ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
© Лимонцева Г.В.*
Воркутинский филиал Университета Российской академии образования,
г. Воркута
В работе рассматриваются взгляды отечественных ученых конца XIX - начала XX века на российский патриотизм и патриотическое воспитание.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, национальное самосознание, ценности, национализм.
Патриотизм всегда занимал одно из ключевых мест в российской действительности и является семантически близким к понятию нравственности и духовности. Поэтому, как понятие и феномен он всегда в центре внимания представителей различных областей гуманитарных наук: социологии, педагогики, философии, истории, психологии и др.
Ценные мысли о патриотизме и патриотическом воспитании содержатся в трудах отечественных ученых конца XIX - начала XX века (В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.С. Арсеньева, А.Ф. Лосева и др.).
Философ, поэт и мыслитель В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) считал патриотизм «естественным и основным чувством» человека. Патриотизм в трудах В. Соловьева «был поднят на новую высоту, представлен в виде высшего идеала, цели развития народа, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков» [1].
Русский религиозный философ и богослов С.Н. Булгаков (1871-1944 гг.) называл патриотизм глубоко религиозным чувством, в котором «органически сливаются большая и малая Родина». По мысли философа, возможность народа решать серьезные исторические задачи находится в прямой зависимости от уровня развития национального самосознания и патриотизма у народа. Он отмечает, что «познание самого себя и Родины процесс единый, но во временном отношении сложный и длительный, требующий значительной работы души» [3].
Особо актуальны сейчас слова Н.А. Бердяева (1874-1948) о том, что «русский народ должен сделать сейчас величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство... Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ей сознательному гражданскому патриотизму» [2, с. 93, 95].
* Кафедра Психологии и социально-гуманитарных дисциплин.
Творчество философа и политического мыслителя И.А. Ильина (18821954 гг.) заслуживает особого внимания как феномен, имеющий мощный духовный и нравственный потенциал.
Ильин И.А. раскрывает сущность своего понимания патриотизма: «Патриотизм есть чувство любви к родине, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Обретение Родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть, ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию вообще невозможно» [7, с. 178].
В наследии И.А. Ильина, содержатся пророческие мысли относительно духовного кризиса человечества и нашей страны. Ильин И.А. утверждал, что в первую очередь необходимо научиться национальному самосознанию, укрепить инстинкт национального самосохранения. «Народ с колеблющимся инстинктом национального самосохранения и помраченным духовным самосознанием - не может отстаивать свою жизнь на земле... Народ должен чуять свое «мы» и его величие; он должен верить в свои силы, в свою правду и свою богоблагословенность» [7].
Мыслитель отмечает, что особенный национальный путь формируется из поколения в поколение, ценой вековых исканий, падений, неудач и страданий. В результате чего возникает единый национально -духовный акт. «Осуществляя свой индивидуальный путь, каждая нация вычерчивает свой особый идеал человеческого облика. Этот идеал открывается каждому народу через принятие национальных черт» [7].
Ильин И.А. считает, что будущее России зависит от правильного решения задач национального воспитания. Философ подчеркивает, что воспитание детей - это именно пробуждение их к национальному духовному опыту [7].
Патриотизм является самым ценным достоянием в жизни народа, по мысли русского мыслителя и философа Н.С. Арсеньева (1882-1977 гг.), это тот идеал, та «духовная мерка», согласно которой человек оценивает себя и свои действия, «произносит суд над самим собой». «Без этого чувства народ «задохнется» в сутолоке страстей повседневной жизни». По его мнению, эти глубинные чувства изначально закладываются в семье [11].
В понимании философа-энциклопедиста А.Ф. Лосева (1893-1988 гг.) патриотизм - это абсолютная ценность. Родина, по его мнению, этот не только территория, национальность и социальная жизнь, а «нечто большое, великое, всечеловеческое, что-то прекрасное, желанное и возвышающее» [10].
Основной целью патриотического воспитания в этот период было формирование у подрастающего поколения национального духовного характера, сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармоничным сочетанием в ней таких духовных качеств, как вера, любовь,
свобода, совесть, милосердие, патриотизм. А глубокое и всестороннее изучение русской национальной культуры (истории, географии, культуры, родного языка, религии, народных обычаев и др.), является средством борьбы против проявлений депатриотизации современной России [6].
Стоит отметить, что, несмотря на значительный временной интервал, данная мысль более чем актуальна в процессе современного воспитания патриотизма и гражданственности российской молодежи.
В трудах В. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, патриотическая любовь к Родине обретает высший социально-философский и нравственный смысл [1].
«Русскость» в дореволюционной России, по определению А.С. Ципко, была связана с верой, с православием, и определялась моральным, духовным выбором, «соединением самого себя, своей жизни и с русским бытом, и с русским языком, и с российской государственностью, и с русским народом» [12].
Отечественные философы определяли следующие качества идеального гражданина: вера в Бога, духовность, нравственность, патриотизм, любовь к людям и своей земле, собственное достоинство и мужество. При этом отмечалось, что, с одной стороны, чувство гордости за свое Отечество не является основанием для превосходства над другими народами, с другой, - признание достоинств и достижений других народов не должно переходить в привычку к подражательству, поклонению всему иноземному [9].
Все труды объединяет мысль о гуманном, уважительном отношении к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям; о сочетании в воспитании национального, граждан-ско-патриотического и общечеловеческого; о формировании у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов. Настоящий патриотизм стоит «выше всех личных отношений и интересов, находится в тесной связи с любовью к человечеству, что не уживается с неприязнью к отдельным народностям, исключает всякую международную вражду» [4].
Патриотизм несопоставим с национализмом, шовинизмом, сепаратизмом и космополитизмом. «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения» [7].
Патриотизм не должен подменяться национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством [8, с. 470]. Советский и российский ученый Д.С. Лихачев пишет: «национализм - это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость, и сам, в свою очередь, порожден этим же» [8, с. 468-469]. Национализм - это проявление слабости нации, сила народа в уверенности и стойкости его национальных традиций.
В данных мыслях заложены те идеи, которые получили свое научное оформление и развитие в конце нашего столетия в виде осознания важности наличия позитивной этнической идентичности как источника этнической толерантности в сфере межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия.
Анализ трудов отечественных мыслителей, позволяет сделать вывод, что семья, народ, духовность и нравственность неразрывно связаны с понятием Родины и уровнем патриотизма ее граждан. Основополагающие ценности патриотизма - родная природа, родной язык, национальная культура, духовное своеобразие, семейный уклад, традиции, преемственность поколений.
Семья является важнейшим институтом воспроизводства общества и первичной социализации личности в процессе взаимодействия поколений. Только в семье у ребенка формируются патриотические ценности и идеалы, вырабатывается отношение к социальным аспектам своей жизни; в семье интегративно формируются базовые личностные качества детей духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности [1].
В современном российском обществе, по оценкам исследователей (М.В. Вдовина, А.Б. Гофман, В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, В.Т. Лисовский, П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, А.А. Широканова, М.А. Дуарова и др.) нарушены традиционные тесные межпоколенческие связи, которые являются основой базовых норм и ценностей, воплощенных в обычаях и традициях, системе мировоззрения и менталитете народа.
Дуарова М.А. отмечает, что разрушенное пространство социокультурной преемственности, отражается не только на молодом поколении, его социализации, жизненной самореализации, духовно-нравственном состоянии, но и является источником деструктивных последствий для всей России, которая с потерей своих традиций, духовного образа, стоит перед пропастью духовной и цивилизационной гибели [5].
Стоит отметить особую роль русского языка в формировании граждан-ско-патриотических качеств личности, поскольку в языке сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа, состояние языка свидетельствует о состоянии самого общества, его культуры, его менталитета. Снижение уровня языковой культуры ведет к падению духовности и нравственности, утрате характерных национальных черт, поэтому его состояние в настоящее время представляет собой значимую проблему для всего общества и для государства.
Список литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. - М., 1918. - С. 96.
3. Булгаков С.Н. Моя Родина / С.Н. Булгаков // Избранное. - Орел: изд-во ОГТРК, 1996. - 240 с.
4. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР -М.: Педагогика, 1986. - 346 с.
5. Дуарова М.А. Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2011.
6. Зима М.В. Идеи национально-патриотического воспитания в фило-софско-педагогическом наследии Ильина И.А.: автореф. дис. ... кандид. пед. наук. - СПб., 2004.
7. Ильин И.А.Путь духовного обновления / сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1216 с.
8. Лихачев Д.С.Избранные работы: В 3 т. - Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. - Л.: Худож. лит., 1987. -496 с.
9. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учеб. пособие / А.Н. Вырщиков, С.Н. Климов, М.Б. Кусмар-цев, И.В. Метлик и др.; под общ. ред. А.К Быкова и В.И. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
10. Русская идея. - М., 1996. - С. 426. (Статья Лосева «Родина» (1941)).
11. Филонова Л.Г. Николай Сергеевич Арсеньев // В кн.: Русские философы. - М., 1993
12. Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма. - М.: Изд-во ЛКИ, 2009. - 288 с.