Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЗНАЙ СВОЕГО КЛИЕНТА» КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЗНАЙ СВОЕГО КЛИЕНТА» КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валютный контроль / органы / валютного контроля / таможенное администрирование / таможенные органы / принцип «Знай своего клиента» / платформа «Знай своего клиента» / риск-ориентированный подход / критерии риска / сомнительные валютные операции / подозрительные операции / репатриация денежных средств / currency control / currency control authorities / customs administration / customs authorities / «Know Your Customer principle» / «Know Your Customer» platform / risk-oriented approach / risk criteria / questionable currency transactions / suspicious transactions / repatriation of funds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

В статье рассматривается актуальное направление развития таможенного администрирования валютного контроля переход от сплошного контроля к выборочному, основанному на рискориентированном подходе на основании критериев риска совершения подозрительных операций. Автор делает акцент на применении системы, «Знай своего клиента», созданной на базе одноименного принципа и платформы. Исследует основные аспекты применения критериев риска, возможность на их базе, путем разделения резидентов участников ВЭД на три группы риска совершения подозрительных операций, определять необходимость проведения валютного контроля. На основании актуальных статистических данных автор делает выводы о первых результатах системы «Знай своего клиента» и о совершенствовании ее работы путем расширения межведомственного взаимодействия и гармонизации применяемой ведомствами терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE APPLICATION OF THE «KNOW YOUR CUSTOMER» SYSTEM AS A DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION OF CURRENCY CONTROL

The article discusses the current direction of development of customs administration of currency control the transition from continuous control to selective, based on a risk-oriented approach based on the criteria of the risk of suspicious transactions. The author focuses on the application of the «Know your Customer» system, created on the basis of the principle and platform of the same name. Investigates the main aspects of the application of risk criteria, the possibility on their basis, by dividing residentsparticipants of foreign economic activity into three risk groups of suspicious transactions, to determine the need for currency control. Based on up-to-date statistical data, the author draws conclusions about the first results of the «Know Your Customer» system and about improving its work by expanding interdepartmental interaction and harmonizing terminology used by departments.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЗНАЙ СВОЕГО КЛИЕНТА» КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339

о некоторых аспектах применения системы «знай своего клиента» как направления развития таможенного администрирования валютного контроля

Медведенко Оксана Владиславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, e-mail: oks301173@mail.ru

В статье рассматривается актуальное направление развития таможенного администрирования валютного контроля - переход от сплошного контроля к выборочному, основанному на риск-ориентированном подходе на основании критериев риска совершения подозрительных операций. Автор делает акцент на применении системы «Знай своего клиента», созданной на базе одноименного принципа и платформы. Исследует основные аспекты применения критериев риска, возможность на их базе, путем разделения резидентов - участников ВЭД на три группы риска совершения подозрительных операций, определять необходимость проведения валютного контроля. На основании актуальных статистических данных автор делает выводы о первых результатах системы «Знай своего клиента» и о совершенствовании ее работы путем расширения межведомственного взаимодействия и гармонизации применяемой ведомствами терминологии

Ключевые слова: валютный контроль; органы валютного контроля; таможенное администрирование; таможенные органы; принцип «Знай своего клиента»; платформа «Знай своего клиента»; риск-ориентированный подход; критерии риска; сомнительные валютные операции; подозрительные операции; репатриация денежных средств

ABOUT SOME ASPECTS OF THE APPLICATION OF THE «KNOW YOUR CUSTOMER» SYSTEM AS A DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION OF CURRENCY CONTROL

Medvedenko Oxana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, e-mail: oks301173@mail.ru

The article discusses the current direction of development of customs administration of currency control - the transition from continuous control to selective, based on a risk-oriented approach based on the criteria of the risk of suspicious transactions. The author focuses on the application of the «Know your Customer» system, created on the basis of the principle and platform of the same name. Investigates the main aspects of the application of risk criteria, the possibility on their basis, by dividing residents-participants of foreign economic activity into three risk groups of suspicious transactions, to determine the need for currency control. Based on up-to-date statistical data, the author draws conclusions about the first results of the «Know Your Customer» system and about improving its work by expanding interdepartmental interaction and harmonizing terminology used by departments

Keywords: currency control; currency control authorities; customs administration; customs authorities; «Know Your Customer principle»; «Know Your Customer» platform; risk-oriented approach; risk criteria; questionable currency transactions; suspicious transactions; repatriation of funds

Для цитирования: Медведенко О.В. О некоторых аспектах применения системы «Знай своего клиента» как направления развития таможенного администрирования валютного контроля // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4(88). С. 45-52.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в качестве одного из целевых ориентиров определяет принятие комплекса мер, направленных на сокращение рисков проведения недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сомнительных валютных операций и вывода денежных средств из страны [1]. В этой связи среди функций органа валютного контроля, осуществляемых Федеральной таможен-

ной службой Российской Федерации (далее -ФТС России) с 2016 года [2, с. 52], важное место занимает контроль за соблюдением резидентами требования о репатриации денежных средств по контрактам внешнеторговых сделок и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - ПОДиФТ).

С момента присвоения ФТС России статуса органа валютного контроля, были проведены

обширные мероприятия по переходу от сплошного валютного контроля к применению «принципа выборочности» — использованию риск-ориентированного подхода на основании ряда критериев, позволяющих определять противоправные действия или сомнительные валютные операции участников ВЭД [1]. За период переориентации валютного контроля ФТС России развивает направления «принципа выборочности» (рис. 1) [1].

Для реализации технологии «принципа вы-борочности», нацеленного на предотвращение совершения незаконных валютных операций, необходимо совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере валютного контроля.

Основными требованиями к межведомственному взаимодействию являются:

- обмен данными исключительно в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ-3);

- категорирование от различных контролирующих органов (Банк России (ЦБ РФ), Федеральная налоговая служба (ФНС) России, Росфинмонито-ринг, др.);

- контроль деятельности участника ВЭД в связи с нарушениями в другой сфере контроля (интеграция рисков) [1].

Правительством РФ в целях валютного контроля предусмотрена регулярная передача таможенными органами в ЦБ РФ и уполномоченные банки в электронном виде информации о декла-

рациях на товары (ДТ) [4]. В том числе на основании Соглашения об информационном взаимодействии [5] передается информация о ДТ, содержащих признаки некорректной цены товара, на основании которой уполномоченные банки вправе заблокировать сомнительные валютные операции [5].

По данным ЦБ РФ, в результате межведомственного взаимодействия в первом полугодии 2022 года объемы подозрительных операций сократились на 9 %, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, вывод денежных средств за границу по подозрительным основаниям сократился почти на 40 %, остановившись на уровне 12 млрд руб., что произошло, в основном, за счет уменьшения объемов подозрительных авансовых выплат по контрактам импортных сделок и переводов по сделкам с ценными бумагами. Так, в первом полугодии 2022 г. в структуре сомнительных операций в банковском секторе первое место занимают авансовые платежи за импортируемые товары (48 % - 6 млрд руб.); на втором месте импорт товаров через страны ЕАЭС (3 млрд руб. - 28 %); на третьем месте переводы по сделкам в сфере услуг (2 млрд руб. - 18 %) и иные схемы (1 млрд руб. - 6 %) [6].

Кроме взаимодействия ФТС России и ЦБ РФ, соглашения об обмене данными в целях валютного контроля заключены с ФНС России, Росфин-мониторингом и другими государственными ор-

Предварительный анализ деятельности участников ВЭД

♦ информационное взаимодействие ФТС с органами и агентами валютного контроля

♦ принцип «Знай своего клиента»

♦ открытые интернет-источники

Рис. 1. Направления деятельности таможенных органов для реализации «принципа выборочности»

в сфере валютного контроля [1, 3]

ганами. На основании «Плана мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» и «Плана деятельности Федеральной таможенной службы на 2022 год и плановый период 2023-2027 годов», до ноября 2024 года запланировано расширение взаимодействия между ФТС России, Банком России, ФНС России и Росфинмониторингом путем создания совместного соглашения по взаимодействию, обеспечивающему интеграцию в ЕАИС таможенных органов информации и сведений в качестве определения критериев риска совершения сомнительных валютных операций и нарушения валютного законодательства (далее — Соглашение). На основании Соглашения ведомства смогут совмещать сведения о рисках нарушения резидентами валютного законодательства с информацией об уровне риска совершения подозрительных операций (далее - риск-СПО) системы «Знай своего клиента» [7] (далее - система ЗСК).

Система ЗСК представляет собой сервис Банка России - платформу, работающую по одноименному принципу и объединившую все уполномоченные банки и Банк России. Принцип «Знай своего клиента» (далее - принцип ЗСК) основан на идее «должной осмотрительности» - концептуального подхода, рассчитанного на предупреждение преступлений в сфере ПОДиФТ [8]. Принцип ЗСК зафиксирован в документах Департамента Казначейства по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN США в 2016 году формально («Know Your Customer», «Know Your Client», «KYC») [8], что предполагает обязательную идентификацию личности клиента перед совершением им валютной операции, но не устанавливает стандарты идентификации. На основании принципа ЗСК банки принимают самостоятельное решение о запрашиваемых персональных данных, например, проведение верификации по коду из SMS-сообщения. Таким образом, банки не работают «вслепую» с анонимами, но получают возможность установить личность клиента, его финансовое положение, оценить потенциальные риски [8].

В России применение принципа ЗСК установлено Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ-115) и Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение об ИК). В ст. 3 ФЗ-115 указано определение понятия «идентификация», включающее установление сведений о клиентах и подтверждение достоверности таких сведений при помощи оригиналов

документов или их официально заверенных копий либо при помощи уполномоченных на это информационных систем [9]. Ст. 7 ФЗ-115 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» обязывает банки идентифицировать клиентов до осуществления ими валютных операций по сведениям, запрашиваемым для обязательной идентификации юридических лиц, установленным соответствующим перечнем (п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ-115) (рис. 2). Проведя идентификацию, по результатам внутреннего контроля банк относит клиента к одной из групп риска-СПО в зависимости от степени такого риска: низкая степень, средняя и высокая. Банк осуществляет внутренний контроль валютных операций клиентов, разрабатывая для этих целей собственные правила, руководствуясь Положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [10] (далее - Положение о требованиях к ПВК).

Ч. 4.3 гл. 4 Положения о требованиях к ПВК «Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» определяет критерии, на основании которых банки должны определять оценку риска клиента: риск по типу клиента / бенефициарного владельца, страновой риск и риск, связанный с проведением клиентом операции определенного вида [10].

Каждый из рисков определяется на основании некоторых факторов. Например, для «риска по типу клиента», такими факторами могут являться подозрения о недостоверной информации, представленной в целях идентификации, отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, недостоверная регистрация юридического лица, отчетность с нулевыми показателями при условии проведения операций по счетам, открытым в банке, связанным с движением денежных средств, задолженность по внешнеторговым контрактам и др.

Для «странового риска» определяющими факторами будут служить: применение экономических санкций в отношении иностранного государства, включение в перечень государств, не выполняющих рекомендации ФАТФ [12], государств с повышенным уровнем коррупции или поддерживающим террористов и прочие. Факторами, оказывающими влияние на оценку «риска по виду операции» являются благотворительная деятельность, интенсивный оборот наличных денег, производство и реализация оружия, игорный бизнес, микрофинансовая или комиссионная сфера, сделки с драгоценными металлами, драгоценными камнями, недвижимостью [10], признаки необычного характера сделки [10], представленные на рис. 2.

Сведения для идентификации юридического лица

лицензии на осуществление вида деятельности

наименование, местонахождение

Обязательная идентификация юридических лиц

домен, официальный сайт в сети «Интернет»

ОГРН,

адрес юридического лица

организационно-правовая форма, ИНН

Определение группы риска-СПО на основании критериев

Признаки легализации «грязных» доходов и финансирование терроризма

Признаки необычного характера сделки

Сведения анкеты (досье) клиента

"V

• Сделка не имеет очевидного экономического смысла, не соответствует целям деятельности организации

• Частое совершение сделок с признаками уклонения от процедур обязательного контроля

»Несоответствие операции общепринятой рыночной практике

• Отказ клиента от совершения операции при подозрении, что операция проводится в целях легализации ПОДиФТ

• Сделки с оборотом цифровой валюты

■ Иные признаки

результат проверки на причастность клиента к экстремитской деятельности или терроризму

уровень риска, его обоснование

V

Сведения о юрлице-резиденте

факты

«замораживания» денежных средств или иного имущества

дата начала и

окончания отношений с клиентом

V _J

данные о сотрудниках банка, оформивших клиента

иные сведения

«Цветные» уровни по критериям риска-СПО платформы ЗСК

Рис. 2. Элементы системы «Знай своего клиента» [9, 10, 11]

Положение об ИК дополняет перечень данных для идентификации юридического лица критериями риска-СПО, а также, в целях ПОДиФТ, обязывает банки документально фиксировать сведения о клиенте в анкете (досье), в том числе с указанием результата проверки на причастность клиента к экстремистской или террористической деятельности, основаниями которой являются признаки, указывающие на необычный характер сделки (рис. 2) [11].

Платформа «Знай своего клиента» функционирует с 1 июля 2022 г. на основании ФЗ-115 и Федерального закона от 10.06.2022 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ-86) и определяет уровень риска-СПО по трем группам: «зеленую» - низкий уровень риска, «желтую» - средний уровень, «красную» - высокий уровень, в соответствии с принципом ЗСК. С момента запуска тестовой версии в декабре 2021 года к платформе подключились все банки России, предоставив сведения о семи миллионах российских компаний (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) [7].

На основании информации ЦБ РФ по первым итогам работы платформы ЗСК и данных ФНС о зарегистрированных организациях, можно определить число лиц, входящих в определенные группы риска-СПО (табл. 1).

«Зеленая» группа риска-СПО подобна «зеленому коридору», т.е. предусматривает свободное и беспрепятственное проведения валютных операций между участниками сделки. По данным ЦБ РФ к данной группе относится подавляющее большинство организаций, и, с учетом общего роста числа зарегистрированных фирм, их доля несколько снижается, но численность увеличивается. «Жёлтая» группа риска означает, что у фирмы на счету наряду с реальными валютными операциями обнаружены также и сомнительные. Результаты исследования показали, что доля членов «желтой» группы выше ожидаемой, соответственно и численность таких фирм, подпадающих под пристальное внимание банков увеличивается. Банки имеют право на блокирование подозри-

тельных валютных операций. Положительный эффект заключается в том, что доля таких организаций увеличилась преимущественно за счет группы высокого риска, что, возможно, означает улучшение такого показателя, как «доля участников ВЭД, совершающих сомнительные валютные операции». «Красная» группа позволяет банку установить запрет на проведение всех валютных операций резидента - участника ВЭД. Доля участников «красной» группы риска-СПО по факту оказалась ниже предполагаемой, следовательно, количество фирм с высоким риском также несколько снижается. Резидент-участник ВЭД имеет право обжаловать «красную» группу в Межведомственной комиссии при Банке России (далее - Комиссия), созданной на основании, вступившего в силу с 1 июля 2022 г. Многостороннего соглашения «О взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (далее - Многостороннее соглашение) [15]. Являясь членом Комиссии, ФТС России интегрирует выявленные риски нарушения резидентами - участниками ВЭД валютного законодательства с данными системы ЗСК, принимает решение о ходатайстве об изменении уровня риска или оставляет решение ЦБ РФ без изменений. Можно предположить, до публикации результатов деятельности ФТС России за 2022 год, что работа Комиссии способствовала снижению доли «красной» группы и перехода из нее в группу среднего уровня риска-СПО. Как правило, оценка риска проводится на основании совокупности факторов, степень риска-СПО устанавливается не менее чем по двум критериям.

Применяя систему «Знай своего клиента» важно владеть терминологией, которая применяется сторонами Комиссии. Так ФТС России в своих отчетах и планах мероприятий по ре-

Таблица 1

Группы риска-СПО, определяемые платформой «Знай своего клиента»

Риск-СПО (группа) Период

по состоянию на 01.07.2022 по состоянию на 01.11.2022 [13] по состоянию на 01.02.2023

Количество зарегистрированных организаций, млн % Количество зарегистрированных организаций, млн [14] % Количество зарегистрированных организаций, млн [14] %*

Зелёная 6,930 99 6,922 98,3 7,040 98,7

Жёлтая 0,021 0,3 0,084 1,2 0,050 0,7

Красная 0,049 0,7 0,035 0,5 0,043 0,6

Всего 7 100 7,042 100 7,133 100

"прогнозное значение на основании средней величины

Таблица 2

Сопоставление понятий «сомнительные операции» и «подозрительные операции»

Определение понятия Источник Комментарии

«Подозрительные операции - операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» [9] Статья 3 ФЗ-115 Объекты: деньги и иное имущество. Субъект не указан. Цель - отмывание преступных доходов и финансирование терроризма. Термин включен в ФЗ-115 в декабре 2021 года. Ранее в НПА не был установлен.

«Сомнительные операции - это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей» [17] Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» Термин законодательно не закреплен, но разъясняется ЦБ РФ. Субъекты - клиенты банков. Объект указан косвенно: деньги в различных формах. Цель указана косвенно, через необычный характер сделок, позволяющий усмотреть нарушение закона.

«Сомнительная операция - это передача денежных средств или заключение банковской сделки, которая со стороны может показаться невыгодной для клиента либо противоречить законодательству. ... При этом целями осуществления сомнительных операций может быть, как вывод денежных средств из страны, уклонение от налогообложения, обналичивание денежных средств на счетах, так и поддержка финансовой коррупции и международного терроризма» [18] Радюкова Я.Ю., Беспалов М.В., Сутягин В.Ю. Анализ схем проведения сомнительных операций и методы борьбы с ними Субъекты - клиенты банков. Объект - деньги. Сделан акцент на невыгодности сделки для клиента. Цели указаны точно, имеют характер: отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

«Под сомнительными операциями. понимаются операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противозаконные цели, в том числе операции, обладающие признаками транзитных операций.» [19] «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. Банком России 16.02.2018 № 5-МР) Объект и субъект не указаны. Определены конкретные цели, но шире чем «отмывание преступных доходов и финансирование терроризма».

«Сомнительная валютная операция - вид подозрительной операции, являющейся валютной операцией, совершаемой резидентом или нерезидентом и соответствующей признакам, установленным Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо действия резидента или нерезидента, связанные с совершением такой валютной операции» [20] Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Связь с понятиями «подозрительная операция». Через понятие «валютная операция» определен объект - валюта. Субъекты: резиденты и нерезиденты. Цель определена косвенно, через ссылку к ФЗ-115. Проект находится на стадии окончательного формирования текста.

ализации Стратегии развития ФТС России до 2030 года употребляет термин «сомнительные валютные операции» [16], а ФЗ-115 и ФЗ-86 - «подозрительные операции» (табл. 2).

Термин «сомнительная валютная операция» в настоящее время (по состоянию на 1 февраля

2023 г.) не утвержден законодательно. Данное понятие фигурирует в методических документах Банка России разных лет, определяет вид подозрительной валютной операции, осуществляемой клиентом банка. Целью такой операции не обязательно должно быть отмывание «грязных»

доходов, но обязательно это противоправная деятельность, часто направленная на вывод денег за пределы России. Банк России в информации на своем официальном сайте уточняет, что в связи с введением термина «подозрительные операции» в ФЗ-115, именно он будет использоваться банками в отчетных документах вместо «сомнительные операции», что указывает на равноправие терминов до закрепления понятия «сомнительные валютный операции» в валютное законодательство, как это планируется ФТС России.

Совет директоров Банка России 24 июня 2022 г. принял решение о критериях, на основании которых юридические лица-резиденты будут распределяться по «цветным» группам риска-СПО на платформе ЗСК. Установлено 6 групп критериев в области:

а) оценки предпринимателя по видам, характеру и финансовым результатам его деятельности, среди которых следует отметить соответствие объемов переводимых нерезиденту денежных средств, предусмотренных внешнеторговым контрактом импортной сделки, фактическим объемам предмета контракта;

б) оценки операций по счетам фирмы в банках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) оценки учредителей руководителей организации;

г) оценки сопоставимости юридического лица с иными лицами, совершающими подозрительные операции;

д) результатов оценки рисков, проведенных в соответствии с ФЗ-115;

е) информации, поступившей от государственных органов, в том числе наличие сведений:

- о завышении/занижении резидентом стоимости товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС, относительно их рыночной стоимости;

- о несоответствии сведений в ДТ, заявленных резидентом -участником ВЭД и направляемых ФТС России в уполномоченные банки, сведениям из ДТ, включенным на основании информации от данного участника ВЭД в ведомость банковского контроля;

- содержащихся в ДТ [21].

Таким образом, платформа «Знай своего клиента» в своей работе применяет, помимо критериев, предусмотренных принципом ЗСК и оценкой рисков-СПО по ФЗ-115, более широкий спектр информации. Для этих целей необходимым условием является окончательное принятие решений об интеграции данных Банка России, ФТС России, ФНС и других заинтересованных структур - расширение полномочий по Соглашению о взаимодействии, а также приведение в порядок терминологии в разных ведомствах, объединяющих свои ресурсы для общей цели.

В качестве результатов межведомственного взаимодействия в 2022 г. в целях реализации полномочий органа валютного контроля таможенными органами, можно отметить факты:

а) снижение возбуждения уголовных дел, по сравнению с показателями 2021 г.:

- 100 дел (-24 дела) по ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица);

- 190 дел (-6 дел) по ст. 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;

- 32 дела (соответствует показателю 2021 года) по ст.193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации);

б) увеличение числа возбужденных уголовных

дел:

- 147 дел (+7 дел) по ст. 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов);

- 9 дел (+1 дело) по ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления);

в) снижение стоимостных показателей по уголовным делам:

- невозврат и незачисление денежных средств на сумму 19,6 млрд руб. (-9,4 млрд руб.);

- незаконный перевод денежных средств с использованием подложных документов на сумму более 10,5 млрд руб. (-1 млрд руб.);

г) увеличение возбужденных дел об административном правонарушении: 9 256 дел (+2051 дело) за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, для дальнейшего развития таможенного администрирования валютного контроля, в целях перехода к предупредительной модели, нацеленной на предотвращение совершения противозаконных валютных операций, необходимо гармонизировать терминологию, утвердить регламент расширенного взаимодействия ведомств с учетом активного внедрения системы «Знай своего клиента» в практику таможенных органов в рамках риск-ориентированного подхода осуществления валютного контроля.

Библиографический список:

1. Давыдов Р.В. Направления совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4 (57). С. 13-22.

2. Медведенко О.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля // Таврический научный обозреватель. 2017. № 1 (18). С. 47-53.

3. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Противодействие таможенных органов сомнительным валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3 (56). С. 9-22.

4. Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г. № 01-48/12 (с изменениями, внесенными протоколами от 30 июля 2015 г. № БР-Д-12/361 и от 31 августа 2015 г. № 01-69/00008) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Структура подозрительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги // Официальный сайт Банка России. URL: cbr.ru (дата обращения: 21.02.2023).

7. Начала работать платформа «Знай своего клиента» // Официальный сайт Банк России. URL: https://static. consultant.ru/obj/file/doc/bank_010722-client.pdf

8. Фазилов Ф.М. Роль и значение системы «KYC» в предупреждении отмывания денег // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. № 7 (82). С. 42-43.

9. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-Ф «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Информационно-правовой портал «Гарант. Ру».

11. Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру».

12. ФАТФ - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. URL: https://eurasiangroup. org/files/uploads/files/FATF_documents/FATF_ Guidances/typ_1.pdf

13. Миксующие опередили ожидания ЦБ. Банк России обнародовал первые результаты работы новой антиотмывочной платформы // Газета РБК № 148

(3641) (1811). 18 ноября 2022. URL: https://www.rbc.ru/ newspaper/2022/11/18/6375f8f49a7947294e2c5639

14. Статистика по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/regstats

15. Многостороннее соглашение «О взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Москва) // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру».

16. Таможенная служба Российской Федерации в 2021 году. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https:// customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii

17. Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Радюкова Я.Ю., Беспалов М.В., Сутягин В.Ю. Анализ схем проведения сомнительных операций и методы борьбы с ними // Известия СПбГЭУ. 2018. № 6 (114). С. 77-81.

19. Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Банком России 16.02.2018 № 5-МР) // СПС «КонсультантПлюс».

20. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (подготовлен Минфином России, ID проекта 04/13/09-21/00119907) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

21. Официальный сайт Банка России. URL: cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.