Научная статья на тему 'Сокольское движение как часть воспитательной системы Российской империи в конце XIX - первой четверти XX вв'

Сокольское движение как часть воспитательной системы Российской империи в конце XIX - первой четверти XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ГИМНАСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качулина Наталья Николаевна

В статье дается анализ сокольского движения как воспитательной системы, вошедшей в воспитательное пространство Россиийской империи в конце XIX первой четверти XX в.в. Получив статус государственной системы, сокольская гимнастическая система стала одним из основных средств физического воспитания в учебных заведениях, армии, использовалась в скаутских организация, потешных отрядах, в других спортивных обществах, стала основой развития спортивно-гимнастического движения в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокольское движение как часть воспитательной системы Российской империи в конце XIX - первой четверти XX вв»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011 - 2020 годы)». http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/

© Катханова Ю.Ф., Аветисян Д.Д., 2016

УДК 37.01

Качулина Наталья Николаевна,

доцент РГУФКСМиТ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВВ.

Аннотация

В статье дается анализ сокольского движения как воспитательной системы, вошедшей в воспитательное пространство Россиийской империи в конце XIX - первой четверти XX в.в. Получив статус государственной системы, сокольская гимнастическая система стала одним из основных средств физического воспитания в учебных заведениях, армии, использовалась в скаутских организация, потешных отрядах, в других спортивных обществах, стала основой развития спортивно-гимнастического движения в Российской империи.

Ключевые слова

Воспитательная система, сокольское движение, скольская система гимнастики.

В Российской империи сокольское движение получило широкое развитие в конце XIX - первой четверти XX в.в.. Ряд историков спорта: И.Г. Чудинов, Е.Ю. Зеликсон, К.В. Цуркан, А.Е. Григорьев, А.В. Шушпанов, В.Д. Волков, Л.А Финогенова, А.Б. Суник и др. говоря о становлении и развитии спортивно-гимнастического движения в России, обращают внимание на создание сокольских обществ. По мнению вышеперечисленных авторов в период же с 1907 г. по 1917 г. оно фактически поддерживалось только сокольскими обществами. В России статус официальной системы физического воспитания сокольская система получила в 1907 году. До этого времени гимнастическим обществам в России не разрешалось называться «сокольскими». По мнению царского правительства, деятельность сокольских обществ носила антиавстрийский характер. И только после разрыва отношений России с Германией сокольским обществам было разрешено название «Сокол».

Широкое распространение сокольского движения в России было обусловлено следующими историческими предпосылками:

• внутренняя и внешняя политика царского правительства;

• особенности становления и развития гимнастики;

• отсутствие национальной системы физического воспитания;

• поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг.;

• движение общественных деятелей за развитие спорта и физического воспитания.

В распространении сокольского движения в России были заинтересованы и руководители чешского сокольского движения. На Россию они смотрели с надеждой, полагая, что только братский союз славянских государств может привести к национальной независимости. В будущем всеславянском союзе России

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

отводилась важная роль, надеясь на ее помощь в борьбе западных и южных славян за независимость. Именно поэтому общесокольским флагом был принят русский национальный трехцветный флаг.

Развитие сокольского движения в России можно разделить на три этапа:

I этап - с 1870 года до 1907 год;

II этап - с 1907 года до 1917;

III этап - с 1917 года до 1924.

I этап характеризуется самостоятельным проникновением сокольского движения в в Российскую империю (1870-1906 гг.). Знакомство России с сокольским движением в первую очередь началось с распространения в ней сокольской системы гимнастики. В книге «Краткая история Русского Сокольства» Н. В. Манохина отмечается, что первоначальное знакомство русских с сокольским движением было случайным явлением и сводилось к частному знакомству с ним отдельных русских. Объяснялось это тем, что русские, за небольшим исключением, мало знали о западном славянстве [4]. В Россию Сокольство было принесено чешскими колонистами, а также чешскими учителями, приглашенными для преподавания древних языков в классических гимназиях. По официальным данным Казанского учебного округа сокольская система гимнастики практиковалась в отдельных учебных заведениях, начиная с 70- годов. В 1870 г. стало известно об основании двух сокольских обществ на Волыни, одно из которых занималось преимущественно верховой ездой. В мае 1870 г. в г. Острог Киевским Митрополитом было торжественно освящено знамя одного из таких обществ. Первые гимнастические общества России, получившие название «Сокол», были основаны на базе Тифлиского гимнастического общества (осн. в 1897 г.) и «Первого Русского Гимнастического Общества» (осн. в 1883 г.).

II этап развития сокольского движения характеризуется признанием государственной властью и утверждением в обществе не только как физкультурно-спортивной организацией, но и как культурно-просветительской, патриотической организацией. Начиная с 1907 года, распространение сокольского движения приобретает массой характер. Большая демократичность, выраженная в доступности занятий всем желающим, а также сравнительно низкие членские взносы сделали сокольские общества самыми многочисленными спортивными обществами в России. Сокольские общества отличались своей демократичностью - посещать занятия могли все желающие, необходимо было получить рекомендацию двух членов общества и платить 50 копеек в месяц, учащейся молодежи разрешалось заниматься на льготных условиях, открывались женские и детские отделений. К 1914 году было создано 68 сокольских обществ объединявших около 250 тысяч человек. Для проведения занятий по сокольской системе были изданы пособия по гимнастике. В обращение была введена гимнастическая терминология, которая использовалась в России до 1938 года. В 1910 году в Москве был утвержден «Союз Русского Сокольства». С 1910 года стал издаваться журнал «Сокол», с 1913 года журнал «Вестника Русского Сокольства». Сокольское направление в гимнастике проникает в русскую армию и учебные заведения. С 1912 года сокольская гимнастическая система официально вводится в учебные заведения. По данным Министерства просвещения за 1912 год из 1577 средних школ в 855 преподавалась соколськая система. Особенностью культурно-просветительской работы сокольских организаций России, было проведение вечеров-спектаклей, балов, экскурсий за город. Собранные деньги шли на нужды обществ, а в годы Первой мировой войны в пользу раненых. Отличительной особенностью развития сокольского движения в Российской империи стало его сближение со спортом. Сокольские общества наряду с гимнастикой культивировали и другие виды спорта.

Третий период характеризуется развитием сокольского движения в период с 1917-1924. После революционных событий 1917 года произошедших в стране, начавшиеся активные поиски новых путей развития советского физкультурного движения привели в дальнейшем к прекращению деятельности сокольских обществ (1924 год) [2].

Идеологи сокольского движения Российской империи отмечали, что сокольское движение направлено не только на физическое развитие личности, но также способствует его гармоническому развитию. Так П. Кадилин отмечал, что: «...сокольская гимнастика задается целью дать не только крепкие мышцы, но и дать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

человеку здоровую психику, здоровую душу и тем самым создать возможность не только воспринимать идеи, но и твердо проводить их в жизнь, не отступая перед препятствиями» [1]. Активный сторонник сокольского движения Л. Никитин обращал внимание на то, что идеал «Сокола» имеет свои особые черты: во-первых -физическое развитие; во-вторых - интеллектуальное. Две первые характеристики являются необходимым условием к самому главному, третьему, - моральному развитию [5]. Это позволяет рассматривать сокольское движение как воспитательную систему, направленную на формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Таким образом, определяя сокольское движение как воспитательную систему, целью которой является всестороннее и гармоническое развитие личности, теоретики общества выделяли три основных направления для достижения данной цели: «.. .физическое воспитание, опирающееся на гимнастическую систему Тырша, .духовно-нравственное воспитание., национальное воспитание» [3].

Воспитательные возможности сокольского движения можно представить следующей схемой

Базовое воспитание личности

I-1-1 *-1-i-1

Нравственное Шлз&гжз, Физическое Эстетическое Гражданское Экологическое

воспитание воспнтанне Бсспиташ-:е воспитание воспитание воспитание

Рассмотрим более подробно каждое из направлений в формировании базового воспитания личности.

Нравственное воспитание

Одна из наиболее острых проблем воспитания современной молодёжи - необходимость значительного повышение качества нравственной воспитанности. В этом отношении сокольские организации, создавая гимнастические кружки и объединения, помогают формировать гражданское мировоззрение, основанное на национальной независимости и единении разрозненных территорий. Основное значение в Сокольской воспитательной системе имело, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Русское Сокольство как воспитательная система, основывается на вере в Бога, на началах христианской морали и на беззаветной любви к своему Отечеству - России. Необходимость нравственного воспитания в системе работы сокольских организаций заявлено постановлением I Съезда Союза Русского Сокольства определяющим, что воспитание должно покоиться на прочном фундаменте патриотизма, любви к Родине и религиозной морали.

Эстетическое воспитание

Особенность содержания и задач в области эстетического воспитания в сокольских организациях заключается в том, что они в значительной степени подчинены идее гармонии, эстетического воспитания как составного элемента воспитания гармонически развитой личности.

В Сокольской гимнастике эстетическое восприятие каждого упражнения было необходимым условием его применения. Опыт массовых выступлений чешских соколов использовали русские соколы в практике развития сокольского движения. Современные спортивные праздники на стадионах, ритуалы открытия и закрытия массовых соревнований - все эти мероприятия берут своё начало в первых массовых выступлениях соколов. Теоретическое описание этих праздников в системе сокольской гимнастики и опыт их практического использования в современной спортивной практике - реальный показатель дальновидности организаторов сокольского движения, которые впервые в своей системе попытались соединить эстетический фактор физических упражнений с нравственным и патриотическим воспитанием молодёжи.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Гражданское воспитание

Воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры с одной стороны, и правового сознания, правовой культуры с другой стороны. Возможно ли формирование гражданственности в процессе занятий в сокольском обществе?

Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственное, правовое и политическое воспитание, выражающееся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция, знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий, готовность защищать ее, брать ответственность за нее, служить ей.

В сокольском движении все эти элементы присутствуют, тем более что в читальнях использовались все возможности для проведения бесед и для детей и для взрослых об историческом прошлом страны. Наряду с гимнастическими упражнениями по системе М.Тырша в группах соколов большое внимание уделялось также военной подготовке, что было обусловлено одной из главных целей сокольской работы -готовить будущих борцов за национальные идеалы русского народа.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи экологического сознания (воспитание чувства ответственного, гуманного отношения к природе как наивысшей национальной и общечеловеческой ценности; воспитание у молодежи чувства экологической ответственности в труде, формирование навыков и умения решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды).

Сокольское объединение как культурно-просветительская организация в своей основе имела гимнастические кружки, читальни. Были предложены специальные формы занятий для детей разного возраста - всё это инициировало формирование чувства красоты, бережного отношения к окружающему миру. Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства - по форме, цвету, пропорции и т.д. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание потребности активного участия в экологических движениях.

Патриотическое воспитание

В отечественном воспитании всегда была важна общественная составляющая личности. Например, представления о человеке, его счастье, его сущности связано с судьбой общества, страны - именно такое поведение в коллективе защищает свободу каждого его члена от произвола и делает его патриотом. В странах многонациональных, как Россия, национальный патриотизм, воспитание любви к своему народу есть составная подкрепляющая часть общегражданского становления личности. К национальному патриотизму применимы следующие характеристики: готовность делить невзгоды с другими, жертвовать, сопереживать ближнему. В Сокольском движении есть элементы просветительской деятельности, стремления помочь ближнему, разрушить сословные противоречия. Одно из условий участия в сокольском движении -демократическое обращение друг к другу, единая спортивная форма, совместные занятия физическими упражнениями. Традиции сокольского движения возможно рассматривать как просветительский проект.

Физическое воспитание

Воспитательное влияние физической подготовки на становление личности учащегося заключается в формировании и совершенствовании у подростков жизненно важных двигательных функций, которые обеспечивают готовность к любому труду, способность быстро ориентироваться и хорошо справляться с

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

новыми действиями, возникшими в условиях производства или в другой какой-либо жизненной ситуации; внутренней мотивационной установки обучаемого на здоровый образ жизни, самореализацию, целенаправленное саморазвитие, творчество, являющиеся импульсом всякой деятельности. В рамках философии педагогического процесса феномен физического воспитания как составляющей части сокольского движения предстает в форме созидательной, творческой деятельности человека, отражающей процесс становления личности в целом. Уровень физического развития рассматривается как полноценная составляющая гармонически развитого человека.

Выводы: В современной России богатый опыт воспитательной работы сокольского движения оказался востребован и в наши дни. Именно взаимосвязь физического и духовно-нравственного воспитания в работе сокольских обществ стала идеей их возрождения. В 1991 году инициативной группой была возрождена сокольская организация. В 1994 учреждено межрегиональное общественное военно-патриотическое объединение «Союз Русских Соколов» (МОВПО). Однако на сегодняшний день более широкому развития сокольского движения не хватает государственной поддержки.

Анализируя содержание любой воспитательной системы, необходимо учитывать принципы государственной политики в области воспитания. В основополагающих законодательных актах Российской Федерации определен социальный заказ на воспитание человека современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Многонациональность и разнообразие культурного опыта сокольского движения может быть использовано при создании культурно-просветительских организаций по типу сокольской, если рационально использовать предшествующий опыт.

Список использованной литературы:

1. Кадилин П.И. Сокольская идея в России // Российский Сокол. - 1914. - октябрь. - С. 14-16.

2. Качулина Н.Н. Развитие сокольского движения в Российской империи

в конце XIX- начале XX вв. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -Краснодар,2015. - № 6-1. - С. 223-225.

3. Коничек С.О. Сокольство . - М., 1911, вып. 3. - 29 с.

4. Манохин Н.В. Краткая история Русского Сокольства. - Прага, 1924. - 62с.

5. Никитин Т.Р. Идеалы Сокола и задачи сокольских организаций. - Астрахань, 1914.

© Качулина Н.Н., 2016

УДК 37.022

Климко Анна Игоревна

канд.пед.наук,

заместитель директора ГБОУ «Школа №1352»

Г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы инновационных изменений в обучении чтению на русском языке, в зависимости от преобладающих целей, а также господствующего метода формирования механизма чтения на разных исторических этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.