Научная статья на тему 'Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол»'

Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PUBLIC ORGANIZATION / СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOKOLSKY MOVEMENT / WELFARE RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы социально-культурной ресоциализации русских эмигрантов первой волны в условиях деятельности общественной организации «Русские Соколы».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions welfare resocialization Russian emigrants of the first wave in the conditions of public organization activity «Russian Falcons» are considered.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол»»

128 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ «РУССКИЙ СОКОЛ»

О. Ю. Мацукевич

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены вопросы социально-культурной ресоциализации русских эмигрантов первой волны в условиях деятельности общественной организации «Русские Соколы».

Ключевые слова: социально-культурная ресоциализация, эмиграция, общественная организация, Сокольское движение.

In article questions welfare resocialization Russian emigrants of the first wave in the conditions of public organization activity «Russian Falcons» are considered.

Key words: welfare resocialization, emigration, public organization, Sokolsky movement.

Проблемы социально-культурной ресоциализации личности существуют в любом обществе и во все времена, однако они обостряются в условиях социальных трансформаций, военных потрясений, вынуждающих людей менять образ жизни и заново входить в инокультур-ную среду. Фактически, социально-культурная ресоциализация представляет собой процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, а также усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация - вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде (3, с. 692).

Согласно точке зрения П. Бергера и Т. Лукмана, крайним случаем ресоциализации

является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). В данном случае процессы социально-культурной ресоциали-зации напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности (1, с. 254-255).

В истории России сохранилось немало фактов социально-культурной ресоциализа-ции наших соотечественников, которые искали спасения на чужбине от происходящих в России революций и войн и которые были вынуждены заново учиться выживать в иной среде.

В период между двумя мировыми войнами за рубежом России оказались сотни тысяч русских людей. Очень скоро эти беженцы стали объединяться - вокруг русской православной церкви, военных организаций, открывшихся русских учебных заведений, а также

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 128-132

Социально-культурная деятельность 129

различных курсов и обществ. Так, в 19201930-е годы за пределами России сформировалась система национального образования и патриотического воспитания русских мигрантов, в рамках которой развивались различные общественные молодежно-спортивные организации: «Национальная организация юных разведчиков», «Национальная организация юных скаутов», «Национальная организация юных Витязей» и др. Особое место среди них занимало Общество «Русский Сокол».

Общество «Русский Сокол» заявило о себе как о внепартийной национально-русской организации, старающейся «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны» (2, с. 7).

Таким образом, открытие в Праге в 1921 году общества «Русский Сокол» положило начало развитию русского Сокольства за границей. Основная цель данного движения -гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества.

Примечателен факт, что первоначально спортивно-патриотическое общество «Сокол» появилось в 1863 году в Чехии, а затем в других славянских областях Австро-Венгерской империи. Создание данной общественной организации явилось, по сути, протестным актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других народов перед угрозой онемечивания этих народов.

Образ сокола - это символ мужского благородства, храбрости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эмблемой ещё и как противоположность австро-венгерским имперским орлам - тяжеловатым, с топорщащимися перьями; сокол изображался вниз головой, перевёрнутым, то есть пикирующим. Такая необычная, нетрадиционная эмблема сразу давала возможность понять коренные, непримиримые различия в политике чешских патриотов-националистов и Австро-Венгерской Империи.

Для русского народа сокол - лучшая, передовая часть общества, всегда готовая по первому зову встать на защиту своей Родины, земли своих предков, своего народа. Русский богатырь Илья Муромец назвал своего сына Сокольничек, а в былинах чаще встречается звание сокол, чем орёл.

Основателем системы «Сокол» стал Мирослав Тырш. Изучив системы занятий гимнастикой, популярные в то время, Тырш создает свою гимнастическую систему, которая и стала основой Сокольского движения. В своих «Основах гимнастики» (1868) Тырш отмечает «огромное значение систематического телесного развития и его влияния на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду» (4, с. 21).

Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Шагом вперед явилось то, что в Сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы Сокольского движения, М. Тырш обратился к физической культуре Древней Греции (5).

Сокольство широко распространилось в Чехии и среди других славянских народов -поляков, болгар, сербов, хорватов, словаков, а в 1904 году был основан Союз Славянского Сокольства. Как следствие, Сокольство переросло в ярко выраженную славянскую организацию, которая провозглашала идею всеславянского единения.

Первое Сокольское общество в России образовалось на Волыни в среде чешских ко-

130 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

лонистов в 1870 году. Сторонниками и инициаторами создания данного движения в России явились офицеры-гвардейцы, генерал Скобелев и участники Балканского похода Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Чешские «соколы» видели в России свою естественную Славянскую страну. «Русское гимнастическое общество» было образовано в 1883 году и начало налаживать добрососедские отношения с чешскими «соколами» в обход правительства России, которое враждебно относилось к идее создания в России Русского Сокольского движения, боясь политических осложнений с Австро-Венгрией. Но, не взирая на запреты, в России образовывались гимнастические организации, во главе которых в большинстве случаев стояли чешские «соколы».

4 мая 1883 года в Москве было основано «Русское Гимнастическое Общество». Впоследствии членами этого общества были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Общество опиралось на чешский Сокольский опыт, в 1889 году оно завязало переписку с известным пражским Сокольским деятелем Иосифом Шейнером, издателем чешского журнала «Сокол», и через него выписало себе в 1891 году чешского «сокола» Ф. Ольшаника в качестве преподавателя гимнастики.

К 1901 году в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве были созданы аналогичные спортивные общества. Признанием Европой Русского Сокольства явилось приглашение в Прагу в качестве гостей делегатов от гимнастических обществ России на слёт «соколов» в 1902 году.

Общество появилось в Санкт-Петербурге уже в 1878 году, а вскоре Сокольские общества стали появляться во многих городах России.

После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов, Сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях. По инициативе Главы правительства П.А. Столыпина, с 1907 года гимнастическим обществам русским гимнастическим обществам официально разрешили называть-

ся по имени своего всеславянского прародителя. К этому времени Сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии. Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы.

В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слёт Сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. К 1914 году в России в 26 городах было 42 Сокольские организации.

После прихода к власти большевиков, члены Сокольских обществ, в основном, встали под знамёна Белого движения. В 1918-1920 годах часть Сокольского руководства со своими частями подняла мятеж против советской власти в Поволжье, а в Сибири поддержала Колчака, выступая под Сокольскими знаменами в составе белогвардейских соединений.

В советской России Сокольская гимнастика была объявлена буржуазной и контрреволюционной, хотя многие ее элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой. В 1922 году по предложению К. Радека и Н. Бухарина Сокольство было объявлено нелегальной организацией и закрыто. Началось преследование Сокольских деятелей на Родине.

После исхода части русского народа за рубеж, Сокольские общества стали одной из главных общественных организаций, объединявших разные слои русского общества. Центром русского Сокольского движения в тот период стало королевство Югославия. Сам Александр I Карагеоргиевич был почётным старостой всего южнославянского «Сокола». «Общество Русский Сокол» вновь возникло в Праге в январе 1921 года, а в Земуне (Югославия) - в июле 1922 года. Начиная с 1927 года Русские Сокольские организации появляются во Франции (Мёдон под Парижем), в Швейцарии (на Женевском озере), в Болгарии (София, Шумен), в Латвии (Рига, Двинск), в Польше (Познань), в Китае (Харбин), в США

Социально-культурная деятельность 131

(Нью-Йорк).

К началу Второй мировой войны Русское Сокольство имело в своём составе четыре Краевых Союза (в Чехословакии, Болгарии, Югославии, Франции) и отдельные общества (около 70). Целями Русского Сокольства в эмиграции являлись распространение его как формы объединения русских людей, поднятие уровня физического здоровья, нравственное и духовное развитие и совершенствование, развитие национального самосознания (6).

Большое значение придавалось воспитанию подрастающего поколения в русском национальном духе. Например, в Югославии во всех русских школах были Сокольские группы, которые работали по специальным программам под управлением учителя гимнастики. На стене в Сокольских спортивных залах висел девиз: «В мышцах сила, в сердце отвага, в мыслях РОДИНА». В те же годы укрепилась мысль усилить воспоминания о Родине у эмигрантской молодежи, и вскоре появилось приветствие перед Сокольским строем: «Помни Россию!» и ответ строя: «Помним». В 1930-е годы появился и общий Сокольский гимн (автор В.Е. Вязьметинов), выражающий основную патриотическую идею этого общества.

В тех местах, где не было русских школ и обществ, русские «соколы» тренировались в составе местных обществ. Кроме обычных обязанностей, подобные группы занимались культурно-просветительским и национальным воспитанием своих членов.

Во всех русских Сокольских обществах кипела бурная жизнь: проводились лекции по истории России, занятия гимнастикой разных возрастных групп «соколов», «соколок» и «соколят», организовывались классы по изучению русских предметов - Закона Божьего, русского языка, русской истории, географии, практиковались «вылеты» на природу и летние лагеря, отмечались церковные события и православные праздники.

Во время открытых выступлений, слетов и других мероприятий Краевой Союз Союза русских соколов выступал как самостоятельная организация под русскими флагами, а на

торжественных мероприятиях русские «соколы» выступали как отдельная группа в русских парадных Сокольских одеждах.

Первый Слет Югославянского Сокольского Союза (Ю.С.С.) 14-15 августа 1922 года в Любляне послужил толчком к дальнейшему росту Русского Сокольства в эмиграции. Несколько русских «соколов» выступало с упражнениями в одном строю с югославяна-ми, а 126 русских «соколов» и «соколок» приняло участие в торжественном шествии по городу, впервые снова под своим русским бело-сине-красным флагом. Население Любляны приветствовало русскую колонну восторженными криками приветствия в честь и во славу России, хотя бы и зарубежной.

Детские летние лагеря были одной из форм внешкольной работы в молодежных спортивных организациях русской эмиграции, имели место они и в работе «Русского Сокола». По признанию русских педагогов, летний лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке (7, с. 7-8). Особое значение в этой работе лагеря имели беседы у костра, где велись беседы о России, ее истории и культуре; соблюдение религиозных обрядов - в каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее, и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения; экскурсии и походы, в ходе которых дети развивались физически, знакомились с историей, географией, культурой России и страны пребывания; художественно-творческая деятельность, связанная с разучиванием русских песен, музыкальных произведений, танцев, а также подготовкой концертов и спектаклей.

Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей. Таким образом, летние детские лагеря являли собой одну

132 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

из наиболее эффективных форм патриотического воспитания, которое проводилось юношескими организациями в целях сохранения национальной и культурной идентичности детей русских эмигрантов.

В «Хронике» издававшегося в Белграде правлением Союза Русского Сокольства ежемесячника «Пути Русского Сокольства» постоянно освещались многочисленные Сокольские мероприятия.

К началу Второй мировой войны численность русских Сокольских обществ за рубежом составляла 75 действующих обществ, объединяющих свыше 5700 человек: в Югославии работало 32 общества, в Чехословакии 12, во Франции 11, в Болгарии, Латвии и Польше по 7, в Китае 3 и по одному обществу в других странах зарубежья.

Как и следовало ожидать, нацисты питали не меньшую ненависть к «Русскому Соколу», чем коммунисты. По мере распространения германской агрессии в Восточной Европе закрывались Сокольские общества: сначала был закрыт «Сокол» в Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии.

После Второй мировой войны русские люди пытались возродить Сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаётся бюллетень «Пути рус-

ского Сокольства».

Новую жизнь «Русский Сокол» обрёл в России в 1991 году, когда началось возрождение этого сильного спортивно-патриотического направления воспитания современной молодёжи. Так, в структуре общественной Православной Русской Академии, возглавляемой В.П. Ковальковым, было организовано отделение «Русский Сокол» со своим Уставом, гимном, эмблемой. На эмблеме аллегорически изображена победа добра над злом -высоко над землёй в лучах солнца сокол разрывает змею, которая душила Земной шар, этим сокол совершает обряд очищения Земли от скверны, устанавливая торжество добра над злом.

Думается, что приведенный пример Сокольского движения в русском зарубежье отразил характерные черты социально-культурной ресоциализации. Русские эмигранты, ин-тегрируясь в инокультурную среду, сохраняли собственную идентификацию, в досуговых общественных инициативах берегли язык и ценности национальной культуры, что спасло несколько поколений русских семей от денационализации. В современных условиях осмысление опыта данного движения также может стать ключом к разрешению противоречий в деятельности современных общественных молодежных организаций, в поисках ответа на вопрос о самоидентификации россиян.

Примечания

1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лук-ман. - М., 1995.

2. Вадков, А. Русский сокол и его задачи за границей / А. Вадков. - Загреб, 1926.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999.

4. Кадесников, Н. Несколько слов о Русском Сокольстве / Н. Кадесников // Часовой. - Париж, 1936. - № 177.

5. Качулина, Н. Н. Сокольская гимнастика / Н.Н. Качулина // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 15-18.

6. Пути Русского Сокольства: Бюллетень русского зарубежного сокольства. - Нью-Йорк, 1991. - № 6 (38).

7. Струве, Г. П. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Русская литература в изгнании / Г.П. Струве. - Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.