Научная статья на тему 'Анализ физического воспитания в сокольской гимнастической системе'

Анализ физического воспитания в сокольской гимнастической системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ГИМНАСТИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качулина Наталья Николаевна

В XIX веке почти во всех капиталистических странах создаются национальные системы физического воспитания. Одной из таких систем стала сокольская гимнастическая система, возникшая в Чехии. При рассмотрении идейно-педагогических основ сокольского движения было установлено, что соколькое движение является воспитательной системой, главная цель которого заключается в воспитание всесторонней и гармонично развитой личности. Одними из главных задач являются задачи физического воспитания.Анализ методов, средств и форм физического воспитания позволил заключить, что физическое воспитание в сокольской гимнастической системе это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и на развитие физических качеств соколов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ физического воспитания в сокольской гимнастической системе»

УДК 378

Качулина Наталья Николаевна

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма [email protected]

Анализ физического

ВОСПИТАНИЯ В СОКОЛЬСКОЙ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Natal’ya N. Kachulina

Russian State University of Physical Culture,

Sport, YouthandTourism

[email protected]

The analysis of physical

TRAINING IN SOKOLSKY GYMNASTIC SYSTEM

Аннотация. В XIX веке почти во всех капиталистических странах создаются национальные системы физического воспитания. Одной из таких систем стала сокольская гимнастическая система, возникшая в Чехии. При рассмотрении идейно-педагогических основ Сокольского движения было установлено, что соколькое движение является воспитательной системой, главная цель которого заключается в воспитание всесторонней и гармонично развитой личности. Одними из главных задач являются задачи физического воспитания.Анализ методов, средств и форм физического воспитания позволил заключить, что физическое воспитание в сокольской гимнастической системе это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и на развитие физических качеств соколов.

Ключевые слова: сокольская система гимнастики, физическое воспитание сокольское движение.

Annotation. In the nineteenth century in almost all capitalist countries created a national system of physical education. One such system was Sokols-kaya gymnastic system that emerged in the Czech Republic. When considering the ideological and pedagogical foundations Sokolsky movement, it was found that Sokolka movement is an educational system whose primary goal is the education of a comprehensive and harmonious development of personality. One of the main tasks are the tasks of physical education. Analysis of methods, means and forms of physical education have allowed to conclude that physical education in gymnastic Sokol'skaya system is an educational process aimed at the formation of motor skills and the development of physical qualities falcons.

Keywords: physical education, the socolscoy's system of gymnastics, sokol movement.

Введение. В XIX веке в разных странах появляются различные педагогические теории, в которых развиваются новые идеи в области физического воспитания. Значительное развитие получила и практика физического воспитания. Почти во всех капиталистических странах стали создаваться национальные системы физического воспитания. Все системы были гимнастическими, т.к к началу XIX в. гимнастика еще не определилась как специфическая форма физического воспитания, а включала все известные в то время элементы физического воспитания: ходьбу, бег, прыжки, плавание, метание, борьбу, фехтование, бег на коньках, игры и т.д.

Развитие национальных гимнастических движений сопровождалось устремлением отдельных наций к единству и созданию независимых государств. Одной из таких систем стала сокольская гимнастическая система Мирослава Тырша, возникшая в Чехии, входившей в состав АвстроВенгерской империи.

Цель работы. Анализ физического воспитания в системе воспитания сокольской гимнастической системы.

Обсуждение результатов исследования. Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть практически любой воспитательной системы.

В рамках философии сокольского движения физическое воспитание носит первостепенное значение, так как «ближайшей целью телесного воспитания ... является укрепление человеческого тела, развитие физической сопротивляемости; конечная цель - всестороннее здоровье, всесторонняя сила, всесторонняя красота человека» [6]. Феномен физического воспитания как составляющая часть сокольского движения предстает в форме созидательной, творческой деятельности человека, отражающей процесс становления личности в целом. Другими словами, уровень физического развития рассматривается как полноценная составляющая гармонически развитого человека.

Формирование воли - важнейшая задача физического воспитания. Физическое воспитание в сокольском движении формирует и проявляет такие волевые качества личности как: целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, решительность, смелость, выдержка и

230

самообладание. Высокая степень развития различных черт характера, и прежде всего волевых стало важнейшей предпосылкой овладения сложными двигательными действиями, которые характерны для целого ряда упражнений в Сокольской гимнастике.

В книге «Сокольство» идеологами сокольского движения Сокольство определяется как воспитательная система. Ближайшей и основной цельюСокольства является воспитание всесторонней и гармонично развитой личности, которую М. Тырш сформулировал следующим образом: «сохранить в народе своем ту всестороннюю бодрость, которая не дает народу умереть, ту постоянную силу и свежесть, то здоровье, физическое, душевное и нравственное, которые не позволяют проникать никакому разврату (телесному и духовному)» [6, с. 19].

Одними из главных задач являются задачи физического воспитания, так как, по словам М. Тырша «только здоровый народ является вооруженным, способным отстоять свою независимость и право на жизнь» [6, с. 24]. Поэтому «ближайшей целью телесного воспитания и гимнастики, которую мы понимаем как совокупность физических упражнений, является укрепление человеческого тела, развитие физической сопротивляемости; конечная цель - всестороннее здоровье, всесторонняя сила, всесторонняя красота человека» [5, с. 12].

Перед физическим воспитанием М. Тыршем и его последователями ставились следующие задачи:

1) формировать тело человека;

2) довести до полного развития все его функции и способности в пределах естественных и врожденных дарований;

3) обеспечить и укрепить величайшее богатство человека - здоровье, чтобы каждый мог стать выдержанным и хорошим работником;

4) достигнуть того, чтобы каждый мог пользоваться в жизни как можно дольше приобретенными силами для успешной работы [1].

Основным средством физического воспитания стала созданная М. Тыршем система гимнастики. Изучив популярные в то время системы гимнастики, Тырш создает гимнастическую систему, основу которой составила немецкая гимнастика, дополненная элементами, из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. М. Тырш подчеркивал огромное значение гимнастики, как для отдельных людей, так и для народа в целом, а именно «с точки зрения здоровья, народного хозяйства, евгеники, обороноспособности, воспитания и эстетики» [1, с. 18].

Комплексность задач сокольского воспитания нашло отражение в разнообразии средств, вошедших в гимнастическую систему, которая наряду с различными элементами гимнастики, до-

полнялась элементами спорта, массовыми выступлениями, играми и хороводами [2].

Анализ задач и положений позволил заключить, что в физическом воспитании соколов решались следующие задачи:

1. Специфические задачи: задачи по оптимизации индивидуального физического развития -те. всестороннее развитие физических качеств и основанных на них двигательных способностей, совершенствование телосложения, укрепление и многолетнее сохранение здоровья; специфические образовательные задачи - те. рациональное формирование прикладных умений и навыков и приобретение специальных знаний по гигиене, физиологии, анатомии, физической культуре и спорту.

2. Общепедагогические задачи - те. формирование личности соколов, его нравственное воспитание через физическое воспитание.

Решение всех задач достигалось через три направления физического воспитания соколов: гимнастику, спорт (втючая подвижные игры) и практическое ознакомление с гигиеной, при этом основным направлением физического воспитания была гимнастика, так как она была положена в основу создания сокольского движения.

Анализ методов, средств и форм физического воспитания позволил заключить, что физическое воспитание в Сокольстве это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и на развитие физических качеств соколов. Физическое воспитание при этом рассматривается в двух направлениях: в прикладном отношении - как средство подготовки к трудовой и военной деятельности и с оздоровительной точки зрения - как средство укрепления здоровья.

Анализ положений сокольской гимнастической системы, позволяет заключить, что все основные принципы физического воспитания - гармоничное развитие, прикладная и оздоровительная направленность отражены в Сокольстве наилучшим образом.

Что же касается спорта, то в отношении его у соколов было собственное мнение. Отрицая спорт как самоцель, чехи зарекомендовали себя отличными гимнастами, войдя в историю как «нация гимнастов».В 1907 г. чешские соколы были приняты в «Союз европейских гимнастических обществ». Впервые чешские соколы приняли участие в состязаниях Европейского союза в 1907 г. в Праге, затем в 1909 г. В Люксембурге, в 1911 г. в Турине, в 1913 г. в Париже. Только в Люксембурге сокольская команда заняла второе место, в других же городах они занимали первые места. В 1910 г. чешские соколы приняли участие в чемпионате мира по гимнастике в Лондоне, где также одержали победу и получили серебряный щит [1].

231

Литература:

1. Гавличек В. Чехославацкий «Сокол». Прага : Б. г. 35 с.

2. Качулина Н.Н. Теоретико-методические основы сокольской гимнастической системы // Олимпийский бюллетень № 7: сборник научных материалов. М., 2005. С. 124-130.

3. Кони чек СО. Сокольство. М., 1911. Вып. 3. 29 с.

4. Сластенин В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. М. : Издательский центр «Академия», 2001.

5. Сущность Сокольства. Посвящается нарождающемуся на Руси Сокольству. 2 изд. / Переведенное с чешского и переработанное. Спб., 1913. 14 с.

6. Тырш М. Наша задача, наш путь, наша цель. Прага : Вт., 1864. 40 с.

Literature:

1. Havlicek V. Czechoslovak «Sokol». Prague : B.g. 35 p.

2. Kachulina N.N. Theoretical and methodological foundations Sokol'skaya // Olympic gymnastic system bulletin № 7: collection of scientific materials. M., 2005. P. 124-130.

3. Konicek S.O. Sokolstvo. M., 1911. Vol. 3. 29 p.

4. Slastenin V.A. Psychology and Pedagogy : textbook. benefits for students. executive. proc. institutions. 2nd ed., A stereotype / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. M. : Publishing center «Academy», 2001.

5. Summary Of Sokolstva. Dedicated to the emerging in Russia Sokolstvu. 2 ed. / Translated from Czech and revised. SPb., 1913. 14 p.

6. Tyrsh M. Our goal, our way, our goal. Prague : B.g., 1864. 40 p.

232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.