Научная статья на тему 'Развитие сокольского движения в Российской империи в конце XIX - начале XX вв'

Развитие сокольского движения в Российской империи в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1389
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ГИМНАСТИКИ / СОКОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качулина Наталья Николаевна

Сокольская система физического воспитания была первой системой, получившей широкое распространение в Российской империи. Получив статус государственной системы, она стала одним из основных средств физического воспитания в учебных заведениях и в армии, также использовалась в скаутских отрядах, отрядах потешных и некоторых других спортивных обществах, стала основой развития массового спортивно-гимнастического движения. Но главным в развитии сокольского движения было то, что направлено оно было не только на физическое развитие личности, а способствовало ее всестороннему и гармоническому развитию. В настоящее время опыт, накопленный российским сокольским движением, может оказать помощь в организации современного молодежного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сокольского движения в Российской империи в конце XIX - начале XX вв»

УДК 94

Качулина Наталья Николаевна

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма [email protected]

Развитие

СОКОЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

Natal’ya N. Kachulina

Russian State University of Physical Culture,

Sport, Youth and Tourism nik [email protected]

Development of

SOKOLSKY MOVEMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Аннотация. Сокольская система физического воспитания была первой системой, получившей широкое распространение в Российской империи. Получив статус государственной системы, она стала одним из основных средств физического воспитания в учебных заведениях и в армии, также использовалась в скаутских отрядах, отрядах потешных и некоторых других спортивных обществах, стала основой развития массового спортивно-гимнастического движения. Но главным в развитии сокольского движения было то, что направлено оно было не только на физическое развитие личности, а способствовало ее всестороннему и гармоническому развитию. В настоящее время опыт, накопленный российским сокольским движением, может оказать помощь в организации современного молодежного движения.

Ключевые слова: сокольская система гимнастики, сокольское движение.

Annotation. This article analyzes the development of Sokolsky movement in the Russian empire. Sokolskaya system of physical education was the first Slavic system, widely used in the Russian empire. Having the status of the state system, it became one of the main means of physical education in schools and the army, was also used in the scout troop, detachments amusing and some other sports societies, became the basis for the development of mass sports and gymnastic movements. But the main thing in the development of Sokolsky movement was that its direction not only at the physical development of the individual, but it contributed to his comprehensive and harmonic development. Currently, the experience gained by Russian Sokolsky movement can assist in the organization of the modern youth movement.

Keywords: Socolscaya system of gymnastics, Sokolsky movement.

Введение. Исследование исторических и социально-педагогических аспектов систем физического воспитания представляется актуальным на современном этапе. Это связано с необходимостью осмысления процесса формирования и развития современного спорта, выявления его истоков; изучения данного явления с современных научных позиций; и наконец, необходимостью анализа систем физического воспитания для их реального применения в современной практике. По мнению известного историка спорта А.Б. Суника: «В идеях и подходах к проблемам физического воспитания, спорта, господствовавших в конце XIX -начале XX вв., немало рационального, интересного, поучительного для наших дней» [7, с. 13].

Благодаря привлекательности форм работы с разными возрастными группами населения, сокольская система получила широкое развитие в Российской империи. Получив поддержку государства и общества, она стала одной из основных форм физического воспитания в учебных заведениях, в армии, основой развития массового спортивно-гимнастического движения.

Основателем сокольского движения стал доктор филологии и эстетики Мирослав Тырш, открывший в 1862 г. в Праге спортивное общество «Сокол» и разработавший гимнастическую систему, ставшую основой сокольского движения. Возникнув в период наивысшего подъема национальноосвободительного движения чехов, сокольское движение отражало все наиболее характерные его черты: патриотизм, просветительство, национальную идею.

Благодаря идеям панславянизма сокольское движение довольно быстро распространилось во всех славянских странах мира и не только в них. К 1911 г. в славянских государствах насчитывалось около 131 950 соколов. Создаются сокольские общества во Франции: в Нанси (1892) и Ницце (1901), в 1865 году в США в Чикаго и Сент-Луисе, в 1867году в Нью-Йорке [5].

Цель работы. Анализ развития сокольского движения в Российской империи в конце XIX -первой четверти XX в.в.

Обсуждение результатов исследования. В Рос-

231

сийской империи сокольское движение получило широкое развитие в конце XIX - первой четверти XX в.в. Этому способствовала сложившаяся внешняя и внутренняя политика царского правительства, а также идея славянской общности, нашедшая отражение во взглядах руководителей чешского сокольского движения [3].

Однако, статус государственной системы физического воспитания, сокольская система получила лишь в начале XX века, т.к., по мнению царского правительства, деятельность сокольских обществ носила антиавстрийский характер. И только в 1907 году в связи с изменениями во внешней политике сокольским гимнастическим обществам было разрешено название «Сокол».

Первыми гимнастическими обществами, начавшими развивать сокольскую систему гимнастики, были Тифлиское гимнастическое общество (осн. в 1897 г.) и «Первое Русское Гимнастическое Общество» (осн. в 1883 г.). Однако, по официальным данным Казанского учебного округа, сокольская гимнастика начала практиковаться с 1870-х годов в отдельных учебных заведениях, где приглашенные чешские учителя, наряду с преподаванием латинского и греческого языков, преподавали и сокольскую гимнастику.

Поворотным моментом в развитии русского сокольского движения стал Славянский съезд в Праге (15 июля 1908 г.), главным вопросом которого было сокольское движение и его значение. С этого года русская интеллигенция начинает заниматься «... Сокольством вообще, а его значением для воспитания народа в особенности» [6, с. 24]. В 1908 году в Москве открываются «Общества славянской культуры» и «Славянской взаимности», которое должно было открыть сокольский отдел. В том же году в Санкт-Петербурге открывается «Славянское студенческое общество», в задачи которого входила организация гимнастического общества «Сокол». В Москве создается «Русско-чешско-словенское дружество» одной из задач, ставившее открытие курсов гимнастики под руководством чехов-соколов и спортивных кружков. В 1909 году в Москве основывается общество «Славия», открывшее сокольский отдел.

Большое значение в развитии сокольского движения имел принцип доступности: членские и вступительные взносы были невысокими (1 рубль вступительный взнос, 3 рубля - членский взнос). К примеру, в С.-Петербурском кружке любителей спорта членский взнос действительных членов был 25 рублей, постоянных посетителей - 15 рублей, посетителей - 10 рублей, молодежи до 18 лет -5 рублей. По сравнению с другими обществами, членами которых могли стать только представители аристократии, членами сокольских обществ могли быть представители мелкой буржуазии, интеллигенции, студенчества, для этого необходимо было получить рекомендацию двух членов общества и платить 50 копеек в месяц, учащейся молодежи разрешалось заниматься на льготных условиях. Инновацией было открытие женских и детских отделений.

Особое внимание стоит обратить на подготовку кадров для сокольских обществ, что также способствовало распространению сокольского движения. Так, в 1905 году в Праге были открыты курсы подготовки преподавателей гимнастики для русских школ. В дальнейшем, помимо курсов в Праге, обучение можно было пройти на открывшихся курсах при некоторых сокольских обществах, где, наряду с теоретическим и практическим знаниями по сокольской гимнастике, преподавались основы анатомии, физиологии, гигиены, оказания первой помощи. К началу 1914 года такие курсы закончили 363 человека [1].

Необходимо отметить, что отношение российского общества к сокольской гимнастической системе было неоднозначным. Она имела как сторонников, так и противников. Однако в решении этой дилеммы можно привести высказывание известного теоретика спорта Г. Дюперрона: «... у нас имеется в распоряжении две системы, немецкая и сокольская, которые очень схожи между собой. Тем не менее, немецкая гимнастика за целых 50 лет никак не могла распространиться среди русской молодежи, в то время как сокольская гимнастика сразу нашла распространение и распространяется все больше и больше» [2, с. 32].

Пропагандистом идей сокольского движения выступала пресса. Деятельность сокольских обществ освещалась как в общественных периодических изданиях, так и в специализированных журналах: «Сокол» (Москва); «Вестник I-го Русского гимнастического общества «Сокол»; «Вестник Русского сокольства», «Sokol» на чешском языке. Широко была представлена сокольская литература, которая включала как методическую литературу по сокольской гимнастике, так и переводную литературу по развитию сокольского движения.

Но главным в развитии сокольского движения было то, что направлено оно было не только на физическое развитие личности, а способствовало ее всестороннему и гармоническому развитию. Л. Никитин обращал внимание на то, что идеал «Сокола» имеет свои особые черты: во-первых - физическое развитие; во-вторых - интеллектуальное [6]. Две первые характеристики являются необходимым условием к самому главному, третьему, - моральному развитию. Самими же теоретиками сокольского движения оно определялось как воспитательная система, выделяя три основных направления для достижения данной цели: физическое воспитание, о с н ованное на гимнастической системе, духовно-нравственное воспитание, национальное вос-п и т а ние [4].

Таким образом, сокольскому движению довольно быстро удалось завоевать значительные позиции среди различных слоев населения. Помимо создания большого количество новых обществ, некоторые уже существующие общества начали менять не только свои названия на «Сокол», но и направление деятельности, сущность и идеологию. К началу Первой мировой войны осуществляло деятельность 68 сокольских обществ общей численностью 250 000 человек [1]. Сокольское движение

232

нашло поддержку и среди дворянства, интеллигенции, государственных деятелей, предпринимателей и промышленников среди которых: Н.Н. Шустов, братья С. и С. Морозовы, Н.А. Султан Крым-Гирей, князь П.Д. Львов, граф В.А. Бобринский, князь П.Г. Волконский, известный хирург П.И. Постников и др. Членом сокольского общества был премьер-министр П.А. Столыпин.

С 1910 года сокольская гимнастическая система становится государственной системой физического воспитания, связано это было с введением сокольской системы гимнастики в учебные заведения и в армию. По данным Министерства просвещения, за 1912 год из 1577 средних школ в 855 преподавалась сокольская система, в 296 -шведская, в 405 - система П. Лесгафта и другие виды гимнастики. Объяснялось это поддержкой самих педагогов, положительно характеризовавших ее, а также большим кадровым составом учителей сокольской гимнастики. Так, на учрежденных курсах сокольской гимнастики в Ти-

Литература:

1. Гижицкий А.С. К вопросу о физическом воспитании и развитии молодежи в славянских землях и о сокольстве в России». Записи заседаний временного Совета по делам физического развития народонаселения Российской империи. Спб. Гос. тип. 1914. С. 22-27.

2. Дюперрон Г.А. О гимнастике // Вестник Русского сокольства. 1915. № 1-2. С. 32.

3. Качулина Н.Н. Социально-политические условия распространения сокольского движения в Российской империи // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского и научного состава РГУфксМиТ, М., 2012. С. 152-158.

4. Коничек С.О. Сокольство. М., 1911, вып. 3. 29 с.

5. Манохин Н.В. Краткая история Русского Сокольства. Прага, 1924. 62 с.

6. Никитин Л.П. Сокольство и физическое воспитание. Петроград, 1912.

7. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М., Советский спорт, 2о01. 664 с.

флисском, Рижском, Казанском, Одесском и Киевском учебных округах в период с 1909 года до 1914 год прошло обучение по сокольской гимнастической системе более 650 учителей [1].

Од н им из направлений развития сокольской гимнастики в Российской империи было использование ее в качестве одного из средств физической подготовки в скаутских отрядах, отрядах потешных, а также в некоторых других спортивных обществах. Например, в обществе «Богатырь» был открыт отдел сокольской гимнастики. Объяснялось это тем, что разнообразие разделов сокольской гимнастической системы позволяло заниматься ею в любое время года.

Заключение. В настоящее время, когда в России началось активное возрождение сокольского движении, опыт, накопленный российским сокольским движением, может оказать помощь в организации современного молодежного движения.

Literature:

1. Gizhitskii A.S On the issue of physical education and development of young people in the Slavic lands and Sokolsky movement in Russia. Writings of meetings of the interim Council for the physical development of the population of the Russian empire. SPb. State Printing, 1914. P. 22-27.

2. Duperron G.A. About gymnastics. Herald of Russian Sokolsky movement. 1915. № 1-2. P. 32.

3. Kachulina N.N. Socio-political conditions of Sokolsky movement spread in the Russian empire // Proceedings of the Conference of the faculty and research staff RSUPCS. M., 2012. P. 152-158.

4. Konichek S.O. Sokolstvo. M., 1911. Vol. 3. 29 p.

5. Manokhin N.V. A Brief History of Russian Sokolstvo. Prague, 1924. 62 p.

6. Nikitin L.P. Sokolstvo and physical education. Petrograd, 1912.

7. Sunik A.B. Russian sports and the Olympic movement at the turn of XIX-XX centuries. M. : The Soviet sports, 2001. 664 p.

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.