2008 История №2(3)
УДК 930.1+950] (540)
И.А. Яблоков
О НЕКОТОРЫХ АРХЕТИПАХ КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЛИДЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ «НАЦИИ ИСЛАМА»)
Рассматривается феномен «теории заговора» в современном мире. На примере конспирологических теорий, распространенных в среде афроамериканского населения, показывается мифологическая природа феномена «теории заговора», отмечаются основные мотивы конспирологического мифотворчества.
Ключевые слова: теория заговора, афроамериканское общество.
«Провидению было угодно отдать воедино связанную страну в руки одного народа - народа, произошедшего от одних предков, говорящих на одном языке, придерживающихся одной и той же религии, приверженных одним и тем же принципам правления, очень похожих в своих манерах и обычаях», - говорится в известном издании «Федералист», выпускавшемся на заре существования американского государства [1. С. 9]. Спустя многие годы, прошедшие с тех пор, стала очевидна вся наивность подобных тезисов. Трудно сказать, что американское государство населяет сегодня единый народ, так же как он не представлял таковой и 200 лет назад. И очень ярко это продемонстрировала история (Гражданская война, расистские законы, борьба за права меньшинств и т.д.).
Вторая половина XX в. прошла в бурных социальных катаклизмах, изменивших фактически лицо нации. Толерантность к людям с другим цветом кожи, сексуальной ориентации стала распространенной в американском обществе (пусть и с некоторыми «перегибами»), одновременно позволив, например, национальным меньшинствам пользоваться законодательной базой в своих зачастую корыстных интересах. Так, лидеры «Наций ислама», проповедуя откровенно антисемитские идеи, находятся под защитой первой поправки, гарантирующей свободу высказывания мнения.
Подъем национального самосознания в 1950-е гг. в среде афроамериканского населения привел к появлению агрессивной идеологии, способной мобилизовать молодежь на активные действия, сплотить часть чернокожих граждан в борьбе за права человека.
Государство не смогло отследить растущий шовинизм, антисемитизм в кругах чернокожего населения, да и не имело такой цели. Альтернатива победившей левой черной молодежи страшила правительство намного более, чем альтернатива молодежи, популяризирующей нетерпимость, антисемитизм и борьбу с «белыми дьяволами» [2. С. 443].
Но результатом этих действий стало повсеместное распространение «теории заговора» среди афроамериканцев, независимо от их достатка и образования (более того, лучше информированные и образованные куда чаще становятся популяризаторами конспирологических идей) [3. С. 117].
Подозрительность афроамериканцев в отношении правительства, выражающаяся в появлении конспирологических конструкций, вполне закономерна, ведь межрасовые кровавые конфликты возникали не один раз. Политика по уничтожению индейцев, линчевание, законы Джима Кроу, Ку Клукс Клан - все эти события истории являются отправной точкой в построении и аргументации конспирологических мифов. К тому же социальные противоречия лишь усиливают популярность «теорий заговора», которая для них является своеобразным инструментом борьбы, «подозревая мотивации сильного и находя простые объяснения, где сложность больше похожа на правду» [4. С. 46].
Как известно, любая идеология содержит свои мифологические архетипы, сохраняемые в бессознательном человека, встречающиеся в других мифологиях и воспринимаемые авторами идеологических конструкций в ходе культурного взаимодействия. Используя понятие «архетип», я прежде всего подразумеваю под ним широко распространенные схемы образов, воспроизводимые, сознательно или нет, в различных культурных традициях и зафиксированные в коллективной памяти.
В своей статье я хотел бы обратиться к некоторым архетипам, встречающимся в текстах лидеров организации «Нации ислама» Малькольма Икса и Луиса Фаррахана.
Прежде всего, у лидеров афроамериканских организаций существовала потребность в формировании образа великой нации с большой историей, достижениями как социального, культурного, так и технологического плана. Общность, объединенная неким национальным опытом, легче способна воспринять националистическую, чрезвычайно мифологизированную пропаганду (например, нацистская «арийская нация» или русская панславянская идеология).
Знание истории неотъемлемо связано с пробуждением национального самосознания. «Если Земля не существует, культура не существует, язык не существует, и человек не существует. Они лишают тебя существования, называя Негр. Ты можешь ходить вокруг них целый день, а они будут вести себя так, будто не видят тебя. Потому что ты сам сделал себя несуществующим. Личностью без истории; лишившись истории, ты лишился культуры» [5. С. 16].
После осознания себя личностью чернокожий должен также понять, что история его народа намного длиннее истории белого человека. Специфика представлений Малькольма Икса, исходя из его работ, заключается в том, что история для него неотъемлемо связана с библейскими сказаниями, т.е. теологической точкой зрения, но смешанной с псевдонаучными знаниями (что особенно заметно при описании появления Луны в результате громадного взрыва, произошедшего в самой Земле).
По мнению Элайджи Мухаммеда и его последователей, до появления белого человека существовали развитые цивилизации черных людей (к которым относятся шумеры, вавилоняне, египтяне, различные народы Африки). И мудрецы далеко в веках написали историю на грядущие 25 тысяч лет. Именно этим они и отличались от сегодняшних историков. Каждые 25 тысяч
лет чернокожие мудрецы садились и писали историю грядущих 25 тысяч лет, а не прошедших, как сегодняшние. Как только период заканчивался, они складывали свои записи в склеп старейшего города Земли Мекки и вновь писали историю следующего периода. Ими было предсказано появление ученого Якуба, проповедовавшего среди немногих недовольных и отправившегося со своими людьми на остров Патмос, где была сотворена новая цивилизация, поработившая черных людей на шесть тысяч лет, закончившихся в 1914 г.
Подобный же образ скрытого хранилища знаний, или города, хранящего эти знания, характерен, например, и теософии. Вспомним старцев-махатм, которые обитают в древнейшем городе Земли Шамбале. Е.П. Блаватская также писала и о скрытой подземной библиотеке, содержащей массу рукописей. Таким образом, элемент некоего тайного общества, хранящего знания, недоступного для обывателя, продолжает сохраняться и до наших дней, являясь неотъемлемой частью «альтернативных концепций истории».
Концепция исторического процесса, представленная лидерами «Наций ислама» опирается как на общие знания о мире, так и на религиозный взгляд. Являясь мусульманином, Малькольм Икс, например, цитирует Библию, находя в ней несостыковки текста (давно исследованные библейской критикой) и трактуя их в свою пользу. Вот примечательный отрывок: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» - это сказал Якуб, а не Высшее существо...Высшее существо независимо, ему не нужны помощники» [6. С. 54]. Другие деятели, например Луис Фаррахан, затем опубликовали много работ, посвященных роли американских «еврейских историков» в замалчивании геноцида населения [7].
Несмотря на то, что достаточно сильный упор делается на религиозную составляющую, она, по моему мнению, не играет решающей роли в аргументации позиции авторов. Малькольм Икс, обращаясь к аудитории: «Сегодня мы не будем говорить о религии. Мы забудем религию. Если мы заговорим о религии, мы начнем спорить. А лучший способ уберечься от споров и различий во мнениях, как я уже сказал, это оставить свою религию дома, в шкафу, держать ее только между собой и Богом» [8. С. 180]. Такая позиция соответствует, скорее, не воинственному мусульманину, а политику. Малькольма Икса, как и Луиса Фаррахана, волновала, скорее, политическая риторика, нежели религиозная. Международные турне, устраиваемые ими в разное время по странам Ближнего Востока, носили дипломатический характер. Такие ближневосточные лидеры, как М. Каддафи, были ближе Луису Фарраха-ну идеологически, чем религиозно, особенно ввиду чрезвычайной популярности на Ближнем Востоке «Протоколов сионских мудрецов».
В текстах, описывающих ход исторического процесса, черное население предстает «истинным избранным народом», в отличие от евреев. При этом Авраам видится Малькольму Иксу как мусульманин, ведь ислам - это подчинение Богу, а никто другой не был так верен Богу, как Авраам. Цитируя книгу Бытия «И сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт. 15:13), Малькольм Икс утверждает: «Кто провел четыреста
лет и до сих пор странники на земле, которая им чужая? И вы не можете отрицать, что мы здесь странники. Я не думаю, что кто-нибудь из вас будет отрицать, что мы странники здесь. Мы не находимся в стране, в которой бы чувствовали себя как дома. Сложно найти, хоть одного негра, который бы чувствовал себя здесь словно дома» [6. С. 34].
Мысль об «исходе» из Америки связана с появлением и распространением в афроамериканской среде идей панафриканизма. Еще в 1920 г. одного из видных идеологов этой теории Маркуса Гарви называли «черным Моисеем» в связи с его призывами обрести «гордость черного человека» и вернуться «обратно в Африку» [9. С. 24]. Поэтому обращение к библейской тематике в риторике лидеров «Наций ислама» совершенно не случайно, ибо библейский дискурс был ближе всего черному населению, знакомому с ним фактически с детства.
Л. Фаррахан в своих речах также прибегает к библейской тематике: «Я представляю правду, а Америка отвечает мне тем же самым, что говорили евреи, когда отвергали Иисуса. И Иисус отвечал: «Вы не можете меня понять ибо мои слова не имеют в вас места». Евреи в этот день не хотели слышать правду, поскольку она не соответствовала их эгоистичным пристрастиям. Им наплевать на правду; они лишь хотят слышать то, что уживается в паутине их лжи и обмана... [Современные] еврейские лидеры духовно слепы. Если американское правительство и Администрация Рейгана допускает лобби, которое духовно бессильно, чтобы иметь великое влияние руководить этой нацией, в таком случае они приведут эту нацию к разрушению» [10. С. 5-6].
Вторым необходимым элементом риторики упоминавшихся лидеров является образ врага, выполняющий также мобилизующую функцию. Появление образа врага в обществе характеризует обстановку, сложившуюся в этом обществе, как кризисную, наполненную социальным напряжением, источники которого довольно сложно вычленить.
Известный отечественный социолог Лев Гудков пишет: «Эффективность риторики врага означает собственно не «изобретение» факторов угрозы, а лишь актуализацию находящихся в культурном «депо», на периферии общества давних, общеизвестных и «отработанных» представлений, обычно выступающих лишь в качестве средств первичной социализации, мифологических структур массовой идентичности» [11. С. 13].
В афроамериканском обществе антисемитизм является закоренелым недугом, поэтому, когда Малькольм Икс активизирует риторику борьбы с «белыми дьяволами», привязав ее к международным конфликтам (в частности, арабо-израильскому), привычная мифологема лишь занимает свое прежнее место. Новеллист Ричард Райт вспоминал, что его с детства учили дома и в воскресной школе, что евреи убили Христа, недоверие к евреям «взращивалось в нас с малых лет; это были не просто расовые предрассудки - это была часть нашего культурного наследия» [12. С. 158]. Логично предположить, что антисемитская риторика является наиболее привычной для понимания этой целевой аудиторией. При этом упор делается на то, что белые люди, и евреи в частности, не утеряли знания истории, в отличие от черных собратьев.
«Евреи знают историю, евреи знают культуру, евреи знают язык; они знают все, что должны знать о себе. Они знают, как ограбить тебя, они знают, как быть твоим господином, как быть твоим бакалейщиком, как быть твоим адвокатом. Они знают, как контролировать все, что ты имеешь» [6. С. 35].
Не обойден вниманием и образ мировой организации, чья деятельность вредит черному населению как Америки, так и других стран мира. Этот образ соотносится с мировыми событиями (в частности, конфликт в Конго, Вьетнаме и т.д.). «Черная история» Малькольма Икса - это история великих цивилизаций Африки, в то же время заслуги европейской цивилизации принижаются, а точнее, совершенно нивелируются.
«.черный человек изобрел искусство обработки металла, дерева, кожи -он был смышленый, братья, он все изобрел. Но ничего в Европе, напротив, не было изобретено. И во время Крестовых походов многие в Европе осознали, какая высокая культура существует в Азии и Африке. Потому что эти люди все еще жили в хатах в Европе, в землянках.. .Король не умел даже чи-тать.Они все письмо, чтение и арифметику взяли от меня и вас. И видите, что они сделали? Они обратили и использовали это против нас» [5. С. 29].
Подъем национального движения в Африке и участившиеся войны на континенте в связи с получением независимости связывали с деятельностью международной организации, в которой четко не прослеживается антисемитская риторика: «Эта международная мощная структура используется для подавления масс чернокожих людей по всему миру и эксплуатации их природных ресурсов; эта эра, в которую суждено жить мне и вам, особенно в последние десять лет явственно демонстрирует подъем черного человека в Африке против силовой структуры» [5. С. 69]. «Белые» включают в себя при необходимости и евреев, и англичан, и бельгийцев, и южноафриканцев. «Белая Америка обречена! Смерть и разорительные разрушения грядут вскоре в Америке!» - восклицает Малькольм Икс, ассоциируя белых со всеми нечерными и неисламскими народами, которым не суждено будет спастись [13. С. 131].
Только в 80-е гг., когда на политическую арену выходят чернокожие политики, они отказываются от подобной дифференцированной риторики, объединяя протестные меньшинства под своими знаменами. Поддерживая кандидата в президенты Джесси Джексона, некоторые мусульмане заявляли о своей позиции следующее: «Мы поддерживаем человека, который понимает, что будущее Америки связано с Ближним Востоком, Азией и Африкой, а не с Западной Европой» [14. С. 17].
Но антисемитская тематика продолжала доминировать в текстах других лидеров чернокожего меньшинства, например Луиса Фаррахана - одного из самых известных и противоречивых в настоящее время чернокожих деятелей [15]. В его речах и статьях появлялись довольно обычные (для такого рода текстов) архетипы «еврейского заговора»: СМИ и киноиндустрия, контролируемые евреями [16], политики и партии, работающие на еврейское лобби и уподобляемые Фарраханом дьяволу [17. С. 62]. Демонизированный образ, запечатленный еще в «Протоколах.», активно используется и
Л. Фарраханом. Не случайно в некоторых мечетях Нью-Йорка, где «Нации ислама» имели влияние, активно распространялись «Протоколы» и другие работы антисемитского характера (к примеру, пакистанское издание «История еврейских преступлений») [10. С. 4].
Следующим важным архетипом заговора против черного населения является фигура врача, уничтожающего черное население. В исторических представлениях Малькольма Икса, Якуб стал первым, кто начал «выводить» слабую расу, которая потом погубила черную. «.Первое, что сделал Якуб -собрал министров, врачей, медсестер и могильщиков вместе.Он приказал врачам, что если к нему придут двое черных с желанием пожениться, ему необходимо взять у них анализ крови, а затем сказать, что их кровь не совпадает, и запретить жениться. Когда же ребенок рождается, если он черный, то надо проткнуть его голову иглой, скормить его диким животным или отдать могильщику. Пусть он будет уничтожен. Но если родится ребенок с коричневым цветом кожи, взять этого ребенка и отдать матери со словами, что это будет великий человек, потому что его кожа светлее, нежели у остальных. В течение двухсот лет они убили всех черных детей на острове» [5. С. 54-55].
Мифологема врача появляется не случайно. Среди черного населения США до сих пор существуют устойчивые мнения о том, что СПИД был изобретен с целью уничтожения черного населения и еврейские врачи специально заражают им в больницах черных пациентов. «Прививки от полиомиелита заразили этих малышей раком. И теперь 25 лет спустя эпидемия рака распространяется по черному сообществу. Вы видите эксперименты с сифилисом и другими болезнями и наркотиками, которые проводились на наших людях. Ваш холокост идет каждый час, день и ночь», - говорит Луис Фар-рахан в одной из своих речей [12. С. 175]. Подобная риторика привела к распространению эпидемий во многих странах третьего мира, где, казалось, эту болезнь уже победили [18].
Образ врача-отравителя, во многих случаях еврея, встречается в истории неоднократно. Средние века знают множество процессов по подобным обвинениям. «Если у короля врач - еврей, и король встречает смерть не на поле брани. то нет ничего удивительного в том, если его злополучного доктора обвинят в отравлении.» [19. С. 89]. Этот механизм, катализатором которого являются домыслы и слухи, работает и сегодня, эффективно используя медиаресурсы (так, режиссеры Спайк Ли и Оливер Стоун являются горячими сторонниками различных «теорий заговора», идеи которых они иногда используют в своих фильмах) [20].
Луис Фаррахан, хорошо осознавая силу слова и уязвимость развернутых конспирологических конструкций, дает в текстах и речах лишь намеки, не заостряя на них внимание, чего бывает достаточно для слушателей, внимающих каждому слову. «Сила в слове, а не в объяснении. Лишь произнесенное обвинение фиксирует внимание, освобождает ярость и находит в этом поддержку» [12. С. 177]. Слово, облаченное в миф, становится очень устойчивым в коллективном сознании. Миф сопровождает человечество фактически с момента его существования, являясь своего рода чувственным
осязанием окружающей жизни. Миф, легитимизирующий существующий общественный порядок, - основа любой идеологии. Культурная революция, «информационная революция» облегчили продуцирование и распространение мифов (политических, социальных, религиозных). «Информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чувственно-выразительную конкретность, легко запоминается, эстетизирует жизненный мир современного человека и бросает его, в лучшим случае, в объятия иллюзий, в худшем - делает объектом различных манипуляций, в том числе политических» [21].
В этой ситуации появление и распространение конспирологических мифов стало настолько интенсивным, что позволило говорить об «эпохе заговора» [22]. Все подвергается сомнению (деятельность правительства и международных организаций, съемки фильмов, исторические исследования), но это уже далеко отстоит от здорового скептицизма. Архетипы конспирологического мифа в данной ситуации являются «опорными точками», маяками, на которые опирается «жадный до заговора» исследователь.
Афроамериканские лидеры, удачно вписавшись в стремительно меняющийся мир (появление новых государств в третьем мире, разоблачение государственных деятелей самого высокого уровня, интенсификация информационных потоков), построили целую систему, имеющую активных сторонников, постоянный доход (к слову, работы Л. Фаррахана достаточно сложно найти в свободном доступе, а предлагается приобрести их на официальном сайте). Будущее у этой системы, безусловно, имеется, ведь «теории заговора» это специфический, но чрезвычайно эффективный инструмент борьбы «слабых» с «сильными» (т.е. с теми, кто обладает властью).
Выводы касательно того, каким же образом можно справиться с распространением конспирологических конструкций в обществе, кажутся мне неутешительными. Выявив существование многих «долгоживущих» архетипов в текстах афроамериканских лидеров, можно утверждать, что строящиеся на их базе теории будут еще долго создавать напряженность в межрасовых отношениях. Не думаю, что убежденных сторонников «теории еврейского заговора» можно переубедить точкой зрения, что активная роль евреев в общественной жизни США может объясняться их интересами самозащиты и трагической историей народа [23]. Конспирологический дискурс стал неотъемлемой частью общественной жизни многих стран мира ввиду пластичности формирования его системы аргументации. Но, допуская существование конспирологического мифотворчества, следует приложить огромные усилия к повышению культурного уровня общества, способности личности трезво оценивать вероятность того или иного варианта событий. Демонизация и негативная мифологизация слишком много унесли человеческих жизней, чтобы вновь обратиться к «охоте на ведьм» как действенному инструменту национальной и международной политики.
Литература
1. Jones M.A. American immigration. Chicago, 1960.
2. Home G. «Myth» and the making of «Malcolm X» // The American Historical Review. 1993. Vol. 98, № 2.
3. Waters A.M. Conspiracy theories as ethnosociologies: explanation and intention in African American political culture // Journal of black studies. 1997. Vol. 28, № 1.
4. McArthur B. «They’re out to get Us»: Another look at our paranoid tradition // The History
teacher. 1995. Vol. 25, № 1.
5. LittleM. Malcolm X on Afro - American history. New York, 1972.
6. Little M. Black Man’s history // The end of White world supremacy: four speeches by Mal-
colm X. New York, 1971.
7. См., например: The secret relationship between blacks and jews. Boston, 1991. Vol. 1.
8. Little M. By any means necessary: speeches, interviews and a letter by Malcolm X. New York, 1972.
9. Simply... A History of Pan-Africanism // New Internationalist. 2000. № 326.
10. Stern K. S. Farrakhan and the Jews in the 1990’s // Issues in national affairs. 1992. Vol. 2, № 4.
11. Гудков Л. Мифологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага. М., 2005.
12. Цит. по: Goldberg R.A. Enemies within: The culture of conspiracy in modern America. New Haven, 2001.
13. Little M. God’s Judgement of White America // The end of White world supremacy: four speeches by Malcolm X. New York, 1971.
14. Brackman H. Mirror of conflict: The Black Press and major issues of jewish concern. Los аngeles, 1988.
15. Pindyck L. Farrakhan Causes National Controversy - http://www.iearn.org/hgp/aeti/1994-farrakhan.html
16. См., например: Louis Farrakhan. Rips 'Wicked Jews' in Hollywood - http:// www.newsmax.com/archives/ic/2006/3/21/95331.shtml
17. Louis Farrakhan. Is he a natural ally for the GOP? // The Journal of Blacks in Higher Education. 2001-2002. № 34.
18. Pipes D. A conspiracy theory spreads polio - http://www.danielpipes.org/article/2644
19. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М., 1998.
20. Pipes D. A millennium of paranoia - http://www.danielpipes.org/article/267
21. Воеводина Л.Н. Мифотворчество в XX столетии - http://www.fact.ru/www/arhiv9s4.htm
22. McMahon D.M. Conspiracies so vast - http: // www.boston.com/news/globe/ideas/ articles/2004/02/01/ conspiracies_ so_vast/
23. PipesD. Jewish Control - Between Reality and Myth - http://www.danielpipes.org/article/1011