Научная статья на тему '«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (о духовном воспитании современной молодежи)'

«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (о духовном воспитании современной молодежи) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7384
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качественное образование / Обучение / воспитание / духовность / личность

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рахматуллина З. Я.

В статье рассмотрена проблема единства воспитания и обучения в современном образовательном процессе как необходимого условия для формирования духовной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (о духовном воспитании современной молодежи)»

УДК 395

«ЗНАНИЯ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ - МЕЧ В РУКАХ СУМАСШЕДШЕГО»

(О ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ)

© З. Я. Рахматуллина*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: unesco73@mail.ru

В статье рассмотрена проблема единства воспитания и обучения в современном образовательном процессе как необходимого условия для формирования духовной личности.

Ключевые слова: качественное образование, обучение, воспитание, духовность, личность.

Либерально-демократические преобразования общественной жизни, переход к рыночной экономике, движение в мировое сообщество и т.д. обусловили не только трансформацию ценностных ориентиров, но и смену образовательных парадигм в современном российском обществе. Качественное, конкурентоспособное, имеющее духовное измерение образование, доступное для всех, - это не только необходимый элемент социального государства, но и главный ресурс эффективного развития, конкурентоспособности на мировых рынках, и, главное, высокого качества жизни ее граждан в условиях наступающей глобализации. Сегодня становится очевидным, что будущее России, успех проводимых реформ будут зависеть не только от ответственности и принципиальности политических и государственных деятелей и идеологов, конкретных исполнителей на местах, но и от уровня развития системы образования, которая во все времена играла значимую роль в жизни общества, особенно в переломные, революционно-переходные этапы его развития. Именно от молодежи, которая всегда находится в эпицентре всех социальных перемен и является главным мобилизационным ресурсом общества, зависят судьба и полноценное, полнокровное общественно-национальное бытие России и сохранение ее субъективности как исторического государства в мировом сообществе.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Становление не только квалифицированного специалиста с высоким уровнем профессиональных знаний, способного работать в конкурентной экономической среде, но и духовной личности - это «категорический императив», главная направленность системы современного отечественного образования, которая именно сегодня должна быть максимально мобильной, быстро реагирующей на запросы рынка труда, стимулирующей экономический рост, воспроизводящей ответственных, деятельных, активных субъектов происходящих в обществе трансформационных процессов. Какой же должна быть молодежь и почему с ее позицией, стремлениями, человеческими качествами приходится связывать исторические судьбы и будущее нашего общества? Что же представляет из себя духовный человек как «конечный продукт»,

и почему именно сегодня особенно актуальны слова великого ученого-соотечественника Д. Менделеева о том, что знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего?

Изменения, перевернувшие основы прежней жизни и кардинально сместившие ценностные координаты, глубоко затронули «святая святых» -сферу духа и национальной духовности. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образов жизни и ценностных ориентаций, работает, прежде всего, на повышение интереса современной молодежи к зарубежной поп-культуре и создание новых дешевых рынков сбыта для ее духовной продукции. Идет тотальное наступление «тектуры» - технического эволюционизма, культуры либерального, технологического человека как торжества маргинализма, безнациональности и беспочвенности. Современная социокультурная ситуация говорит о не очень радужных реалиях и о серьезных духовных недугах (имеющих далеко идущие негативные последствия для национальной безопасности и для национального генофонда), которые постепенно поражают наше молодое поколение, оказавшееся узником «ложных идолов», активно насаждаемых в отечественное общественное сознание духом западной («фаустовской») традиции и культуры и «доморощенной» низкопробной поп-культурой и искусством с их «гиперреализмом», откровенным и избыточным натурализмом. Сегодня идет стремительный рост поколения «одномерных» людей, современных манкуртов, пораженных вирусом духовно-нравственного и национально-культурного иммунодефицита. Эти модные маргиналы ориентируются на космополитизм, не на «быть» (быть порядочным, воспитанным, ответственным, знающим свой родной язык и уважающим свою культуру, трепетно относящимся к детству, старости, к женскому началу как прекрасной половине человечества и др.), а на «иметь» (легкие победы, продажную и доступную любовь «на час», материальные блага, развлечения, модную одежду, именитых друзей и т.д.). В молодежной среде постепенно складывается образ особого социального типа законченного индивидуалиста: это «знакомый незнакомец», вскормленный модными процессами вестернизации, глобализации и универсиализации

*Рахматуллина Зугура Ягануровна — д-р филос. наук, профессор, заведующая кафедрой этики, эстетики и культурологии.

традиционной отечественной культуры и нравственности. Он воспринимает окружающую среду, людей, друзей, девушек только как субстанцию, существующую исключительно для удовлетворения его растущих, преимущественно гедонистических (от греч. «наслаждение») запросов. Отношение таких людей к внешнему миру, к другим носит сугубо потребительский характер, им чужды интерес ко всему, что не касается их непосредственно, высокие идеалы, романтические и возвышенные чувства, забота о будущем (они живут принципами: только мне, только много, только «здесь и теперь»). Не лучший «мобилизационный ресурс» для находящегося в эпицентре социальных преобразований российского общества представляют и представители «потерянного поколения» современной молодежи с растерянным взором без оптимизма, смыслов и веры - в будущее, добро, в чистую и настоящую любовь, подлинную, достойную жизнь без алкогольных иллюзий, без обмана, которые не нашли себя в противоречивой современной действительности. А ведь именно за молодым поколением - судьба целого Отечества, его отношение к прошлому, своей истории, культуре, языку, его настоящее и будущее. Сегодня российское общество пытается навести порядок во всех сферах жизни, и успех проводимых реформ, возрождение былого геополитического авторитета нашего государства, обеспечение его национальной безопасности и духовного здоровья будут зависеть не только от прозорливости политических и государственных деятелей, идеологов и ученых, но и от современных молодых людей (главного мобилизационного ресурса общества), их жизненной позиции, интеллектуального, культурного, духовного потенциала, физического состояния как основы здорового генофонда нации, от порядочности, активности, ответственности как за свою жизнь, так и за судьбы своего народа, языка, культуры.

Задача общества сегодня - формирование национальной духовности и духовной личности, с интеллектуальным, политическим, культурным уровнем которой во многом связаны перспективы строительства гуманного, социально ориентированного и правового государства, в котором каждый гражданин, независимо от его общественного положения будет целью, а не средством, по словам И. Канта, где будет главенствовать авторитет беспристрастной Фемиды, и которое сможет уверенно смотреть в будущее как авторитетная, сильная, самостоятельная держава в мировом сообществе.

Духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения, итог усилий родителей и учителей, собственных усилий по самосовершенствованию и влияния ближайшего окружения, своих кумиров и идеалов. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Стратегическую идею фор-

мирования современной молодежи как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: приверженность духу своего народа, без которой можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа Родины и личного обогащения, а не для ее развития и блага своего народа.

Судьба любого народа, как и отдельного человека, - это сочетание добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и исторических ошибок. К великому сожалению, «ложные идолы» односторонне проинтерпретированной демократизации, тотальной гласности, рожденные перестроечными процессами в начале 90-х годов, сделали свое разрушительное дело: «духовный стриптиз» перед мировым сообществом и собственным народом, публичные покаяния о всех возможных и невозможных исторических грехах не прибавили уважения к нашей великой нации, которая дала миру А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, ценою миллионов жертв победила фашизм, первой «открыла окно» в космос. Исторические заблуждения не должны стать основанием для покаяния перед мировым сообществом и национального самобичевания перед собственным народом - это аксиома, которую демонстрируют многие государства, в частности Германия, в чью биографию кровавыми буквами вписаны черные страницы фашизма: из прошлого нужно извлекать уроки для настоящего и делать конструктивные выводы, чтобы не повторять их в будущем. «Несчастна та страна, которая нуждается в героях», - писал в свое время Б. Брехт, но сегодня нашему обществу как никогда нужны настоящие герои-патриоты и граждане своего Отечества, подвижники родной национальной идеи, а не слепые поклонники безликой универсальной культуры.

Анализируя сложившуюся сегодня в обществе социокультурную ситуацию, складывается смутное ощущение, что против россиян навязана некая изощренная психологическая и духовная война, главный и меткий удар которой направлен, прежде всего, против нашей молодежи. Тотальная экспансия стандартов западного (американского) образа жизни как идеальных моделей для организации жизнедеятельности, помноженная на идеологическую пустоту в общегосударственном масштабе, разрушает традиционные ценностные основания и духовность нашего общества. И никто, наверное, всерьез не задумывался о том, почему Запад, щедро сливая в души российской молодежи «особо опасную» для собственного самочувствия духовную и иную продукцию, не экспортирует чтимые у них в личном и общественном сознании и активно культивируемые на общегосударственном уровне идеи патриотизма и гражданственности, бережного и объективного отношения к своей национальной истории, культуре, родному языку? Современные западные философы и идеологи отлично перефра-

зировали аксиому своего учителя Герберта Спенсера (1820-1903) (цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы быть управляемо другими) и спроецировали на наше общество. Образ глухой и разваливающейся российской деревеньки из далекой глубинки, запечатленный на фотоснимке страдающим от душевной боли патриотом и опубликованный одной из отечественных газет, стал символическим: на скособочившейся старой вывеске небольшого сельского магазинчика, возле которого собрались пенсионеры с пустыми авоськами и полупьяные сельские ребята с бутылками в руках, огромными корявыми буквами на английском языке выведено «супермаркет»... Еще древние восточные мудрецы говорили, что для порабощения и уничтожения нации достаточно завладеть ее духом. Кто завоевывает душу народа, тот превращается в ее властелина, кто духовно порабощает народ, тому нет необходимости брать в руки оружие: он сам, по своей воле, встанет на колени.

Патриотизм воспитывается, формируется целенаправленно - и не только моральными проповедями, а прежде всего государственной и социальной политикой, направленной на возвышение каждого человека, на защиту его прав, на обеспечение таких условий существования, которые возвышают человека и направляют его жизнедеятельность таким образом, чтобы он не занимал конформистскую, равнодушно-созерцательную позицию, а был активен, деятелен и все свои силы, энергию, знания направлял на то, чтобы его народ стал сильным, могущественным и авторитетным. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от современной молодежи зависит, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, знающий свою собственную культуру, истоки, родной язык. Без этого судьбу нации будет решать поколение безликих «манкуртов» и «иванов, не помнящих родства» -маргиналов без собственного национального «Я», без памяти прошлого, без подлинного настоящего и надежного будущего.

Духовная личность - это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства. Современные либерально-демократические преобразования, западная духовная агрессия принесли в духовное пространство нашей страны и особенно в подростковую аудиторию откровенную порнографию, культ голого тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа преуспевающего счастливчика, которо-

му всегда и везде везет, красотки, легко добивающейся жизненных успехов и благополучия, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, направляют его духовно-душевные ориентации по заведомо ложному пути. Самое страшное то, что российская молодежь, которая, как губка, впитывает из второсортных западных фильмов образцы чувствования, мышления и поведения, думает, что весь современный мир (западная, американская молодежь) живет именно так, и не подозревая о том, что она глубоко заблуждается или ее целенаправленно пытаются ввести в заблуждение какие-то неведомые силы. Идет фактическая девальвация и опошление таких традиционных смысложизненных ценностей, как любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются на корню самые дорогие, возвышенные чувства, романтика и чистота отношений между полами. Кстати, во многих развитых странах проповедь свободной любви - это анахронизм. Культ здоровой и крепкой семьи, основанной на нравственных добродетелях, супружеской верности, порядочности, уважении, терпимости, - это одна из главных современных жизненных ценностей в том же западном или американском обществе. В частности, многие молодые люди, считающие, что они «живут в ногу со временем», с модой на свободную любовь, и не подозревают, что в той же Америке, куда так часто обращают они свои взоры, многие мужчины в брачных объявлениях оговаривают целомудрие и чистоту претендентки как обязательное условие для создания семьи. Здоровая физически и не растратившая на многочисленные сиюминутные увлечения свою нежность будущая жена, видимо, - надежная гарантия того, что она подарит своему мужу здоровых и физически, и духовно детей. Более того, те же молодые люди на Западе (в Америке), у которых серьезные жизненные намерения (достижение общественного признания, карьерный рост и т. д.), очень избирательны в выборе спутников жизни, они негативно относятся к изменам и считают, что крепкая семья - это надежный тыл на пути к успеху. Во многих странах сегодня выдвинуты жесткие требования к СМИ, ограничивающие трансляцию на подростковую и молодежную аудиторию насилия и секса. Ограничение рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, активная пропаганда здорового образа жизни и другое - это реалии уважающего себя общества, претендующего на статус цивилизованного. Озабоченные физическим и духовным здоровьем своего подрастающего поколения правительства, в частности западных государств, наоборот, берегут психику, глаза и воображение, физическое здоровье своего мобилизационного ресурса от подобных авторитетов, ежегодно выделяют огромные средства для пропаганды в школах здорового образа жизни без табака, наркотиков, алкоголя, пива, гиподинамии, для культивирования целомудрия и воздержа-

ния от раннего и беспорядочного (незащищенного) секса как опасного для молодого организма.

Одна из задач духовного воспитания - формирование будущего семьянина. Распадающиеся семьи, неустроенная личная жизнь молодых людей, разрушение традиционных и рождение самых немыслимых форм организации современного семейного союза - это не только дань уважения модным веяниям глобализации или симптомы социального неблагополучия, но и серьезные пробелы в этой сфере. Сегодня мудрость старших поколений является одной из реальных возможностей сохранения в чистоте хрупкого духовного мира подрастающего поколения. Именно родители целенаправленно должны готовить детей к будущей ответственной жизни в браке, приобщать их к этике и этикету будущей супружеской жизни. Если учесть, что идеология сексуальной вседозволенности и свободы отношений, умноженная на низкий уровень нравственной и сексуальной культуры и полового просвещения подрастающего поколения, разрушила сегодня многие нравственные запреты и моральные нормы, то эта проблема приобретает сегодня судьбоносную значимость для родителей, озабоченных обустройством будущего своих детей. Не от «просвещенных» сверстников, не от героев порнографических фильмов должны узнавать подростки сокровенные тайны метафизики пола и любви, а умное, взвешенное и возвышенное слово бабушки (дедушки), матери (отца) должно стать авторитетом в вопросах нравственного воспитания и этического просвещения в сфере взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Духовный человек - это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры общения. Французский философ Ж. П. Сартр говорил, что ад - это другие. Действительно, общение с другими может быть и адом, и раем, и от самого человека зависит, какой будет его диалогическая жизнь, жизнь в обществе, среди людей. Российское общество привыкло к отсутствию культуры поведения, красивых манер, элементарной вежливости в общении. Долгое невнимание к этикету сказалось на нашей личной и общественной культуре отсутствием вежливости, внимания друг к другу, из повседневного обихода ушли самые простые, но «волшебные» слова, взаимная предупредительность и терпимость. «Золотое правило» нравственности: не делай другому того, чего не хочешь самому - исчезло из нашей жизни. Мало кто знаком с культурой поведения за столом, этикетными правилами пользования телефоном, поведения в общественных местах и на улице, а ведь уровень культуры общения - это не только «визитная карточка» конкретного человека, но и «лицо» всей нации. В какие только нелепые, комические, а порой и трагические ситуации за рубежом не попадают наши соотечественники, не знающие элементарных правил общечеловеческого этикета. Проявить несдержанность, нагрубить, нецензурно выразиться стало обычными явлениями. Ненорма-

тивная лексика сегодня - естественный фон общения не только взрослых, молодых людей и детей, но и представительниц прекрасной половины человечества. Ненормативная лексика - это неуважение к языку и страшное моральное зло по отношению к тем, к кому она направлена. Ведь не зря употребление оскорбительных и непристойных выражений в присутствии стариков, женщин и детей, злословие на природе, при обращении с домашними животными во многих культурах считалось и считается тяжким грехом, во многих языках отсутствует развитая и «изысканная система» ненормативной лексики, и существуют строжайшие запреты на сквернословие. Отсутствие взаимной вежливости, предупредительности, внимания друг к другу, проявление несдержанности, грубости, равнодушие превращаются в традицию. А ведь именно равнодушие, которое становится, действительно, нормой нашей жизни, питает бурный рост сегодняшнего зла: и социального, и морального. Бруно Ясенскому принадлежат слова: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей -в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» [1, с. 6]. Дефицит участия, внимания, добра, элементарной вежливости в общении - реальность наших дней, восходящая во многом к упущениям родителей - самых первых в биографии человека просветителей и воспитателей. Именно в этом, возможно, кроется одна из причин того, что современная молодежь самореализуется в различных диковинных, а порой и социально опасных формах многочисленных субкультур (эмо, готы, скинхеды и др.), попадает в руки «охотников за детскими душами» - сектантов и авторитетов преступного мира, с легкостью расстается с бесценнейшим природным даром, которому нет цены, - жизнью.

Духовный человек - человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном, и он по-настоящему проживает, а не прожигает единожды данную жизнь, чтобы не терзать себя угрызениями совести на жизненном финише за бесцельно и бездумно растраченную жизнь. Жизненные смыслы не формируются хаотично, просто так. В становлении смысложизненных ориентиров человека огромную роль играет семейное окружение, и, прежде всего, родителям принадлежит ключевая роль в воспитании в ребенке разумной, твердой воли как способности человека управлять своей судьбой, способствующей преодолению неблагоприятных для реализации поставленных целей условий и факторов. Семейные беседы о смысле жизни, о достойных примерах, о предстоящих жизненных трудностях и соблазнах, о путях их преодоления и правильном жизненном выборе смогут направить жизнь подростка в правильное русло, а порой и спасти отчаявшегося человека от необдуманных и скоропалительных поступков. Именно родители и, прежде

всего, мать смогут довести до сознания ребенка, что жизнь, которая принадлежит только ему, - бесценна, что его бесцельно и бессмысленно растраченная жизнь - это всегда трагедия для других и, в первую очередь, для самых близких [2, с. 106].

На долю современной молодежи выпало серьезное испытание: жить в эпоху перемен, тем не менее, среди жаждущих власти и сытого, благополучного бытия «здесь и теперь», среди расчетливых и бездушных, среди отчаявшихся и запутавшихся, среди аполитичных и безразличных к судьбам родного языка и культуры есть настоящие носители национальной духовности. Сегодняшняя вера в будущее, в успех преобразований, в свою надежду и опору - молодые силы - вырастает не на пустом месте, потому что чистые духом и телом, добрые и сильные, романтичные и целеустремленные молодые люди - они всегда были и будут в нашем обществе. Они «не плывут по течению», как все, не пытаются раствориться в безликой толпе, теряя свое «Я», свою индивидуальность, не изменяют своим духовным принципам, податливо прогибаясь под чужими авторитетами и приспосабливаясь к моде -к моде на чужое (западное, американское и т.д.), на чрезмерную свободу, граничащую с безответственностью, на естественность, больше напоминающую беспринципность и аморализм. Эти молодые люди живут, учатся, работают, воспитывают детей. Это одухотворенные натуры, устремленные к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, использующие свой душевный заряд, мировоззренческий потенциал и знания не только для обеспечения собственной достойной и обеспеченной жизни, но и для блага других, своего народа. Они активны, деятельны, умеют трудиться, нравственно здоровы и эстетически просвещены, способны ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от безобразного, подлинно художественное от фальши и подделок, вечное от преходящего и временного. Их мироотношение и поведение направляет духовность - одна из самых загадочных и трудно определяемых составляющих человеческой природы: эмоционально-рационально-психологи-

ческое начало в человеке, утверждающее в его жизни, во взаимоотношениях с другими ценности Добра, Истины и Красоты. Именно эти молодые люди - те путеводные звезды, «островки надежды», на которые нужно и должно ориентироваться обществу, задумывающемуся о своем сегодняшнем и завтрашнем дне.

Как говорил отечественный философ М. К. Ма-мардашвили, человек - это всегда «возможный человек», это всегда возможность быть, стать настоящим человеком [3]. Преодоление социального и духовного кризиса, в котором оказалось современное общество, формирование из «возможного» человека духовной личности - это многогранный и сложный процесс, включающий в себя целый ком-

плекс организационных, социальных, экономических, просветительских, педагогических и других мер на общегосударственном уровне, объединяющий деятельность всех организаций и институтов (семьи, системы образования, молодежных движений и др.), заинтересованных в позитивных переменах в личной и общественно-национальной жизни. Слова известного современного чилийского философа Дарио Саласа Соммэра звучат как никогда актуально как стратегическая программа организации жизни современного индивида и общества: «Мы избежали бы многих проблем, если бы поняли, что наши человеческие качества даются нам при рождении, но в латентном состоянии и высшую человечность мы должны завоевать самостоятельно, путем усилий и самопожертвования. Этим и объясняются различия в духовном развитии людей. Мы рождаемся равными, но постепенно приобретаем различия, обусловленные личным совершенствованием, если оно вообще имело место. Мы рождаемся незавершенными, и если мы остаемся такими, то это . должно побуждать к самореализации. Обществу следует поддерживать нас в этом, поскольку именно оно пожинает лучшие плоды, обретая людей, достигших совершенства» [4, с. 60].

Духовное формирование, профессиональный рост, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа -итог не только собственных усилий и целенаправленной работы с молодежью, опирающейся на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, но и образования. Главная задача сегодня - создание эффективной и гибко реагирующей на запросы современного общества системы отечественного образования - обучения и воспитания, ориентирующейся на ключевую образовательную парадигму «от образования качественного - к образованию конкурентоспособному», формирующему не только профессионалов, но и духовную личность. Современная жизнь демонстрирует судьбоносную аксиому: интеллект без опоры на нравственность, ум без духа и души, знания, не одухотворенные высшими моральными добродетелями, ответственностью и терпимостью, мировоззренческий кругозор, не преломляющийся через патриотизм и гражданственность, могут стать разъединяющим и разрушительным, а не консолидирующим и созидающим началом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахматуллина З. Я. Этикет как ценность культуры. Уфа: Гилем, 2004. 240 с.

2. Фаткуллина А. Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. Уфа: РИО БашГУ, 2004. 120 с.

3. Мамардашвили М. К. Возможный человек // Человек в зеркале наук (Труды методологического семинара «Человек»). Л., 1991. С. 6-18.

4. Дарио Салас Соммэр. Мораль ХХ1 в. М.: Научная книга, 2007. 446 с.

Поступила в редакцию 22.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.