Научная статья на тему 'Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы патриотического воспитания студентов'

Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы патриотического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы патриотического воспитания студентов»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.01)

© 2012 г. И.В. Кострулева, Н.А. Сиволобова УДК 376

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Патриотизм - одно из самых часто встречающихся понятий в общественных дискуссиях нашего времени и, особенно, в речах отечественных политиков. И это объяснимо. Роль и значение патриотизма возрастает на крутых виражах истории, когда развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, единства, сплоченности. Национальная идея, поисками которой заняты многие умы России, пока находится в стадии разработки и появление ее весьма проблематично в многонациональной стране. А патриотизм... Родина есть у каждого, будь это великая Россия или маленький полустанок, затерянный на бескрайних просторах. Именно поэтому в поле общественного внимания находится патриотизм, выступающий как естественная сплачивающая сила.

Патриотизм, как известно, - любовь к Родине. В данном определении ключевым словом является любовь. Но патриотизм - это не только любовь к отечеству, он подразумевает и любовь к государству, к нации, к правящей партии, у некоторых - любовь к президенту как гаранту, к армии как защитнице. Но, важно отметить, любовь бывает эмоциональная, созерцательная, любовь-восхищение и любовь деятельная, любовь-поступок.

Вопросы воспитания патриотизма были и есть предметом социального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Например, Н.А. Бердяев понимал нацию как единство исторических судеб, а чувство патриотизма связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Фактором становления патриотизма определял изучение истории, которую рассматривал ядром национального сознания [1].

Г.Н. Филонов считает патриотизм универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития патриотизма он определяет

культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей [6]. Вырщиков А. Н. рассматривает патриотизм как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование патриотизма возможно путем изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Особый интерес вызывает представленная автором логика воспитания патриотизма: от инстинкта к сознанию, к самосознанию, к чувству патриотизма и творчеству [3].

Рассматривая особенности патриотического воспитания студентов в современных условиях, мы определили задачи данного феномена, состоящие в следующем:

• использование аксиологического подхода при определении и конкретизации гражданских и патриотических ценностей, отражающих межличностные, межгрупповые, межсоциальные и межнациональные отношения;

• применение интегративного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с формированием патриотического аспекта мировоззрения молодежи, включающего познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;

• опору на целостный подход к патриотическому воспитанию, включающему в себя развитие всех составных компонентов педагогического процесса, в том числе цели патриотического воспитания, содержание и основные идеи патриотизма, критерии и способы проверки уровня их сформированности;

• использование факторного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с наличием внешних и внутренних факторов и условий его реализации на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-педагогическом уровнях.

Патриотизм является ярким проявлением народного, национального самосознания. Известный русский философ И.А. Ильин называл любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения» [4]. В самом деле, каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей связывает это чувство с чем-то наиболее близким и дорогим. Речь может идти, скажем, о природе, искусстве, славной истории и т.д. Но в любом случае для истинного патриотизма факторы нравственные, духовные имеют приоритетное зна-

чение. В них как бы выражается любовь к Отечеству в целом. Понятия «народ» и «Родина» мы воспринимаем в неразрывном единстве.

Анализ развития педагогической мысли и практики показывает, что патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся:

• возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегративную функцию. Вместе с этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом;

• современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданского и патриотического воспитания. К таким теориям относятся «педагогика воспитания в духе мира», «педагогика ненасилия», «педагогика гуманизма», «педагогика сотрудничества» и ряд других;

• теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики: каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания; каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью; каковы педагогические условия становления ценностных ориентаций молодежи.

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания молодежи на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у молодого поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.

В настоящий период, в различных сферах общественной жизни наблюдаются противоречия: с одной стороны демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма. Широкие слои населения, особенно молодежь, оказались не готовы к пониманию истинного смысла и значения важнейших изменений, происходящих в обществе и государстве, к преодолению трудностей переходного периода. Это связано с тем, что многие негативные явления и процессы существовали в течение длительного времени, однако их острое, но форме, кризисное проявление в реальной действительности стало оказывать активное воздействие на сознание, чувства и саму жизнь россиян сравнительно недавно. Это воздействие представляется большинством из них как результат проводимых реформ, ошибок и упущений в деятельности государственной власти и органов местного самоуправления. В результате этого в нашей жизни значительно чаще, чем раньше, стали проявляться апатия и нигилизм, безответственность и агрессивность, индивидуализм и цинизм, бездумное и даже отчужденное отношение к обществу и государству.

Результаты этих противоречий выражаются в следующих основных характеристиках: быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения; дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого; резкий даже по сравнению с нынешним взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие -разрушение генофонда; - реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.

По мнению психологов, педагогов, социологов именно студенческая молодежь является наиболее активной и прогрессивной частью населения и от того какие идеалы, ценности, нравственные принципы она пропагандирует,

зависит стабильность общества и национальная безопасность страны. Свойственные юношескому возрасту романтизм и стремление к идеальному, делает молодежь особенно отзывчивой на любые начинания, требующие сил, подвига, героизма. Это создает благоприятные предпосылки для высоких нравственных идеалов и воспитания чувств патриотизма у студентов, от степени выраженности которого зависит их вклад в развитие страны.

Ядром в структуре личности является мотивационная сфера. Патриотическая мотивация студентов имеет сложную многокомпонентную структуру, охватывающая когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы. Источником патриотической мотивации являются патриотические чувства, которые проявляются в переживании человеком своей привязанности к Родине, в заботе о ее судьбе, гордости ее успехами, в гневе против тех, кто покушается на ее благополучие.

Работа педагога по воспитанию патриотизма у студентов должна быть направлена на:

• развитие знаниевого компонента патриотической мотивации, то есть теоретическое освоение патриотических ценностей, идеалов, знаний, формирование суждений;

• развитие патриотических переживаний - эмоционального отношения к патриотическим знаниям и ценностям, формирование патриотических убеждений;

• формирование патриотического поведения, посредством приобщения к участию в патриотической деятельности.

Отношения к студенту как к социально зрелой личности предполагает учет того, что патриотизм - система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование патриотизма у студента означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности, носителя определенных патриотических ценностей, социально-полезной личностью. В свою очередь, это обязало нас искать пути усиления диалогичности обучения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои патриотические взгляды, цели, патриотические позиции в процессе учебной, внеучебной и общественной работы в образовательном учреждении [5].

В личностном плане патриотическое воспитание связано с осмыслением того, что каждый из нас является представителем человеческого рода как ценность, это, во-первых; во-вторых, с осмыслением того, что каждый из нас является гражданином определенного государства, что связано с государственными, общенациональными (межнациональными) ценностями; в-третьих, с тем, что личность выступает как представитель конкретной нации, что связано с этносоциальными (национальными) ценностями; личность является частью конкретного социума, что связано с групповыми, коллективными, корпоративными, классовыми ценностями; личностные ценности связаны с «Я-концепцией». Следовательно, сущность патриотического воспитания студентов состоит в установлении гармонии отношений между ценностями различного уровня, что выражается в закономерностях данного вида воспитания: важнейшей теоретической основой гражданского и патриотического воспитания является психолого-педагогическая теория общения, на основе которой устанавливаются контакты, взаимодействие, ориентация в гражданских и патриотических ценностях; гражданские, патриотические отношения и поведение, как личностные образования и как ценность формируются на основе теории установки. Установка на гражданские и патриотические ценности в своем становлении проходит этап возникновения интереса, ориентации и этап использования условий для формирования установки на данный вид ценностей; одной из важнейших основ гражданского и патриотического воспитания молодежи является личностно-ориентированный подход, связанный с рефлексией, с ориентацией студентов в этих ценностях.

Определение содержания патриотизма в современных условиях также осуществляется с учетом следующих факторов: переход экономики страны на рыночные отношения, активное возрождение национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменение концептуальных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения и пр. Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективного характера. Инвариантной составляющей патриотизма является лю -бовь к Родине. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление принести им пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и обществен-

ных целей, взаимодействие, сотрудничество людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, сочувствовать, приносить пользу. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга [6].

Таким образом, патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества, стать основополагающим стержнем в системе ценностных представлений современного общества. В современных условиях в содержании патриотизма остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX. М., 1997.

2. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. №9.

3. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград, 1998.

4. Ильин И.А. О грядущей России: Изб. Статьи /Под ред. Н.П. Полторацкого. М., 1993.

5. Габдуллин Г.Г. Новая парадигма педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 3.

6. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу. 2-е изд., доп. Шадринск, 2005.

LITERATURE

1. Berdyaev N. A. Russian idea: Main problems of Russian thought of the XIX century and beginning of XX. M, 1997.

2. Filonov G. N. Civil education: reality and development tendencies//Pedagogics. 1999. №. 9.

3. Vyrshchikov A.N., Nikonov K.M. Russian national idea. Some judgments about statehood, democracy and culture, freedom and human dignity. Volgograd, 1998.

4. Ilyin I.A. About the future Russia: Log huts. Articles / Under the editorship of N of the Item Poltoratsky. M, 1993.

5. Gabdullin G.G. New paradigm of pedagogical education//the Higher education today. 2007. №. 3.

6. Ippolitova N. V. The manual on a special course. 2nd prod., additional. Shadrinsk, 2005.

Ставропольский

государственный университет_23 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.