УДК 343.34
DOI 10.23672/Ь7498-4233-3474-р
Пинчук Антон Павлович
магистрант Юридического института, Алтайский государственный университет [email protected]
Стародубцева Мария Александровна
магистрант Юридического института, Алтайский государственный университет [email protected]
Решетников Глеб Евгеньевич
магистрант Юридического института, Алтайский государственный университет [email protected]
Anton P. Pinchuk
Master's student of the Law Institute, Altai State University [email protected]
Maria A. Starodubtseva
Master's student of the Law Institute, Altai State University [email protected]
Gleb E. Reshetnikov
Master's student of the Law Institute, Altai State University nataparinal [email protected]
Проблема определения склонности молодежи к националистическим идеям и установкам как детерминантам преступлений экстремистской направленности
The problem of determining
the propensity of young people to nationalist ideas and attitudes as determinants of extremist crimes
Аннотация. В статье рассматривается проблема детерминированности преступлений экстремистской направленности, в числе прочих, с националистическими идеями и установками. 2020 год показывает неутешительную статистику роста числа экстремистских преступлений и правонарушений. Профилактика экстремизма наиболее эффективна в молодежной среде, поскольку именно в молодом возрасте формируются идеи и принципы, которые в результате влияния внешних факторов, таких как, например, сети «Интернет» или старших по возрасту лиц, могут носить искажённый, негативный характер. В настоящей статье авторы проводят исследование склонности несовершеннолетней студенческой молодежи Колледжа Алтайского государственного университета к националистическим идеям и ценностям, применяя 4 метода исследования. Например, были изучены позиции студентов относительно эт-нонигилизма, этнической индифферентности, этно-фанатизма, этноэгоизма и др. В результате проведённого исследования авторами был определен уровень склонности отдельной выборки студенческой молодежи к националистическим идеям и течениям и сделан вывод о том, что пока ситуация находится под контролем со стороны преподавательского состава и правоохранительных органов.
Ключевые слова: преступления экстремисткой направленности, эсктремизм, религиозно-националистический экстремизм, психология национализма, психология молодёжи.
Annotation. The article examines the problem of the determinism of extremist crimes, among others, by nationalist ideas and attitudes. 2020 shows disappointing statistics on the growth in the number of extremist crimes and offenses. Prevention of extremism is most effective in the youth environment, since it is the young age that ideas and principles are formed, which, as the result of the influence of external factors, such as, for example, the Internet or older persons, can be distorted, negative. In this article, the authors conduct the study of the tendency of underage student youth of the College of Altai State University to nationalist ideas and values, using 4 research methods known in psychology. For example, the positions of students regarding ethnonihilism, ethnic indifference, ethnophanaticism, ethnoegoism, etc. were studied. As the result of the study, the authors have determined the level of inclination of the separate sample of student youth to nationalist ideas and trends. The conclusion is that the situation is under the control of the teaching staff and law enforcement agencies today.
Keywords: crimes of an extremist orientation, extremism, religious-nationalist extremism, psychology of nationalism, psychology of youth.
Указывая актуальность настоящей работы, следует отметить, что в 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, локдауном и нестабильной экономической ситуацией прогнозируется рост преступности к концу года. В частности, уже сейчас можно констатировать рост, так называемой, киберпреступ-ности, а именно - киберэкстремизма и кибертер-роризма. Уже в апреле 2020 года фиксировался рост зарегистрированных киберпреступлений на 83,9 %. В общей статистике удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, составил 19,9 % от общего числа. Особенно, это касается преступлений экстремистской направленности, в частности, публичных призывов к осуществлению экстремистской и террористической деятельности с использованием сети «Интернет» [7]. В период с января по апрель 2020 года зарегистрировано 263 таких преступления, что на треть больше, чем данные за аналогичный период 2019 года. Например, в мае 2020 года было предъявлено обвинение по ст. 205.2 УК РФ жительнице Калининграда, сделавшей «репост» на своей странице в социальной сети материалы, признанный экспертизой террористическим.
Аналогичный случай произошел в Смоленске, где за публикацию в социальной сети экстремистских материалов был осужден С. по ст. 20.29 КоАП РФ. Несколько десятков дел по ч. 1 ст. 354.1 УК РФ были возбуждены за публикации фотографий нацистских преступников во время проведения акции «Бессмертный полк» [8].
Свою роль здесь играет и психологический фактор локдауна, незанятости слоев населения, особенно молодежи, ее выпадение из привычного ритма жизни. Этим активно пользуются потенциальные вербовщики экстремистских и террористических объединений. Анализ публикаций в социальных сетях, находящихся в открытом доступе, проведенный волонтерами отряда «Антиэкстремизм» в АлтГУ за период с мая по сентябрь 2020 года, позволяет сделать вывод о том, что идет массовое нарастание деструктивного психологического давления на молодежь, фиксируются открытые попытки вовлечения граждан в экстремистскую деятельность.
Законодатель достаточно оперативно отреагировал на ухудшение обстановки. В новой редакции Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года отмечена повышенная необходимость профилактики экстремизма в молодежной сфере, и, в частности, недопущение распространения экстремистских идей и установок в сети «Интернет».
В свою очередь, изменения в региональную систему противодействия экстремизму и терроризму были внесены и на уровне Алтайского края. На основании решения Антитеррористической комиссии Алтайского края на базе юридического института ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» создан Региональный антитеррористический научно-методический центр (РАНМЦ). Данная структура функционирует в качестве опорного центра по методической, научно-
исследовательской работе и проведению региональных профилактических мероприятий антитеррористической направленности. На сегодняшний день в сферу ее деятельности как раз и входит разработка системы мероприятий по противодействию киберэкстремизму и кибертерроризму, что указано в правоустанавливающих документах организации. Под патронажем РАНМЦ работают несколько студенческих волонтерских отрядов, в частности, группа «Антиэкстремизм», проводящая регулярные мониторинги экстремистской активности в социальных сетях. Опираясь на данные этих мониторингов, мы можем сказать, что сегодня наблюдается резкий всплеск именно националистических настроений и идей. Сюда же относится и широко муссировавшееся в СМИ самоубийство в СИЗО националиста М. Марцинке-вича. 28.09.2020 в г. Барнаул было организовано «прощание» с националистом, цветы и фотографии Марцинкевича были возложены у памятника жертвам политических репрессий.
В связи с подобной ситуацией, мы решили провести исследование и определить склонность студенческой молодежи АлтГУ к националистическим идеям и ценностям. Мы специально выбрали в качестве респондентов учащихся колледжа АлтГУ как несовершеннолетних студентов, наиболее склонных к влиянию со стороны вследствие недостаточно сформированной психической устойчивости сознания. Опираясь на данные исследования, мы хотим выделить среди обучающихся группу риска, способную потенциально поддаться влиянию вербовщиков либо совершить акты публичных призывов к экстремизму в сети «Интернет».
Основываясь на анализе психологической и юридической литературы, мы можем сделать вывод о том, что проблема национальной нетерпимости начала активно разрабатываться. В связи с притоком мигрантов в РФ возникает необходимость немедленно научиться мирному сосуществованию.
В нашей работе мы предлагаем перейти от теоретико-методологических проблем к рассмотрению отдельного среза социальной реальности, обратившись к изучению проблемы национальной и религиозной идентичности в студенческой среде.
Для корректного построения эмпирического исследования операционализируем основные понятия.
Экстремизм - (от лат. ех^етиэ - крайний) - приверженность различных субъектов общественных отношений к крайним с точки зрения общества взглядам и мерам для достижения их целей.
Идентичность - чувство личного тождества и исторической непрерывности личности (Э. Эрик-сон).
Национальная идентичность - культурная норма, отражающая эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе (А.Р. Тэудапкоу).
Методы исследования религиозно-националистического экстремизма студенческой среде:
- методика «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орел;
- шкальный опросник О.Л. Романовой;
- описание выборочной совокупности.
В экспериментальном исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 15-16 лет.
Этнофанатизм
Этноизоляционизм
Этноэгоизм
Корма
Этническая индифферентность
Этнонигилизм
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%
(25 человек). Молодые люди являются студентами 1 курса среднего профессионального образования в колледже АлтГУ.
Анализ полученных данных.
Результаты проведенного опроса по методике «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Опрошены были 25 человек, студенты 1 курса СПО. Возраст - 15-16 лет.
Результаты опроса отражены на рисунке 1:
Рисунок 1 - Этническая идентичность
Данная методика представляет собой анкетирование, разделенное на 6 шкал, каждая из которых представляет собой определенный вид этнической идентичности.
Такая форма, как этнонигилизм, то есть, отрицание своего этноса, среди респондентов практически не выражен. Баллы по этой шкале набрали 70 % опрошенных, самый большой балл среди всех составил 13 его набрали 1 % опрошенных.
Этническая индифферентность выражает незаинтересованность респондента в своем этносе. Можно отметить, что среди опрошенных наиболее часто встречаются баллы в диапазоне от 10 до 20. Укажем, что 0 балов не набрал никто. Вызывает некоторую тревогу то, что данный тип пользуется некоторой популярностью в группе респондентов, вероятно как ответ на всплеск национализма, распространяемый по сети «Интернет».
Норма - нейтральное отношение к национальности. Необходимо отметить, что респонденты набрали баллы от 10 до 20. Эти баллы набрали 98 % респондентов. Мы делаем вывод, что норма
сейчас является основным типом для участников опроса.
Этноэгоизм встречается в этнической идентичности опрошенных, но не преобладает.
Этноизоляционизм как одна из форм уже национализма, где сквозит уже нетерпимость к другим народам среди респондентов не встретился. Так же не встретился и этнофанатизм, являющийся уже формой шовинизма и расизма.
Результаты опроса по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орел:
Обобщение выявленной информации приведено на рисунке 2.
Из опрошенных больше 75 % респондентов показали результаты по шкале социальной желательности от 48 до 64 баллов. При этом, баллы от 50 до 60 говорят об относительной честности при ответах, умеренной степени готовности сотрудничать.
Рисунок 2 - Диаграмма склонности к отклоняющемуся поведению
Показатели свыше 60 баллов говорят о повышенном желании респондента соответствовать всем правилам общества, желании показать себя как можно лучше. Поэтому, достоверность ответов респондентов представляется сомнительной. Необходимо отметить и то, что респонденты не сразу разобрались с опросными листами, и часто переспрашивали, какой ответ подойдет больше,
демонстрируя неуверенность и желание соответствовать общественной норме.
Результаты опроса по методике «Шкальный опросник» О.Л. Романовой:
Полученные данные отражены на рисунке 3:
Рисунок 3 - Результаты опроса по методике О.Л. Романовой
В группе опрошенных 22 человека из 25 воспитываются в семьях с одинаковой национальностью, и 3 человека - в смешанных семьях. Выявлено, что по шкале «Чувство принадлежности к своей этнической группе» подростки из семей с одинаковой национальностью показали значимое превышение над группой подростков из смешанных семей. Это можно объяснить тем, что большинс-
тво подростков из смешанных семей не полностью определили свою этническую группу относительно матери и отца, и пока еще находятся в поиске «своей этнической группы».
«Значимость национальности» у подростков из смешанных семей несколько выше, чем у подростков из семей с одинаковой национальностью,
однако значимых различий выявить не удалось. По шкале «Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» подростки из семей с одинаковой национальностью показали более высокий результат. На вопросы типа: «Думаю, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории?», они отвечали чаще согласием, что может говорить об их меньшей зацикленности на проблеме ущемления прав национального меньшинства. Подростки же из смешанных семей, чаще отвечали на подобные вопросы отказом, возможно, что представители данной группы могли реально сталкиваться с интолерантным отношением к ним со стороны лиц, принадлежащих к более многочисленным нациям.
Показатели по шкале «Использование того или иного языка», выявляющей потребность чаще использовать родной язык в контексте общегосударственного общения, в обеих группах испытуемых примерно одинаковые.
По итогам проведенного исследования мы можем отметить, что, если отношения между лицами разных национальностей формальны, то молодежь, в целом, согласна их принять. Например, в случае соседства по парте, отношений в рамках учебной группы, даже дружбы.
Но, стоит таким отношениям перейти в более личную плоскость, как в большинстве случаев, студенты предпочтут социальную дистанцию.
По мнению Н.Г. Марковой, фактором растущей межнациональной розни в студенческой среде может выступать подростковый максимализм и культуроцентризм [4, с. 4-5].
В качестве мер, направленных на снижение агрессии, в исследовании Н.Г. Марковой стоит указать такие как:
1) упор на проведение тренингов и семинаров на психологическое и культурологическое сплочение.
Литература:
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно; Под общей ред. д-ра филос. наук В.П. Култыгина. М. : «Серебряные нити», 2001. 416 с.
2. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5.
3. Дробижева Л.М. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этно-социологических исследований в СССР / Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов // Советская этнография. 1981. № 3. С. 11-22
4. Волков Ю.Г. Социология молодежи : учеб. пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Када-рия и [др.]. Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. 576 с.
В колледже АГУ эти функции возложены на психологов и социальных педагогов;
2) включение студентов в мультикультурные фестивали и мероприятия.
Большое внимание должно уделяться культурному и правовому просвещению студентов. В большинстве своем они не знают ценностей и особенностей других культур, что стимулирует укрепление стереотипов в массовом студенческом сознании, зачастую устаревших и неправильных. Так же многие не знают об административной и уголовной ответственности за демонстрацию предметов национализма и призывы к националистической и экстремистской деятельности. Эти функции нами предлагается возложить на кураторов учебных групп, они смогут реа-лизовывать данную программу в ходе кураторских часов и индивидуальных занятий.
Таким образом, можно отметить, что изучение склонности молодёжи к националистическим идеям и ценностям является неотъемлемой частью профилактики экстремизма. На фоне неуга-сающей экстремистской преступности подобного рода исследования позволяют выявлять зоны риска, к которым необходимо проявлять повышенное внимание. Нами было проведено исследование склонности молодёжи к националистическим идеям и установкам с использованием 4 известных в психологии методов: методики «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орел, шкального опросника О.Л. Романовой, описания выборочной совокупности. Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что ситуация в студенческой молодёжи в конкретном учебном заведении не вызывает опасений. Мы определили уровень склонности отдельной выборки студенческой молодежи к националистическим идеям и течениям, и можем указать, что пока ситуация находится под контролем со стороны преподавательского состава и правоохранительных органов.
Literature:
1. Adorno T. Research of an authoritarian personality / T. Adorno; Under the general editorship of Doctor of Philosophical Sciences V.P. Kultygin. M. : «Silver threads», 2001. 416 p.
2. Arutyunov S.A. Ethnicity is an objective reality // Ethnographic review. 1995. № 5.
3. Drobizheva L.M. Interethnic relations and eth-nocultural processes (based on the materials of eth-nosoc iological research in the USSR / L.M. Drobizheva, A.A. Susokolov // Soviet Ethnography. 1981. № 3. P. 11-22
4. Volkov Yu.G. Sociology of youth : textbook allowance / Yu.G. Volkov, V.I. Dobrenkov, F.D. Kadaria and [oth.]. Rostov-n/D. : Phoenix, 2001. 576 p.
5. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В.В. Коротеева; РГГУ; ИЭА РАН. М., 1999.
6. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология. М. : МГУ, 1984. С. 180-187.
7. Очередной скачок киберпреступности в 2020 году. URL https://www.securitylab.ru/blog/com pany/CABIS/348156.php (дата обращения 02.10. 2020).
8. Совет Безопасности РФ отметил рост числа экстремистских преступлений на фоне пандемии. URL : https://www.interfax.ru/russia/709538 (дата обращения 02.10.2020).
5. Koroteeva V.V. Theories of nationalism in foreign social sciences / V.V. Koroteeva; RSUH; IEA RAS. M., 1999.
6. Kuhn M. Empirical study of personality attitudes towards oneself / M. Kuhn, T. McPartland // Modern foreign social psychology. M. : MGU, 1984. P. 180— 187.
7. Another leap in cybercrime in 2020. URL : https://www.securitylab.ru/blog/company/CABIS/ 348156.php (date of application 10/02/2020)
8. The Security Council of the Russian Federation noted an increase in the number of extremist crimes against the background of the pandemic. URL : https://www.interfax.ru/russia/709538 (date of application 10/02/2020).