Научная статья на тему 'К вопросу о постановке на миграционный учет членов семьи временно пребывающего иностранного гражданина, имеющего на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности'

К вопросу о постановке на миграционный учет членов семьи временно пребывающего иностранного гражданина, имеющего на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
735
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / ФИКТИВНАЯ ПОСТАНОВКА НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / МИГРАНТ / ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / MIGRATION / MIGRATION REGISTRATION / A FICTITIOUS MIGRATION REGISTRATION / THE MIGRANT / THE RECEIVING PARTY A FOREIGN CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зраева Ирина Михайловна

Подвергнут анализу правовой пробел, связанный отсутствием возможности у иностранного гражданина, временно пребывающего и имеющего на праве собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, выступать в качестве принимающей стороны при постановке на миграционный учет по месту пребывания членов своей семьи. Данная правовая коллизия рассматривается как один из факторов, способствующих фиктивной постановке на миграционный учет; вносится предложение по решению обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зраева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of migration registration of family members of a foreign citizen who owns living quarters on the territory of the Russian Federation on the right of ownership

Аnalyzed the legal gap associated with the lack of ability of a foreign citizen, temporarily staying and having the right of ownership residential premises in the territory of the Russian Federation to act as host when the migration registration at the place of stay of his family members. The author discusses the legal conflict as one of the factors contributing to fictitious registration, the proposal is made to address the identified problems.

Текст научной работы на тему «К вопросу о постановке на миграционный учет членов семьи временно пребывающего иностранного гражданина, имеющего на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

© И.М. Зраева, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА, ИМЕЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Подвергнут анализу правовой пробел, связанный отсутствием возможности у иностранного гражданина, временно пребывающего и имеющего на праве собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, выступать в качестве принимающей стороны при постановке на миграционный учет по месту пребывания членов своей семьи. Данная правовая коллизия рассматривается как один из факторов, способствующих фиктивной постановке на миграционный учет; вносится предложение по решению обозначенной проблемы.

Ключевые слова: миграция, миграционный учет, фиктивная постановка на миграционный учет, мигрант, принимающая сторона, иностранный гражданин.

Для цитирования: Зраева И.М. К вопросу о постановке на миграционный учет членов семьи временно пребывающего иностранного гражданина, имеющего на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):211-4.

TO THE QUESTION OF MIGRATION REGISTRATION OF FAMILY MEMBERS OF A FOREIGN CITIZEN WHO OWNS LIVING QUARTERS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE RIGHT OF OWNERSHIP

Irina Mihaylovna Zraeva,

Senior teacher of General legal disciplines chair of the Bryansk branch of 'All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

Candidate of juridical sciences

Abstract. Analyzed the legal gap associated with the lack of ability of a foreign citizen, temporarily staying and having the right of ownership residential premises in the territory of the Russian Federation to act as host when the migration registration at the place of stay of his family members. The author discusses the legal conflict as one of the factors contributing to fictitious registration, the proposal is made to address the identified problems.

Keywords: migration, migration registration, a fictitious migration registration, the migrant, the receiving party a foreign citizen.

Проблемы миграции, безусловно, носят акту- ние обстановки в Центральной Азии, конфликты, альный характер как для Российской Федерации, нарушения прав человека и социально-экономи-так и на уровне общемирового масштаба. Обостре- ческие проблемы в Сирии, Ираке, Афганистане,

Ирина Михайловна Зраева,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России,

кандидат юридических наук E-mail: zraeva@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Сомали, конфликт на востоке Украины оказывают существенное влияние на миграционные перемещения и свидетельствуют о том, что в обозримой перспективе тенденция активизации миграционных процессов будет сохраняться, а возможно и нарастать.

Так, по данным Организации Объединенных Наций на международном уровне темпы роста количества мигрантов превышают рост численности населения. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в докладе на форуме по проблемам беженцев и миграции, прошедшем в Нью-Йорке 19 сентября 2016 года, отметил, что с 2000 по 2015 год доля международных мигрантов среди мирового населения возросла с 2,8% до 3,3% и в 2015 году составила 244 миллиона человек. К 2050 году численность населения мира продолжит расти и, как прогнозируется, достигнет 9,7 миллиарда человек. При подобных темпах роста числа международных мигрантов к 2050 году их численность составит 321 миллион человек [10].

Миграционные процессы сохраняют свою актуальность и для России, как сообщил на правительственном часе в Совете Федерации глава МВД России Владимир Колокольцев Россия занимает второе место в мире по числу находящихся на ее территории мигрантов [11]. По состоянию на 1 апреля 2017 года в Российской Федерации находилось более 9,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (примерно 7% от численности всего населения), в том числе 8,2 млн граждан государств-участников СНГ (85,7% от общего количества находящихся) [12].

В подобной ситуации процесс регулирования миграционных процессов является одним из приоритетных направлений деятельности многих государств, в том числе и Российской Федерации [7, с. 35]. Основной задачей любого правового демократического государства состоит в том, чтобы упорядочить миграционные потоки, направить их в правовое русло, поскольку отсутствие четкого правового регулирования снижает уровень обеспечения национальной безопасности государства и прав и свобод, как граждан Российской Федерации, так и самих мигрантов [6, с. 205—206]. Важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является государственный контроль и учет миграционных потоков.

Данной проблематике уделяется значительное внимание, в том числе и политическим руководством страны. Так, 9 марта 2017 года на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что мы создаем цивилизованную, прозрачную среду для тех, кто хотел бы жить и работать в России, безусловно, соблюдая наши законы, уважая традиции и культуру нашей страны. При этом каналы нелегальной миграции, любые факты нарушений миграционного законодательства должны решительно пресекаться. Глава государства подчеркнул, что полностью прекратить миграцию невозможно. Это касается не только России, это касается практически всех стран. Вопрос в том, чтобы наладить жесткий контроль за этими миграционными потоками [13].

Одним из составляющих элементов эффективного контроля за миграционными процессами является наличие у государства сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, их перемещениях. Реализация данной задачи обеспечивается посредством института миграционного учета, который был введен Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации» [8].

Принятие данного закона позволило обеспечить переход от разрешительной регистрации к уведомительной системе миграционного учета [1]. Жесткому административно-правовому способу регулирования, имевшему разрешительный характер, закон предпочел «мягкие» средства правового регулирования [4, с. 162]. Упрощение процедуры в первую очередь было направлено на создание благоприятной правовой среды, исключающей уклонение мигрантов от постановки на учет и нарушение законодательства со стороны иностранных граждан.

Вместе с тем качество правового регулирования зависит от совершенства законодательной базы. Практика показывает, что положения данного закона имеют правовой пробел, создающий обратную ситуацию, подталкивающую иностранного гражданина на нарушение российского законодательства.

В частности, в настоящее время не урегулирован вопрос постановки на миграционный учет членов семьи временно пребывающего иностранного гражданина, имеющего на праве собственности жилое помещение на территории Российской Федерации [2].

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации»1 в качестве принимающей стороны, в том числе, могут выступать постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам. Высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [9].

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона РФ от 18.07.2006 № 109-ФЗ при наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания.

При этом в силу того, что в данном случае иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина и не является высококвалифицированным специалистом, он не может выступать в качестве принимающей стороны для членов своей семьи и осуществить их постановку на миграционный учет в собственном жилом помещении.

Данная правовая коллизия создает ситуацию, при которой члены семьи данной категории иностранных граждан вынуждены вставать на миграционный учет по иному адресу, не являющемуся в действительности их местом пребывания (жительства), хотя при этом, фактически прожи-

1 Далее — «Федеральный закон РФ от 18.07.2006 № 109-ФЗ».

вают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности. Таким образом, осуществляют фиктивную постановку на миграционный учет.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 18.07.2006 № 109-ФЗ фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Действующим законодательством в ст. 19.27 КоАП предусмотрена административная ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, более того, с учетом поправок, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] положения Уголовного кодекса РФ были дополнены статьей 322.3, предусматривающей уголовную ответственность за осуществление фиктивной постановки на учет по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении на территории Российской Федерации.

Как отмечает С.В. Борисов «обоснованием криминализации является значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях» [3, с. 65], что, в свою очередь, затрудняет их учет, а значит и нарушает нормальную деятельность компетентных органов по осуществлению миграционного контроля и надзора, а также затрудняет осуществление прогнозирования внутренней и внешней миграционной ситуации в России.

Вместе с тем, сведения регистрационного и миграционного учетов весьма важны для эффективной реализации большинства государственных функций: охраны прав и свобод человека и гражданина; обеспечения правопорядка; экономической функции; осуществления налогообложения; социальной

защиты; обеспечения обороны и безопасности, охраны общественного порядка и др. [5, с. 113].

Подводя итог, следует констатировать, что отсутствие законодательно закрепленного права иностранного гражданина, имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, при наличии у него права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, выступать принимающей стороной по отношению к членам своей семьи, склоняет последних к фиктивной постановке на миграционный учет по месту пребывания.

На основании изложенного в целях оптимизации правового регулирования данной сферы общественных отношений и исключения данной правовой коллизии, обеспечения принципа справедливости и законности представляется целесообразным внесение изменений в статью 2 Федерального закона РФ от 18.07.2006 № 109-ФЗ, путем закрепления права иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и обладающих правом собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, выступать принимающей стороной для членов своей семьи.

При этом в качестве членов семьи данного иностранного гражданина на основании принципа аналогии права следует рассматривать также как и членов семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с п. 1.1. ст. 13.2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 15-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), супругов детей, родителей (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.

Полагаем, что подобное решение позволит обеспечить реализацию принципа законности в данной сфере и эффективную правоприменительную практику.

Литература

1. Административное право России: учебник.

6-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. М.: 2015.

2. Административное право России: учебник.

7-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2017.

3. Борисов С.В. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию (постановку на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Юридическая наука. 2015. № 2.

4. Зраева И.М. Миграционный учет как конституционная проблема: перспективы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 10.

5. Плюгина И.В. Ответственность за нарушение миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их преодоления // Журнал российского права. 2015. № 4.

6. Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2008, № 10.

7. Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6696.

10. Информационное агентство России «ТАСС»: Международная панорама: ежедн. интернет-изд. 2016. 10 мая. URL: http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/3268763 (дата обращения 13.07.2017).

11. Информационное агентство России «ТАСС». Политика: ежедн. интернет-изд. 2016. 14 декабря. URL: http://tass.ru/politika/3870622 (дата обращения 13.07.2017).

12. Интернет портал СНГ. Миграционная ситуация в Российской Федерации в 2016 году. I квартале 2017 года. URL: http://www.e-cis.info/page. php?id=25988 (дата обращения 13.07.2017).

13. Официальный сайт Президента России. URL:http://www.kremlin.ru /events/president/ news/54014 (дата обращения 13.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.