Научная статья на тему 'Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения'

Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Т.Р.

В статье рассмотрены актуальность и проблемы формирования патриотизма, раскрыто понятие «патриотизм», проанализированы задачи патриотического воспитания и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыкова Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения»

СТРАТЕГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

© Лыкова Т.Р.*

Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

В статье рассмотрены актуальность и проблемы формирования патриотизма, раскрыто понятие «патриотизм», проанализированы задачи патриотического воспитания и пути их решения.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, стратегия патриотического воспитания, государственная политика, педагогика, социальная политика, молодёжная политика.

Тиражируемые современной массовой культурой образцы искусственной героизации потребления и насилия, итогом которой становятся социальная аномия и жестокость, ведут к девальвации духовных, ценностных и нравственных ориентиров в общественном сознании современной молодёжи.

Глубинным социокультурным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на персональном уровне переживается как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально--культурные институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслить жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости.

Такое положение стало следствием недостаточного внимания со стороны социальных институтов освоению молодыми людьми российских традиций, норм и ценностей, формированию целостной личности, отвечающей идеалам построения в России демократического гражданского общества и правового государства. Воспитательная деятельность всех институтов, участвующих в социализации молодого поколения, в настоящее время имеет очень низкую эффективность, а влияние социальной среды, как правило, носит негативный характер. Таким образом, сложилось противоречие между прогнозируемыми процессами модернизации отечественной системы образования, направленными на её адекватное соответствие рыночным механизмам регуляции и ролью государства в определении долговременной стратегии развития российского образования, т.е. о сохранении за государством регулятивных и контролирующих функций по отношению к образованию.

Во время встречи с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи, проходившей 12 сентября 2012 года в г. Краснодаре, Президент РФ выделил ряд стратегических направлений патриотического воспитания: а) формирование системы ценностей у молодё-

* Старший преподаватель кафедры Социально-культурных технологий.

жи, того нравственного фундамента, ... из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан; б) совершенствование образовательной политики в патриотическом воспитании; в) военно-патриотическое воспитание; г) укрепление здоровья и развитие спорта.

В своём выступлении В.В. Путин подчеркнул, что «... исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства -это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы» [2].

Методологией воспитания патриотизма является представление о патриотизме как интегральном духовном факторе длительного действия, пронизывающим отношения личности, общества и государства. В этом отношении патриотизм выражает жизнеспособность общества через обеспечение условий саморазвития каждого индивида, направленности этого саморазвития на сохранение своей самобытности общества и обеспечения его безопасности.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [4, с. 160].

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [5].

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно одноко-ренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [1, с. 17].

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспор-ные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Патриотизм проявляется как осознание населением, социальными субъектами объективного стремления общества и каждого человека к своему бытию, устойчивости и безопасности. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20.10.2012 года подтверждает факт, что патриотизм - это разделяемая государством и обществом мировоззренческая система, направленная на консолидацию общества, на формирование его самосознания, стратегических целей и задач и способная многократно усилить энергию и интенсивность общественной жизни, повысить ее творческую направленность.

В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [3].

Таким образом, государственная политика определяет проблемное поле развития современного российского общества, на решение которых может быть направлен потенциал патриотизма:

- достижение российским обществом внутренней интеграции и самосознания, образа своей гражданской и социокультурной идентичности;

- формирование и развитие типа личности, способной к инновационной деятельности, социально ответственной и уверенной в исторических перспективах России;

- повышение в российском обществе статуса и влияния культуры, духовности и нравственности, реализация идеалов нравственности, справедливости и коллективизма;

- значительное повышение уровня жизнеспособности российского общества за счет освоения и развития его культурно-гражданского потенциала, повышение социальной активности граждан;

- восстановление разрушенной целостности социума, повышение статуса личности, расширение партнерских связей и отношений между различными социальными и хозяйствующими субъектами;

- активизация процесса перехода России к гражданскому обществу и т.д.

Патриотизм - это особая позиция людей, основанное на сильнейшем чувстве ответственности и заботы о собственной стране, это состояние сознания, духа, воли, эмоций, направленных на защиту самих оснований бытия страны, на укрепление жизненного потенциала общества.

Патриотизм как связь прошлого, настоящего и будущего выступает в качестве важнейшей формы бытия людей, в которой они непосредственно воспринимают и переживают не только свое ближайшее окружение - территориально и социально, но и дальнее - свою Родину - Россию, с которой люди оказываются внутренне, органически связанными.

Патриотическое воспитание можно рассматривать как духовно-культурное и ценностное освоение потенциала патриотизма, как перевод в формы мировоззрения, сознания и самосознания людей, их отношения и деятельность, выражающих стремление общества к собственному бытию.

Перевод потенциала патриотизма в формы, технологии и средства патриотического воспитания требует выявления педагогических компонентов патриотизма. Среди них:

- когнитивный - прояснение образа Родины (формирование представлений об историческом пути и культуре России);

- эмоционально-чувственный -чувственное восприятие образа Родины (включение и активизация психологических механизмов переживания);

- ценностно-смысловой - социализация чувств (становление личностной значимости ценностей и смыслов);

- морально-волевой (осознание ценностной нормативности патриотизма, организация собственных действий в рамках сложившейся нормативно-ценностной природы патриотизма);

- деятельностно-рефлексивный (формирование личностных механизмов освоения патриотизма, развитие мотивов и смыслов патриотической деятельности на благо Отечества).

Формирование механизмов переживания патриотизма активизирует проявления ответственности, долга, идентичности, солидарности.

Таким образом, патриотизм выступает как отношение, выражающее связь индивидуального и социального, что закладывает основы патриотической позиции личности.

Основные черты патриотической позиции следующие:

1. Развитие механизмов смыслообразования (патриотизм выступает как высший смысл существования человека).

2. Активизация внутреннего эмоционального мира. Патриотизм как ценность формирует ощущение самодостаточности, внутренней защищённости. Так, смысл переходит в самоорганизацию индивида в контексте его социальности.

3. Самореализация себя посредством патриотизма выступает гарантом связи индивида с обществом как единичного и целого. Целым выступает страна - Россия. Целостность -полнота включения человека в бытие российского общества, т.к. человек живёт не только в формах присвоения, но и в формах смыслов, идентичности, менталитета.

Решение задач стратегии патриотического воспитания осуществляется в рамках реализации следующих направлений.

1. Совершенствование нормативных правовых актов, направленных на инновационное развитие системы патриотического воспитания детей и молодёжи.

2. Создание целостного регионального пространства патриотического воспитания:

а) разработка для учреждений образования, культуры, молодёжной политики, спорта, общественных организаций теоретико -методологических, научно-методических основ и механизмов внедрения инновационных моделей патриотического воспитания;

б) повышение роли традиционных духовных, социокультурных российских ценностей, сохранение исторической памяти, преемственности поколений, развитие национального самосознания и способности к социокультурному наследованию;

в) обеспечение качественной подготовки человека к активной общественной и профессиональной деятельности в гармонии личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.

3. Превращение патриотического воспитания в базовый институт социализации личности:

а) формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, чувств и реальных проявлений патриотизма;

б) разработка и внедрение технологий синтеза культуры и патриотизма как решающего фактора их самоизменения, (самореализации, саморазвития и самосовершенствования на благо Отечества), направленного на ключевые приоритеты в целенаправленном формировании идеалов, ценностных ориентаций, смыслов, норм, идеалов и стереотипов поведения молодых россиян;

в) конструирование в патриотическом воспитании таких эффектов общественного развития, как формирование российской гражданской идентичности в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства; социальная и духовная консолидация российского общества; обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества; конструирования социальных норм доверия представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; успешная социализация подрастающего поколения; повышение конкурентоспособности личности, семьи, общества и государства;

г) социально-педагогическое проектирование в региональной инновационной системе способов, механизмов и технологий порождения и освоения смысла Родины в контексте социальной ответственности, российской гражданской идентичности и служения Отечеству;

д) стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе творчества школьников и студентов;

е) формирование у детей и молодёжи способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способности к критическому мышлению; способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде и др.

Переход к использованию новых образовательных технологий и методов в школе путем аттестации кадров, формирования современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновления квалификационных требований.

4. Создание комплекса ресурсов, условий и средств, направленных на реализацию целей опережающего развития патриотического воспитания в социально-экономической сфере:

а) организация федерального ресурсного центра как кластера национальной системы патриотического воспитания детей и молодёжи;

б) создание условий для развития инноваций и творчества педагогов и организаторов патриотического воспитания через непрерывную систему конкурсов, олимпиад, предполагающую обеспечение возникновения инновационного опыта;

в) разработка и внедрение комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание инновационного развития системы патриотического воспитания;

г) разработка программы адресного мониторинга динамики достижений субъектов региональной системы патриотического воспитания различного уровня.

5. Интеграция различных субъектов региональной системы патриотического воспитания, которая осуществляется через:

а) организацию межведомственного взаимодействия как сферы социального партнерства в сфере патриотического воспитания;

б) разработку научно-обоснованного алгоритма социально-педагогического сопровождения региональной системы патриотического воспитания;

в) создание социально-педагогических кластеров сопровождения системы патриотического воспитания в регионе;

г) развитие инновационного кадрового потенциала региональной системы патриотического воспитания в сфере науки, образования и технологий;

д) повышение инновационной активности государственно-частного партнёрства и ускорение появления новых инновационных структур и субъектов патриотического воспитания в регионе;

6. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности:

а) организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими учреждениями (создание в вузах, научных учреждениях, средних общеобразовательных учреждениях научных обществ школьников, кружков исследовательского направления; проведение конкурсов исследовательских работ учащихся и др.);

б) развитие проектной деятельности детей и молодежи в сфере духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодёжи;

в) организация региональных исследований проблем патриотического воспитания детей и молодёжи - создание областных экспериментальных площадок, программ патриотического воспитания.

7. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного состава организаторов и специалистов по патриотическому воспитанию детей и молодёжи подразумевает:

а) создание условий для личностного роста работников образования, культуры, молодёжной политики и науки;

б) разработку и апробацию новой позиции педагога в патриотическом воспитании детей и молодёжи - позиции тьютора, модератора, фа-силитатора и др.;

в) создание ресурсных центров по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения патриотического воспитания.

г) создание сети консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

8. Совершенствование социального партнёрства учреждений образования, культуры, молодёжной политики, общественных организаций и повышение эффективности управления региональной системой патриотического воспитания за счет:

а) проектирования и формирования инновационных основ развития региональной системы патриотического воспитания;

б) внедрения современных технологий стратегического управления и проектирования, менеджмента качества и бюджетирования;

в)создания условий для устойчивости взаимосвязей основных субъектов;

г) усиления творческих начал в системе отбора и подготовки кадров;

д) построения современной системы управления качеством патриотического воспитании в регионе.

Обеспечение эффективной реализации стратегии требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами региональной государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества

Показателями, по которым можно судить о возможностях инновационного развития региональной системы патриотического воспитания, могут быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Уровень целостности региональной системы патриотического воспитания, детерминированный степень развитости взаимоотношений образования с другими социальными институтами - культурой, молодёжной политикой, здравоохранением, институтами гражданского общества и т.д.

2. Выраженность социального характера и направленности на изменения социальной действительности, что обеспечивает привлекательность инвестиций в развитие региональной системы патриотического воспитания.

3. Легитимность статусной позиции и региональной системы патриотического воспитания со стороны регионального сообщества, что предполагает её соответствующую трансформацию в особый вид практики общественного развития и базовый институт социализации личности.

4. Наличие реального многообразия инновационных моделей патриотического воспитания, их предметной модификации и образовательной направленности, вариативности и т.д., при условии сохранения возможности выбора с позиций ресурсного диапазона удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей и прогностически выстроенных моделей возможностей.

5. Сформированность условий инновационной деятельности основных субъектов системы патриотического воспитания, которые определяют струк-

туру инновационного процесса, инновационную инфраструктуру, широкий диапазон социального партнёрства, информационное обеспечение, мобильность инновационного пространства и др.

6. Степень развитости управленческой культуры в условиях социального развития как динамичного, неравновесного, открытого, характеризующегося разнохарактерностью и неупорядоченностью факторов развития, неоднородностью и ограниченностью ресурсов как материальных, экономических, так и соответствующего качества профессионально-педагогической культуры организаторов.

Список литературы:

1. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. -М., 1990.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/17118.

3. Стенограмма встречи Президента РФ с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Краснодар, 12 сентября 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://президент.рф/ news/16470

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. -М., 1974. - С. 160.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999. -512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.