Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ  КАК СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ КАК СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история хоровой музыки / дирижирование академическим хором / специальные творческие дисциплины / преподавание специальных дисциплин / компетенции / межпредметный подход / практико-ориентированный подход / личностно ориентированный подход / «му зыкальная викторина» / «портрет-презентация» / history of choral music / conducting of academic choir / special creative disciplines / teaching special disciplines / competencies / interdisciplinary approach / practice-oriented approach / personality-oriented approach / music quiz / composer’s portrait learning session

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.С. Лапина, Т.А. Никитина

В контексте общей модернизации сферы образования значительно изменяются форма и содержание образовательного процесса. Характер данных изменений сложно назвать однозначным, особенно когда речь идёт о художественном образовании. В связи с этим авторы обозначают необходимость осмысления содержания образовательного процесса в творческом вузе с целью наиболее полного понимания специфики последнего. Особой значимо стью авторы наделяют базовые курсы, направленные на систематизацию знаний обучающихся и построение фундамента для их дальнейшего обучения. В частности, к таким курсам они относят дисциплину «История хоровой музыки», преподаваемую обучающимся направления «Дирижирование», профиля «Дирижирование академическим хором» в Алтайском государственном институте культуры. Далее в статье определяется место названной дисциплины в учебном плане, цель и задачи её преподавания, а также рассматривается компетенция, формируемая в процессе освоения курса. Авторы называют и рассматривают наиболее эффективные подходы для построения этой компетенции: практико-ориентированный, личностно ориентированный, межпред метный, а также обсуждают такие формы контроля успеваемости обучающихся, как «портрет-презентация» и «музыкальная викторина», и возможности их реализации в контексте современных технологий гипермедиа. В заключение авторы приводят размышления об условиях достижения наибольшей эффек тивности образовательного процесса путём замещения фрагментарного знания системным, интенсификации творческой самостоятельности обучающихся, а также обеспечения межпредметного характера в преподавании спецдисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.С. Лапина, Т.А. Никитина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF TEACHING HISTORY OF CHORAL MUSIC AS A SPECIAL DISCIPLINE

In the context of general modernization of the education sphere, the form and content of the educational process are significantly changing. The nature of these changes is ambiguous, especially when it comes to art education. In this regard, the authors indicate the need to consider the content of a creative university’s educational process in order to deeper understand its specifics. The authors emphasize the basic courses systematizing students’ knowledge and building the foundation for further education. In particular, they include the discipline “History of Choral Music” taught to students of the profile “Conducting by an academic choir” in the Altai State Institute of Culture. Further, the article determines the place of the named discipline in the educational program, the purpose and the objectives of its teaching, and also examines the competence formed by the course. The authors name and consider the most effective approaches for building this competency: the practice-oriented, the personality-oriented, the intersubject, and also discuss such forms of monitoring student performance as “portrait-presentation” and “music quiz”, and the possibilities of their implementation with hypermedia technologies. In conclusion, the authors talk on conditions for achieving the greatest efficiency of the educational process. These conditions include replacing fragmented knowledge with systemic one, intensifying the students’ creative independence, and also ensuring interdisciplinarity in teaching special disciplines.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ КАК СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет" (г. Москва)

УДК 378

Lapina Yu.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: dirizher.yulya.92@mail.ru

Nikitina T.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: tany.ru88@mail.ru

ABOUT SOME ASPECTS OF TEACHING HISTORY OF CHORAL MUSIC AS A SPECIAL DISCIPLINE. In the context of general modernization of the education sphere, the form and content of the educational process are significantly changing. The nature of these changes is ambiguous, especially when it comes to art education. In this regard, the authors indicate the need to consider the content of a creative university's educational process in order to deeper understand its specifics. The authors emphasize the basic courses systematizing students' knowledge and building the foundation for further education. In particular, they include the discipline "History of Choral Music" taught to students of the profile "Conducting by an academic choir" in the Altai State Institute of Culture. Further, the article determines the place of the named discipline in the educational program, the purpose and the objectives of its teaching, and also examines the competence formed by the course. The authors name and consider the most effective approaches for building this competency: the practice-oriented, the personality-oriented, the intersubject, and also discuss such forms of monitoring student performance as "portrait-presentation" and "music quiz", and the possibilities of their implementation with hypermedia technologies. In conclusion, the authors talk on conditions for achieving the greatest efficiency of the educational process. These conditions include replacing fragmented knowledge with systemic one, intensifying the students' creative independence, and also ensuring interdisciplinarity in teaching special disciplines.

Key words: history of choral music, conducting of academic choir, special creative disciplines, teaching special disciplines, competencies, interdisciplinary approach, practice-oriented approach, personality-oriented approach, music quiz, composer's portrait learning session.

Ю.С. Лапина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: dirizher.yulya.92@mail.ru

Т.А. Никитина, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: tany.ru88@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ КАКСПЕЦДИСЦИПЛИНЫ

В контексте общей модернизации сферы образования значительно изменяются форма и содержание образовательного процесса. Характер данных изменений сложно назвать однозначным, особенно когда речь идёт о художественном образовании. В связи с этим авторы обозначают необходимость осмысления содержания образовательного процесса в творческом вузе с целью наиболее полного понимания специфики последнего. Особой значимостью авторы наделяют базовые курсы, направленные на систематизацию знаний обучающихся и построение фундамента для их дальнейшего обучения. В частности, к таким курсам они относят дисциплину «История хоровой музыки», преподаваемую обучающимся направления «Дирижирование», профиля «Дирижирование академическим хором» в Алтайском государственном институте культуры. Далее в статье определяется место названной дисциплины в учебном плане, цель и задачи её преподавания, а также рассматривается компетенция, формируемая в процессе освоения курса. Авторы называют и рассматривают наиболее эффективные подходы для построения этой компетенции: практико-ориентированный, личностно ориентированный, межпредметный, а также обсуждают такие формы контроля успеваемости обучающихся, как «портрет-презентация» и «музыкальная викторина», и возможности их реализации в контексте современных технологий гипермедиа. В заключение авторы приводят размышления об условиях достижения наибольшей эффективности образовательного процесса путём замещения фрагментарного знания системным, интенсификации творческой самостоятельности обучающихся, а также обеспечения межпредметного характера в преподавании спецдисциплин.

Ключевые слова: история хоровой музыки, дирижирование академическим хором, специальные творческие дисциплины, преподавание специальных дисциплин, компетенции, межпредметный подход, практико-ориентированный подход, личностно ориентированный подход, «музыкальная викторина», «портрет-презентация».

В условиях модернизации сферы образования существенным изменениям подвергается образовательный процесс. С одной стороны, в активном применении современных инновационных педагогических методов и информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса мы можем найти множество очевидных преимуществ: доступность поиска информации, интенсивность коммуникационных процессов, актуализация самостоятельности поиска информации. С другой же стороны, наблюдается наличие проблем, связанных с партнерством преподавателя и студента, а именно: утрата эмоционального фона взаимодействия, что особенно ощутимо в преподавании гуманитарных и художественных дисциплин, и доминирование визуального «клипового» мышления в восприятии учебного материала.

Поскольку вышеобозначенная проблематика достаточно сильно затрагивает сферу художественного образования, на данном этапе мы считаем необходимым наиболее глубокое осмысление содержания образовательного процесса в творческом вузе, имеющее своей целью наилучшее понимание его специфики.

Круг дисциплин, осваиваемых студентами в период обучения, в своей целостности и последовательности способствует становлению компетентного молодого специалиста. Однако в контексте художественного образования, на наш взгляд, особую значимость демонстрируют базовые объёмные курсы, систематизирующие и сводящие воедино знания, приобретённые из множества прочих, но вместе с тем и представляющие собой надёжный фундамент для изучения других последующих дисциплин. В числе таковых мы хотели бы обозначить учебную дисциплину «История хоровой музыки» (далее - ИХМ), изучаемую, в частности, студентами направления 53.03.05 «Дирижирование», профиля «Дирижирование академическим хором», квалификации - «Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором)», преподаваемую в Алтайском государственном институте культуры на кафедре академического хора.

Чтобы определить роль ИХМ в рамках подготовки специалистов-хормейстеров, необходимо обозначить место данной дисциплины в учебном плане.

Курс «История хоровой музыки» входит в формируемую участниками образовательных отношений часть блока 1 учебного плана основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), сформированной на базе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование», и охватывает все основные стороны изучения хорового наследия композиторов в совокупности со стилевыми характеристиками музыки различных эпох, следствием чего является формирование профессиональной эрудиции обучающихся.

Целью преподавания дисциплины является ознакомление будущих специалистов с логикой и направлениями эволюции музыкальной культуры (разумеется, на примере хоровой музыки) в мировых масштабах. Задачи же состоят в демонстрации неразрывного характера развития отечественной и западной хоровой музыки. Студенты в рамках дисциплины проходят ознакомление с сущностью оппозиции художественных взглядов и идей, спецификой отражения мира с помощью музыкальных образов и форм, творчеством наиболее заметных композиторов, а также ролью образцов мировой хоровой культуры в преобразовании духовных сфер общественной жизни.

Освоение обучающимися ИХМ направлено на формирование компетенции ПКО-2, которая заключает в себе способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения. Данная компетенция подразумевает способность к интерпретации истории музыкального искусства, включая всё его жанрово-стилевое многообразие, в том числе музыкально-фольклорные особенности, базовые аспекты развития музыкальной культуры Европы, основные этапы творчества композиторов-классиков в строгой взаимосвязи с процессом исторического и культурного развития общества.

В период освоения курса ИХМ студенты приобретают знания об историческом развитии музыкального искусства (в частности, хорового), осваивают хоровые сочинения композиторов в представленном объёме программы дисциплины, оперируют такими понятиями, как форма, стиль, жанр и направление, а также имеют представления о трактовке и интерпретации музыкальных произведений, принадлежащих к различному историко-культурному контексту.

На наш взгляд, освоение данной компетенции может быть наиболее эффективным при использовании таких научно-педагогических подходов, как:

1) межпредметный подход;

2) практико-ориентированный подход;

3) личностно ориентированный подход.

В образовательном процессе межпредметный подход способствует формированию эрудиции и мировоззрения у обучающихся, а также самостоятельной систематизации знаний ввиду того, что «межпредметные связи могут быть использованы с целью повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала молодежи, её умения самостоятельно работать с источниками, справочной литературой, анализировать ситуации и составлять тексты, экстраполируя знания, полученные в одной сфере деятельности, на другую» [1].

В преподавании ИХМ данный аспект выявляется в учебном плане путём сравнительного анализа тематического наполнения гуманитарных предметов (таких как «Культурология» и «История музыки») и нахождения общих тематических блоков. Например, в дисциплине «Культурология» тема «Особенности художественной культуры России второй половины XIX в.» раскрывает особенности музыкальной культуры, в частности хоровой, в рамках которой характеризуются персоналии, а именно композиторы и музыкальные деятели, организовавшие образовательный процесс в области музыкального воспитания.

Дисциплина «История музыки», равно как и ИХМ, также направлена на понимание основных вех и принципов эволюции музыки, самобытного характера различных музыкальных культур, но охватывает более широкий пласт мировой музыкальной культуры.

Далее мы хотели бы обсудить «практико-ориентированный подход, предусматривающий такое построение учебного процесса, при котором формирование новых знаний непосредственно связано с практическим опытом их использования при решении тех или иных задач» [2], и который, таким образом, развивает творческий интерес и способствует повышению эффективности обучения. Дисциплины «Дирижирование» и «Хоровой класс» в полной мере подкрепляются практико-ориентированным подходом в преподавании ИХМ. Обусловлено это тем, что разучивание обучающимся хорового произведения предполагает его знакомство с историческим контекстом, а именно - стилевыми особенностями той или иной эпохи и особенностями хорового письма конкретного композитора. Прежде чем начать работу с хоровым произведением, хормейстеру необходимо осуществить подготовку, связанную с подробным разбором данного сочинения. Дирижёр должен составить план поэтапной работы над партитурой, начинающийся предварительным анализом партитуры и

Библиографический список

заканчивающийся непосредственно на моменте исполнения. Важно понимать, что подробный анализ способен помочь хормейстеру избежать множества ошибок, связанных с искажённым пониманием стилистики и неверной трактовки сочинения.

Личностно ориентированный подход направлен на развитие творческой самостоятельности и самопознания обучающегося. Актуализация названного подхода в рамках обучения предусматривает «концентрацию внимания педагога на воспитании целостной личности человека, заботу о развитии ... духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития» [3; 4]. В рамках рассматриваемой дисциплины самопознание проявляется в подготовке обучающимися к «музыкальной викторине», в рамках которой студент самостоятельно осуществляет поиск музыкального материала, анализирует и делает выводы после ознакомления с хоровыми сочинениями. Также обучающийся зачастую не ограничен выбором музыкальных трактовок и интерпретаций и для самоподготовки может выбрать лучший вариант исполнения того или иного произведения.

Также следует рассмотреть другую форму контроля студентов, способствующую творческому самопознанию. «Портрет-презентация» направлен на выбор или поиск обучающимися наиболее интересного композитора, творчество которого доступно и понятно, согласно их взглядам и предпочтениям. Докладчики раскрывают особенности стиля композитора и эпохи, в которой он жил, касаясь фактов биографии. Студенты делятся впечатлениями о прослушанной хоровой музыке данного композитора в процессе подготовки к докладу и дают развёрнутую характеристику творчества.

Также важно отметить, что технологии дистанционного обучения способствуют самостоятельной работе обучающихся и открывают для них новые возможности, например, проведение викторин, использование широкого доступа к музыкальному наследию онлайн, дающее возможность сравнения интерпретаций музыки и т.д.

На одном из указанных пунктов мы хотели бы остановиться более подробно. Использование современных технологий дистанционного образования в преподавании ИХМ способно сыграть значимую роль в более структурированном представлении содержания курса, а также наилучшем его освоении. Наиболее интересным и эффективным инструментом, к которому мы пришли в процессе преподавания ИХМ, является музыкальная викторина онлайн.

Поскольку возможности системы дистанционного образования Moodle позволяют использовать различные гипермедийные технологии, у нас возник интерес к созданию интерактивных элементов учебного курса. «Музыкальная викторина» как таковая не являет собой новую форму контроля, и её классическое воплощение в наигрывании мелодий на фортепиано либо проигрывании отрывков произведений с помощью различных средств звуковоспроизведения используется достаточно давно и хорошо известно. Её новая, интерактивная форма предполагает осуществление следующих шагов:

1) преподаватель осуществляет отбор музыкальных произведений;

2) преподаватель (или ассистент) осуществляет аудиомонтаж путём формирования выборки фрагментов отобранных произведений и их соединения в единую звуковую дорожку, перемежающуюся паузами;

3) преподаватель (или ассистент) загружает готовую аудиозапись на любой аудиохостинг (например, Vocaroo), предполагающий возможность отображения объектов (в данном случае звуковых файлов) на сторонних сайтах, и копирует та называемый embed-код для последующей вставки аудиоресурса в СДО Moodle;

4) в учебном курсе в рамках Moodle формируется специализированное тестовое задание на установление соответствий, при выполнении которого обучающимся необходимо будет прослушать внешний файл, определить произведения по их звучанию и установить в соответствии с нумерацией (возможны и более простые вариации, основанные на вопросах-эссе и записи ответа в свободной форме).

В заключение приведём нашу точку зрения на условия, при которых данный образовательный процесс будет способен проявить наибольшую эффективность.

Во-первых, это необходимость в развитии личностного начала, стимулирование ухода обучающихся от «клипового» мышления в пользу формирования у них знания целостного и системного.

Во-вторых, важную роль следует отвести актуализации творческой самостоятельности студента, т.е. стимулированию интереса к самостоятельному поиску полезной и актуальной информации.

И, в-третьих, обеспечение в преподавании спецдисциплин широкого гуманитарного контекста и наиболее полной и прозрачной демонстрации разнопорядковых межпредметных связей.

1. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода. Высшее образование в России. 2011; № 3: 86 - 90.

2. Джамалдинова Э.А. Реализация практико-ориентированного подхода в этнокультурной образовательной среде. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020; № 1: 51 - 52.

3. Шевченко О.Г. Воспитание музыканта в контексте личностно ориентированного подхода в образовательном процессе. Веснк Маг1лёускага дзяржаунага унвератэта ¡мя АА. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навукг педагопка, пскалопя, методыка. 2015; № 1 (45): 76 - 85.

4. Савченко Т.Л. Личностно ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой электронной научной конференции, 15 февраля - 31 марта, Москва, 2013. Available at: http://www.scienceforum.ru/2013/270/3250

References

1. Savruckaya E.P. Mezhpredmetnye svyazi v svete kompetentnostnogo podhoda. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 3: 86 - 90.

2. Dzhamaldinova 'E.A. Realizaciya praktiko-orientirovannogo podhoda v 'etnokul'turnoj obrazovatel'noj srede. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2020; № 1: 51 - 52.

3. Shevchenko O.G. Vospitanie muzykanta v kontekste lichnostno orientirovannogo podhoda v obrazovatel'nom processe. Vesnik Magileyskaga dzyarzhaynaga yniversit'eta imya A.A. Kulyashova. Seryya C. Psiholaga-pedagagichnyya navuki: pedagogika, psihalogiya, metodyka. 2015; № 1 (45): 76 - 85.

4. Savchenko T.L. Lichnostno orientirovannyj podhod k obrazovaniyu v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty. Studencheskij nauchnyj forum: materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj elektronnoj nauchnoj konferencii, 15 fevralya - 31 marta, Moskva, 2013. Available at: http://www.scienceforum.ru/2013/270/3250

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 378 (37.013)

Akbaba T., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: tulay.0209@hotmail.com

EXPERIMENTAL TRAINING IN THE USE OF RUSSIAN INFORMATION TRANSMISSION VERBS: INTEGRATION INTO THE PROGRAM OF THE UNIVERSITY NAMED AFTER HACI BAYRAM VELI. The basis of this study of Russian information transmission verbs is the research subject enlarging idea, the transition from the so-called speech verbs and other small groups represented in a number of modern semantic and thesaurus dictionaries to information transmission verbs' corpus compiled on the basis of LOCLL (Laboratory of Computer Lexicology and Lexicography) of the Philology Faculty of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov. The voluminous corpus research of the Information Transmission Verbs' Comprehensive Training Dictionary compiled by the author made it possible to distinguish 4 verbs classes based on the language value type, with further division carried out on differential semantic features' basis. In this case the leading method was the lexical unit's component analysis method. The linguodidactic model's teaching to the use of these verbs built and tested in groups of MSU named after M.V. Lomonosov graduate students is correlated both substantively and structurally with the current curriculum of the Turkish State University named after Haci Bayram Veli (Ankara), subjected to multilateral analysis and description in the article. The problem of the possibility to correlate the practical pedagogical work experience with this material at Moscow State University in Russia with the Turkish program's objectives and the Turkish monolingual audience's interests, and, therefore, this material's integrating possibility problem into specific aspects of the program has been discussed. The author also declares a certain task typology that serve the purpose by presenting projects of two ETS (exercises and tasks system) - for two aspects of the program that are most compatible with the developed materials: lexicology and translation at different stages and training levels. It turned out that the goals and objectives aimed at the formation of a number of different in nature competencies in Russian and Turkish universities are compatible. The Turkish university's training course is an integrated system that involves a student in several types of mental and speech activity. The information transmission verbs' systemic presentation corpus provides educational material for at least two aspects of studying. Therefore, it strengthens their connection.

Key words: information transmission verbs, class enlargement, correlation of programs, linguodidactic teaching model.

Т. Акбаба, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: tulay.0209@hotmail.com

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЮ

РУССКИХ ГЛАГОЛОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ:

ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОГРАММУ УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ХАДЖИ БАЙРАМ ВЕЛИ

В основе данного исследования русских глаголов передачи информации лежит идея укрупнения предмета исследования, переход от так называемых глаголов речи и иных мелких групп, представленных в ряде современных семантических, тезаурусных словарей, к корпусу глаголов передачи информации, сформированному на базе данных ЛОКЛЛ филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Обработка составленного автором Комплексного учебного словаря глаголов передачи информации позволила выделить 4 класса глаголов на основе типа языкового значения, с дальнейшим членением, проведённым на основе дифференциальных семантических признаков, и на этой основе создать гибкую лингводидактическую модель обучения употреблению этих глаголов в составе разных университетских курсов. Ведущим методом при этом был метод компонентного анализа лексической единицы. Выстроенная и апробированная в группах магистрантов МГУ им. М.В. Ломоносова лингводидактическая модель обучения употреблению этих глаголов соотнесена как содержательно, так и структурно с актуальной учебной программой турецкого государственного университета им. Хаджи Байрам Вели (г Анкара), подвергшейся многостороннему анализу и описанию в статье. На обсуждение вынесена проблема возможности соотнесения опыта практической педагогической работы с данным материалом в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (Россия) с целеустановками турецкой программы и интересами турецкой моноязычной аудитории, следовательно, проблема возможности интеграции данного материала в конкретные аспекты названной программы. Автор декларирует также определённую типологию заданий, служащих поставленной цели, представляя проекты двух СУЗ (системы упражнений и заданий) для двух аспектов программы, наиболее совместимых с разработанными материалами: лексикологии и перевода на разных этапах и уровнях обучения. Выяснилось, что цели и задачи формирования ряда разных по своей природе компетенций российского и турецкого университетов совпадают. В заключение автор приходит к выводу о том, что учебный курс турецкого университета представляет собой целостную систему, вовлекающую учащегося сразу в несколько видов умственной, речевой деятельности. Системное представление корпуса глаголов передачи информации обеспечивает учебным материалом, по крайней мере, два аспекта обучения, следовательно, укрепляет их связи.

Ключевые слова: глаголы передачи информации, укрупнение класса, соотнесение программ, лингводидактическая модель обучения.

Мы назвали наш курс экспериментальным потому, что, во-первых, само понятие «глаголы передачи информации» (далее - ПИ) не является общепринятым, а во-вторых, потому, что мы единолично совершили переход от более мелких, достаточно разрозненных групп к более крупному предмету исследования: составили корпус именно глаголов ПИ, включающий 340 лексических единиц. Подробнее об этом переходе речь пойдёт ниже. Некоторые характеристики корпуса были коротко представлены ранее [1]. Обучение употреблению глаголов этого корпуса было частично проведено в группах турецких магистрантов и аспирантов в России, на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, а сейчас нашей задачей является соотнесение его - как содержательно, так и организационно - с учебной программой Анкар-ского государственного университета им. Хаджи Байрам Вели [2].

I. Предметное содержание учебной программы бакалавриата государственного университета им. Хаджи Байрам Вели (г. Анкара)

Программа бакалавриата, рассчитанная на 8 семестров, предлагает также ряд курсов по выбору. Мы проанализируем семестры с IV по VIII, поскольку именно для этих курсов, на наш взгляд, подходит разработанный нами ма-

териал. Основными направлениями Программы являются лексикология, перевод и стилистика, которые перекликаются друг с другом и дополняют друг друга.

Так, курс лексикологии в III и IV семестрах вводит в обиход турецких учащихся лексику, свойственную всем функциональным стилям русского языка. По 2 недели отводится (в данной последовательности) на лексику разговорной речи, языка художественной литературы, газетно-публицистического стиля, научного стиля, а на официально-деловой стиль отведено 4 недели. И это неслучайно: выпускники университета часто работают в государственных организациях и занимаются, в частности, делопроизводством.

В IV семестре идет и курс перевода с турецкого языка на русский текстов социально-политического характера, включающих тексты о современных СМИ РФ, внешней и внутренней политике государства, отставках, назначениях, усредненном портрете чиновника, проблемах бизнеса, ценовой политике, рынке труда. В V семестре ведётся более трудоёмкий перевод с русского на турецкий языки, представленный в текстах о современной жизни в России, литературе, живописи, классической музыке, кино, спорте, моде, путешествиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.