ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
НАСЛЕДИИ И.А.ИЛЬИНА
В.А. Сахаров
В статье анализируется роль эмоционального фактора в нравственном и патриотическом воспитании детей в педагогическом наследии русского зарубежья. Автор рассматривает подход к актуализации эмоциональной сферы в процессе воспитания в работах И.А. Ильина.
Ключевые слова: нравственные чувства, эмоциональная сфера личности, история педагогики, педагогика Русского Зарубежья
The interdependence of spiritual and moral and national upbringing of a child in the philosophic and pedagogical legacy of I.A.Ilyin. The article is dedicated to the role of the emotions within the framework of the process of moral and patriotic upbringing of the youth in the pedagogical legacy of Russian emigration. The author considers the approach to the actualization of the personal emotional sphere of a child in the process of the upbringing in the creative works of I.A.Ilyin
Topics: moral senses, emotional sphere of a personality, history of education, pedagogic of Russian emigration
Проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня становится очевидным тот факт, что никакие социально-экономические и политические преобразования в нашей стране не могут быть успешно осуществлены без учета духовного потенциала личности и общества.
Определение духовно-нравственного воспитания как деятельности, ориентированной на... «овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение»[1, с.10] прямо указывает на то, что ключевым компонентом данного вида воспитания является развитие нравственных чувств личности.
Нравственность органически включает в себя эмоциональный компонент, ибо она немыслима без оценки того или иного явления с точки зрения норм морали и переживаний, соответствующих этой оценке. Нормы морали становятся основой поведения индивида лишь тогда, когда они не только познаются, но и становятся объектом эмоционально-ценностного отношения.
Поэтому, важнейшим фактором усвоения норм морали является развитие нравственных чувств личности - устойчивых переживаний субъекта, выражающих его отношение к объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм.
В процессе нравственных переживаний и поступков происходит интериоризация норм морали индивидом, вследствие чего эти нормы становятся актуальной потребностью личности и мотивами ее нравственно-ценной деятельности и поведения.
Нравственные чувства стимулируют волевые усилия личности, которые направлены на осуществление социально-ценного морального выбора; побуждают личность к переживаниям, являющимся условием самовоспитания.
Очевидно, что чувства, адекватные моральной идее, имеют конституирующее значение в нравственном воспитании.
Современные процессы обновления педагогических концепций воспитания, усиление роли нравственного воспитания детей делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время эти процессы не могут осуществляться без преемственной связи с прошлым педагогическим опытом, с тем, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.
Сегодня представляется неоспоримым, что педагогика в Советской России и в странах российского рассеяния может быть представлена как две одновременно развивавшиеся ветви философско-педагогической и психолого-педагогической культуры, основывавшиеся на различном понимании преемственности культур, традиций, образования [2].
Мы долгое время жили в неведении о наших соотечественниках за рубежом, об их жизни и культуре. Не является исключением и сфера образования и воспитания. В руководствах по истории педагогики до начала 1990-х гг. эта сторона российской культуры фактически не освещалась.
В 1930 -е гг. отечественными мыслителями в эмиграции были созданы фундаментальные труды религиозной и экзистенциальной направленности. В них представлена новая трактовка и иерархия российских национальных ценностей, переосмыслена их связь с общечеловеческими.
Системообразующей нормой национального образования и воспитания выступала религиозно-нравственная традиция православия, которое являлось в это время основой не только мировоззрения философов, но и их мироощущения в целом, давало возможность ощущать себя в неразрывном духовно-эмоциональном единстве со всем русским народом. Здесь можно повторить известный тезис о том, что культура человека, народа - это, прежде всего, его вера. С этой позиции православие выступало важнейшим нравственно-интеллектуальным стимулом для творчества, создавало ценностную опору для нелегкого существования на чужбине.
Постепенно в эмиграции формируется новая философия национального образования и воспитания, определяются ее духовные, нравственные и этические приоритеты. Если в советской педагогике и системе образования основополагающими ценностями выступали материализм, диалектика, интернационализм, партийность, атеизм, то в философии образования русской эмиграции такими ценностями были православие, служение делу возрождения великой, свободной России, патриотические традиции русского народа.
В трудах философов и педагогов русской эмиграции «первой волны» особо подчеркивалась необходимость осуществления духовно-нравственного и патриотического (национального) воспитания в их тесной взаимосвязи через актуализацию эмоционально - потребностной сферы детей в педагогической практике.
Поэтому, педагогическое наследие Российского зарубежья, как неотъемлемая часть многовековой истории образования России, может оказать немалую помощь современным педагогам в их поиске путей и способов решения проблем нравственного и патриотического воспитания личности через целенаправленное развитие ее нравственных чувств.
Сегодня, наряду со множеством работ публицистического жанра, существует ряд научных исследований, посвященных анализу философско-педагогического наследия российской эмиграции. Применительно к проблематике нашей статьи их можно разделить на два направления. Первое - это изучение становления и развития российского образования разных ступеней и видов в условиях эмиграции: средней и высшей школы, внешкольного образования религиозного просвещения и т.д. (А.М. Бегидов, О.Н. Гулюкина, С.К.Дубровина, Е.В.Кабанова, Н.А.Макеева, С.Н. Мурашева, Л.Н.Сабурова и др.). Для второго характерно изучение педагогической деятельности и воззрений философов и педагогов Русского Зарубежья, таких как С.И.Гессен (А.И. Богатырев, Н.В. Жулина, Е.Е Седова), В.В.Зеньковский (Т.И. Зверева, Е.В. Кирдяшова, Т.Н. Любан, Л.А.Романова), И.А. Ильин (М.В. Зима, И.М.Коняева).
Проблема национального (патриотического) воспитания ребенка как условие его полноценного духовно-нравственного воспитания нашла отражение в работах одного из наиболее знаменитых русских философов первой половины ХХ века - Ивана Александровича Ильина(1883-1954 гг.).
В числе главных положений его педагогической концепции может рассматриваться его тезис о духовно-нравственном воспитании как гаранте благополучия общества. Такое воспитание должно основываться, прежде всего, на идеях Родины, нации, патриотизма.
Патриотизм по И.А. Ильину - это, прежде всего, чувство. Чувство любви к Родине. Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности. Любовь к Родине есть дело внутренней духовной свободы, духовного самоопределения.
Идея Родины, рассуждает Ильин, предполагает в человеке живое начало духовности. Территория, климат, расовая принадлежность и т.д.- все это необходимо Родине, считал Ильин, но сама идея Отечества выше, больше всего этого. Поэтому Родина может существовать и при известных изменениях эмпирических условий. Более того, патриотизм как чувство любви к Родине может сложиться и при отсутствии любого из них [3].
Настоящий патриот, считал Ильин, любит не просто народ, но народ, ведущий духовную жизнь. Философ не допускает возможности называть словом «родина» народ, духовно разложившийся, «павший и наслаждающийся нечестью». Такой народ — лишь потенция Родины.
Истинному патриоту дорога не просто «жизнь народа», пусть даже в довольстве, но именно жизнь подлинно духовная, творческая. Поэтому если он видит, что его народ погряз в сытости и от обилия утратил способность к жизни духовной, то станет делать все, чтобы ее восстановить.
Идеи Родины и патриотизма являют собой идеологическую основу педагогического замысла Ильина, осуществить которую надлежит, прежде всего, семье, как «первичному лону человеческой культуры» [5]. Философ сравнивает семью с живой лабораторией человеческих судеб, подчеркивая при этом отличие семьи от обычной лаборатории, в которой, как правило, знают, что делают, в то время как в семье очень часто действуют «как придется». Парадокс феномена человека состоит в том, что одно из самых ответственных его призваний - быть отцом и матерью - делается доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости. Вследствие этого, говорит Ильин, «утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство воспитания детей почти всегда недооценивается. К нему и сегодня подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен иметь детей. В действительности все обстоит гораздо сложнее, и великое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб обусловлено отсутствием подобающего семейного воспитания» [4, с.145].
Обратной стороной невоспитанности как социальной беды служит «заболевание», «распад» самой семьи вследствие переживаемого многими духовного кризиса: агрессивности, внутренней несвободы, окаменевшей совести, отсутствия любви к другим людям. В душном воздухе «неверной, несчастной» семьи, в атмосфере бездуховного прозябания не может расцвести здоровая детская душа. «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни» [4, с.151] .
Предназначение семьи состоит не только в формировании в ребенке «духовной личности», но и в передаче из поколения в поколение духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции.
Основная цель воспитания, по Ильину, заключается в получении ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта, «...чтобы его нежное и восприимчивое сердце научилось отзываться на все Божественное в мире и в людях. Постепенно детской душе должны стать доступны: природа в ее красоте, величии и целесообразности, искусство, дающее нам радость, сочувствие всему страдающему, любовь к ближнему, совестный акт, мужество национального героя и творческая жизнь национального гения [4, с. 156-157]. Особо значимым в этом ряду он считал переживание ребенком непосредственного молитвенного обращения к Богу.
Из духа семьи, из осмысленного восприятия своих родителей и предков возникает в человеке чувство собственного достоинства - первая основа гражданственности. Семья выступает как первооснова Родины, Отечества, нации, поэтому семейное воспитание должно быть национальным по духу и традициям.
В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств педагогической практике может происходить двояко: путем опосредованного влияния на
эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью специальных, актуализирующих эмоциональную сферу ребенка, средств - эмоциональных стимулов.
Под актуализацией эмоциональной сферы следует понимать процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида, не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу -значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственно-ценной идеи или поступка [6].
Эмоциональные стимулы как педагогические средства актуализации эмоциональной сферы позволяют практически реализовать принцип единства знаний, чувств и поведения, причем чувства являются стимулирующим и цементирующим началом, активно способствующим формированию и нравственного сознания, и положительных форм поведения. Благодаря эмоциональным стимулам, происходит их интериоризация - превращение внешних стимулов во внутренние. А внутренние стимулы способствуют развитию нравственных чувств: от переживания через сознание - к поступку. Отличительным признаком эмоционального стимула, его основной педагогической функцией как внешнего побудителя, является вызываемая им реакция в форме нравственного чувства, могущего стать мотивом поведения личности [7]. Поэтому эмоциональное стимулирование как педагогическая система наиболее эффективно может быть использовано в процессе развития нравственных чувств личности.
Идеи актуализации эмоциональной сферы ребенка в практике нравственного и патриотического воспитания ясно прослеживаются в творчестве И.А. Ильина.
Воспитание детей, как считал Ильин, есть пробуждение их «бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту». Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем «умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига», были национальными, русскими, Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд, имея в семье очаг таких настроений, дети станут настоящими представителями своей нации - русскими людьми.
По мнению И.А. Ильина необходимо обогащать душу и ум ребенка всеми «национальными сокровищами» [4, с. 202 -203]. К их числу И.А. Ильин относил язык (русский и церковнославянский), молитву, жития святых и героев (как примеры национальной святости и доблести), русскую песню (особенно хоровое пение), национальную сказку, поэзию, многообразие национального искусства, историю, склонность к творческому труду, живой интерес к национальному хозяйству, «волю к русскому богатству как источнику духовной независимости и расцвета русского народа» [4, с. 206-208].
Таковы духовно-нравственные аспекты национального воспитания, каким оно представлялось И.А.Ильину. Считая национальное воспитание необходимым не только русскому, но и всем другим народам, русский мыслитель видел задачу каждого поколения в передаче национального духа, надеясь, что на этом пути народам удастся избежать как соблазна больного национализма, так и «всеразлагающей национальной неприкаянности». [5]
Таким образом, анализ теоретических работ И.А. Ильина позволяет утверждать, что, его главным теоретическим и методическим подходом является обращённость к эмоционально -потребностной сфере ребенка с целью развития и воспитания нравственных чувств как главного условия патриотического воспитания и сердцевины нравственной характеристики всесторонне развитой личности.
Исследование проблем образования и развития педагогической теории и практики Российского зарубежья позволит включить в исторический контекст культуры и педагогики России незаслуженно забытые пути решения проблем нравственного воспитания и социализации молодежи, сделать достоянием педагогики целый пласт идей и концепций, отражавших как общечеловеческие, так и духовные и национальные ценности. Несомненно, что проблема изучения педагогического наследия Русского Зарубежья должна получить дальнейшую плодотворную разработку в историкопедагогическом плане.
Литература:
1. Асанова Л.И. Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина (1883-1954 гг.). дисс. канд.пед.наук. - Н.Новгород,2005. - 214 с.
2. Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья // Педагогика -2000 -№ 9 - С.66 -74.
3. Владыкина В.А. И в изгнании учить любви к Родине // Педагогика -1995 - № 3 - С. 47-51.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. //Собр. соч.: В 10 т./ И.А. Ильин. Т. 1.- М., 1993. -С.39-285.
5. Ризз Г.И. «Мир управляется из детской» (Концепция национального воспитания И.А. Ильина) // Педагогика - 1995 - № 3 - С. 94-98.
6. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 93 с
7. Яновская М.Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2008. - С.42-64.