Научная статья на тему 'Роль эмоционально-ценностной воспитывающей среды в духовно-нравственном воспитании детей в педагогическом наследии русского зарубежья (1-я пол. ХХ В. )'

Роль эмоционально-ценностной воспитывающей среды в духовно-нравственном воспитании детей в педагогическом наследии русского зарубежья (1-я пол. ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИКА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / THE EDUCATIVE MEDIUM / MORAL SENSES / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / FAMILY / YOUTH / PEDAGOGIC OF RUSSIAN EMIGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров Василий Александрович, Сахарова Людмила Геннадьевна

Данная статья посвящена анализу проблемы развития нравственных чувств в процессе духовно-нравственного воспитания в семье и в молодежных организациях в педагогическом наследии русского зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаров Василий Александрович, Сахарова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of emotional evaluative educative medium in the spiritual and moral upbringing of children in the pedagogical legacy of Russian emigration (1 st half of the XX century)

The article is dedicated to the problem of the development of the personal moral senses of a child within the framework of moral upbringing in family and in the youth organizations in the pedagogical legacy of russian emigration.

Текст научной работы на тему «Роль эмоционально-ценностной воспитывающей среды в духовно-нравственном воспитании детей в педагогическом наследии русского зарубежья (1-я пол. ХХ В. )»

Во-вторых, в ходе методических поисков данного периода было характерно преувеличение возрастных возможностей учащихся, требование от них в учебном процессе уровня самостоятельности и ответственности, доступного лишь для зрелого человека. Учащиеся не справлялись с этими требованиями, в результате качество образования падало.

Примечания

1. Блонский П. П. Трудовая школа. М.: Госиздат, 1919.

2. Вендровская Р. Б. Школа 20-г годов: поиски и результаты. М.: Междунар. пед. академия, 1993. С. 27-28, 37.

3. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 316.

4. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по даль-тонскому плану / пер. с англ. М.: Новая Москва, 1924.

5. Крупская Н. К. Общественно-политическое воспитание в школе II ступени // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 (11) т. / под ред. Н. К. Гончарова. М., 1957-1963. Т. 3. Обучение и воспитание в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. С. 169.

6. Пинкевич А. П. Педагогика. Т. 2. М.: Работник просвещения, 1929. С. 177.

7. Килпатрик В. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / пер. с англ. Л.: Брокгауз - Ефрон, 1925.

8. Мишина Н. А. Развитие субъектной позиции подростков в процессе самореализации в творческой деятельности // Образование, общество, учитель: традиции и инновации: сб. науч. ст. / науч. ред. В. Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. С. 268-283.

УДК 371 (09)

В. А. Сахаров, А. Г. Сахарова

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Детей в педагогическом наследии

РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (1-я ПОЛ. ХХ в.)

Данная статья посвящена анализу проблемы развития нравственных чувств в процессе духовно-нравственного воспитания в семье и в молодежных организациях в педагогическом наследии русского зарубежья.

The article is dedicated to the problem of the development of the personal moral senses of a child within the framework of moral upbringing in family and in the youth organizations in the pedagogical legacy of russian emigration.

Ключевые слова: воспитывающая среда, нравственные чувства, духовно-нравственное воспитание, семья, молодежь, педагогика русского зарубежья.

Keywords: the educative medium, moral senses, spiritual and moral upbringing, family, youth, pedagogic of russian emigration.

Многогранный исторический опыт показывает, что среди огромного количества решаемых человечеством задач особое место всегда занимали и занимают проблемы развития духовности, нравственности, морального духа людей, от которых зависит жизнь и деятельность общества и государства. Свое решение данные проблемы получали в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

Можно утверждать, что объяснение феномена духовно-нравственного воспитания принадлежит, как минимум, двум основным подходам - религиозному и условно называемому светскому.

В светской педагогике данное направление воспитания связано с развитием. Светская трактовка этого термина (от ярко выраженной классовой, марксистской до более мягкой культурологической, гуманистической) «исходит из материалистического определения человека как "продукта среды" и поэтому преследует задачу, прежде всего, ее улучшения, облагораживания, создания соответствующих условий через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и "подгонку" индивида к среде. При этом недостатки в воспитании, отсутствие ожидаемых положительных результатов объясняется так называемыми стихийными, неорганизованными вли-

© Сахаров В. А., Сахарова Л. Г., 2012

яниями на личность или ее биологическими особенностями» [1].

По мнению одного из современных исследователей проблем духовно-нравственного воспитания В. А. Беляевой, проблема духовно-нравственного воспитания как проблема духовной и душевной жизни человека в светской педагогической культуре вообще «...не ставилась и не рассматривалась. Целевые установки воспитательного процесса были представлены общей глобальной целью - воспитанием всесторонне развитой гармонической личности, - и ее конкретизацией по выделенным направлениям воспитания, которых насчитывалась более двадцати.

Духовное воспитание в педагогике при этом отмечалось лишь фрагментарно, внутри отдельных направлений, как задача воспитания правильного восприятия нематериальных ценностей музыки, живописи, литературы и готовности служения идеям строительства коммунистического общества.

Проблема нравственного воспитания выделялась как основополагающая в формировании личности и была представлена в педагогической культуре очень широко, но ее лейтмотивом было формирование социально активной личности, руководствующейся в своих действиях нормами общественных отношений и готовой внести свой вклад в развитие общественной жизни в определенной сфере. Конкретных целей и задач, ориентированных на конечный результат духовного и нравственного воспитания, не было. Ориентирами здесь служили отдельные нравственные качества в их вариативном соотношении» [2].

В религиозной (православной) педагогике цель духовно-нравственного воспитания выражена в установке образовательного и воспитательного процессов на «воссоздание в человеке образа Бо-жия», формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия, приобщение его к ценностям, находящимся в высшей иерархии ценностей жизнедеятельности человека. Воспитание должно быть направлено на правильное иерархическое устроение трех сторон человека - духа, души и тела, то есть на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Первое и самое важное условие - восстановление человеческой природы, подчинившей свое духовное начало психофизической сфере и тем самым затмившей в себе образ Божий. Восстановление человеческой природы совершается под воздействием Божественной благодати. И конечная цель земной жизни человека - достичь идеала Богоподобия (обожения) при благодатной помощи свыше.

Таким образом, определение понятия «духовно-нравственное воспитание» может звучать как:

• целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели [3];

• процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявления самоотверженной любви, стойкости к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [4];

• деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение [5];

• деятельность, направленная на осмысление и преобразование своей жизнедеятельности в соответствии с национальными и общекультурными ценностями, идеалами Истины, Добра, Красоты [6].

Определение духовно-нравственного воспитания как деятельности, ориентированной на«формиро-вание внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга)» позволяет сделать вывод о том, что его содержание органически включает в себя эмоциональный компонент. Оно немыслимо без переживаний моральных норм, эмоционально-оценочных отношений.

Современная школа находится сегодня в поиске целостной педагогической системы, способной обеспечить наилучшим образом воспитание, раскрытие и развитие духовно-нравственных основ личности ребенка. В этой ситуации естественно стремление ученых и практиков выявить или создать такие методики, которые способствовали бы улучшению общего нравственного состояния общества, обретению утраченных нравственных позиций в отношениях к Отечеству, к семье, к своему народу, друг к другу.

Как известно, новая русская культурная традиция, являвшая собой синтез традиционной отечественной культуры и лучших достижений западной цивилизации, оформилась в конце XIX - начале XX в. Развивавшаяся в ее русле педагогическая мысль имела гуманистический характер, была пе-доцентрична, выдвигала и отстаивала идеал целостного воспитания, стержнем которого было воспитание нравственности.

После событий октября 1917 г. педагогическая традиция продолжалась не столько в Советской России, сколько в «России зарубежной», то есть в среде русской эмигрантской диаспоры. Русская эмиграция 20-40-х гг. XX в. в Европе, по общему признанию исследователей этого феномена, являлась особым, во многих отношениях оригинальным, культурно-историческим явлением.

Возникновение русского зарубежья можно датировать 1917-1921 гг. - временем массовой эмиграции тысяч русских людей. В результате поражения в Гражданской войне за пределами России, в изгнании оказалась значительная, причем наиболее интеллектуальная, часть народа - духовенство, интеллигенция, кадровые военные, предприниматели и т. д.

В 1921-1939 гг. происходит «оформление Российского зарубежья - страны без территории, но располагавшей собственной армией - РОВС, без парламента, но с политическими партиями, с педагогическим бюро в Праге и системой низших, средних и высших школ, с множеством внешкольных просветительских и благотворительных организаций. Жителей Российского зарубежья было около 3 млн человек...» [7].

За пределами России в эти годы функционировали русские школы разных типов, осуществлялась внешкольная образовательно-воспитательная работа, развивалась педагогическая мысль.

В 1930-е гг. отечественными мыслителями в эмиграции были созданы фундаментальные труды религиозной и экзистенциальной направленности. В них представлена новая трактовка и иерархия российских национальных ценностей, переосмыслена их связь с общечеловеческими.

Системообразующей нормой национального образования и воспитания выступала религиозно-нравственная традиция православия, которое являлось в это время основой не только мировоззрения философов, но и их мироощущения в целом, давало возможность ощущать себя в неразрывном духовно-эмоциональном единстве со всем русским народом. Здесь можно повторить известный тезис о том, что культура человека, народа - это, прежде всего, его вера. С этой позиции православие выступало важнейшим нравственно-интеллектуальным стимулом для творчества, создавало ценностную опору для нелегкого существования на чужбине.

Постепенно в эмиграции формируется новая философия национального образования и воспитания, определяются ее духовные, нравственные и этические приоритеты. Если в советской педагогике и системе образования основополагающими ценностями выступали материализм, диалектика, интернационализм, партийность, атеизм, то в философии образования русской эмиграции такими ценностями были православие, служение делу воз-

рождения великой, свободной России, патриотические традиции русского народа.

В трудах философов и педагогов русской эмиграции «первой волны» (И. А. Ильин, В. В. Зень-ковский, Н. Н. Афанасьев, К. А. Ельчанинов, Л. А. Зандер, И. А. Лаговский, С. С. Куломзина, С. Четвериков, А. С. Четверикова и др.) особо подчеркивалась необходимость осуществления религиозного, духовно-нравственного и патриотического (национального) воспитания детей с опорой на их эмоционально-потребностную сферу.

Обсуждение проблемы сущности и смысла духовно-нравственного воспитания осуществлялось в широком философском контексте в связи с рассмотрением общемировоззренческих и собственно этических вопросов.

Мыслители-педагоги русского зарубежья занимали гуманистическую позицию в раскрытии сущности воспитания. Духовно-нравственное воспитание понималось ими как содействие нравственному становлению человека, как фактор духовного созревания, становления личности.

Религиозные педагоги видели цель воспитания в раскрытии образа Божия в ребенке, в чем проявлялось стремление сохранить в эмиграции православную христианскую традицию в воспитании. Общая цель воспитания признавалась тождественной цели духовно-нравственного воспитания. Приближение к воспитательной цели связывалось с решением в единстве задач развития нравственных чувств, нравственного мышления и нравственной активности.

Смысл и значение духовно-нравственного воспитания связывались, главным образом, с необходимостью заботы о душе человека, с подготовкой к вечной жизни. Однако признавалась и общественная значимость воспитания нравственности, в частности таких социально необходимых качеств, как активность, ответственность, гражданственность и ряд других.

Решение проблемы содержания духовно-нравственного воспитания в эмигрантской философско-педагогической мысли сводилось к определению нравственных ценностей, составляющих основу индивидуальной нравственности. Обосновывалась мысль о внеисторическом характере нравственности и, соответственно, содержания нравственного воспитания, независимости его от идейно-политических и социально-классовых установок.

Для характеристики нравственного человека мыслители-педагоги использовали широкий круг этических понятий: нравственные качества, нравственные чувства, нравственные принципы, нравственные отношения и пр. При этом строгого разграничения данных понятий не было, все они обобщенно обозначались как «добродетели». Круг нравственных добродетелей, традиционных для православного богословия, был значительно расширен

за счет введения таких понятий, как инициативность, самоотверженность, моральная автономия, гуманизм, дерзновенность, нравственная активность и нравственный оптимизм. Одобрялись и такие нравственные проявления, которые были присущи русской духовной традиции - скромность, сострадательность, правдивость, кротость, бескорыстие, жертвенность, патриотизм, терпимость и ряд других [8].

В педагогике русского зарубежья широко обсуждались возможности различных средств нравственного воспитания. Большой воспитательный потенциал усматривался в хорошо организованной педагогической воспитывающей среде - школьной и внешкольной.

Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [9]. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым и создавая воспитывающую среду [10].

Уникальной по своим воспитательным возможностям рассматривалась семья как естественная воспитывающая среда жизни и развития ребенка.

Так, идея духовно-нравственного воспитания ребенка являет собой идеологическую основу педагогического замысла И. А. Ильина, осуществить которую надлежит прежде всего семье как «первичному лону человеческой культуры» [11]. И. А. Ильин сравнивает семью с живой лабораторией человеческих судеб, подчеркивая при этом отличие семьи от обычной лаборатории, в которой, как правило, знают, что делают, в то время как в семье очень часто действуют «как придется». Парадокс феномена человека состоит в том, что одно из самых ответственных его призваний -быть отцом и матерью - делается доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости. Вследствие этого, говорит Ильин, «утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство воспитания детей почти всегда недооценивается. К нему и сегодня подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен иметь детей. В действительности все обстоит гораздо сложнее, и великое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб обусловлено отсутствием подобающего семейного воспитания» [12].

Обратной стороной невоспитанности как социальной беды служит «заболевание», «распад» самой семьи вследствие переживаемого многими духовного кризиса: агрессивности, внутренней несвободы, окаменевшей совести, отсутствия любви к другим людям. В душном воздухе «неверной, несчастной» семьи, в атмосфере бездуховного прозябания не может расцвести здоровая детская душа. «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни» [13].

Предназначение семьи состоит не только в формировании в ребенке «духовной личности», но и в передаче из поколения в поколение духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции.

Основная цель воспитания, по Ильину, заключается в получении ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта, «...чтобы его нежное и восприимчивое сердце научилось отзываться на все Божественное в мире и в людях. Постепенно детской душе должны стать доступны: природа в ее красоте, величии и целесообразности, искусство, дающее нам радость, сочувствие всему страдающему, любовь к ближнему, совестный акт, мужество национального героя и творческая жизнь национального гения» [14]. Особо значимым в этом ряду он считал переживание ребенком непосредственного молитвенного обращения к Богу.

Из духа семьи, из осмысленного восприятия своих родителей и предков возникает в человеке чувство собственного достоинства - первая основа гражданственности. Семья выступает как первооснова Родины, Отечества, нации, поэтому семейное воспитание должно быть национальным по духу и традициям.

Другой разновидностью среды, где происходило духовно-нравственное воспитание детей и молодежи русской эмиграции, было участие в деятельности молодежных организаций.

История русской педагогики за рубежом неразрывно связана с деятельностью молодёжных организаций, возникавших практически во всех странах русского рассеяния.

Их опыт педагогической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества и сегодня представляет значительный интерес.

Список молодежных организаций русского зарубежья включает свыше двух десятков объединений: Витязи РСХД, Витязи (Национальная организация витязей), Национальная организация русской молодежи (НОРМ-Витязи), Костровые братья, Мушкетеры, Петровский союз, Авангард (молодежная организация при Русской фашистской партии), Пионеры, Национальная организация русских скаутов, Скауты-разведчики (НОРС, ОРЮР

и т. д.), Национальная организация русских разведчиков (НОРР), Свято-Владимирская молодежь, «Общество Русский Сокол», Юные алексеевцы, Юные добровольцы, Юные пржевальцы и др. [15]

К наиболее массовым относились «Общество Русский Сокол», «Национальная организация русских разведчиков» (НОРР), «Национальная организация витязей», «Национальная организация русских скаутов».

Общество «Русский Сокол», имеющее многолетнюю историю, являлось, наряду со скаутским движением, одной из наиболее массовых молодежных организаций русской эмиграции. Однако нужно отметить, что изначально данное общество зародилось не в России и не в среде русского рассеяния.

Родоначальником Сокольского движения является чешский доктор философии и эстетики Мирослав Тырш. В 1862 г. он основывает патриотическую организацию и разрабатывает свою гимнастическую систему, направленную на гармоническое развитие духа и тела, воспитание самосознания и национальной гордости чешской молодежи. Через год количество членов общества, созданного в Праге, достигает уже 1200 активных участников. В 1863 г. основываются Сокольские общества в Словении и Любляне. (Последнее, в сущности, и предложило название организации - «Сокол». И это не случайный выбор. В традиционной славянской культуре сокол - птица особая. Сокол - это не просто эпический образ, но конкретная степень воинской иерархии. В старину эти степени (кроме сокола, были ещё витязь, воин, ратник и др.) имели более глубокий духовный смысл, нежели современные воинские чины и звания. Данная система воинских степеней была известна всем славянским племенам; слово «сокол» на всех славянских языках звучит одинаково.)

На базе воспитательной системы Тырша возникают сокольские общества и в других странах: в 1865 г. - Общество в южной Болгарии (Тайное Братство «Орел», впоследствии «Юнак»), в 1867 г. -в Польше (Львов), 1874 г. - Хорватское Сокольс-кое общество в Загребе, в 1882 г. - Сербское Со-кольское Общество в Белграде [16].

В 1882 г. в Праге под личным руководством Тырша проходит первый «слет соколов». Эта массовая гимнастическая манифестация единения славянства стала для чехов символом возрождения страны.

Первое гимнастическое общество в России было основано в Тифлисе: 9 декабря 1900 г. был утвержден его устав. Утверждению этого Устава предшествовали двухлетние хлопоты двух чешских соколов А. И. Лукеша и Ю. Ф. Грумлика, которые вместе с группой русских спортсменов хотели создать Гимнастическое общество русский Сокол в г. Тифлисе». Устав не утверждался до тех пор,

пока из него не было изъято название «Русский Сокол»... Только в 1907 г. Тифлисскому гимнастическому обществу было разрешено называться «Сокол».

В том же году рождаются два новых общества - «Чешские гимнастические кружки» в Санкт-Петербурге и Киеве, а в 1903 г. - «Гимнастическое общество в Ташкенте». После русско-японской войны и революции 1905 г. сокольство становится идеей укрепления нации и ее духа. Премьер-министр П. А. Столыпин, провозгласивший лозунг «Революции - отпор, стране - реформы», вступает с сыном в сокольство.

4 июля 1910 г. Правительство утверждает Устав Союза Русского Сокольства (СРС). В основе идеологии русского сокольства также лежала идея панславянства, а его первостепенными задачами являлись спортивная подготовка молодежи, проведение соревнований и слетов, установление братских отношений между славянскими народами. В 1912 г. Союз Русского Сокольства был принят полноправным членом в Союз Славянского Соколь-ства, образованного после V Международного слета в Праге в 1908 г.

В период I мировой войны, а затем - Гражданской работа русских сокольских обществ была остановлена. Возродилась она в начале 1920-х гг. как в СССР, так и в эмиграции.

В Советской России к 1922 г. удалось объединить 25 обществ с 6 тыс. членов. Эти мероприятия проводились в рамках реализации декрета от 22 апреля 1918 г. о введении всеобуча. Однако в 1923 г. по предложению К. Радека и Н. Бухарина сокольство было объявлено нелегальной организацией и закрыто.

В эмиграции сокольские общества возродились в странах русской диаспоры. К началу II мировой войны численность русских сокольских обществ за рубежом составляла 75 действующих обществ при приблизительно 5700 членах. В Югославии работали 32 общества, в Чехословакии - 18, во Франции - 11, в Болгарии, Латвии и Польше по 7, в Китае - 3 и по одному в других странах зарубежья.

Об идеологии Русского Сокольского движения наглядно свидетельствуют две основные позиции, записанные в «Основах Русского Сокольства»:

«...Родиться русским слишком мало: им надо быть, им надо стать. Национальное воспитание и должно сделать родившегося русского человека русским.

Благо Отечества должно быть путеводной звездой русского сокола, и стремление к восстановлению Национальной России в славе и могуществе должно проникнуть во все существо русского сокола».

Задачи и особые пути Русского Сокольства за границей определялись следующим образом:

1) подготовить будущих борцов за национальные идеалы русского народа;

2) работать над национальным и моральным оздоровлением русского народа и бороться с тем духовным маразмом, который принесен на Родину безбожием, социализмом и интернациональными силами;

3) физическое и духовное развитие людей <...>;

4) борьба с их отнародованием (денационализацией).

Интересно отметить, что в программных документах общества акцентируется внимание именно на педагогических составляющих его деятельности. Цель сокольского воспитания была сформулирована еще его основателем, М. Тыршем, как «гармоническое развития духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа» [17].

В «Наставлении Русскому Соколу» прямо говориться, что «"Русское Сокольство" представляет собой воспитательную систему, стремящуюся к физическому и духовному оздоровлению русского народа» [18].

Определяя Сокольство как воспитательную систему, целью которой является всестороннее и гармоническое развитие личности, теоретики общества выделяли три основных направления по достижению данной цели: «духовно-нравственное воспитание <. >, национальное воспитание, <. > физическое воспитание, опирающееся на гимнастическую систему Тырша».

Основное значение в сокольской воспитательной системе имело прежде всего духовно-нравственное воспитание. В книге «Идеология русского со-кольства» указывается, что «Русское Сокольство, как воспитательная система, основывается на вере в Бога, на Началах христианской морали и на беззаветной любви к своему Отечеству - России. <. > Духовно-нравственное воспитание определено постановлением V Съезда Союза Русского Соколь-ства, § V "Идейных основ", гласящим, что это воспитание должно покоиться на прочном фундаменте религиозной морали» [19].

К числу наиболее важных нравственных качеств личности, которые было необходимо воспитывать у «соколов», относились «гражданское мужество, <...> воля, решимость, инициатива, совесть, религиозно-моральные качества и способность жертвовать эгоистическим чувством и своим интересом ради целого».

«Духовно-нравственное воспитание, - утверждали идеологи сокольства, - должно быть дополнено специально-национальным воспитанием» [20].

Об этом направлении воспитательной работы писал в 1936 г. староста Отделения общества «Русский Сокол» в Югославии бр. В. Н. Полянский. По его мнению, работа по национальному воспитанию включала следующие положения:

«1. Признание творческой силы национализма;

2. Воспитание молодежи в чисто национальном, русском духе, т. е.:

- на основах Христианско-Православного миропонимания;

- на любви и уважении к своему Отечеству и его великому прошлому;

- на любви к своему родному Русскому Языку, с стремлением сохранить его в полной чистоте;

- на стремлении не только сохранить культурные достижения Русской Нации, но и развить Русскую Культуру, обогащая ее новыми, главным образом духовными ценностями» [21].

В заключение статьи В. Н. Полянский отмечал, что «воспитание молодого поколения на указанных началах должно стать нашей главной задачей, ибо при отсутствии этого воспитания тщетны будут всякие попытки по восстановлению национальной России».

Патриотизм как «чувство государственного самосознания и ответственности и гражданского мужества должен базироваться на глубоких, сознательных чувствах любви к Родине, сыновнем долго и национальной гордости, являющейся в результате правильно поставленного изучения нашей Родины - ее географии, естественных и хозяйственно-экономических богатств и ее прошлого (истории. Только объективное, здоровое и реальное понимание нашей Родины даст необходимую подготовку Соколу и укажет ему правильный путь в его служении Родине и вместе с тем предохранит его от возможного разочарования в будущем...

Такое изучение судеб Русского Народа одновременно должно развить и чувство государственного самосознания, и укрепить чувство Русско-сти».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому, в программу духовно-нравственного и национального воспитания входили изучение Православного вероучения, молитв, а также - собеседования на «национально-сокольские» темы, занятия по русскому языку, русской литературе и отечественной географии.

Духовно-нравственное и национальное воспитание в сокольской педагогической работе занимали приоритетное положение по отношению к воспитанию физическому. Оно было представлено, главным образом, легкоатлетическими упражнениями и гимнастикой.

Наряду с гимнастическими упражнениями по системе М. Тырша в группах Русского Сокольства большое внимание уделялось также военной подготовке, что было обусловлено одной из главных целей сокольской работы, а именно - «подготовить будущих борцов за национальные идеалы Русского Народа» [22].

Таким образом, изучение подходов педагогов русского эмигрантского зарубежья к проблемам

духовно-нравственного воспитания показывает, что воспитание понималось ими преимущественно не технологично, а как организация среды, создание условий для нравственного развития.

Логично утверждение о том, что создание эмоционально-ценностной среды мыслилось в педагогике Русского зарубежья и как организация педагогически целенаправленного воздействия семьи на процесс развития нравственных чувств, и как организация жизни и деятельности детского коллектива с теми же целями.

Педагогическое наследие Российского зарубежья, как неотъемлемая часть многовековой истории образования России, может оказать немалую помощь современным педагогам в их поиске способов решения проблем нравственного и патриотического воспитания личности.

Исследование проблем образования и развития педагогической теории и практики Российского зарубежья позволит включить в исторический контекст культуры и педагогики России незаслуженно забытые пути решения проблем воспитания и социализации молодежи, сделать достоянием педагогики целый пласт идей и концепций, отражавших как общечеловеческие, так и духовные и национальные ценности.

Примечания

1. Леухин Б. Д, Равкин 3. И. Некоторые вопросы развития и воспитания детей // Сов. педагогика. 1965. № 3. С. 32-33.

2. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности в светской и православной педагогической культуре: дис. . д-ра пед. наук. М., 1999.

3. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 5.

4. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. М.: Планета 2000, 2003. С. 9.

5. Асанова Л. И. Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина (1883-1954 гг.).: дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

6. Галицких Е. О. Духовное развитие личности : программа и модели занятий спецсеминара: учеб.-метод. пособие для кл. воспитателей, учителей лит. гимназий и лицеев, студентов пед. мастерских и старшеклассников. Киров: Изд-во ВятГПУ, 1997.

7. Полчанинов Р. В. Молодежные организации Русского зарубежья // Записки Русской академической группы в США. 1994. № 26. С. 101.

8. Гулюкина О. Н. Проблемы нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского эмигрантского зарубежья (20-40-е годы XX века): дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

9. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998.

10. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. С. 380.

11. Ризз Г. И. «Мир управляется из детской» (Концепция национального воспитания И. А. Ильина) // Педагогика. 1995. № 3. С. 94-98.

12. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 145.

13. Там же. С. 151.

14. Там же. С. 156-157.

15. Полчанинов Р. В. Молодежные организации Русского зарубежья // Записки Русской академической группы в США. 1994. № 26. С. 97.

16. Сергеевский А. Б. Организация «Русский Сокол» и ее деятельность в Югославии в (19221941 гг.): доклад.

17. Окороков А. В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920-1990 гг. М., 2003. С. 67.

18. Полянский В. Н. Наставление Русскому Соколу // Русский сокол в Земуне. 1939. № 14.

19. Идеология Русского Сокольства. Мюнхен: Изд. о-ва «РС», 1950 .

20. Окороков А. В. Молодёжные организации русской эмиграции (1920-1945 гг.) М., 2000. С. 109.

21. Русский сокол в Земуне. 1936. Сентябрь.

22. Идеология Русского Сокольства. Мюнхен: Изд. о-ва «РС», 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.