Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / EXTREMISM / YOUTH EXTREMISM / PREVENTION OF EXTREMISM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIAL PREVENTION / SOCIAL DANGER / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EMPIRICAL RESEARCH / EDUCATIONAL WORK / DEFORMATION OF SOCIAL VALUES / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Обрывко Евгения Ивановна, Стародубцева Мария Александровна, Саенко Арина Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы о профилактике молодежного экстремизма, идеологии терроризма в общеобразовательных учреждениях. Обращается внимание на осведомленность граждан в данной теме, а также анализируется почему именно молодежь является «группой воздействия» потенциальных вербовщиков. Цель исследования - определение вовлеченности преподавателей и учеников в проводимые просветительские, гражданско-патриотические мероприятия. Делается вывод о недостаточном уровне правовой культуры преподавателей в вопросах профилактики экстремизма. Авторы указывают на то, что важно проводить научно-образовательные семинары для преподавателей, повышать их правовую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Обрывко Евгения Ивановна, Стародубцева Мария Александровна, Саенко Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF INCREASING THE LEGAL CULTURE IN THE ISSUES OF PREVENTING EXTREMISM AND IDEOLOGY OF TERRORISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article discusses issues of prevention of youth extremism, the ideology of terrorism in educational institutions. Attention is drawn to the awareness of citizens in this topic, and it is also analyzed why young people are the «influence group» of potential recruiters. The purpose of the study is to determine the involvement of teachers and students in ongoing educational, civil-patriotic events. The conclusion is made about the insufficient level of the legal culture of teachers in the issues of prevention of extremism. The authors point out that it is important to conduct scientific and educational seminars for teachers, to improve their legal culture.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 340, 343.34

DOI 10.23672/s2025-5468-3255-r

Обрывко Евгения Ивановна

старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, Алтайский государственный педагогический университет, руководитель отделения по классному руководству УМО Алтайского края eobryvko@yandex.ru

Стародубцева Мария Александровна

магистрант,

Алтайский государственный университет Starodubzewa@gmail.com

Саенко Арина Александровна

студентка,

Алтайский государственный университет arina.saenko2@mail.ru

Evgeniya I. Obryvko

Senior lecturer of the Department General and Social Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Head of Classroom to the leadership of the UMO of the Altai Territory eobryvko@yandex.ru

Maria A. Starodubtseva

Undergraduate,

Altai State University

Starodubzewa@gmail.com

Arina A. Saenko

Student,

Altai State University arina.saenko2@mail.ru

О некоторых аспектах повышения правовой культуры в вопросах профилактики экстремизма и идеологии терроризма в образовательной среде

On some aspects of increasing

the legal culture in the issues of preventing extremism and ideology of terrorism in the educational environment

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы о профилактике молодежного экстремизма, идеологии терроризма в общеобразовательных учреждениях. Обращается внимание на осведомленность граждан в данной теме, а также анализируется почему именно молодежь является «группой воздействия» потенциальных вербовщиков. Цель исследования - определение вовлеченности преподавателей и учеников в проводимые просветительские, гражданско-патриотические мероприятия. Делается вывод о недостаточном уровне правовой культуры преподавателей в вопросах профилактики экстремизма. Авторы указывают на то, что важно проводить научно-образовательные семинары для преподавателей, повышать их правовую культуру.

Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, профилактика экстремизма в общеобразовательных учреждениях, социальная профилактика, социальная опасность, воспитательные мероприятия, эмпирическое исследование, воспитательная работа, деформация общественных ценностей, правовое просвещение.

Annotation. This article discusses issues of prevention of youth extremism, the ideology of terrorism in educational institutions. Attention is drawn to the awareness of citizens in this topic, and it is also analyzed why young people are the «influence group» of potential recruiters. The purpose of the study is to determine the involvement of teachers and students in ongoing educational, civil-patriotic events. The conclusion is made about the insufficient level of the legal culture of teachers in the issues of prevention of extremism. The authors point out that it is important to conduct scientific and educational seminars for teachers, to improve their legal culture.

Keywords: extremism, youth extremism, prevention of extremism in educational institutions, social prevention, social danger, educational activities, empirical research, educational work, deformation of social values, legal education.

В обоснование актуальности нашей темы, отметим, что в 2020 году объявленный в марте локдаун фактически «выключил» многих людей из системы общественных отношений, породил

всплеск преступности и значительное ухудшение криминогенной обстановки в нашей стране. Почти на 41 % возросло число совершенных преступлений экстремистской направленности. Причем, как

указывает статистика, большинство из лиц, совершивших данные деяния, являются несовершеннолетними.

Вынужденная самоизоляция повлекла падение уровня обучения, вырвала молодежь из привычного им мира, привела подростков, фактически, в маргинальное состояние хрупкого баланса между нормой и патологией [1; 2]. Плюсом к этому добавилось массированное психологическое воздействие СМИ и сети «Интернет», где свободно действуют потенциальные вербовщики в экстремистские и террористические объединения. А, как известно, именно молодежь является «группой воздействия» для подобных лиц, поскольку обладает неустойчивым социально-психологическим фоном и не до конца сформированным мировоззрением [3]. Сюда добавляется и крайняя нестабильность экономической ситуации в стране, рост безработицы и инфляции.

В таких условиях обычный подростковый максимализм приобретает крайние черты, перерастающие в экстремистские настроения. Непредсказуемость действий несовершеннолетнего, его спонтанность и нередко группой характер действий обуславливает повышенную опасность молодежного экстремизма [4; 5].

Нами было проведено эмпирическое исследование - анонимное анкетирование школьников, студентов и преподавателей по вопросу их правовой осведомленности в отношении экстремизма. Опрошены были 74 человека, разделенных нами на две группы. Из них 45 человек - студенты 1-2 курса СПО (Колледж АлтГУ), ученики 9-11 классов МКОУ «Гилевская СОШ». 29 опрошенных -преподаватели Колледжа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», МКОУ «Гилевская СОШ». Возраст респондентов первой группы 15-17 лет, возраст второй группы - 30-50 лет.

Прежде всего, респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Известно ли им, что такое экстремизм?» В группе школьников и студентов 97,8 % отвечающих сообщили, что знают этот термин, 2,2 % ответили отказом. В группе учителей и преподавателей 100 % сообщили о знании данного понятия. Можно отметить, что правовая культура нашей выборки находится на достаточно высоком уровне.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопрос о причинах экстремизма. Студенты и школьники отметили в качестве основной причины деформацию системы ценностей в обществе (35,6 %). Причем, так ответили именно студенты по большей части. 20 % считает причиной экстремизма недостаточное правовое просвещение граждан, 15,6 % отмечают недостаточную до-суговую занятость детей подросткового возраста и взрослого населения. 13,3 % указали кризис школьного и семейного воспитания как фактор роста экстремистских проявлений и только 8,9% считают основным условием многонациональ-ность населения. Это косвенно говорит об отсутствии у респондентов склонности к националистическим идеям и установкам.

Группа опрошенных педагогов также основной причиной отметила деформацию общественных ценностей (41,4 %). 27,6 % назвали причиной экстремизма недостаточную терпимость людей, нехватку толерантности. Здесь, как раз и подразумевалась многонациональность, весьма актуальная для Алтайского края, с его высоким процентом иностранных мигрантов. 17,2 % указывают на недостаточное правовое просвещение населения.

На вопрос: «Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?» школьники и студенты в 62,8 % случаев указали радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру. 27,9 % респондентов отметили способы, основанные на опыте зарубежных стран в профилактике экстремизма. 9,3 % опрошенных признают право на существование либеральных способов противодействия экстремизму. Укажем, что данная картина ярко отражает как раз такой признак молодежи, как максимализм, желание «выделиться из толпы». Большинство опрошенных стремятся именно к радикальным мерам разрешения проблемы, не оглядываясь на их последствия.

У взрослых респондентов картина совершенно иная. 62,1 % опрошенных указывают в качестве профилактики экстремизма способы, основанные на опыте зарубежных стран, придерживаются центристской позиции. 27,6 % за радикальные методы, и 10,3 % за либеральные рычаги воздействия, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

Касательно актуальности темы экстремизма для Алтайского края, обе группы респондентов согласились с тезисом, что тема скорее актуальна, чем не актуальна (42 % и 51 % соответственно).

26,7 % опрошенных школьников и студентов признали, что сталкивались с проявлениями экстремизма. Это признали и 13,7 % преподавателей. Мы видим, что тема для участников выборки не столь уж оторвана от непосредственного восприятия. Однако, здесь речь идет, чаще всего, о новостях и публикациях в СМИ.

Непосредственно отдельные факты дискриминации в отношении себя признали 11,1 % школьников и 27,6 % преподавателей. Здесь картина уже более любопытна. Свою роль, вероятно, играет и трансграничность региона, обилие транспортных потоков, проходящих через него, высокая доля трудовой миграции и, соответственно, довольно большая доля интолерантного поведения.

69 % педагогов знают о программах мероприятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма в их образовательных учреждениях. Однако 31 % ответил отказом, что означает не вовлеченность в подобные мероприятия практически трети педагогического состава. Это можно объяснить как большой нагрузкой, так и

неосведомленностью либо нежеланием учителей тратить время на правовое просвещение. 48,3 % респондентов - преподавателей отметили, что не участвуют в подобных мероприятиях, соответственно, не участвуют и их кураторские группы/ классы.

Такой высокий процент не вовлеченных в воспитательные мероприятия просветительского и гражданско-патриотического профиля вызывает определенные опасения. Отсюда, мы можем выделить «группу риска», лиц, не знающих о проявлениях экстремизма и способных подпасть под влияние потенциальных вербовщиков. Также, 41,4 % педагогов считают мероприятия по профилактике экстремизма неэффективными.

В определенном смысле, данные мероприятия направлены исключительно на повышение правовой культуры студентов и преподавателей, и по отношению к непосредственному воздействию на обучающихся, они действительно не приносят мгновенного результата. Плюс к этому, стоит

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология : учебное пособие. М. : Прометей, 2018. 538 с.

2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно; Под общей ред. д-ра филос. наук В.П. Култыгина. М.: «Серебряные нити», 2001. 416 с.

3. Аминов И.И. Юридическая психология : учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2014. 270 с.

4. Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2017. 262 с.

5. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 19-24.

отметить, что часто на такие лекции студентов и школьников загоняют «для галочки», чтобы заполнить аудитории и отчитаться о выполнении календарного плана воспитательной работы. Но даже в этом случае, нельзя просто отмахиваться от подобной работы со студентами и школьниками. А именно это мы и наблюдаем, по данным нашего опроса.

Отсюда мы предлагаем сделать упор на вовлеченности в мероприятия по профилактике экстремизма и идеологии терроризма педагогов образовательных учреждений. Мало собрать студентов на лекцию, важно проводить научно-образовательные семинары для преподавателей, повышать их правовую культуру. Важно, чтобы у педагогов выработался интерес к таким просветительским и гражданско-патриотическим мероприятиям, и тогда они начнут вовлекать в них студентов. А для этого необходима слаженная работа образовательных учреждений, правоохранительных органов и институтов гражданского общества.

Literature:

1. Abramova G.S. Practical psychology : textbook. M. : Prometheus, 2018. 538 p.

2. Adorno T. Research of an authoritarian personality / T. Adorno; Under the general editorship of Doctor of Philosophy V.P. Kultygin. M. : «Silver threads», 2001. 416 p.

3. Aminov I.I. Legal psychology : textbook. M. : Unity-Dana, 2014. 270 p.

4. Andronnikova O.O. Gender differentiation in psychology : textbook. M. : Infra-M, 2017. 262 p.

5. Arutyunov S.A. Ethnicity is an objective reality // Ethnographic review. 1995. № 5. P. 19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.