: textbook / ed. Gribanova V.P. M.: д Legal literature, 1974. 268 p. T
9. Gurevich I. Parents and Children. St. Petersburg: Ya. Publishing House. Kantoro- H vich,1903. 98 p. |
10. Shershenevich G.F. Textbook of Russian Civil Law. Moscow: edition of the Bash- р
s
makov Brothers, 1911. 467 p. 4
е
а
д
№
io
|
4
)
2