Научная статья на тему 'О некоторых архетипах конспирологических конструкций (на примере текстов лидеров организации нации ислама)'

О некоторых архетипах конспирологических конструкций (на примере текстов лидеров организации нации ислама) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
461
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА / АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / "CONSPIRACY THEORY" / AFROAMERICAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яблоков Илья Александрович

Рассматривается феномен "теории заговора" в современном мире. На примере конспирологических теорий, распространенных в среде афроамериканского населения, показывается мифологическая природа феномена "теории заговора", отмечаются основные мотивы конспирологического мифотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some mythological archetypes of conspiracy constructions (using the Nation of Islam's leaders texts)

The article is devoted to the phenomena of conspiracy theory in contemporary world. Using some theories widely spreaded in afroamerican society author shows mythological nature of conspiracy theory. Author also notes attention on main motives of conspirological myth-creating.

Текст научной работы на тему «О некоторых архетипах конспирологических конструкций (на примере текстов лидеров организации нации ислама)»

2008 История №2(3)

УДК 930.1+950] (540)

И.А. Яблоков

О НЕКОТОРЫХ АРХЕТИПАХ КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЛИДЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ «НАЦИИ ИСЛАМА»)

Рассматривается феномен «теории заговора» в современном мире. На примере конспирологических теорий, распространенных в среде афроамериканского населения, показывается мифологическая природа феномена «теории заговора», отмечаются основные мотивы конспирологического мифотворчества.

Ключевые слова: теория заговора, афроамериканское общество.

«Провидению было угодно отдать воедино связанную страну в руки одного народа - народа, произошедшего от одних предков, говорящих на одном языке, придерживающихся одной и той же религии, приверженных одним и тем же принципам правления, очень похожих в своих манерах и обычаях», - говорится в известном издании «Федералист», выпускавшемся на заре существования американского государства [1. С. 9]. Спустя многие годы, прошедшие с тех пор, стала очевидна вся наивность подобных тезисов. Трудно сказать, что американское государство населяет сегодня единый народ, так же как он не представлял таковой и 200 лет назад. И очень ярко это продемонстрировала история (Гражданская война, расистские законы, борьба за права меньшинств и т.д.).

Вторая половина XX в. прошла в бурных социальных катаклизмах, изменивших фактически лицо нации. Толерантность к людям с другим цветом кожи, сексуальной ориентации стала распространенной в американском обществе (пусть и с некоторыми «перегибами»), одновременно позволив, например, национальным меньшинствам пользоваться законодательной базой в своих зачастую корыстных интересах. Так, лидеры «Наций ислама», проповедуя откровенно антисемитские идеи, находятся под защитой первой поправки, гарантирующей свободу высказывания мнения.

Подъем национального самосознания в 1950-е гг. в среде афроамериканского населения привел к появлению агрессивной идеологии, способной мобилизовать молодежь на активные действия, сплотить часть чернокожих граждан в борьбе за права человека.

Государство не смогло отследить растущий шовинизм, антисемитизм в кругах чернокожего населения, да и не имело такой цели. Альтернатива победившей левой черной молодежи страшила правительство намного более, чем альтернатива молодежи, популяризирующей нетерпимость, антисемитизм и борьбу с «белыми дьяволами» [2. С. 443].

Но результатом этих действий стало повсеместное распространение «теории заговора» среди афроамериканцев, независимо от их достатка и образования (более того, лучше информированные и образованные куда чаще становятся популяризаторами конспирологических идей) [3. С. 117].

Подозрительность афроамериканцев в отношении правительства, выражающаяся в появлении конспирологических конструкций, вполне закономерна, ведь межрасовые кровавые конфликты возникали не один раз. Политика по уничтожению индейцев, линчевание, законы Джима Кроу, Ку Клукс Клан - все эти события истории являются отправной точкой в построении и аргументации конспирологических мифов. К тому же социальные противоречия лишь усиливают популярность «теорий заговора», которая для них является своеобразным инструментом борьбы, «подозревая мотивации сильного и находя простые объяснения, где сложность больше похожа на правду» [4. С. 46].

Как известно, любая идеология содержит свои мифологические архетипы, сохраняемые в бессознательном человека, встречающиеся в других мифологиях и воспринимаемые авторами идеологических конструкций в ходе культурного взаимодействия. Используя понятие «архетип», я прежде всего подразумеваю под ним широко распространенные схемы образов, воспроизводимые, сознательно или нет, в различных культурных традициях и зафиксированные в коллективной памяти.

В своей статье я хотел бы обратиться к некоторым архетипам, встречающимся в текстах лидеров организации «Нации ислама» Малькольма Икса и Луиса Фаррахана.

Прежде всего, у лидеров афроамериканских организаций существовала потребность в формировании образа великой нации с большой историей, достижениями как социального, культурного, так и технологического плана. Общность, объединенная неким национальным опытом, легче способна воспринять националистическую, чрезвычайно мифологизированную пропаганду (например, нацистская «арийская нация» или русская панславянская идеология).

Знание истории неотъемлемо связано с пробуждением национального самосознания. «Если Земля не существует, культура не существует, язык не существует, и человек не существует. Они лишают тебя существования, называя Негр. Ты можешь ходить вокруг них целый день, а они будут вести себя так, будто не видят тебя. Потому что ты сам сделал себя несуществующим. Личностью без истории; лишившись истории, ты лишился культуры» [5. С. 16].

После осознания себя личностью чернокожий должен также понять, что история его народа намного длиннее истории белого человека. Специфика представлений Малькольма Икса, исходя из его работ, заключается в том, что история для него неотъемлемо связана с библейскими сказаниями, т.е. теологической точкой зрения, но смешанной с псевдонаучными знаниями (что особенно заметно при описании появления Луны в результате громадного взрыва, произошедшего в самой Земле).

По мнению Элайджи Мухаммеда и его последователей, до появления белого человека существовали развитые цивилизации черных людей (к которым относятся шумеры, вавилоняне, египтяне, различные народы Африки). И мудрецы далеко в веках написали историю на грядущие 25 тысяч лет. Именно этим они и отличались от сегодняшних историков. Каждые 25 тысяч

лет чернокожие мудрецы садились и писали историю грядущих 25 тысяч лет, а не прошедших, как сегодняшние. Как только период заканчивался, они складывали свои записи в склеп старейшего города Земли Мекки и вновь писали историю следующего периода. Ими было предсказано появление ученого Якуба, проповедовавшего среди немногих недовольных и отправившегося со своими людьми на остров Патмос, где была сотворена новая цивилизация, поработившая черных людей на шесть тысяч лет, закончившихся в 1914 г.

Подобный же образ скрытого хранилища знаний, или города, хранящего эти знания, характерен, например, и теософии. Вспомним старцев-махатм, которые обитают в древнейшем городе Земли Шамбале. Е.П. Блаватская также писала и о скрытой подземной библиотеке, содержащей массу рукописей. Таким образом, элемент некоего тайного общества, хранящего знания, недоступного для обывателя, продолжает сохраняться и до наших дней, являясь неотъемлемой частью «альтернативных концепций истории».

Концепция исторического процесса, представленная лидерами «Наций ислама» опирается как на общие знания о мире, так и на религиозный взгляд. Являясь мусульманином, Малькольм Икс, например, цитирует Библию, находя в ней несостыковки текста (давно исследованные библейской критикой) и трактуя их в свою пользу. Вот примечательный отрывок: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» - это сказал Якуб, а не Высшее существо...Высшее существо независимо, ему не нужны помощники» [6. С. 54]. Другие деятели, например Луис Фаррахан, затем опубликовали много работ, посвященных роли американских «еврейских историков» в замалчивании геноцида населения [7].

Несмотря на то, что достаточно сильный упор делается на религиозную составляющую, она, по моему мнению, не играет решающей роли в аргументации позиции авторов. Малькольм Икс, обращаясь к аудитории: «Сегодня мы не будем говорить о религии. Мы забудем религию. Если мы заговорим о религии, мы начнем спорить. А лучший способ уберечься от споров и различий во мнениях, как я уже сказал, это оставить свою религию дома, в шкафу, держать ее только между собой и Богом» [8. С. 180]. Такая позиция соответствует, скорее, не воинственному мусульманину, а политику. Малькольма Икса, как и Луиса Фаррахана, волновала, скорее, политическая риторика, нежели религиозная. Международные турне, устраиваемые ими в разное время по странам Ближнего Востока, носили дипломатический характер. Такие ближневосточные лидеры, как М. Каддафи, были ближе Луису Фарраха-ну идеологически, чем религиозно, особенно ввиду чрезвычайной популярности на Ближнем Востоке «Протоколов сионских мудрецов».

В текстах, описывающих ход исторического процесса, черное население предстает «истинным избранным народом», в отличие от евреев. При этом Авраам видится Малькольму Иксу как мусульманин, ведь ислам - это подчинение Богу, а никто другой не был так верен Богу, как Авраам. Цитируя книгу Бытия «И сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт. 15:13), Малькольм Икс утверждает: «Кто провел четыреста

лет и до сих пор странники на земле, которая им чужая? И вы не можете отрицать, что мы здесь странники. Я не думаю, что кто-нибудь из вас будет отрицать, что мы странники здесь. Мы не находимся в стране, в которой бы чувствовали себя как дома. Сложно найти, хоть одного негра, который бы чувствовал себя здесь словно дома» [6. С. 34].

Мысль об «исходе» из Америки связана с появлением и распространением в афроамериканской среде идей панафриканизма. Еще в 1920 г. одного из видных идеологов этой теории Маркуса Гарви называли «черным Моисеем» в связи с его призывами обрести «гордость черного человека» и вернуться «обратно в Африку» [9. С. 24]. Поэтому обращение к библейской тематике в риторике лидеров «Наций ислама» совершенно не случайно, ибо библейский дискурс был ближе всего черному населению, знакомому с ним фактически с детства.

Л. Фаррахан в своих речах также прибегает к библейской тематике: «Я представляю правду, а Америка отвечает мне тем же самым, что говорили евреи, когда отвергали Иисуса. И Иисус отвечал: «Вы не можете меня понять ибо мои слова не имеют в вас места». Евреи в этот день не хотели слышать правду, поскольку она не соответствовала их эгоистичным пристрастиям. Им наплевать на правду; они лишь хотят слышать то, что уживается в паутине их лжи и обмана... [Современные] еврейские лидеры духовно слепы. Если американское правительство и Администрация Рейгана допускает лобби, которое духовно бессильно, чтобы иметь великое влияние руководить этой нацией, в таком случае они приведут эту нацию к разрушению» [10. С. 5-6].

Вторым необходимым элементом риторики упоминавшихся лидеров является образ врага, выполняющий также мобилизующую функцию. Появление образа врага в обществе характеризует обстановку, сложившуюся в этом обществе, как кризисную, наполненную социальным напряжением, источники которого довольно сложно вычленить.

Известный отечественный социолог Лев Гудков пишет: «Эффективность риторики врага означает собственно не «изобретение» факторов угрозы, а лишь актуализацию находящихся в культурном «депо», на периферии общества давних, общеизвестных и «отработанных» представлений, обычно выступающих лишь в качестве средств первичной социализации, мифологических структур массовой идентичности» [11. С. 13].

В афроамериканском обществе антисемитизм является закоренелым недугом, поэтому, когда Малькольм Икс активизирует риторику борьбы с «белыми дьяволами», привязав ее к международным конфликтам (в частности, арабо-израильскому), привычная мифологема лишь занимает свое прежнее место. Новеллист Ричард Райт вспоминал, что его с детства учили дома и в воскресной школе, что евреи убили Христа, недоверие к евреям «взращивалось в нас с малых лет; это были не просто расовые предрассудки - это была часть нашего культурного наследия» [12. С. 158]. Логично предположить, что антисемитская риторика является наиболее привычной для понимания этой целевой аудиторией. При этом упор делается на то, что белые люди, и евреи в частности, не утеряли знания истории, в отличие от черных собратьев.

«Евреи знают историю, евреи знают культуру, евреи знают язык; они знают все, что должны знать о себе. Они знают, как ограбить тебя, они знают, как быть твоим господином, как быть твоим бакалейщиком, как быть твоим адвокатом. Они знают, как контролировать все, что ты имеешь» [6. С. 35].

Не обойден вниманием и образ мировой организации, чья деятельность вредит черному населению как Америки, так и других стран мира. Этот образ соотносится с мировыми событиями (в частности, конфликт в Конго, Вьетнаме и т.д.). «Черная история» Малькольма Икса - это история великих цивилизаций Африки, в то же время заслуги европейской цивилизации принижаются, а точнее, совершенно нивелируются.

«.черный человек изобрел искусство обработки металла, дерева, кожи -он был смышленый, братья, он все изобрел. Но ничего в Европе, напротив, не было изобретено. И во время Крестовых походов многие в Европе осознали, какая высокая культура существует в Азии и Африке. Потому что эти люди все еще жили в хатах в Европе, в землянках.. .Король не умел даже чи-тать.Они все письмо, чтение и арифметику взяли от меня и вас. И видите, что они сделали? Они обратили и использовали это против нас» [5. С. 29].

Подъем национального движения в Африке и участившиеся войны на континенте в связи с получением независимости связывали с деятельностью международной организации, в которой четко не прослеживается антисемитская риторика: «Эта международная мощная структура используется для подавления масс чернокожих людей по всему миру и эксплуатации их природных ресурсов; эта эра, в которую суждено жить мне и вам, особенно в последние десять лет явственно демонстрирует подъем черного человека в Африке против силовой структуры» [5. С. 69]. «Белые» включают в себя при необходимости и евреев, и англичан, и бельгийцев, и южноафриканцев. «Белая Америка обречена! Смерть и разорительные разрушения грядут вскоре в Америке!» - восклицает Малькольм Икс, ассоциируя белых со всеми нечерными и неисламскими народами, которым не суждено будет спастись [13. С. 131].

Только в 80-е гг., когда на политическую арену выходят чернокожие политики, они отказываются от подобной дифференцированной риторики, объединяя протестные меньшинства под своими знаменами. Поддерживая кандидата в президенты Джесси Джексона, некоторые мусульмане заявляли о своей позиции следующее: «Мы поддерживаем человека, который понимает, что будущее Америки связано с Ближним Востоком, Азией и Африкой, а не с Западной Европой» [14. С. 17].

Но антисемитская тематика продолжала доминировать в текстах других лидеров чернокожего меньшинства, например Луиса Фаррахана - одного из самых известных и противоречивых в настоящее время чернокожих деятелей [15]. В его речах и статьях появлялись довольно обычные (для такого рода текстов) архетипы «еврейского заговора»: СМИ и киноиндустрия, контролируемые евреями [16], политики и партии, работающие на еврейское лобби и уподобляемые Фарраханом дьяволу [17. С. 62]. Демонизированный образ, запечатленный еще в «Протоколах.», активно используется и

Л. Фарраханом. Не случайно в некоторых мечетях Нью-Йорка, где «Нации ислама» имели влияние, активно распространялись «Протоколы» и другие работы антисемитского характера (к примеру, пакистанское издание «История еврейских преступлений») [10. С. 4].

Следующим важным архетипом заговора против черного населения является фигура врача, уничтожающего черное население. В исторических представлениях Малькольма Икса, Якуб стал первым, кто начал «выводить» слабую расу, которая потом погубила черную. «.Первое, что сделал Якуб -собрал министров, врачей, медсестер и могильщиков вместе.Он приказал врачам, что если к нему придут двое черных с желанием пожениться, ему необходимо взять у них анализ крови, а затем сказать, что их кровь не совпадает, и запретить жениться. Когда же ребенок рождается, если он черный, то надо проткнуть его голову иглой, скормить его диким животным или отдать могильщику. Пусть он будет уничтожен. Но если родится ребенок с коричневым цветом кожи, взять этого ребенка и отдать матери со словами, что это будет великий человек, потому что его кожа светлее, нежели у остальных. В течение двухсот лет они убили всех черных детей на острове» [5. С. 54-55].

Мифологема врача появляется не случайно. Среди черного населения США до сих пор существуют устойчивые мнения о том, что СПИД был изобретен с целью уничтожения черного населения и еврейские врачи специально заражают им в больницах черных пациентов. «Прививки от полиомиелита заразили этих малышей раком. И теперь 25 лет спустя эпидемия рака распространяется по черному сообществу. Вы видите эксперименты с сифилисом и другими болезнями и наркотиками, которые проводились на наших людях. Ваш холокост идет каждый час, день и ночь», - говорит Луис Фар-рахан в одной из своих речей [12. С. 175]. Подобная риторика привела к распространению эпидемий во многих странах третьего мира, где, казалось, эту болезнь уже победили [18].

Образ врача-отравителя, во многих случаях еврея, встречается в истории неоднократно. Средние века знают множество процессов по подобным обвинениям. «Если у короля врач - еврей, и король встречает смерть не на поле брани. то нет ничего удивительного в том, если его злополучного доктора обвинят в отравлении.» [19. С. 89]. Этот механизм, катализатором которого являются домыслы и слухи, работает и сегодня, эффективно используя медиаресурсы (так, режиссеры Спайк Ли и Оливер Стоун являются горячими сторонниками различных «теорий заговора», идеи которых они иногда используют в своих фильмах) [20].

Луис Фаррахан, хорошо осознавая силу слова и уязвимость развернутых конспирологических конструкций, дает в текстах и речах лишь намеки, не заостряя на них внимание, чего бывает достаточно для слушателей, внимающих каждому слову. «Сила в слове, а не в объяснении. Лишь произнесенное обвинение фиксирует внимание, освобождает ярость и находит в этом поддержку» [12. С. 177]. Слово, облаченное в миф, становится очень устойчивым в коллективном сознании. Миф сопровождает человечество фактически с момента его существования, являясь своего рода чувственным

осязанием окружающей жизни. Миф, легитимизирующий существующий общественный порядок, - основа любой идеологии. Культурная революция, «информационная революция» облегчили продуцирование и распространение мифов (политических, социальных, религиозных). «Информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чувственно-выразительную конкретность, легко запоминается, эстетизирует жизненный мир современного человека и бросает его, в лучшим случае, в объятия иллюзий, в худшем - делает объектом различных манипуляций, в том числе политических» [21].

В этой ситуации появление и распространение конспирологических мифов стало настолько интенсивным, что позволило говорить об «эпохе заговора» [22]. Все подвергается сомнению (деятельность правительства и международных организаций, съемки фильмов, исторические исследования), но это уже далеко отстоит от здорового скептицизма. Архетипы конспирологического мифа в данной ситуации являются «опорными точками», маяками, на которые опирается «жадный до заговора» исследователь.

Афроамериканские лидеры, удачно вписавшись в стремительно меняющийся мир (появление новых государств в третьем мире, разоблачение государственных деятелей самого высокого уровня, интенсификация информационных потоков), построили целую систему, имеющую активных сторонников, постоянный доход (к слову, работы Л. Фаррахана достаточно сложно найти в свободном доступе, а предлагается приобрести их на официальном сайте). Будущее у этой системы, безусловно, имеется, ведь «теории заговора» это специфический, но чрезвычайно эффективный инструмент борьбы «слабых» с «сильными» (т.е. с теми, кто обладает властью).

Выводы касательно того, каким же образом можно справиться с распространением конспирологических конструкций в обществе, кажутся мне неутешительными. Выявив существование многих «долгоживущих» архетипов в текстах афроамериканских лидеров, можно утверждать, что строящиеся на их базе теории будут еще долго создавать напряженность в межрасовых отношениях. Не думаю, что убежденных сторонников «теории еврейского заговора» можно переубедить точкой зрения, что активная роль евреев в общественной жизни США может объясняться их интересами самозащиты и трагической историей народа [23]. Конспирологический дискурс стал неотъемлемой частью общественной жизни многих стран мира ввиду пластичности формирования его системы аргументации. Но, допуская существование конспирологического мифотворчества, следует приложить огромные усилия к повышению культурного уровня общества, способности личности трезво оценивать вероятность того или иного варианта событий. Демонизация и негативная мифологизация слишком много унесли человеческих жизней, чтобы вновь обратиться к «охоте на ведьм» как действенному инструменту национальной и международной политики.

Литература

1. Jones M.A. American immigration. Chicago, 1960.

2. Home G. «Myth» and the making of «Malcolm X» // The American Historical Review. 1993. Vol. 98, № 2.

3. Waters A.M. Conspiracy theories as ethnosociologies: explanation and intention in African American political culture // Journal of black studies. 1997. Vol. 28, № 1.

4. McArthur B. «They’re out to get Us»: Another look at our paranoid tradition // The History

teacher. 1995. Vol. 25, № 1.

5. LittleM. Malcolm X on Afro - American history. New York, 1972.

6. Little M. Black Man’s history // The end of White world supremacy: four speeches by Mal-

colm X. New York, 1971.

7. См., например: The secret relationship between blacks and jews. Boston, 1991. Vol. 1.

8. Little M. By any means necessary: speeches, interviews and a letter by Malcolm X. New York, 1972.

9. Simply... A History of Pan-Africanism // New Internationalist. 2000. № 326.

10. Stern K. S. Farrakhan and the Jews in the 1990’s // Issues in national affairs. 1992. Vol. 2, № 4.

11. Гудков Л. Мифологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага. М., 2005.

12. Цит. по: Goldberg R.A. Enemies within: The culture of conspiracy in modern America. New Haven, 2001.

13. Little M. God’s Judgement of White America // The end of White world supremacy: four speeches by Malcolm X. New York, 1971.

14. Brackman H. Mirror of conflict: The Black Press and major issues of jewish concern. Los аngeles, 1988.

15. Pindyck L. Farrakhan Causes National Controversy - http://www.iearn.org/hgp/aeti/1994-farrakhan.html

16. См., например: Louis Farrakhan. Rips 'Wicked Jews' in Hollywood - http:// www.newsmax.com/archives/ic/2006/3/21/95331.shtml

17. Louis Farrakhan. Is he a natural ally for the GOP? // The Journal of Blacks in Higher Education. 2001-2002. № 34.

18. Pipes D. A conspiracy theory spreads polio - http://www.danielpipes.org/article/2644

19. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М., 1998.

20. Pipes D. A millennium of paranoia - http://www.danielpipes.org/article/267

21. Воеводина Л.Н. Мифотворчество в XX столетии - http://www.fact.ru/www/arhiv9s4.htm

22. McMahon D.M. Conspiracies so vast - http: // www.boston.com/news/globe/ideas/ articles/2004/02/01/ conspiracies_ so_vast/

23. PipesD. Jewish Control - Between Reality and Myth - http://www.danielpipes.org/article/1011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.