Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы предупреждения незаконной миграции в Российской Федерации'

Организационно-правовые основы предупреждения незаконной миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / противодействие / предупреждение / иностранный гражданин / законодательство / правонарушения / ответственность / преступления / migration / counteraction / warning / foreign citizen / legislation / offenses / responsibility / crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова, Дмитрий Александрович Новожилов

Характеризуются организационные и правовые особенности противодействия незаконной миграции и меры по совершенствованию данного правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова, Дмитрий Александрович Новожилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal basis for prevention of illegal migrations in the Russian Federation

Organizational and legal features of countering illegal migration and measures to improve this legal institution are characterized.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы предупреждения незаконной миграции в Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-128-131 NIION: 2007-0083-4/23-364 MOSURED: 77/27-005-2023-04-564

Организационно-правовые основы предупреждения незаконной миграции в Российской Федерации

Татьяна Анатольевна Прудникова1, Дмитрий Александрович Новожилов2

1 Московский университета МВД России имени. В.Я. Кикотя, Москва, Россия, prudi1@rambler.ru

2 Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, Брянск, Россия

Аннотация. Характеризуются организационные и правовые особенности противодействия незаконной миграции и меры по совершенствованию данного правового института.

Ключевые слова: миграция, противодействие, предупреждение, иностранный гражданин, законодательство, правонарушения, ответственность, преступления

Для цитирования: Прудникова Т. А., Новожилов Д. А. Организационно-правовые основы предупреждения незаконной миграции в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 128-131. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-128-131.

Original article

Organizational and legal basis for prevention of illegal migrations in the Russian Federation

Tatyana A. Prudnikova1, Dmitry A. Novozhilov2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after. V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, prudi 1 @rambler.ru

2 Department for Migration Issues of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Bryansk Region, Bryansk, Russia

Abstract. Organizational and legal features of countering illegal migration and measures to improve this legal institution are characterized.

Keywords: migration, counteraction, warning, foreign citizen, legislation, offenses, responsibility, crimes

For citation: Prudnikova T. A., Novozhilov D. A. Organizational and legal basis for prevention of illegal migrations in the Russian Federation. Criminological Journal. 2023;(4):128-131. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-128-131.

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 31 июля 2023 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] установлено, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации — одна из форм государственного регулирования миграционных процессов, направленных на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России, а также на реализацию национальных интересов России в сфере миграции.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 31 июля 2023 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое пребывание иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства,

© Прудникова Т. А., Новожилов Д. А., 2023

либо отсутствие у данного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Следует отметить, порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания предусмотрен ст. 22 ФЗ-109, а постановка на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Для этого иностранный гражданин по прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, а также миграционную карту (факты постановки на миграционный учеты без предварительного прибытия иностранного гражданина в место пребывания, могут свидетельствовать о первичных целях иностранного гражданина узако-

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

нить свой правовой статус на территории РФ и не использовать место пребывания по прямому назначению, установленному п. 4 ст. 2 ФЗ-109, а принимающей стороной предоставление жилого помещения не для фактического проживания, а лишь для документирования иностранного гражданина документами, способствующих легализации последнего на территории России, что образует уголовную ответственность принимающей стороны, предусмотренную ст. 322.3 УК РФ [2]).

С учетом того, что все поставленные на учет по месту пребывания являются иностранными гражданами, действия принимающей стороны нередко создают невозможность территориальными органами МВД России исполнения ими возложенных на них обязанностей, связанных с формированием достоверной информации о перемещениях иностранных граждан по территории РФ, а также вызывают определенные сложности в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами правил миграционного учета и установления их фактического нахождения.

Все это необходимо в целях профилактики недопущения противоправных действий с участием иностранных граждан, которые могут повлиять на основы конституционного строя и национальную безопасность Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 (ред. от 7 июня 2023 г.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [4], иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, а равно постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20 ФЗ-109, сам миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством РФ.

Согласно ст. 22 постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 (ред. от 7 июня 2023 г.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [4], миграционный учет иностранных граждан, кроме территориальных органов МВД России, могут осуществлять многофункциональные центры, отделения почтовой связи (по средствам направления почтового отправления уведомление о прибытии).

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении ор-

ганом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, согласно ст. 21-22 постановления Правительства № 9, основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом МВД России уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, в котором принимающая сторона ставит личную подпись и указывает срок пребывания иностранного гражданина (то есть срок использования места пребывания для сна и отдыха), тем самым уведомляя о том, что иностранный гражданин прибыл в место пребывания.

Принимающей стороной в установленные законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган МВД России, МФЦ непосредственно либо направляться почтовым отправлением.

Согласно «Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 21 (ред. от 26 декабря 2019 г.) [5], при приеме уведомления сотрудник территориального органа МВД, МФЦ, организации федеральной почтовой связи проверяет соответствие сведений, содержащихся в документе, удостоверяющим личность иностранного гражданина, сведениям, указанным в уведомлении.

При этом прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа МВД России, МФЦ или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления. Согласно ст. 25-29 постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [4], принимающая сторона согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, его миграционную карту (для временно пребывающего) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего).

При направлении уведомления о прибытии по почте бланк уведомления заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится в организации в течение одного года. Лицо, лично подающее уведомление

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

о прибытии в МВД, МФЦ или в организацию Федеральной почтовой связи, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность. Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган МВД России, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временного пребывающего в РФ иностранного гражданина и копию его миграционной карты.

Анализ принятых решений об отказах в возбуждении уголовных дел по данной категории нарушений показал, что действия подозреваемых квалифицируются малозначительными и не повлекшими общественной опасности, несмотря на то, что данное преступление по конструкции имеет формальный состав, т. е. считается оконченным при наличии факта фиктивной постановки иностранных граждан и преступные последствия находятся за пределами состава.

Кроме того, одной из проблем, как показало изучение практики, в рассматриваемой сфере является то, что не достаточно исследуются факты фактического неиспользования адреса постановки на миграционный учет, по прямому назначению, в нарушении п. 4 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] (жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха) и не приобщаются к делу в качестве вещественного доказательства поданные иностранными гражданами уведомления о прибытии в место пребывания.

Здесь особо следует подчеркнуть, что правовой нормой установлено, что основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом МВД России уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, в котором принимающая сторона ставит личную подпись и указывает срок пребывания иностранного гражданина (то есть срок использования места пребывания для сна и отдыха), тем самым уведомляя о том, что иностранный гражданин прибыл в место пребывания.

Подводя итог, следует отметить, что в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях следует дополнить КоАП РФ [3] нормой об ответственности за несообщение в органы миграционного учета об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, в целях снижения злоупотребления собственниками жилья своими правами, зачастую имеющими материальный характер по фиктивной постановке на миграционный учет, в том числе и массовые постановки на учеты, необходимо закрепить на законодательном уровне допустимые квадратные метры для одновременного фактического пребывания иностранных граждан по указанному адресу.

В целях совершенствования уголовного законодательства считаем, что необходимо включить в ст. 322.3 УК РФ [2] пункт, где предусмотреть ответственность за незаконную постановку на миграционный учет: а) по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения, в) в составе группы лиц г) в составе организованной преступной группы.

Список источников

1. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 31 июля 2023 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (ред. от 12 октября 2023 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (ред. от 12 октября 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 (ред. от 7 июня 2023 г.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 21 (ред. от 26 декабря 2019 г.) «Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Federal Law of July 18, 2006 № 109-FZ (as amended on July 31, 2023) «On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // LRS «Con-sultantPlus».

2. Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 (as amended on October 12, 2023) // LRS «Consul-tantPlus».

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 (as amended on October 12, 2023) // LRS «ConsultantPlus».

4. Resolution of the Government of the Russian Federation № 9 of January 15, 2007 (ed. June 7, 2023) «On the proce-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

dure of migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

5. Decree of the Government of the Russian Federation of January 17, 2007 № 21 (as amended on December 26, 2019) «On approval of the Rules for the submission by a foreign citizen or stateless person of a notification confirming his residence in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 10 июля 2023 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ МВД России от 10 ноября 2020 г. № 856 (ред. от 16 ноября 2022 г.) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Официальный сайт МВД России // URL://www. mvd.ru.

4. Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. Государственно-правовые основы миграции населения в

Информация об авторах

Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

Д. А. Новожилов — заместитель начальника отдела по вопросам миграции УВМ УВД МВД России по Брянской области, слушатель Академии МВД России.

Information about the authors

T. A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

D. A. Novozhilov— Deputy Head of the Migration Department of the Internal Affairs Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Bryansk Region, a student of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.09.2023; одобрена после рецензирования 05.10.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 30.09.2023; approved after reviewing 05.10.2023; accepted for publication 06.11.2023.

Российской Федерации: учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

5. Правовое регулирование отбора иностранных специалистов высокой квалификации. Российский и зарубежный опыт: учеб. пособие / под ред. А. С. Прудникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

Bibliographic list

1. Federal Law of July 25, 2002 № 115-FZ (as amended on July 10, 2023) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 10, 2020 №№ 856 (as amended on November 16, 2022) «On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for the implementation of migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, application forms of a foreign citizen or stateless person for registration at the place of residence, notification of the arrival of a foreign citizen or stateless person at the place of stay, notes on registration (deregistration) of a foreign citizen or stateless person at the place of residence, notes on confirmation of implementation the receiving party and the foreign citizen or stateless person, the actions necessary for his registration at the place of residence, recorded, among other things, by the multifunctional center for the provision of state and municipal services» // LRS «ConsultantPlus».

3. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // URL://www.mvd.ru.

4. Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. State legal foundations of population migration in the Russian Federation: textbook. M. : UNITY-DANA, 2021.

5. Legal regulation of the selection of highly qualified foreign specialists. Russian and foreign experience: textbook / ed. A. S. Prudnikova. M. : UNITY-DANA, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.