Научная статья на тему 'Розыск граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности: вопросы взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата'

Розыск граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности: вопросы взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7822
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОEННЫЙ КОМИССАРИАТ / ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ / УКЛОНЕНИЕ ОТ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ / ПОВЕСТКА / АДМИНИСТРАТИВНОE ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / РОЗЫСК / ДОСТАВЛЕНИE / ПРИВОД / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / MILITARY COMMISSARIAT / CONSCRIPTION / EVASION OF MILITARY SERVICE / SUMMONS / ADMINISTRATIVE OFFENSE / POLICE / SEARCH / DELIVERY / DRIVE / ADMINISTRATIVE DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зраева И. М.

В статье рассматривается вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. Рассматриваются основы и пробелы правого регулирования в указанной сфере. Правовому анализу подвергнуты правовой мeханизм и юридические основания осуществления полицией розыскных мероприятий граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE ORGANIZATION OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND DEPARTMENTS OF THE MILITARY COMMISSARIAT IN SEARCH OF CITIZENS WHO EVADE MILITARY DUTY

The article deals with the organization of interaction between the internal Affairs bodies and departments of the military Commissariat for the search of citizens evading military duty. The article discusses the basics and gaps of legal regulation in this area. The legal mechanism and legal grounds for the police to carry out investigative activities of citizens who evade military duty are subjected to legal analysis.

Текст научной работы на тему «Розыск граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности: вопросы взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата»

УДК 342

Зраева И.М., кандидат юридических наук, Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (Россия)

РОЗЫСК ГРАЖДАН, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОТДЕЛОВ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА

В статье рассматривается вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. Рассматриваются основы и пробелы правого регулирования в указанной сфере. Правовому анализу подвергнуты правовой м еханизм и юридические основания осуществления полицией розыскных мероприятий граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.

Ключевые слова: военный комиссариат, призыв на военную службу, уклонение от воинской службы, повестка, административное правонарушение, полиция, розыск, доставление, привод, административное задержание.

Одной из конституционных обязанностей гражданина в нашей стране закреплена защита Отечества, которая в мирное время реализуется в форме прохождения военной службы. Специальным нормативным актом, регламентирующим прохождение военной службы, является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [1] положения п. 1 ст. 1 которого предусматривают призыв на военную службу.

Как известно, призыву на военную службу подлежат все мужчины возрастной категории от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе [4]. Информируют военнообязанных о необходимости прибытия в военный комиссариат в связи с призывом на военную службу посредством повесток. Обязанность по вручению повесток действующим законодательством возложена на работников военного комиссариата или работодателей (должностных лиц) лицами по месту работы (учебы) призывника [4]. Вместе с тем граждане не всегда стремятся исполнить свою конституционную обязанность перед государством и уклоняются от призыва на военную службу. По статистике на 1 января 2017 года уклонились от прохождения воинской службы около 170 тысяч человек [11]. Розыск призывников считается одной из распространенных проблем военных комиссариатов, которые вынуждены прибегать в данном вопросе к помощи сотрудников полиции.

В соответствии с нормами Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на органы внутренних дел возлагается обязанность по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. Вместе с тем, если ранее, в законодательстве для сотрудников милиции данная норма была продублирована и также закреплена обязанность по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, то в связи с реформированием системы МВД России и принятием федерального закона от 07.02.2011 № 3 -ФЗ «О полиции» с целью исключения несвойственных ей функций данная обязанность для сотрудников была исключена.

Сложившаяся ситуация расхождения норм действующего законодательства привела к проблеме по обеспечению взаимодействия органов внутренних дел и отделов военного комиссариата в данном направлении деятельности. В практике имели место случаи отказа органов внутренних дел от осуществления розыскных мероприятий со ссылкой на отсутствие данной обязанности в федеральном законе «О полиции». Однако позиция сотрудников полиции судом поддержана не была [7]. На современном этапе взаимодействие сотрудников полиции и военных комиссариатов строится в соответствии с совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, МВД России, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной

службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» [5]. Вместе с тем, практика свидетельствует, что зачастую неверное толкование правовых норм в обозначенной сфере влекут неправомерные требования военных комиссариатов к органам внутренних дел при осуществлении розыскных мероприятий, так и действия сотрудников полиции, как следствие могут носить незаконный характер и нарушать права призывников. Все это свидетельствует об актуальности рассматриваемого вопроса и требует детального анализа правового механизма взаимодействия комиссариатов и полиции при осуществлении розыскных мероприятий.

Полномочия сотрудников полиции при взаимодействии с военными комиссариатами можно разделить на две группы:

- розыск призывников, с целью вручения повесток (если сотрудникам военного комиссариата вручить повестку не представляется возможным);

- розыск призывников, которые получили повестку, однако не являются по ней.

Розыскные мероприятия проводятся сотрудниками полиции в отношении обеих категорий граждан, но содержание этих мероприятий, основания для их проведения существенно различаются и любые нарушения законодательно установленного порядка автоматически влекут превышение должностных полномочий.

Обращаясь к вопросу розыска граждан, вручение повесток которым невозможно, следует обратить внимание, что в соответствии с действующим законодательством (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») сотрудники полиции имеют право осуществлять розыскные мероприятия исключительно на основании письменного обращения военного комиссариата. Все иные списки, поступающие из военных комиссариатов, носящие скорее информационный характер, а также устные запросы в рамках телефонных переговоров не являются основанием для каких-либо розыскных мероприятий со стороны сотрудников полиции.

При наличии поступившего в установленном порядке письменного обращения в

соответствии с п. 5 Инструкции об организации взаимодействия № 366/789/197 сотрудники полиции обязаны:

- установить фактическое местонахождение гражданина;

- вручить ему повестку военного комиссариата;

- направить в военный комиссариат корешок повестки с подписью гражданина.

Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. Поэтому, применение иных обеспечительных мер как задержание, привод или доставление являются незаконными. Подтверждением тому служат материалы судебной практики. В частности, гражданин Фор-манчук К.В. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением в котором указал, что 12 октября 2007 г. находился в помещении УГИБДД ГУВД по Свердловской области, где был задержан и доставлен в военный комиссариат Чкалов-ского района г. Екатеринбурга. Судом действия сотрудников УГИБДД ГУВД по Свердловской области по обеспечению прибытия Форманчука К.В. в помещение военного комиссариата признаны не соответствующими закону, нарушающими право заявителя на личную неприкосновенность, свободу передвижения [8].

Обращаясь к вопросу розыска призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата, следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения Щ военной службы или военных сборов.

Законом установлена ответственность как административная, так и уголовная за нарушение места, сроков явки по повестке, либо уклонения от нее:

- ст. 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по I воинскому учету»;

- ст. 328 УК РФ «Уклонение от про-

хождения военной и альтернативной гражданской службы».

В соответствии с Положением о призыве та военную службу граждан РФ [3] сотрудники полици имеют право обеспечивать привод и доставление в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Вместе с тем, порядок и основания реализации данных мер обеспечения такж различен.

Правовой основой обеспечения привода и доставления является Кодекс РФ об административных правонарушениях и Инструкция о порядке осуществления привода, утверждённая приказом МВД России от 21 июня 2003 года № 438 [6].

Согласно ст. 27.15 КоАП [2], привод осуществляется в отношении лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Основанием для привода служит определение органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении в котором отражаются фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Привод призывника в В военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.

Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о привод является осуществление административного производства в рамках которого он высыпает либо лицом, в отношении которог возбуждено дело, либо свидетелем по данном делу. В иных случаях привод лица следует признать незаконным.

Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административно правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо

мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.

Подтверждением тому являются материалы судебной практик . Так, судом было признано незаконным вынесение определения начальником отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красногвардейской району о приводе гражданина Т. в отдел военного комиссариата на том основании, что определение о приводе было вынесено без достаточных к тому оснований: отдел военного комиссариата не смог представить доказательств совершения призывником административного правонарушения и возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении [9].

На основании поступившего в установленном порядке определения о приводе сотрудники полиции обязаны:

- организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения;

- по (установлению лица, подлежащего приводу, объявить ему под расписку определение о приводе.

В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полици , исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.

По итогам исполнения сотрудником полиции определения о приводе военный комиссар вручает сотруднику полиции расписку с I указанием времени исполнения определения.

Доставление как I мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется при невозможности составления протокола об административном правонарушении (например, по Ипричине отсутствия призывника). Сотрудники полиции имеют Вправо осуществлять доставление призывника только на Иосновании письменного обращения военного комиссариата о доставлении гражданина в котором указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с органом внутренних дел действий по реализации обращения о доставлении. Но непосредственно I доставление осуществляется сотрудниками полиции.

При этом ст. 27.2 КоАП РФ устанавливает строгие требования к цели и месту доставления, а также к кругу лиц, осуществляющих доставление, и основаниям доставления. Доставление допускается только:

- в целях составления протокола об административном правонарушении. Осуществление доставления без намерения составить протокол с иной целью, например, с целью медицинского освидетельствования при призыве, заседани призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление;

- при условии невозможности составления протокола на мест выявления правонарушения. Наличие у военного комиссара возможности составить протокол на месте позволяет признать доставление незаконным.

Доставление гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о доставлен™, может осуществляться только в служебное помещение органа внутренних дел Я полиции) или помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии недопустимо.

Доставление должно оформляться протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Несоблюдение установленной формы выводит проводимые под видом доставления мероприятия за рамки закона.

Административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Так же, как и доставление, задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в случае обращения должностног лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Действующее федеральное законодательство, предполагая возможность задержания гражданин , уклоняющегося от воинского учёта и призыва на военную службу (п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), не наделяет военного комиссара полномочиями по направлению в органы внутренних дел обращения о задержании призывник . Следовательно, инициирование задержани военным комиссаром та практике невозможно [10, с.14].

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, должностные лица I полиции вправе осуществлять задержание в следующих случаях:

- I при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел;

- при выявлении I административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях;

- при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Поскольку ст. 23.11 КоАП РФ относит дела об административных правонарушениях в области воинского учёта к подведомственности военных комиссариатов, должностные Н лица военного комиссариата (военный комиссар, начальник отдела военного комиссариата, начальник отделения военного комиссариата) наделены полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по указанной категории дел, а возможность направления должностным лицом военного комиссариата обращения в органы внутренних дел о задержании гражданина, как было сказано выше, отсутствует, И то и само задержание призывника в связи с совершением им правонарушения в области воинского учёта надо признать незаконным.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ, об административном задержании должен составляться протокол. Срок задержания не может превышать трёх часов (ст. 27.5. КоАП РФ), в исключительных случаях - 48 часов. По истечении указанного срока задержанный должен быть освобождён. Незаконное продление Щ срока задержания должно рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Важно заметить, что содержание задержанных граждан в помещении военного комиссариата законодательством не Iдопускается согласно ст. 27.3 КоАП РФ.

Таким образом, подводя итог вышесказанном , следует отметить, что организация взаимодействия органов внутренних

дел и отдело военного комиссариата по розыску граждан, уклоняющихс от исполнения воинской обязанности, на современном этапе федеральным законодательство надлежащим образом те урегулировано в связи с противоречием действующих норм, что в свою очередь компенсировано подзаконными нормативными правовыми актами. Сам порядок участия и полномочия сотрудников полиции в розыскных мероприятиях лиц, уклоняющихся от призыва, зависят от категории разыскиваемых граждан. Так, в отношении граждан которым вручение повесток сотрудниками военного комиссариата не представляется возможным сотрудники полиции имеют право только произвести розыскные мероприятия и вручить повестку на основании официального письменного запроса военкомата. Доставление, привод, а также задержание в отношении указанной категории граждан сотрудниками полиции недопустимо.

В отношении розыска призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата, сотрудники полиции правомочны осуществлять ряд мер обеспечения производства по делу: задержание, доставление, а также привод. Вместе с тем, привод возможен только в здание военного комиссариата на основании определения военного комиссариата и только для рассмотрения дела об административном правонарушении. Доставление осуществляется сотрудниками полиции исключительно в служебное помещение отдела полиции или органа местного самоуправления сельского поселения на основании письменного обращения военного комиссариата и только в целях составления протокола об административном правонарушении. Содержание задержанных граждан в помещении военного комиссариата законодательством не допускается.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// СЗ РФ. 2002. (Ч. 1) № 1. Ст.1.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4894.

4. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» // СЗ РФ. 2006.№ 49. Ст. 5220.

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации, МВД России, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 45. 05.11.2007.

6. Приказ МВД России от 21.06.2003 № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»// Рос. газ. № 137. 11.03.2003.

7. Решение Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) № 2484/2014 от 28 мая 2014 г.

8. Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14 апреля 2008 № К 33-4146/08.

9. Решением Красногвардейского федерального районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2011 года по гражданскому делу № 2-1276/2011.

10. Акчурин З.Х., Федулова М.Н. Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях // Право в Вооруженных Силах. - 2006. - № 5. - С. 14.

11. Информационное агентство России «Вести»: Армия нашла новый способ бороться с уклонистами // 2018. 12 января. URL: www. vesti.ru/doc.html?id=2975412 (дата обращения 11.06.2018).

HE ORGANIZATION OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND DEPARTMENTS OF THE MILITARY COMMISSARIAT IN SEARCH OF CITIZENS WHO EVADE MILITARY DUTY

The article deals with the organization of interaction between the internal Affairs bodies and departments of the military Commissariat for the search of citizens evading military duty. The article discusses the basics and gaps of legal regulation in this area. The legal mechanism and legal grounds for the police to carry out investigative activities of citizens who evade military duty are subjected to legal analysis.

Keywords: military Commissariat, conscription, evasion of military service, summons, administrative offense, police, search, delivery, drive, administrative detention.

References

1. Federal law of the Russian Federation of 28.03.1998 № 53-FZ" on military duty and military service " // Sz RF. 1998. № 13. St. 1475.

2. Code of the Russian Federation on administrative offences of 30.12.2001 № 195-FZ/ / NW. 2002. (Part 1) № 1. St.1.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.11.2006 № 663 "on approval of the Regulations on conscription of citizens of the Russian Federation". 2006. No. 47. St. 4894.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 27.11.2006 №. 719 "About the Position statement about the military account" // Sz the Russian Federation. 2006. No. 49. St. 5220.

5. The order of the Minister of defence of the Russian Federation, Ministry of internal Affairs of Russia, the Federal migration service of Russia dated 10.09.2007 No. 366/789/197 "On approval of the Instruction about the organization of interaction of military commissariats, bodies of internal Affairs and territorial bodies of the Federal migration service in securing the citizens of the Russian Federation military duty" // the Bulletin of normative acts of Federal bodies of Executive power. №. 45. 05.11.2007.

6. The order of the Ministry of internal Affairs of Russia of 21.06.2003 No. 438 "about the statement of the Instruction about the order of implementation of the drive"// ROS. gas. №. 137. 11.03.2003.

7. Decision of Zelenchuk district court ( Karachay-Cherkess Republic) № 2-484 / 2014 of may 28, 2014

8. The decision of the Leninsky district court of Yekaterinburg, Sverdlovsk region from April 14, 2008 № to 33-4146 / 08.

9. Decision of the red guard Federal district court of St. Petersburg dated February 28, 2011 on civil case No. 2-1276 / 2011.

10. Akchurin Z. H., Fedulova M. N. Topical issues of legal regulation of military service not in military positions // Law in the Armed Forces. 2006. № 5. P.14.

11. News Agency of Russia "Vesti": the Army has found a new way to deal with evaders // 2018. January 12th. URL: www. vesti.ru/doc.html?id=2975412 (accessed 11.06.2018).

Об авторе

Зраева Ирина Михайловна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (Россия), E-mail: [email protected]

Zraeva Irina Mikhailovna - candidate of legal Sciences, senior lecturer of the Department of General legal disciplines of the Bryansk branch of the all-Russian Institute for advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.