Научная статья на тему 'О некоторых аспектах духовного формирования современной студенческой молодежи'

О некоторых аспектах духовного формирования современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
26
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рахматуллина Зугура Ягануровна

The article presents to the attention of the readers an ideal social-psychological portrait of the present-day student, in the viewpoint of which the aspects of molding them in to a spiritual personality are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of spiritual generation of the present day students

The article presents to the attention of the readers an ideal social-psychological portrait of the present-day student, in the viewpoint of which the aspects of molding them in to a spiritual personality are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах духовного формирования современной студенческой молодежи»

З.Я. Рахматуллина, министр образования Республики Башкортостан

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных оснований и правил, обусловили тотальное проникновение в современное российское общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры молодого поколения. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образов жизни и ценностных ориентаций работает прежде всего на повышение интереса современной молодежи к зарубежной поп-культуре и создание новых дешевых рынков сбыта для её духовной продукции. Идет тотальное наступление «тектуры» - технического эволюционизма, культуры либерального, технологического человека как торжества маргинализма, безнациональности и беспочвенности. Известно, что для порабощения и уничтожения нации достаточно завладеть духом молодых поколений. Кто завоевывает душу народа, тот превращается в её властелина, кто духовно порабощает молодежь, тому нет необходимости брать в руки оружие. Будущее народов России, успех проводимых реформ будет зависеть не только от прозорливости политических и государственных деятелей, идеологов и ученых, но и от активной позиции молодежи, которая во все исторические времена играла заметную роль в жизни общества, особенно в переломные, революционно-переходные этапы его развития. От студенческой молодежи, которая всегда находится в

эпицентре всех социальных перемен и является главным мобилизационным ресурсом общества, зависит судьба и полноценное, полнокровное общественно-национальное бытие России и сохранение ее субъектности как исторического государства с многовековой героической биографией, с богатейшим духовным и материальным наследием, с самобытной культурной традицией в мировом сообществе.

В силу ряда объективных и субъективных факторов (более высокая личная независимость от жизненных обстоятельств, отсутствие характерных для более зрелых поколений многочисленных общественных обязательств, свобода от социальных запретов, широкий интеллектуальный кругозор, образованность, динамизм и мобильность и т.д.) студенческая молодежь способна сыграть противоречивую роль в сложившейся ситуации экзистенциального выбора: быть или не быть достойному настоящему и надежному будущему российского общества?

Как известно, образование - это неразрывное единство обучения и воспитания, и задача системы высшего профессионального образования сегодня - формирование не только квалифицированного специалиста с высоким уровнем профессиональных знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой будут во многом зависеть успех преодоления хаоса переходного периода, самосохранение и развитие нации. Какой же должна быть современная студенческая молодежь и почему с ее позицией, с ее стремлениями, человеческими качествами приходится связывать сегодня исторические судьбы и будущее нашего общества? Что же представляет из себя «идеальный тип» (М.Вебер), идеальный социально-психологический портрет современного студента -духовной личности, олицетворяющей элиту российской молодежи?

Прежде всего духовный человек - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий одним из иностранных языков, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире и безошибочно отличать истину от заблуждений,

добро от зла, подлинно художественное от фальши и подделок, вечное от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек - это гражданин и патриот. Ненависть к рабству, неприятие любого внешнего насилия, любовь к родной земле на протяжении веков питали свободолюбивый дух, патриотизм и гражданственность народов России. Стратегическую идею формирования современной студенческой молодежи как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип -приверженность духу своего народа, без которой можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Судьба любого народа, как и отдельного человека, - это сочетание добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и исторических ошибок. Исторические заблуждения не должны становиться основанием для покаяния перед мировым сообществом и национального самобичевания перед собственным народом, из них нужно извлекать уроки и делать конструктивные выводы. Духовный человек - это тот, кто принимает мир со всеми его несовершенствами, но не занимает конформистскую, равнодушно-созерцательную позицию; он активен, деятелен и все свои силы, энергию, знания направляет на то, чтобы его народ стал сильным, могущественным и авторитетным. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от современной студенческой молодежи во многом будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. Без этого судьбу нации будет решать поколение безликих «манкуртов» - маргиналов без собственного национального «Я», без памяти прошлого, без подлинного настоящего и надежного будущего.

Духовный человек - это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации. Именно в семье прививается любовь и

уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушие к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества, как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность. Основы будущего нравственного и духовного «Я» закладываются именно в семье с детства. Чем выше и духовнее будут воспоминания о нем, тем более вероятней будет и нравственная состоятельность взрослого человека. Жизненный опыт показывает, что благородные духовные качества молодежи -не только основа ее достойной будущей жизни, но и необходимое условие надежной старости старшего поколения.

Сколько раз жизнь утверждала простую истину: с милосердия и сострадания к близким, родственникам, детям, слабым, престарелым родителям начинается восхождение человека к «всечеловечности», к уважительному отношению к «Они», другим, чужим. Гуманизм, доброта, терпимость являются высшими добродетелями, украшающими настоящего, духовного Человека. На башкортостанской земле проживают сегодня представители 113 народов и национальностей, последователи всех мировых и многих национальных религий. Равновеликое общение всех народов многонационального Башкортостана, уважение и терпимость друг к другу есть основа обогащения и полноценного развития всех народов в поликультурном обществе. Культура постоянно нуждается в собеседнике, адресате, партнере, восприемнике. Консервирование национальных ценностей снижает ее творческий потенциал, оборачивается в реальности материальным обеднением жизни и духовным оскудением народа. Искусственно воздвигаемые преграды и границы губят культуру, заключают бытие народа в строго очерченные рамки собственного «жизненного мира», лишают его возможности творческого приобщения к мировой истории, судьбе человечества. Современная студенческая молодежь -реальная сила в осуществлении творческого диалога культур в республике, в российском обществе и в мировом сообществе в целом.

Духовный человек - это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Природа всегда была спутником бытия народа, здесь происходит воспроизводство человека, его сущностных сил, плоти и духа; с природой во многом связана духовная состоятельность личности. Духовная личность видит в природе не храм и не мастерскую, а прежде всего хранительницу живого народного духа, среду человеческой самореализации.

Уничтожение природной среды неминуемо ведет к крушению культуры народа, подрубает живительные корни духовности, Духа, а

вместе с тем и будущего народа. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий, - сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед своей совестью, перед памятью прошлого, перед Природой.

Духовный человек - это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры общения. Наш век называют веком общения. Современный городской житель в течение года вступает в несколько миллионов контактов с различными людьми. В сказке итальянца Джанни Родари путешественник Периджорно попадает в страну Соломенных людей, готовых вспыхнуть в любой момент, в страну Ледяных людей, не знающих слова «любовь», побывал он у Стеклянных и даже у Сахарных людей. Аллегория сказки ясна: несгибаемых, хрупких, холодных, ранимых, непробиваемых мы можем увидеть на каждом шагу. Французский философ Ж.П. Сартр говорил: «Ад - это другие». Действительно, общение с другими может быть и адом, и раем, и от самого человека зависит, какой будет его диалогическая жизнь, жизнь в обществе, среди людей. К сожалению, дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении - реальность наших дней. Долгое невнимание к этикету сказалось на нашей личной и общественной культуре отсутствием взаимной вежливости, предупредительности, внимания друг к другу. Проявить несдержанность, нагрубить, нецензурно выразиться - стало обычным явлением.

Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим, «визитная карточка» молодого поколения.

Духовная личность - это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства. К сожалению, либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа преуспевающего счастливчика, которому всегда и везде везет, красотки-проститутки, легко добивающейся жизненных успехов и благополучия, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному здоровью современной молодежи.

Идет фактическая девальвация и опошление таких смысложизненных ценностей, как любовь, семья, дружба, целомудрие. Культ здоровой семьи - это одна из главных современных жизненных ценностей. В частности, в нынешней Америке, куда так часто обращает взоры молодежь, многие мужчины в брачных объявлениях оговаривают чистоту претендентки как обязательное условие для создания семьи. Озабоченное физическим и духовным здоровьем нации, американское правительство ежегодно выделяет огромную сумму для пропаганды в образовательных учреждениях целомудрия и воздержания от секса до вступления в законный брак, а одним из первых шагов нынешнего президента стал указ о сокращении государственного финансирования феминистских организаций, проповедующих свободные добрачные отношения. Во многих странах сегодня выдвинуты жесткие требования к СМИ, ограничивающие пропаганду насилия и секса.

Духовный человек - человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном, и он по-настоящему проживает, а не прожигает единожды данную жизнь, чтобы не терзать себя угрызениями совести на жизненном финише за бесцельно и бездумно растраченную жизнь.

Как любят подчеркивать люди старшего поколения, молодость -это недостаток, который быстро проходит. Но именно в этот кратковременный период духовного «разброда» и мировоззренческих «шатаний» закладываются в индивиде жизненные ориентиры, очерчивающие его отношение к собственной жизни, обществу, к судьбе своей нации, которые определяют и все его последующее мироотношение. Духовное формирование, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа - итог не только собственных усилий. Важное звено здесь - правильно поставленная и организованная работа с молодежью, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей молодых поколений.

ABSTRACT

The article presents to the attention of the readers an ideal social-psychological portrait of the present-day student, in the viewpoint of which the aspects of molding them in to a spiritual personality are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.