Научная статья на тему 'Исторические условия возникновения и развития сокольского физкультурно-гимнастического движения в Чехии и других славянских странах в конце XIX - первой четверти XX вв'

Исторические условия возникновения и развития сокольского физкультурно-гимнастического движения в Чехии и других славянских странах в конце XIX - первой четверти XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1013
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ГИМНАСТИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качулина Наталья Николаевна

В статье дается анализ исторических условий возникновения и развития сокольского физкультурногимнастического движения, получившего широкое развитие в славянских странах в конце XIX первой четверти XX в.в. Получив статус государственной системы в Российской империи сокольская гимнастическая система стала основой развития спортивно-гимнастического движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические условия возникновения и развития сокольского физкультурно-гимнастического движения в Чехии и других славянских странах в конце XIX - первой четверти XX вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

Таким образом, проведенный сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволил обнаружить, что возрастные и индивидуальные особенности дошкольников стали предметом интереса и изучения родителей и библиотекарей; увеличилась степень ответственности родителей за помощь и поддержку детей в процессе чтения; стабилизировались отношения между педагогами, родителями как доброжелательными партнерами. Список использованной литературы:

1. Виноходова Н.Ю. Содержание работы по взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей для обеспечения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. №33-2. 2015. - С. 81-86.

2. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Текст]: дис. ... д-ра . психол. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. - М., 2009.

3. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста. Царскосельские чтения. № XIX, Т. II, 2015. - С. 31-35

4. Максименко О.П. Формирование педагогической компетентности родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. Сб. материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» №5. 2016. - С. 731-736.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.

6. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Чиндилова О. В. - Челябинск, 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/fenomenologiya-razvitiya-chitatelskoi-kultury-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-...

7. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте читательского развития дошкольников и школьников.// Автореферат докторской диссертации по педагогике/ ВАК РФ http://vak.ed.gov.ru/ 22 ноября 2011.

8. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - С. 1-6.

© Катрич В С., Чумичева Р.М., 2017

УДК 37.01

Качулина Наталья Николаевна,

доцент РГУФКСМиТ, г. Москва, РФ E-mail: nik.ifk@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОКОЛЬСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ГИМНАСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ И ДРУГИХ СЛАВЯНСКИХ СТРАНАХ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВВ.

Аннотация

В статье дается анализ исторических условий возникновения и развития сокольского физкультурно-гимнастического движения, получившего широкое развитие в славянских странах в конце XIX - первой четверти XX в.в. Получив статус государственной системы в Российской империи сокольская гимнастическая система стала основой развития спортивно-гимнастического движения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Сокольское движение, сокольская система гимнастики.

Сокольское движение зародилось в Чехии в 60-е годы XIX в. когда национально-освободительное движение достигло своего наивысшего подъема. Постепенно развиваясь и совершенствуясь оно превратилось в заметное социальное явление не только в Чехии, но в других славянских государствах. Благодаря привлекательности форм работы с детьми, молодежью, сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира.

Чехия, как и небольшие славянские народы, жившие в центре Европы, находилась в составе Австро-Венгерской империи. По отношению к австрийцам они были угнетенными народностями и вели борьбу за национальное освобождение. Важным и определяющим моментом в жизни Чехии была немецкая колонизация, начавшаяся в XIII в. Стремясь увеличить доходы казны, король стал заселять немецкими колонистами пустующие земли. Его примеру последовали духовные и светские землевладельцы. Вследствие этого западные и северо-западные области Чехии оказались густо заселенными немецкими колонистами: рыцарями, ремесленниками, купцами, крестьянами и духовенством. Среди чешских феодалов получили распространение немецкий язык и немецкие обычаи. Особенно большое значение имела городская и крестьянская колонизация. Немцы основывали города и давали им свое устройство. Немецкое население в этих городах занимало господствующее положение: он было освобождено от налогов и податей, на него не распространялось действие чешского права. Еще более значительной была немецкая сельская колонизация. Немецкие колонисты получали земли на правах вечно-наследственной аренды, платя денежный или натуральный оброк, или исполняя незначительную барщину. В известной степени, немецкая колонизация была благоприятна для экономического подъема Чехии, так как содействовала обработке пустующих земель и увеличению доходов. Но вместе с тем немецкая колонизация уничтожила этническое единство страны: в ней появились две народности, при этом немецкая занимала привилегированное положение. Связано это было с тем, что крупными землевладельцами в большинстве своем были немцы или онемеченные чехи.

Немецкая колонизация была приостановлена гуситским революционным движением (XV в.). Однако, после поражения в битве у Белой Горы (1620) политическое, экономическое и культурное положение Чехии резко изменилось: она потеряла окончательную политическую самостоятельность. В дальнейшей же 30-летней войне (1618-1648 гг.) Чехия была разорена и опустошена и на целых три столетия оказалась включенной в состав австрийской империи. Первым сословием вновь стало высшее католическое духовенство. Католичество было объявлено единственной признанной религией (указ 1624 г.), отказ от принятия которой означал принудительное изгнание из страны (указ 1627 г.). В результате эмигрировала значительная часть чешского дворянства, мещан, ремесленников. Из 3 млн. населения в Чехии сохранилось только 800 тыс. человек. Стремясь расширить социальную базу своего господства, правительство стало приглашать дворян из немецких государств, Франции и других стран. В результате этого в чешских землях в XVIII в. мелкопоместное дворянство почти утратило значение, среднее по существу исчезло, а крупное в основном германизировалось. В городах же ведущую роль стал играть немецкий или онемеченный патрициат.

Австрийское правительство стремилось превратить Чехию в австрийскую провинцию и уничтожить всякое воспоминание об ее национальном прошлом. Чешская литература беспощадно преследовалась. Печатать и распространять чешские книги можно было только нелегально. Пражский университет был отдан иезуитам. Чешская интеллигенция, защищая родной язык, писала по-латыни. Упадок чешской культуры был настолько велик, что когда в 1724 г. русское посольство в Вене, к которому из Петербурга обратилась Академия наук с просьбой подобрать для службы в России 12 молодых людей, знающих «по-славянски или по-чешски» оказалось в затруднении. «Среди студентов венского университета их очень мало, - сообщал посол в Вене, - а в Пражском университете еще меньше; даже славяне по происхождению забывают свой язык». Острый недостаток грамотных людей, способных заниматься по-чешски, вызвал беспокойство

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

австрийского правительства. В 1774 г. был введен закон о всеобщем и обязательном начальном образовании детей в возрасте от 6 до 12 лет. Однако чешский язык в школах не изучался, за исключением уроков катехизиса. Городская начальная школа, а также средняя и высшая были унифицированы как учебные заведения чисто немецкие. Исключение составляли, лишь так называемые «тривиальные» (деревенские) школы. А также в качестве учебного предмета чешский язык сохранился в некоторых старых сословных учебных заведениях, например, военных и духовных. Вместе с тем постепенное осуществление всеобуча имело свои положительные стороны: к концу 20-х годов XIX в. сеть школ в Чешских землях охватывала более 90 % контингента детей школьного возраста. Результатом насильственной германизации явилось объявление в 1781 г. немецкого языка общегосударственным языком австрийской империи. Чешский язык сохранился только среди крестьян и ремесленников. Таким образом, процесс становления чешской нации протекал в обстановке социального, политического и духовного угнетения чешского народа.

Важное значение в процессе формирования чешской нации принадлежит периоду, получившему название «Национальное возрождение» (сер XVIII в. - первая половина XIX в.). В национальном возрождении Чехия опередила другие славянские народы Австрийской империи. Характерной особенностью чешского национального возрождения явилось то, что борьба за национальное возрождение вылилась, прежде всего, в борьбу за национальный язык. В конце XVIII в. в стране стали появляться национально-просветительные учреждения. Такие как: «Земледельческое общество» (1775 г.), «Королевское общество наук» (1784 г.). В 1792 г. в Пражском университете открылась кафедра чешского языка. В 1796 г. была основана Академия Художеств. В 1798 г. открылся постоянный немецкий Пражский театр, в котором разрешалось ставить любительские спектакли на чешском. Был создан ряд важных культурных институтов: Пражская музыкальная консерватория (1811 г.), пражский Национальный музей (1818 г.), и возникшее при нем в 1830-1831 гг. отделение «Чешская матица», издававшее книги на чешском языке.

Главным итогом эпохи национального возрождения считается революция 1848-1849 гг. Однако начавшие формироваться основные классы чешского общества еще не были консолидированы, в связи с чем, революция потерпела поражение. Хотя революция завершилась поражением буржуазии, она положила начало процессу буржуазной революции в Австрийской империи, вызвавшей глубокие социальные и экономические изменения в чешских землях. В 50-60-е годы XIX. Чехия становиться самой развитой в промышленном отношении частью Австрийской империи [4].

В силу исторических причин формирование чешской национальной промышленной буржуазии происходило с некоторым опозданием. Рекрутировалась она из крупных торговцев, мельников, домовладельцев, зажиточных ремесленников и крестьян. В основном была средней, страдала от нехватки капиталов, налоговой политики австрийского правительства. Ей не хватало не только средств, но и влиятельных связей, опыта хозяйственной и политической деятельности. Союзником буржуазии в национальном движении была интеллигенция, разнородная по своему происхождению и материальному положению. Именно она являлась носителем национального сознания, пропагандировала чешскую историю, культуру, организовывала различные патриотические акции.

Для участия в управлении государством и обеспечения своих классовых интересов чешской буржуазии необходимо было добиться создания национальных институтов политической власти. Это вылилось в борьбу за общественно-политические периодические издания. С 1857 г. стал издаваться единственный чешский журнал «Posel z Prahy», в январе 1861 г. вышел первый номер газеты «Народные листы», а с середины 1862 г. издавалось уже 37 чешских журналов и газет.

Важной формой национально-освободительного движения стало создание в начале 60-х годов различных национально-культурных кружков и объединений. Таких как музыкальное общество «Глагол» (1861 г.); общество «Меркурий» (1862 г.); общество «Умелецкая беседа» (1863 г.), ставшее одним из центров чешской интеллигенции. С большой торжественностью отмечались различные национальные праздники, как, например, праздник в честь Кирилла и Мефодия в Брно. Популярность обществ была очень велика, в них часто вступали представители низшего чиновничества. Значительную общественную роль сыграло, созданное в 1862 г. физкультурное общество «Пражский Сокол». Огромное преимущество «Сокола» в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

сравнении с другими обществами заключалось в простоте выдвинутых им идей о доступности физической подготовки для каждого. Это помогло ему избежать интеллектуальной и культурной обособленности, свойственной многим объединениям ученных и интеллигенции. Вскоре «Сокол» занял ведущее место не только как спортивная организация, но и как патриотическая организация, ставшая популяризатором национальной идеи.

Как и на все территории австрийской империи в Чехии до начала 60-х г. XIX в. широкое распространение получила немецкая гимнастика. Поэтому австрийское правительство, уверенное в том, что чехи не в состоянии самостоятельно создать сильное спортивное общество дало разрешение на открытие чешского гимнастического общества. 16 февраля 1862 г. в Праге было открыто Пражское гимнастическое общество, получившее название «Пражский Сокол». Название «Сокол» было выбрано не случайно, так как птица сокол - это символ ловкости, отваги и ума. Главными организаторами общества стали доктор филологии Мирослав Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет и первый председатель Индржих Фюгнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материально-технической базы «Сокола». М. Тырш (1832- 1884) родился в чешской семье, проживавшей у самой немецкой границы. Отец был домашним врачом у немецкого помещика в Дечине. Ранняя смерть родителей была причиной того, что молодой Тырш был взят опекуном из немецкой среды в чисто чешскую обстановку, в которой и получил свое первое воспитание. Горячий чешский партиотизм, явившийся как результат этого воспитания ярко проявился на баррикадах революции 1848 г., где он едва не погиб от немецкой пули, пробившей ему шапку. Однако ему удалось уцелеть, и он продолжил свое обучение в Пражском университете. В 1860 г. М. Тырш получил звание доктора филологии. М. Тырш выделялся своим глубоким образованием, сильным духом и был душою всего сокольства. Любимым занятием его было классической образование, занимался также эстетикой и историей искусств, он положил начало чешской критике искусства. В 1871 г. он был назначен во вновь открытый чешский политехникум профессором истории и искусства. В 1880 г. его назначили профессором пражского университета. М. Тырш много путешествовал по Европе, знакомясь с постановкой гимнастики. Как писатель Тырш работал в двух направлениях: в гимнастическом и в области искусства, где проявил себя редким знатоком. Его обширное сочинение «Основа гимнастики» явилось основой сокольской гимнастики. Тырш создал также терминологию для фехтования. С 1870-1880 г.г. он был редактором созданного им журнала «Сокол». В 1882 г. из-за плохого здоровья Тырш отказался от должности начальника и редактора журнала «Сокол». М. Тырш погиб 8 августа 1884 г. в Тироле, в Остской долине при неизвестных обстоятельства, его тело нашли разбитым в волнах реки Аахи. Генрих Фигнер (1822 - 1865) вначале не был ревностным чешским патриотом. Его отец считал себя, как и большинство чешской буржуазии того времени немцем; мать урожденная немка. Сначала Фигнер был коммерсантом в Праге, потом стал представителем итальянского страхового общества. Образование получил посредственное, т.к. отец хотел привлечь его к торговле, которой сам занимался. Однако, самообразованием, постоянным чтением и частыми путешествиями за границу Г. Фигнер так восполнил свои пробелы в образовании, что мог считаться одним из образованных людей своего времени. В 1862 г. был избран первым старостой пражского «Сокола». Буквально все свое состояние Г. Фигнер отдал «Соколу» и умер в стесненных денежных обстоятельства. Помимо пожертвования почти всего своего капитала на строительство роскошного гимнастического зала для «Сокола» он помогал некоторым членам общества, а также принимал участие своими средствами во многих предприятиях патриотического характера [4].

В 1858 г. М Тырш встретился с Г. Фигнером. Как результат их сближения и дружбы явилась мысль о создании чешского гимнастического общества.

Нервная болезнь, вызванная усиленными занятиями в Пражском университете, заставила М. Тырша заняться гимнастикой и обратить особое внимание на ее благотворное влияние, как физическое, так и моральное. В своей книге «Основы гимнастики» он отмечает «огромное значение систематического, телесного развития и его влияние на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду». Изучение же истории искусств, истории Древней Греции и Римской империи, а также систем физического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

воспитания различных стран, привело М. Тырша к многозначительным выводам о значении гимнастики в жизни древних и современных народов - наивысшее развитие культуры совпадало с развитием гимнастики, с созданием системы физического воспитания [1].

Патриотизм, желание видеть свой народ свободным заставили М. Тырша искать формы и методы для объединения своего народа, повышения его военно-физической подготовки в борьбе за национальную независимость. Главным орудием для этого он видел в создании отличной от других, национальной системы физического воспитания.

В книге С. О. Коничка «Сокольство» Сокольство определяется как воспитательная система, в основе которой лежат задачи физического и духовного воспитания. Ближайшей и основной целью Сокольства является воспитание всесторонней и гармонично развитой личности. [4].

Отличительной чертой Сокольства являлась его демократичность. В Сокольстве было введено обращение друг к другу на «ты», «братья» и «сестры», приветствие «наздарь», единая форма для занятий и выступлений. Женщины являлись полноправными членами сокольских обществ. В 1869 г. в Праге было открыто первое женское гимнастическое общество. Для соколов был установлен особый костюм, состоявший из красной рубахи, сшитой по образцу рубахи гарибальдийцев, серовато-коричневой куртки, одеваемой в рукава или в накидку, таково же цвета брюк, высоких сапог, черного пояса с сокольской пряжкой, невысокой круглой шапочки без козырька с соколиным пером и красным донышком, ментика.

Одним из главных направлений Сокольства было стремление, к расширению: «Наше стремление к развитию не может считаться завершенным пока каждый чех не станет соколом» - писал М. Тырш в свой программной статье «Наша задача, наш путь, наша цель»[2]. Главными способами пропаганды, по его мнению, должны были стать публичные упражнения, вылеты (экскурсии), печать. Уже 1 апреля 1862 г. соколы выступили с публичными упражнениями в Праге (участвовало 49 групп гимнастов), которые вызвали большой интерес, и освятили первое сокольское знамя. За Прагой последовали другие города Чехии и Моравии. В 1862 г. были основаны сокольские общества в Берне, Яромерже, Ичине, Колине, Кутной Горе, Новой Паке, Пржибрами и Турнове. В первые десять лет своего существования сокольское движение быстро расширялось, не подвергаясь преследованиям со стороны правительства. О характере распространения свидетельствуют следующие данные. В 1862 г. насчитывалось 8 обществ, в 1863/64 г. -14, в 1865 - 21 с 1949 членами. В 1871 г. в Чехии и Моравии было уже около 130 обществ с 13 тыс. членами. Однако с 1871 года Сокольство начало переживать временный упадок, вызванный преследованиями со стороны властей, а также тяжелым материальным положением. Численность соколов уменьшилась почти вдвое. Однако «сокол слабее не стал - в его рядах остался самый преданный делу и стойкий элемент». Благодаря этому сокольское движение выдержало кризис. Перелом к лучшему наступил в 1880 г., когда Соколство стало проникать в более широкие слои народа и в них закрепляться. Этому в немалой степени способствовали войны балканских славян за освобождение от турецкого владычества и Русско-турецкая освободительная война 1877-78 г. В 1880 г. сокольское движение насчитывало 7812 членов, через пять лет удвоилось и получило тенденцию к быстрому увеличению. В 1889 г. 213 обществ Чехии и Моравии, насчитывающих 23 тыс. членов объединились в «Чешский Сокольский Союз», управляемый центральным комитетом из делегатов всех обществ. Сокольские общества в Вене были объединены в Южно-австрийский округ, влившийся в «Чешский Сокольский Союз» в 1897 г. В этом же году сокольство получило широкое распространение среди женщин. В 1901 г. в IV Всесокольском слете участвовало 576 обществ с тысячами участников. В 1911 г. в Чехии было 800 сокольских обществ, владеющих богатой материальной базой для занятий. В обществах насчитывалось около 105 300 членов [4].

В развитии Сокольского движения огромное значение имели сокольские слеты, которые явились воплощением мечты М. Тырша о древнегреческих Олимпийских играх. Для чехов, не имевших своей армии, сокольские слеты являлись символом проявления национальной силы народа, объединенного единой целью. В 1882 г. с целью «поднятия национального духа» в Праге был проведен I слет, в котором приняло участие 1572 сокола из Чехии, Моравии, Вены, Любляны и Америки. Слет настолько сильно был пропитан национальными лозунгами, что созванный на 1887 г. II сокольский слет был запрещен австрийским

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 2410-700Х

правительством. В 1891 г. в Праге состоялся II всесокольский слет, в нем приняло участие 5832 сокола. Затем слеты стали проводиться через 6 лет. Помимо участия во всесокольских слетах и гимнастических праздниках чешские соколы активно участвовали в международных выступлениях и состязаниях. В 1889 г. они приняли участие в съезде французских гимнастов в Париже, в 1910 г. в гимнастических праздниках соколов в Америке, Сербии, Болгарии, Галиции и в съездах гимнастов в Бельгии и Франции. В 1907 г. чешские соколы были приняты в «Союз европейских гимнастических обществ». Впервые чешские соколы приняли участие в состязаниях Европейского союза в 1907 г. в Праге, затем в 1909 г. В Люксембурге, в 1911 г. в Турине, в 1913 г. в Париже, везде занимая первые места, за исключением Люксембурга. В 1910 г. соколы участвовали в чемпионате мира по гимнастике в Лондоне, где одержали победу и получили серебряный щит [1]. Список использованной литературы:

1. Акинтиевский Ю.К. Сокольство, его идея, развитие и организация. - Прага, 1922.

2. Тырш М. Наша задача, наш путь, наша цель. - Прага: Б.г.,1864. - 40 с.

3. История южных и западных славян: В 2-х т. Учебник. Т. 1: Средние века и Новое время / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. - М.: МГУ, 1998.

4. Коничек С.О. Сокольство . - М., 1911, вып. 3.

© Качулина Н.Н., 2017

УДК 376.37

Малахова Дарья Владимировна

студентка Смоленского государственного университета,

г. Смоленск, РФ Е-тай: dasha-m16@yandex.ru Иванова Наталья Викторовна канд. пед. наук Смоленского государственного университета,

г. Смоленск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье рассматривается описательная речь как неотъемлемая часть речевой деятельности ребенка. Представлен анализ полученных результатов на основании первичной диагностики. На их основе разработана система коррекционно-логопедического воздействия и доказана эффективность ее применения.

Ключевые слова

Описательная речь; норма речевого развития; общее недоразвитие речи; формирование навыков описательного рассказа.

Процесс развития связной речи - главная задача речевого воспитания детей. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребёнка. Развитие связной монологической речи является одной из важных задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста. Успешная социализация детей в современном обществе зависит от того, насколько правильна, чиста и логична их связная речь.

Описательная речь является основным компонентом в составлении связных высказываний и текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.