Научная статья на тему 'Проблема национальной идентичности и национального образования в трудах представителей Российского зарубежья'

Проблема национальной идентичности и национального образования в трудах представителей Российского зарубежья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЙ ПА-ТРИОТИЗМ / "РУССКОСТЬ" / RUSSIAN ABROAD / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL EDUCATION / RUSSIAN PATRIOTISM / „RUSSIANNESS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митяева А.М., Фомина С.Н., Кирдяшова Е.В.

В статье рассматривается Русское Зарубежье как особая экстерриториальная и интеллектуальная общность. Авторы проанализировали труды Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и других по проблемам русского национализма, русской педагогической мысли, русского патриотизма и сохранения «русскости» среди эмигрантов. Выделены новые функции русской эмиграции и Русского Зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF NATIONAL IDENTITY AND NATIONAL EDUCATION IN WORKS OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN ABROAD

In the article the Russian Abroad as a special exterritorial and intellectual community is considered. The authors have analysed N. A. Berdyaev, V. V. Zenkovsky`s works on problems of the Russian nationalism, the Russian pedagogical thought, the Russian patriotism and preservation of „Russianness“ among emigrants. New functions of the Russian emigration and the Russian Abroad are allocated.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идентичности и национального образования в трудах представителей Российского зарубежья»

УДК 378.1

UDC 378.1

А.М. МИТЯЕВА

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социального управления и конфликтологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: annamm@inbox.ru С.Н. ФОМИНА

доктор педагогических наук, доцент, кафедра семейной, гендерной политики и ювенологии, Российский государственный социальный университет E-mail: fomina-sn @mail.ru Е.В. КИРДЯШОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева E-mail: wek11@yandex.ru

A.M. MITIAEVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Social and Conflict Management, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: annamm@inbox.ru S.N. FOMINA

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of family, gender policy and youth study, Russian State

Social University E-mail: fomina-sn@mail.ru E.V. KIRDYASHOVA Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pedagogics, Mordovian State Pedagogical Institute

named after M. E. Evsevyev E-mail: wek11@yandex.ru

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

PROBLEM OF NATIONAL IDENTITY AND NATIONAL EDUCATION IN WORKS OF REPRESENTATIVES

OF THE RUSSIAN ABROAD

В статье рассматривается Русское Зарубежье как особая экстерриториальная и интеллектуальная общ-ность. Авторы проанализировали труды Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и других по проблемам русского наци-онализма, русской педагогической мысли, русского патриотизма и сохранения «русскости» среди эмигрантов. Выделены новые функции русской эмиграции и Русского Зарубежья.

Ключевые слова: Русское Зарубежье, национальная идентичность, национальное образование, русский патриотизм, «русскость».

In the article the Russian Abroad as a special exterritorial and intellectual community is considered. The authors have analysed N. A. Berdyaev, V. V. Zenkovsky^s works on problems of the Russian nationalism, the Russian pedagogical thought, the Russian patriotism and preservation of „Russianness" among emigrants. New functions of the Russian emigration and the Russian Abroad are allocated.

Keywords: Russian Abroad, national identity, national education, Russian patriotism, „Russianness".

На рубеже ХХ-ХХ! вв. в интеллектуальную жизнь постсоветской России были возвращены имена, труды, концептуальные идеи выдающихся представителей философской, социологической, педагогической, религиозно-этической мысли, волею судеб оказавшиеся за пределами исторической родины.

После революций 1917 года и гражданской войны Россия раскололась надвое: 1) с 1917 по 1922 годы - это РСФСР, а с 1922 г. - СССР; 2) «другая, побежденная правительством Ленина, не признавшая РСФСР и бежавшая из нее, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье» [11, с. 13]. Де-факто Россия как бы «раздвоилась». Одна ее часть, большевистская, осталась территориальной державой - Россией, другая - экстерриториальной.

Русское (Российское) Зарубежье (мы оба эти названия считаем синонимами) - это не территориальное,

экстерриториальное место обитания этих представителей нашей родины и одновременно их творения, их взгляды, позиции, мировоззрение. Действительно, проживали они в десятках стран Европы, Америки, Азии. И в то же время они оказались последовательными поборниками «русскости», великими патриотами страны, которая отвергла их и отправила в изгнание.

Революция 1917 года разрушила не только Российскую империю, но и интеллектуальный скреп страны, интеллектуальную основу нации: образование, науку, культуру, а их яркие представители оказались ненужными новому строю, более того, вредными, опасными для строителей мифического коммунизма. Завершением гонений в лучшем случае, стала депортация тысяч ученых, богословов, деятелей культуры и искусства, в худшем - российский ГУЛАГ, физическое уничтожение.

A.M. Митяева, С.Н. Фомина, Е.В. Кирдяшова A.M. Mitiaeva, S.N. Fomina, E.V. Kirdyashova

Русское Зарубежье как особая экстерритори-альная и интеллектуальная общность складывалась на протяжении двух десятилетий после революции. Об его эволюции в последние десятилетия опубликова-но достаточно много интересных монографий, статей, оспоминаний.

Представителями Российского (Русского) Зарубежья являлись люди разных национальностей: русские, украинцы, евреи, грузины и др., а по вероисповеданию - в основном православные христиане. Высок был и образовательный потенциал представителей Зарубежья. Среди них были известные ученые, деятели науки и культуры, богословы, высококвалифицированные специалисты. Высок был и образовательный потенциал эмигран-тов. Были отличия и в мировоззренческом плане: монархисты, либералы, социал-демократы, верующие неверующие. Но главная отличительная их особен-ность - это патриотизм, любовь к родине - России, из которой они насильно были депортированы, и надеж-да, вера в то, что Россия переживет большевизм и вер-нется в лоно цивилизованных держав мира, каковой она являлась. Поэтому все свои силы, энергию, энтузиазм их был направлен на то, чтобы сохранить «русскость», привить молодым поколениям чувство любви к России, ее истории, культуре. Не случайно поэтому они много внимания уделяли детям, молодежи, их воспитанию и образованию. В них они видели будущее России.

данной статье мы хотели бы обратить внимание на одну очень актуальную для досоветской, советской и постсоветской России проблему, столь глубоко понимаемую представителями Русского Зарубежья, - проблему русского национализма, русской педагогической мысли, русского патриотизма и сохранения «русскости» сре-ди сотен тысяч эмигрантов, разбросанных по десяткам стран мира. Эта тема актуальна и для современности, ибо миллионы представителей России остались в странах так называемого ближнего зарубежья или покинули страну после распада СССР в «лихие» 90-е годы ХХ века.

Россия начала и конца ХХ в. и начала XXI века -это испытание кризисами, потрясениями всех основ жизнедеятельности россиян. В такие периоды обостряются межэтнические, межконфессиональные взаимоотношения, проблемы самоидентификации (социальной, политической, этнической, религиозной и т. д.), поиск идеала, романтизация прошлого.

Россия - извечно многонациональная страна при доминантном этносе - русском народе. Вот почему самочувствие доминантного этноса становится важнейшим фактором стабильности страны. И в начале ХХ, в начале ХХ1 веков велись и ведутся споры, как ве-сти себя русскому этносу, как сделать, чтобы все малые народы почувствовали, что русская нация, русский национализм носят гражданско-патриотический характер не направлены на получение каких-то преференций, преимуществ. Вся многогранная деятельность представителей Российского Зарубежья - тому доказательство.

Русское Зарубежье - это новый вид самоидентификации части народа, вынужденного покинуть родину, и

в то же время это и реакция на события, развернувшие-я на территории бывшей отчизны.

Суть русского коммунизма, его идеология представителями Зарубежья была глубоко осмыслена, оценена. Выводы их оказались пророческими. После семидесятилетнего своего существования СССР распался как карточный домик. Советский вариант коммунистической идеологии оказался абсолютно нежизнеспособным. О том, что СССР исчезнет с карты земли, представи-тели Российского Зарубежья писали не однажды, а И. А. Ильин азвал приблизительно и дату этого распада.

Уже в начале 20-х годов ХХ в. представители русской эмиграции предупреждали мир о сути большевизма для мирового развития. Но они, как истинные патрио-ты своей страны, видели, что большевизм представля-ет угрозу подлинным русским ценностям, традициям, самосознанию [10, с. 3]. Поэтому свое предназначение они видели в сохранении прогрессивных традиционных ценностей и самосознания русского народа.

Русское Зарубежье оказалось явлением уникальным не только в истории русской эмиграции, ее самоопределения, но и в плане предупреждения человечества об опасности большевизма, насильственном распространении русского коммунизма по всему свету. Теперь нам известно, что главной целью международного коммунизма и его штаба в лице Третьего Коминтерна было распространение идей ленинизма по всему миру, практическая помощь всем коммунистическим партиям.

Нам представляются справедливыми утверждения о том, что русская эмиграция и Русское Зарубежье приобретают новые функции, которых не имела ни одна эмиграция мира. Таких функций выделяют три: первая - «сохранить память о дореволюционной России и ее национальное самосознание... Сохранить за пределами родины «малую» Россию.» [10, с. 7].

Реализация этой функции возлагалась на активных, деятельных эмигрантов, которые жили и творили в дореволюционной России, которые знали и помнили вели-кую страну ее традиции и культуру.

Вторая функция - «помощь тем силам на родине, которые сопротивлялись коммунистическому эксперименту, старались выжить, отстоять традиционные ценности. Наиболее активно это выражалось в стремлении зарубежья, вместе со здоровыми силами в России, добиваться политических перемен» [10, с. 7].

Позитив этой функции видится в том, что представители зарубежья приложили много усилий для создания положительного имиджа тем, кто в самом Союзе ССР противодействовал властям в реализации своих программных положений по строительству социализма и коммунизма. Противники власти пополняли ряды гу-лаговских политических заключенных, о которых писали представители зарубежья. А в послесталинский период они много помогали представителям внутреннего сопротивления в издании художественной и иной литературы о ситуации в СССР.

Третья функция эмиграции - это «творческое осмысление трагического опыта революции как опыта

всемирного; осознание того, на что способен человек в разных общественных системах; раскрытие нового уровня «русской идеи» как синтеза общечеловеческого опыта. Лишь на основе этого опыта можно осознать и духовное состояние всей человеческой цивилизации, понять грозящие ей новые опасности, увидеть движущие силы всех катаклизмов нашего драматического зека» [10, с. 9].

По мнению М.В. Назарова, представителя третьей волны эмиграции, все эти три функции, присущие российской эмиграции, дали свои плоды. Идеи их актуальны для России и ныне.

Обратимся к некоторым взглядам крупнейших представителей Российского Зарубежья на проблемы национальности, национальных отношений, прав на-ций на самоопределение, национальное образование и воспитание, русскую идею и русский национализм. Так, Н.А. Бердяев (1874-1948) в «Философии неравенства» (1923) отмечает, что национальность не может быть вырвана из конкретной истории, и право ее нельзя рассматривать абстрактно. Каждая национальность в разные периоды своего существования имеет разные права. Интересна и его мысль о том, что все национальности имеют разные права, которые не могут быть уравнены. Н.А. Бердяев проявлял большую заботу о сохранении национального своеобразия русского народа. Интерес вызывает позиция патриота о национализме вообще и русского в частности. Национализм он называет одной из форм идолопоклонничества. Особенно он ненави-дел фашистский национализм в Германии. Он пишет: «Способ выработки и сохранения чистой германской расы очень напоминает способы выработки чистой породы собак и лошадей» [3, с. 346]. Национализму больше присущи эмоциональность, поэтому «никакие интеллектуальные аргументы в споре с национализмом не имеют силы» [3, с. 367]. Одновременно Н.А. Бердяев осуждает и интернационализм, который отрицает индивидуальность. Будучи противником интернационально-го, он выступает за сохранение национального. То есть национализм присущ и его теории и логике. Как ступень индивидуализации бытия, национальность, по его мнению, имеет бесспорную и положительную ценность.

Австрийский ученый Урс Альтерматт ХХ век счита-ет веком национализма, который охватил всю Звропу и практически все страны континета [1, с. 367].

Важными представляются рассуждения Н.А. Бердяева том, что национализм перерождается, приобретая социальный характер и вовлекая в свою орбиту широкие средние слои общества. Но у Н.А. Бердяева еще не было четкого понимания того факта, что национализм, этничность становятся фактором сплочения этнических групп, гражданской нации, их социальной и политиче-ской мобилизации.

Итогом его многолетних размышлений о русском национализме явились работы «Русская идея» (1946) и «Самопознание» (1949). Именно в них он размышляет русском народе, его ментальных качествах, характе-ре. Хотя он не дает четкого определения русской идеи,

но его размышления позволяют сделать по этому поводу некоторые выводы. Это, прежде всего оригинальный вклад русского народа в мировую ультуру, включаю-щую литературу, искусство, науку.

Важно отметить, что он, как и другие представите-ли Зарубежья, видит два начала в русской душе - вос-точное и западное, которые находились в вечной борьбе друг с другом. Перечисляет он и дуалистические каче-ства русского народа: гипертрофию государства и анар-хизм; жестокость, склонность к насилию и доброта, мягкость, человечность; индивидуализм и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универ-сализм, всечеловечность; искание бога и воинствующее безбожие; рабство и бунт [2, с. 38-39].

На наш взгляд, глубокий след в истории по исследованию проблем национальности, национализма, национального воспитания и образования в Российском Зарубежье оставил и А. Ильин (1882-1954).

Для А. Ильина национализм - понятие системное, оказывающее влияние на духовное развитие народа, на его историю, на его государственное устройство. Именно здоровый национализм, национальное чувство есть источник достоинства, единения, государственного правосознания. Утверждение русского национализма, по его мнению, будет противостоять всякому интернационализму, всякой денационализации. Он пишет: «В противоположность всякому интернационализму, - как сентиментальному, так и свирепому; в противовес вся-кой денационализации, бытовой и политической - мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу... Каждый народ имеет национальный инстинкт. и у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него: оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории» [5, с. 279-280].

Русский национализм, по мнению А. Ильина, утверждает свое, творит новое, но отнюдь не отрица-ет чужое, не отгораживает русских от других народов, чтит их достижения во всех сферах жизнедеятельности ародов.

Анализируя русский национализм исторически, А. Ильин обращает внимание на его прошлое, настоя-щее и дает прогноз будущего. Говоря о будущем, он, предвидя гибель русского коммунизма, прогнозиру-ет Россию как национальное государство. Правда, он предупреждает нас о том, что национальная политика и национальные чувства могут приобретать извращенные формы, например, когда утверждение своей националь-ной культуры отрицает чужую. Эта мысль ученого ак-туальна и в настоящее время. Мы помним распад СССР и утверждение крайнего национализма в некоторых бывших республиках страны. Извращая историю страны, многие идеологи ближнего зарубежья обвиня-ют русских как захватчиков, колонистов, забывая, что Российская государственность, собираемая многие

сотни лет, строилась именно благодаря исторической позитивной деятельности русского народа, который оборонял, защищал десятки народов страны от набегов врагов. Да и в советское время все национальные республики и их коренные народы получали из казны больше, гем русское население Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают идеи А. Ильина об образовании и воспитании в постсоветской России. Во втором томе «Наших задач» в разделе «О воспита-нии и образовании» он подчеркивает, что грядущая Россия будет нуждаться в новом образовании и воспи-тании молодых поколений. Образование и воспитание, по Ильину, формируют человека. Их нельзя отрывать. «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безмерный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовест-ный грамотей и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культу-ру, а эазврат пошлой цивилизации» [5, с. 143].

Актуальны для современной России и мысли учено-го о том, что новая Россия должна выработать себе но-вую систему национального воспитания и образования. Именно от решения этой задачи будет зависеть ее буду-щий исторический путь. Спасение и расцвет грядущей России, выход из кризиса, в котором она находится, он видит в том, чтобы процесс воспитания и образования шел через сочетание и примирения трех основ, трех за-конов духа: свободы, любви и предметности [5, с. 143]. В советские времена они были уничтожены. Результат нам известен: нет СССР, Россия никак не может вы-рваться из объятий жтемного кризиса до настоящего времени.

Не потеряли актуальности высказывания о роли национального воспитания и образования и другого представителя Российского Зарубежья Н.О. Лосского (1870-1965). «Главным средством воспитания, - счита-ет он, должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, в истории, в языке, литера-гуре, в искусстве, вообще в культуре народа» [8, с. 325].

Многие деятели Российского Зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, С.И. Карцевский и др.) огромное зна-

ение придавали вопросам национального воспитания образования. Они занимались исследованием особенностей жизни детей многих тысяч эмигрантов, их социально-психологической адаптацией к новым условиям жизни, отличным от условий жизни в России. Они не только размышляли об этом на страницах журналов газет, выступали на конференциях и встречах, но и содействовали открытию национальных образовательных воспитательных учреждений, сами вели преподавательскую деятельность. Это их патриотический подвиг

во имя сохранения русскости у тысяч наших бывших соотечественников, которые надеялись вернуться в оссию.

Думается, и ныне, когда более 20 миллионов наших соотечественников оказались за пределами постсоветской России, когда в так называемом ближнем зарубе-жье делается все, чтобы преодолеть «русскость», когда детей заставляют обучаться только на языке страны пребывания, опыт деятелей Российского Зарубежья в обучении и воспитании детей эмигрантов должен стать достоянием многомиллионной диаспоры. К сожалению, таких ярких личностей ныне нет. Нынешнее Российское Зарубежье не является целостной, интеллектуальной, объединяющей силой всех тех, кто оказался на чуж-бине. Нынешнее зарубежье нуждается в изучении. Эта тема, надеемся мы, найдет своих исследователей, ибо язык, культура, традиция русского народа должны сохраниться.

В.В. Зеньковский (1881-1962) - видный философ, психолог, теоретик и историк образования, религиоз-ный и общественный деятель России и Российского Зарубежья. Проблемы национального образования и воспитания занимают особое место в его творческой биографии. В его наследии мы находим целостное пони-

ание им целей, форм, задач национального воспитания образования, идея которого является интегративной, глубоко пронизывающей все его творчество [4].

Еще в дореволюционный период он четко сформулировал диалектическую взаимосвязь социального национального воспитания. Он писал: «Воспитание должно быть национальным, оно должно приобщать человека к исторической работе его страны, должно связывать его с родной страной и развивать сознание его долга перед своей родиной, но именно потому, что национальное воспитание необходимо, еще более необходимо социальное воспитание, которое развивает более высокие силы человеческой души - дух братства и взаимопомощи» [4, с. 5].

Особо остро необходимость национального воспитания он ощутил в период эмиграции. Именно там он стал активным организатором и участником конферен-ций, совещаний, съездов, посвященных вопросам национального воспитания и образования. Непосредственно этой тематике он посвятил цикл статей «О националь-ном воспитании». Как педагог он видел сложность и многогранность этой проблемы. Множество раз он подчеркивал, что денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка, что «.отход от России, потеря «русскости» могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски» [4, с. 1].

Предостерегает он и от сентиментального поклонения и национального романтизма в ходе национально-го воспитания и образования. Основой национального воспитания и образования он считает убеждение в необходимости посвятить все силы служению Родине. Не на словах, а на деле надо демонстрировать свою любовь к родине, при этом обращает внимание воспитателей и на то, чтобы воспитательный процесс не прививал пре-

зрительного отношения к другим народам, к культуре, религиозной принадлежности. Он противник национального экстремизма.

В.В. Зеньковский организовал Педагогическое бюро, которое было призвано стать центром исследова-ний и сбора материалов. Бюро обеспечивало научную помощь усилиям эмиграции в области образования и воспитания русской молодежи за рубежом. Как видный религиозный деятель, Зеньковский основал также Бюро по религиозному образованию и воспитанию.

Таким образом, основное и главное в Русском Зарубежье - это передача детям и внукам взглядов на

сущность истинной русской культуры, «русскости» как ментальной особенности россиян, представителей многонациональной России, при доминантности русского этноса, ее культуры, вобравшей и впитавшей в себя все ценное из культур ее народов и вернувшей им образцы культуры мирового значения. В этом и заключается уникальность и неповторимость русской культуры. Мы прекрасно помним, кто были Гоголь, Достоевский, Пушкин, Левитан, Шостакович, Эрьзя и другие. Все они представители великой русской культуры. Культура сближает народы, а великая культура делает народы цивилизованными.

Библиографический список

Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. 367 с.

БердяевН. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб, 1992. 291 с.

Зеньковский В. В. О национальном воспитании // Бюл. Религиоз.-Пед. Каб. 1929. № 8. С. 1-2.

Ильин И. А. О русском национализме // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т. 1. М. : МП «Рарог», 1992. 344 с.

Кирдяшова Е. В. Национальное образование и воспитание в Русском Зарубежье как фактор преемственности традиций российского общества (20-50-е гг. ХХ века) / Е. В. Кирдяшова, С. К. Кудряшова // В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 265 - 273.

Кирдяшова Е. В. Проблема национального образования и воспитания в педагогическом наследии видного представите-ля русской эмиграции «первой волны» В. В. Зеньковского / Е. В. Кирдяшова, С. К. Кудряшова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 4 (210). С. 218-221.

Лосский Н. О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., 1991. 480 с.

Митяева А.М. Проблемы развития высшего образования при вступлении России в Болонский процесс// Социальная политика и социология. 2006. № 1. С. 64-73.

Митяева А.М. Компетентностно-проектная модель высшего образования в условиях его модернизации в России. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 2. С.258-265

НазаровМ. В. История русской эмиграции. Ставрополь: Кавказский край, 1992. 416 с.

Раев М. Россия за рубежом : История культуры русской эмиграции. 1919-1939: пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994. 296 с.

Фомина С.Н., Заярская Г.В., Рыбакова А.И. Интегративность как основа обеспечения качества профессиональной подго-товки специалистов высшей школы (социально-философский анализ)// Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 4 (131). С. 133-143.

References

Altermatt U. Etnonatsionalizm in Europe. M.: Rossiysk. state. gumanit. un-t, 2000. 367 p.

Berdyaev N. A. Russkaya idea // Thinkers of the Russian abroad: Berdyaev, Fedotov. SPb, 1992. 291 p.

Zenkovsky V. V. O national education// Bulletin Religioz. Ped. Incorporated bank. 1929. № 8. Pp. 1-2.

Ilyin I. A. O Russian nationalism / I. A. Ilyin//our tasks. Historical destiny and future of Russia. Article 1948-1954 of years. In 2 vol. V. 1. M.: MT of "Papor", 1992. 344 p.

Kirdyashova E. V. National education and education in the Russian Abroad as a factor of continuity of traditions of the Russian society (the 20-50th of the XX century) / E. V. Kirdyashova, S. K. Kudryashov//In the world of discoveries. 2013. №11. Pp. 265 - 273.

Kirdyashova E. V. Problem of national education and education in pedagogical heritage of the prominent representative of the Russian emigration of "the first wave" V. V. Zenkovsky / E. V. Kirdyashov, S. K. Kudryashov//Business. Education. Law Bulletin of the Volgograd institute of business. 2012. № 4 (210). Pp. 218-221.

Lossky N. O. Character of the Russian people // Conditions of absolute good. M, 1991. 480 p.

Mityaeva A.M. Problems of development of the higher education at the entry of Russia in Bologna Process//Social policy and sociology. 2006. № 1. Pp. 64-73.

Mityaeva A.M. Competence-based and design model of the higher education in the conditions of his modernization in Russia.// Scientific notes of the Orel State University. 2011. №2. Pp. 258-265.

NazarovM. V. History of the Russian emigration. Stavropol: Caucasian edge, 1992. 416 p.

RayevM. Russia abroad: Cultural history of the Russian emigration. 1919-1939. M.: Progress Academy, 1994. 296 p.

Fomina S.N., Zayarskaya G.V., Rybakova A.I. Integrativnost as basis of ensuring quality of vocational training of specialists of the higher school (social and philosophical analysis)//Scientific notes of the Russian state social university. 2015. V. 14. №4 (131). Pp. 133143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.