© 2007 г. Л.В. Упорова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА
После распада Советского Союза перед российским обществом вновь встала задача поиска целей и истоков духовности, построения иерархии ценностей. Основной целью образования становится приобщение человека к самостоятельной жизни, воспитание человека культуры, ориентированного на национальные ценности, воспитание гражданского самосознания [1]. Одной из главных составляющих гражданского воспитания является патриотизм.
На протяжении советского периода истории простое значение понятия патриотизма как любви к Родине, гордости за её историю, культуру, религию, было сведено к военно-патриотическим задачам. Сегодня стала более заметной утрата нашим обществом патриотического сознания. Социально-экономические процессы, происходящие в России, обострили национальный вопрос. Ничем не заполненная пустота, появившаяся в 90-х гг. XX в. на месте военно-патриотического воспитания, повлияла на молодое поколение, имеющее искаженное представление о том, что такое любовь к Родине.
Сегодня под прикрытием патриотических или религиозных идей, совершаются террористические акты и убийства иноверцев. Борьба государства силовыми методами с проявлениями национализма нерезультативна, проблема решения национальных проблем требует иного подхода. В связи с этим приобретает новое значение понятие «толерантность». Если раньше оно предполагало терпимость к людям другой культуры и образа жизни, то сегодня толерантность можно рассматривать через ценностное отношение человека к другим людям, принятие и право людей других национальностей и этнических групп на проявление своей культуры.
Общество ищет пути воспитания, которые дадут возможность, с одной стороны, укрепить патриотические чувства, развить национальное самосознание, с другой - оградить общество и подрастающее поколение от неверного толкования патриотической и национальной идеи.
Исторический опыт государств, испытавших национализм, свидетельствует о том, что патриотические и национальные идеи позитивны лишь в том случае, когда в их основе лежат идеи нравственные. Поиск путей для достижения поставленных целей заставляет задуматься о значении духовности в воспитании подрастающего поколения. «Путь СССР показал, что исторически жизнеспособная национальная государственность должна опираться на дух народный, который составляет нравственное могущество государства, подобно физическому нужное для его твердости» [9,1].
Современная педагогика, основанная на аксиологическом подходе к воспитанию, считает, что чувство патриотизма неотделимо от духовной культуры чело-
века. Патриотизм рассматривается как составная часть гражданской культуры, важный показатель социализации личности. Гражданские нормы могут стать, по мнению Т.И. Власовой, внутренними регуляторами поведения «.. .на основе ценностного отношения ко всем социально-культурным процессам» [3, с. 7]. Педагогические идеи Российского Зарубежья 20 - 50-х гг. XX в. органично сочетаются с современным аксиологическим подходом к воспитанию. Современные ученые, сторонники ценностного подхода считают, что только через духовность, систему ценностей можно воспитать и патриотические чувства, и гражданское мышление. Гражданское самосознание формируется в процессе усвоения всей системы ценностей и целей общества, принятие этих целей как личных.
Философское и педагогическое наследие выдающихся представителей первой волны российской эмиграции помогает разобраться в довольно запутанных сегодня вопросах национального и патриотического воспитания.
Зарубежные философы и педагоги, пытаясь переосмыслить произошедшее в России после революции, основывались на том, что для реализации воспитательных задач необходимо, прежде всего, воссоздать иерархию ценностей, найти пути социализации подрастающего поколения и сохранения национальных особенностей.
Перед российской интеллигенцией, оказавшейся в 20-х ХХ в. в эмиграции, стояла задача сохранить у молодежи любовь к оставленной Родине, передать ее новым поколениям и научить жить в иных условиях. Русских эмигрантов не покидала надежда, что события, происходящие в России, временны, и необходимо быть готовыми к возвращению на Родину с программой исправления ошибок и преобразований.
Несмотря на различные мнения, связанные с реализацией поставленных задач, обобщающим стержнем стала христианская антропология, воплощающая в себе христианский плюрализм, отказ от жесткого религиозного догматизма, на «философии всеединства» В. Соловьева. Эта философская концепция воплотила в себе новое духовно-религиозное содержание гуманизма, явилась основой для сбора, переосмысления и иерархии ценностей в новых исторических условиях. Высшей национальной ценностью признавалось православие, и, соответственно, духовные и эстетические ценности приобрели религиозное универсальное обоснование. Приоритетными целями воспитания стали: формирование любви и преданности Родине, чувства национальной гордости. На основе христианской антропологии формируется религиозная педагогика, как объединяющая, консолидирующая идеология воспитания и социализации.
Общая черта, присущая всем мыслителям зарубежья - патриотизм, который рассматривался как естественная любовь к Родине и русскому народу.
В России конец XIX - начало XX в. сложилась концепция национального образования, приоритетными направлениями которой были: воспитание любви к Отечеству, признание народной педагогики, опора на духовно-нравственные ценности православия. Сохранив преемственность с идеями национального воспитания Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинско-го, философы и педагоги русского зарубежья создают христианскую педагогику. С 20-х по 30-е гг. XX в. происходит взаимопроникновение светских и религиозных взглядов на образование и воспитание подрастающего поколения. Именно религиозная педагогика явилась основой воспитания подрастающего поколения в новых условиях.
Причины становления религиозной педагогики исследованы и освещены в трудах наших современников М.В. Богуславского, Е.Г. Осовского, О.Е. Оссов-ского [4, 5, 6]. Наша задача заключается в смысловом поиске формирования религиозно-патриотических идей, целей, поставленных в патриотическом воспитании русскими религиозными философами и педагогами и возможности применения их интеллектуального наследия в современном образовательном пространстве.
Словом «патриотизм» можно обозначить всю деятельность научной эмигрантской элиты. Любовь к родине, желание рассказать о ней, сохранить и передать подрастающим поколениям ее культуру, традиции, желание участвовать, пусть в отдаленном будущем, в ее судьбе - объединяло всех, независимо от философских взглядов и видения путей влияния на Россию.
Идеям гражданского, национального и патриотического воспитания посвящены работы основателя христианской педагогики В.В. Зеньковского, великого российского философа И.А. Ильина.
Педагогика В.В. Зеньковского, в основе которой лежит идея приоритета духовного воспитания, несмотря на ярко выраженную религиозную основу, не противоречит современным потребностям общества в воспитании нравственного человека.
В.В. Зеньковский не выделяет термины «гражданское» или «патриотическое» воспитание, но, говоря о социализации и национальном воспитании, он видит задачу общества в формировании социальной активности молодежи, чувства солидарности.
Будучи свидетелем становления фашизма в Германии, он пытается предостеречь от крайностей национального воспитания, и напоминает о приоритете общечеловеческих идеалов над национальными. «Любовь к родной стране - великое, но не высшее чувство. Там, где любовь к родной стране стоит выше всего, даже выше любви к истине, к добру, так растут те ядовитые цветы, которыми отравлена современная Германия, в своем узком национализме стремившаяся к порабощению других народов» [4, с. 88].
В.В. Зеньковский считал, что уберечься от национализма можно, если национальное воспитание будет опираться на воспитание социальное, которое убедит человека в ценности общения. Если цель национального воспитания - развивать чувство долга перед своей страной, то цель социального воспитания - форми-
ровать космополитическое мировоззрение, потребность в солидарности между людьми всех наций. Формирование социальной и личной активности педагог считал необходимым условием развития человека.
Чувство Родины побуждало педагогов искать пути формирования гражданственности у молодежи. «Знать и любить родину нужно потому, что должно служить ей: там, где познание родины или любовь к ней хотят определить себя как самодовлеющий путь, как самостоятельную ценность, там происходит глубочайший подмен, нарушение иерархии идей. Служение родине есть здоровое творческое ядро национального сознания -вне этого неизбежно возникает, дурной и безответственный, мнимый и лукавый романтизм [7, с. 379]. В.В.Зеньковского беспокоило то, что за пределами страны ослабевает желание именно «жертвенного служения» оставленной России [7, с. 385].
Гражданское воспитание ученый видит в том, чтобы идея служения Родине стала главнее, чем воспитание любви к ней, поскольку любовь, «эрос национальный» дан человеку Богом от рождения, а желание служить должно быть воспитано и привито [7, с. 379]. «Воспитание национального чувства заключается не только в том, чтобы пробудить самое чувство Родины, не только в том, чтобы раскрыть и утвердить его духовный смысл, - оно является частью духовного воспитания вообще» [7, с. 381].
В.В. Зеньковский понимает патриотизм как жертвенное служение Родине, возникающее на религиозной основе, так как жертвенность - это неотъемлемая часть христианства. «Жертвенность может вызываться чувствами и идеями разного порядка, но свой внутренний смысл и настоящие свои корни жертвенность получает в религиозной сфере.... Жертвенность должна быть не настроением, не порывом, а некой чертой характера, внутренне связанной с жизнью души» [7, с. 385]. Будучи убежденным, что чувство патриотизма нельзя развивать в отрыве от духовного воспитания, педагог говорил о том, что воспитывать национальное чувство через презрение к другим народам -неверный путь, приводящий, в итоге, к шовинизму. В.В. Зеньковский отбрасывает идею «зоологического национализма» считая, что шовинизм происходит от недостатка духовного воспитания [7, с. 381].
Великий русский философ И.А. Ильин, покидая Россию на «философском» теплоходе, понимал, что перемены в России произойдут не скоро и немногие смогут принять участие в её возрождении. Свое отношение к далекой Родине он характеризует как «патриотическую скорбь» [8, с. 23]. Поэтому его работы читаются как нравственное завещание поколениям россиян, которые будут возрождать Россию.
Исследуя причины государственного крушения, великий философ видит их истоки в строении и укладе русской души. Он дает характеристику «трех законов духа» [8, с. 23], которые должны лежать в основе воспитания гражданина новой, возрожденной России: свободы, любви и предметности.
Культура свободы, которую стремится создавать новое государство, не имеет любви и предметности,
поэтому стремление к свободе привело к диктатуре и еще большей несвободе. Под «предметностью» великий философ подразумевает главную цель человека, «объективную цель, последнюю и главную цель жизни, по отношению к которой все субъективные цели окажутся лишь подчиненным средством» [8, с. 24]. Субъективными учёный называет цели, ведущие к личному удовлетворению и личному успеху, которые должны быть в жизни человека, но не в них заключается смысл жизни человека. «Жить предметно - значит, связать себя.с такой ценностью, которая придаст моей жизни высший, последний смысл. Мы все призваны к тому, чтобы найти эту ценность, связать себя с нею и верно осмыслить ею наш труд и направление нашей жизни... Ибо в действительности мы все служим некому высшему Делу на земле - Божьему делу - «прекрасной жизни» по слову Аристотеля, «Царству Божьему» по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории» [8, с. 25]. Под служением Богу И.А. Ильин подразумевает служение делу Божьему, а именно - всякому виду человеческой деятельности, на благо России. «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, - от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, - я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию... » [8, с. 25]
Культуру будущей России философ видел как культуру христианскую, основанную на национальной идее. Следование всем трем целям - свободе, любви и предметности необходимо, поскольку исключение одной из них ведет к бездуховности и к несвободе. Система предметного воспитания, по мнению философа, должна восстановить и укрепить утерянную традицию религиозного и патриотического воспитания, которые рассматриваются в единстве. Человеку необходимо помочь выйти из состояния равнодушия, следования субъективным целям, «.вызвать в нем чутье и вкус к делам совести, веры, чести, права, справедливости, церкви и Родины» [8, с. 25].
По мнению И.А. Ильина, вовсе не обязательно для служения Родине быть религиозным человеком, главное, чтобы жизнь человека была освящена идеей, ради которой стоит жить. И тогда станет возможным «.службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение...» [8, с. 25]. Каждый человек, по мнению философа, в состоянии направить себя на верный путь, постоянно прислушиваясь к собственной совести. Именно совестливость и повышенное чувство ответственности - это те качества, которые необходимы русскому человеку, это то, что может спасти Россию.
Сущность понятия «Родина» И.А. Ильин раскрывает через религию и культуру, считая, что великой нацией считается только та, которая обладает великой культурой. «На безродность обречен тот, у кого душа закрыта для Божественного» [9, с. 19]. Философ утверждал русский национализм как естественное чувство любви к Родине, и считал, что Россия должна выработать новую систему национального воспитания, и именно от этого зависит ее исторический путь.
Сегодня, в поисках путей патриотического воспитания, философская и педагогическая мысль всё чаще обращается к возможности формирования патриотизма через систему ценностей, полагая, что принятие этих ценностей как личных побуждает ту самую физическую любовь к Родине, о которой писал И. Ильин. «Родина - есть выстраданные нами и открывшиеся нам лики Божии: в молитвах, иконах и храмах; в песнях, поэмах и трагедиях; в созданиях искусства и в подвигах наших святых и героев. И ещё, Родина - это тот национальный строй и уклад души, который вы-страдался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который незаметно, но неизменно владеет и моею душой, её дыханием, и вздохом, и стоном, и жестом, и языком, и пляскою. И ещё, Родина-это те люди, те вдохновлённые боговидцы и осенённые пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живёт духом, тот не будет иметь Родины.» [9, с. 19].
И.А. Ильин, критикуя германский национал-социализм, стремящийся подчинить другие народы, и русский пролетарский интернационализм, представлял будущую Россию как национальное государство. Он даёт определение национализма, которое, применительно к ситуации сегодняшнего дня, можно отнести к определению патриотизма: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания» [10, с. 359].
Будучи одним из наиболее сильных противников денационализации и интернационализации, И.А. Ильин в то же время предостерегал от национального высокомерия, считая его опасным как для самого народа, так и для других. «Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [9, с. 22].
Философскую и педагогическую концепцию русского зарубежья в отношении патриотического воспитания можно обобщенно представить как патриотизм, основанный на национальной идее и освящённой верой в Бога. «Патриотизм, по Ильину, - высшая солидарность, сплоченность в духе любви к Родине (духовной реальности), есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и поэтому Благодатный. Только при таком понимании патриотизм и национализм могут раскрыться в их
священном и непререкаемом значении. Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и, прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя» [11, с. 1].
Русские философы и педагоги не делали различий между воспитанием национальным и патриотическим. Воспитание национального чувства они видели как часть духовного воспитания, суть которой в том, чтобы пробудить в человеке чувство Родины и раскрыть духовный смысл этого понятия.
К национальным ценностям относились, прежде всего, духовные и этические ценности, основанные на православии; приоритеты - формирование любви и преданности Родине, чувства национальной гордости.
На практике это выразилось в различных формах популяризации русской культуры, истории, в создании русских школ. В 1924 г. в Европе насчитывалось 43 русских учебных заведения различного типа, в которых обучалось 6937 детей. В докладе князя П.А. Долгорукого «О мерах борьбы против денационализации русских беженских детей» на совещании в Праге в 1924 г., звучала проблема сохранения национальной идентичности русских детей. Российские педагоги ставили цель сохранить и воспитать русских для будущей России. Но возможностей становилось всё меньше. Перед педагогами стояла сложная задача: при помощи чего выявлять и формировать национальные чувства? Но, несмотря на отсутствие материального обеспечения, даже литературы, а, главное -надежды на улучшение условий, удавалось сделать практически невозможное [12].
Философы и педагоги зарубежья находились в сложных условиях. Острота восприятия Родины российской интеллигенцией, оказавшейся в вынужденной эмиграции, была связана не только с воспитани-
ем, но и с пониманием безвозвратной потери. Их выстраданные идеи национального и патриотического воспитания имеет большое нравственное и практическое значение, и могут быть успешно использованы в современной педагогике.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
2. Нарочинская Н.А. Россия и русские в мировой истории // http ://www. narochitskaia.info
3. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Ростов н/Д, 2001.
4. Богуславский М.В. Ценности образования в наследии философов Русского Зарубежья (1920-е - 50-е гг.) http://pedagogics.narod.ru/
5. Осовский Е.Г. Педагогическая мысль российской эмиграции // Вестн. российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 4.
6. Осовский О.Е. Интеллектуальное пространство Российского Зарубежья как социокультурная проблема // http://pedagogics.narod.ru/
7. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск, 2002.
8. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Духовно-нравственное воспитание. 2005. № 2.
9. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // М., 1996. № 1.
10. Ильин И.А. О русском национализме: Собр. соч. в 10 т. Т. 8. М., 1997.
11. Платонов О. Ильин Иван Александрович // http://www. hrono.ru/
12. Кондратьева М.А. Русская гимназия в условиях эмиграции: основные ценности образования (20-е годы XIX в.) // http://pedagogics.narod.ru/
Южный федеральный университет 17 июля 2007 г.