Научная статья на тему 'Политический путь Малькольма Икса: от афроамериканского радикала до лидера борьбы за гражданские права'

Политический путь Малькольма Икса: от афроамериканского радикала до лидера борьбы за гражданские права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
700
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / USA / МАЛЬКОЛЬМ ИКС / MALCOLM X / СЕГРЕГАЦИЯ / SEGREGATION / "НАЦИЯ ИСЛАМА" / "ЧЕРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ" / ДВИЖЕНИЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В США / AMERICAN CIVIL RIGHTS MOVEMENT / МАРКСИЗМ / MARXISM / NATION OF ISLAM / BLACK NATIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Христенко Дмитрий Николаевич

Фигура Малькольма Икса практически неизвестна в современной России, хотя без обращения к ней сложно понять этносоциальные процессы в США во второй половине ХХ века. несмотря на то, что Малькольм Икс являлся одним из наиболее видных лидеров движения за равноправие афроамериканцев, большинство российских исследователей затрагивало лишь отдельные аспекты его жизни. Зачастую Малькольма Икса характеризовали как яркого представителя черных мусульман Америки либо кратко и схематично прослеживали основные вехи его биографии. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать идеологию Малькольма Икса и раскрыть ее основные теоретические концепты, которые определили дискурс о межэтнических отношениях в США на десятилетия вперед: различие сегрегации и сепарации, отличие «домашнего негра» от «полевого», формулирование положений концепции «черного национализма», введение в широкий оборот термина «афроамериканец» и др. В основу работы положен хронологический метод, при котором идеологическая эволюция Малькольма соотносится с ключевыми событиями в истории Америки. В статье подчеркивается фундаментальная разница между идеями Малькольма и «философией ненасилия» М.Л. Кинга, связанная с неоднородностью положения афроамериканцев на промышленном Севере и сельскохозяйственном Юге США. Большое внимание уделяется последнему периоду жизни Малькольма Икса, когда он все больше начинает интересоваться философией марксизма. Для него становится ясным, что корни дискриминации темнокожего населения Америки обусловлены не расовыми, но социально-экономическими причинами. Он также приходит к выводу, что борьба темнокожего населения США за свои права напрямую связана с освобождением африканских государств от ига колониализма. Историческое наследие Малькольма Икса неоднозначно. нередко его обвиняют в радикализме, но для афроамериканцев он стал наглядным воплощением «черного мужества», политическим деятелем, который внес весомый вклад в формирование современной идентичности темнокожих жителей США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Христенко Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL LIFE OF MALCOLM X: FROM AN AFRICAN AMERICAN RADICAL ACTIVIST TO A CIVIL RIGHTS LEADER

Malcolm X is virtually unknown in Russia. However, without mentioning him it is impossible to understand the ethno-social processes that were taking place in the United States in the second half of the 20th century. Despite the fact that he was a prominent leader of the civil rights movement for African Americans, most Russian researchers describe him as a representative of Black Muslims of America or depict only the major milestones of his biography. This article analyses Malcolm X’s ideology and reveals its main theoretical concepts that determined the discourse on interethnic relations in the United States for decades to come. These include the difference between segregation and separation, the “field Negro” and the “house Negro”, as well as the concept of Black Nationalism and the introduction of the term “Afro-American” to the general public, etc. This article is based on a chronological method in which Malcolm X’s ideological evolution correlates with key events in American history. The paper emphasizes the fundamental difference between Malcolm’s ideas and M.L. King’s philosophy of nonviolence; this difference arises from the heterogeneity of African Americans’ position in the industrial North and the agricultural South. Much attention is paid to the latter period of Malcolm X’s life, when he became increasingly interested in Marxist philosophy. He knew that the roots of discrimination against black Americans were not purely racial but socio-economic. Malcolm X concluded that the struggle of the black population for their civil rights was directly related to the liberation of African countries from the colonial yoke. It is worth notice that Malcolm X’s historical heritage is controversial. He is often accused of radicalism, but for African Americans he is an explicit embodiment of black courage, a political figure who has made a significant contribution to the formation of black Americans’ self-identity.

Текст научной работы на тему «Политический путь Малькольма Икса: от афроамериканского радикала до лидера борьбы за гражданские права»

УДК 94(73).092 DOI: 10.17238^^227-6564.2018.4.15

ХРИСТЕНКО Дмитрий Николаевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии Ярославского государственного медицинского университета. Автор 30 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и 5учебных пособии*

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ МАЛЬКОЛЬМА ИКСА: ОТ АФРОАМЕРИКАНСКОГО РАДИКАЛА ДО ЛИДЕРА БОРЬБЫ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

Фигура Малькольма Икса практически неизвестна в современной России, хотя без обращения к ней сложно понять этносоциальные процессы в США во второй половине ХХ века. Несмотря на то, что Малькольм Икс являлся одним из наиболее видных лидеров движения за равноправие афроамериканцев, большинство российских исследователей затрагивало лишь отдельные аспекты его жизни. Зачастую Малькольма Икса характеризовали как яркого представителя черных мусульман Америки либо кратко и схематично прослеживали основные вехи его биографии. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать идеологию Малькольма Икса и раскрыть ее основные теоретические концепты, которые определили дискурс о межэтнических отношениях в США на десятилетия вперед: различие сегрегации и сепарации, отличие «домашнего негра» от «полевого», формулирование положений концепции «черного национализма», введение в широкий оборот термина «афроамериканец» и др. В основу работы положен хронологический метод, при котором идеологическая эволюция Малькольма соотносится с ключевыми событиями в истории Америки. В статье подчеркивается фундаментальная разница между идеями Малькольма и «философией ненасилия» М.Л. Кинга, связанная с неоднородностью положения афроамериканцев на промышленном Севере и сельскохозяйственном Юге США. Большое внимание уделяется последнему периоду жизни Малькольма Икса, когда он все больше начинает интересоваться философией марксизма. Для него становится ясным, что корни дискриминации темнокожего населения Америки обусловлены не расовыми, но социально-экономическими причинами. Он также приходит к выводу, что борьба темнокожего населения США за свои права напрямую связана с освобождением африканских государств от ига колониализма. Историческое наследие Малькольма Икса неоднозначно. нередко его обвиняют в радикализме, но для аф-роамериканцев он стал наглядным воплощением «черного мужества», политическим деятелем, который внес весомый вклад в формирование современной идентичности темнокожих жителей США.

Ключевые слова: США, Малькольм Икс, сегрегация, «Нация ислама», «черный национализм», движение за гражданские права в США, марксизм.

*Адрес: 150054, г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 6; e-mail: khristenko1983@mail.ru

Для цитирования: Христенко Д.Н. Политический путь Малькольма Икса: от афроамериканского радикала до лидера борьбы за гражданские права // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 4. С. 15-25. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.4.15

Эпоха борьбы за гражданские права в США (1960-е годы) выдвинула на политическую сцену много неординарных и противоречивых фигур. На их фоне выделяется личность знаменитого афроамериканского радикала Малькольма Литтла, более известного как Малькольм Икс. С одной стороны, он - настоящий кумир афро-американского сообщества, его имя и выступления пользуются неослабевающим интересом среди темнокожих политиков и ученых, популярных музыкантов и журналистов, студентов и малообразованных жителей американских гетто. Не случайно фильм афроамериканского режиссера Спайка Ли («Malcolm X», 1992), посвященный жизни Малькольма, получил в этой среде огромную популярность.

С другой стороны, официальные власти США не испытывают к Малькольму симпатий. Это особенно заметно в сравнении с другим известным борцом за гражданские права - М.Л. Кингом. Если день рождения М.Л. Кинга, 15 января, -официальный праздник в США (в г. Атланте с 1996 года действует огромный мемориальный комплекс, посвященный жизни лидера движения ненасилия, а в 2011 году в Вашингтоне ему был открыт официальный памятник), то память о Малькольме Иксе увековечена гораздо скромнее. Его именем названы небольшая улица в Гарлеме, неподалеку от которой расположен скромный образовательный центр, основанный по инициативе его дочери1, несколько небольших школ и один из колледжей городского университета Чикаго.

В принципе, подобная ситуация легко объяснима, если учитывать, что в отличие от М.Л. Кинга, который проповедовал ненасилие, взгляды Малькольма были более радикальными и в силу этого естественным образом не могли найти понимания в официальных кругах. Единственным, кто открыто высказывался о нем в позитивном ключе, был бывший глава Белого дома Б. Оба-ма. Рассказывая о своем взрослении на Гавайях,

он признавался, что в ту пору зачитывался автобиографией Малькольма Икса: «Меня потрясало, как этот человек строил себя, зачаровывала грубоватая поэзия его слов». В то же время Обама добавлял, что всегда отвергал ранние рассуждения Малькольма о белых как «голубоглазых дьяволах», отмечая: «...даже когда я представлял себе, как сам откликаюсь на зов Малькольма, одна строка в его книге всегда останавливала меня. Он писал об охватившем его однажды желании, чтобы белая кровь, текущая в его жилах, исчезла любым, даже самым жестоким способом»2.

Понять неоднозначную судьбу и радикальные идеи Икса нельзя, не обратившись к перипетиям его драматичной биографии. Малькольм родился в 1925 году, когда в Америке господствовали расовые предрассудки, а «Ку-клукс-клан» переживал «второе рождение». Малькольму было всего 4 года, когда движимые ненавистью белые расисты сожгли его родной дом в г. Лансинге, штат Мичиган, а спустя два года убили отца - известного баптистского проповедника. После этого наступила пора лишений и жестокой нужды, которую никак не удавалось преодолеть. Мать Малькольма, надорванная морально и физически, попала в лечебницу для душевнобольных, где вскоре скончалась [1, с. 93].

Малькольма, ставшего сиротой, отправили в общественный приют-школу. В стенах приюта царил уже знакомый Малькольму расизм и мальчику неустанно внушалась мысль о его неполноценности как афроамериканца. Он был в 8-м классе, когда на вопрос о своей будущей профессии заявил, что мечтает работать адвокатом. Удивленный учитель разъяснил юноше: «Ты должен реалистично подходить к тому, что ты - негр. Тебе нужно подумать о том, чем ты действительно можешь заниматься <.. > Почему бы тебе не стать плотником?»3 Малькольм понял, что, хотя он учился лучше, чем почти

'The Malcolm X and Dr. Betty Shabazz Memorial and Educational Center. URL: http://www.theshabazzcenter.org/ www.theshabazzcenter.org/page/visit_our_center.html (дата обращения: 01.06.2017).

2Obama B. Dreams from My Father: A Story of Race and Inheritance. N. Y.: Three Rivers Press, 2004. P. 86.

3The Autobiography of Malcolm X: As Told to Alex Haley. N. Y.: Ballantine Books, 1999. P. 41-42.

все его белые сверстники, американское общество не даст ему шанса для самореализации. В это время он переживает глубокий внутренний кризис, в его сознании происходит настоящий надлом. Малькольм бросает школу и спустя некоторое время переезжает в Бостон, а затем - в Нью-Йорк. Первоначально он работает официантом в одном из баров Гарлема, но вскоре заводит знакомство с представителями преступного мира и начинает воровать. После серии мелких краж Малькольм в феврале 1946 года в возрасте 20 лет оказывается в тюрьме. Это стало переломным моментом в его жизни.

В заключении Малькольм провел 7 лет. С одной стороны, это были годы неустанных раздумий, переживаний, переосмысления всей жизни. С другой - это было время его становления как будущего оратора и лидера. Он запоем читает, внимательно изучает европейских философов и мыслителей: Спинозу, Шопенгауэра, Ницше, Канта. Одновременно знакомится с работами американских историков У. Дюбуа и К. Вудсона, описывавших неприглядную историю рабства и размышлявших над положением темнокожих жителей США.

Тогда же Малькольм знакомится с учением религиозной организации «Нация ислама». Несмотря на название, взгляды ее лидера Э. Мухаммеда имели мало общего с традиционным мусульманством. Первые обитатели Земли, по утверждению Э. Мухаммеда, были представителями древней черной нации, которая создала великие цивилизации задолго до появления белого человека. Затем в течение нескольких тысяч лет над миром господствовала белая «раса дьяволов». Но вскоре, доказывал лидер «Нации ислама», наступит суд Аллаха: цивилизация белого человека будет разрушена и на Земле утвердится новый - справедливый -мир. Для того чтобы избежать гибели, черные люди должны уже сейчас, в ожидании страшного суда, полностью изолироваться от белых. Исходя из этого, Э. Мухаммед выступал как решительный противник интеграции, которую он считал не только невозможной, но и нежелательной для черных американцев. Программа

«Нации ислама» в определенной степени воспроизводила учение знаменитого афроаме-риканского общественного деятеля начала ХХ века М. Гарви, выступавшего с идеей переселения афроамериканцев из США на «черный континент» в качестве последней меры, позволяющей размежеваться с расистским белым американским обществом. В то же время в отличие от М. Гарви Э. Мухаммед рассматривал самоизоляцию афроамериканцев не как социальную меру, но как священный и религиозный долг [2, р. 82-89].

В практическом плане деятельность «Нации ислама» сводилась к созданию собственных мелких предприятий и этическому воспитанию своих членов, среди которых были представители наиболее обездоленных слоев афроамериканского населения: заключенные, наркоманы, алкоголики, нищие. Последователи учения должны были соблюдать строгий моральный кодекс и перестать тратить деньги на табак, наркотики, сигареты и виски, что, как правило, положительно сказывалось на их образе жизни. В результате вступление в «Нацию ислама» зачастую означало для обитателей гетто получение работы, рождало надежду, а иногда и давало реальный шанс подняться выше по социальной лестнице.

Но решение Малькольма о вступлении в ряды указанной организации, скорее всего, определили другие соображения. Он был разочарован и больше не мог существовать в заданной американским обществом системе координат. В своей автобиографии Малькольм с горечью пишет, что белые люди никогда не дадут темнокожим согражданам возможности стать равными. Он вспоминал о своих школьных годах, определивших его судьбу: «В действительности, тогда, я на самом деле не очень-то задумывался, что значит быть негром, потому что я пытался изо всех сил, всеми возможными способами быть белым. Вот почему сейчас я провожу значительную часть моей жизни, объясняя своим темнокожим согражданам в Америке, что они будут напрасно тратить время, тщетно пытаясь "интегрироваться".

Я знаю это из своего личного опыта. Ведь я очень старался»4.

Выйдя из тюрьмы в августе 1952 года, по истечении срока заключения, Малькольм официально вступает в «Нацию ислама». Он отказывается от своей настоящей фамилии Литтл, заменяя ее символом «Икс» (Х), который обозначал первоначальное африканское имя, утраченное потомками рабов.

С самого начала своей публичной деятельности Малькольм предстал как блестящий оратор и теоретик. Показательными оказались события весны 1959 года, когда после проведения в апреле второго Марша молодежи за совместное школьное обучение в г. Попларвилле, штат Миссисипи, был убит один из темнокожих активистов. Это вызвало взрыв негодования в среде афроамериканцев, которое активно использовал Икс. Он открыто отвергал призывы «воздействовать на совесть белой Америки» и в своих речах яростно «громил» М.Л. Кинга за пропаганду ненасилия перед лицом вероломства «голубоглазых дьяволов». Участники афроамериканского движения вспоминали, что «речи Малькольма находили живой отклик у обитателей "черных гетто" на Севере, которые, чтобы послушать их, тысячами стекались на улицы промышленных городов. Вскоре Малькольм Икс стал представлять собой серьезный вызов для Мартина Лютера Кинга как символа общенационального движения негров за свободу, хотя он и не делал попыток посягнуть на лидирующие позиции последнего на Юге Америки» [3, р. 94-95].

Икс кардинально трансформировал идею борьбы за равноправие, провозгласив знаменитую формулу борьбы против сегрегации, но за сепарацию. Обращая внимание на принципиальное различие этих понятий, он подчеркивал, что «сегрегация навязывается нижестоящим теми, кто стоит выше их, а сепарация (отделение) - это то, что совершается добровольно, двумя равноправными сторонами для их обоюдного благополучия»5.

Умеренных негритянских лидеров Малькольм называл «современными дядями Томами», у которых «черное тело, но белая голова», и резко критиковал практику ненасильственных действий. По-видимому, это было связано с опытом жизни Икса на Севере, где расизм имел наиболее выраженный характер. Как вспоминала участница одного из мирных маршей протеста в Чикаго, атмосфера ненависти там превосходила все виденное ею в южных штатах США [4, с. 177].

Можно предположить, что в городах промышленного Севера иммигранты из Восточной Европы и рабочие-афроамериканцы, мигранты из сельской глубинки, просто не имели многовекового опыта совместного проживания, подобно тому, как это было на территории бывшей Конфедерации. Соответственно, у них не выработалось каких-либо принципов общежития, которые, несмотря на всю несправедливость «законов Джими Кроу», обеспечивали элементарную стабильность «южного» общества. Кроме того, нельзя забывать и о традиционных культурно-исторических особенностях функционирования системы плантаций, во многом определявших характер взаимоотношений раба и рабовладельца. Опираясь именно на эту традицию, Малькольм ввел в полемику о расовых отношениях новый социологический дискурс, заявив о фундаментальном различии двух типов афроамериканцев, которых он определил так: «домашний негр» (house negro) и «полевой негр» (field negro).

Малькольм описывал разницу между ними следующим образом: «Было два вида рабов: "домашний негр" и "полевой негр". Домашние негры жили в доме со своим хозяином, они хорошо одевались, они хорошо питались, потому что ели пищу с его стола, которую он им оставлял... Они любили хозяина больше, чем хозяин любил самого себя. <...> Если хозяин говорил: "У нас есть хороший дом", домашний негр отвечал: "Да, у нас хороший дом".

4The Autobiography of Malcolm X: As Told to Alex Haley. P. 36.

5Ibid. P. 268.

Когда бы хозяин ни сказал "Мы", негр отвечал "мы". Если дом хозяина горел, то негр боролся с огнем более усердно, чем сам хозяин. Если хозяин заболевал, то домашний негр говорил: "Что случилось, босс? Мы заболели?" Он идентифицировал себя со своим хозяином сильнее, чем хозяин идентифицировал себя с самим собой... Но на этой же плантации был и полевой негр. На полях всегда было больше негров, чем негров в доме. Полевой негр жил в аду, он питался объедками... Полевого негра били с утра до ночи, он жил в хижине и ходил в лохмотьях. Он ненавидел своего хозяина. Если дом хозяина горел, то полевой негр не пытался его спасать. Он молился о том, чтобы начался ветер, и огонь горел ярче. Когда хозяин болел, полевой негр молился, чтобы он умер... Я - полевой негр»6.

Проповедуя радикальные взгляды, одновременно Икс активно занимался организационной работой и основал десятки отделений «Нации ислама» во всех американских штатах, добившись того, что организация вышла из маргинального положения на общенациональную политическую карту США. Как отмечают исследователи, число членов организации возросло с 1,2 тыс. чел. в 1953 году до 6 тыс. в 1955 году и 75 тыс. в 1961 году [5, р. 30].

В это время Малькольм был глубоко убежден в лицемерии христианского вероучения, обвиняя его в поддержании системы угнетения афроамериканцев. При этом критика христианства со стороны Икса сопровождалась замечаниями в адрес традиционной «черной церкви». Он обвинял черных священников в сговоре с белыми властями и указывал на их ответственность за плачевное экономическое положение темнокожих американцев. Малькольм утверждал, что «90 млн. долларов ежегодно тратится в Лос-Анджелесе на содержание негритянских священников и церквей, тогда как только 60 млн. долларов расходуется на дома,

на мебель черных в целом». Он призывал священников вернуться в церкви и «заставить деньги прихожан работать на благо черных <...> строить фабрики и магазины вместо новых церквей» [6, с. 78].

Не устраивала Малькольма и «философия ненасилия», которую проповедовали христианские лидеры в афроамериканской общине, прежде всего М.Л. Кинг. В противовес им Икс утверждал, что черные американцы с готовностью сражались за чуждые им интересы белого истеблишмента во всех войнах, которые вели США, и в то же время оставались бездеятельными перед лицом белых расистов в самой Америке: «Когда белый человек посылает вас в Корею, вы проливаете кровь. Он посылает вас в Германию, и вы проливаете кровь. Он посылает вас в Тихий океан сражаться с японцами, и вы проливаете кровь. Вы проливаете кровь ради белых людей, но когда вы видите, как взрывают ваши церкви и убивают маленьких черных девочек, вы не проливаете крови, нет. Вы проливаете кровь, когда белый человек говорит, что надо проливать; вы кусаете, когда белый человек говорит, что надо кусать, и вы лаете, когда белый человек говорит, что надо лаять. Я ненавижу свои слова про вас, но это правда. Так как же вы можете придерживаться принципа ненасилия в Миссисипи, когда вы прибегали к насилию в Корее?»7

Столь вызывающая риторика быстро привлекла к нему внимание прессы. В 1959 году журналисты М. Уоллос и Л. Ломакс выпустили 5-серийный фильм «Ненависть, которая порождает ненависть» («The Hate That Hate Produced»), главным героем которого стал Малькольм Икс. Эффект оказался весьма неоднозначным. Фильм принес Иксу широкую известность, но одновременно вызвал у публики настоящий шок. В обществе стали распространяться панические настроения. Как вспоминал современник, «легко забыть о том, какой страх

6Malcolm X Speaks: Selected Speeches and Statements / ed. with prefatory notes by G. Breitman. N. Y.: Grove Press, 1965. P. 10-11.

7Ibid. P. 7.

наводили тогда на нас мусульмане. Я думаю, было немало людей, - как белых, так и черных, -которые верили, что Малькольм в состоянии устроить в Америке настоящий Армагеддон» [7, с. 153]. Стоит признать, что для этого были серьезные основания. Своими речами Малькольм фактически выдавал «индульгенцию» на ненависть и возможное в результате этого насилие, заявляя, что когда «белый человек спрашивает черного, ненавидит ли он его, это то же самое, как если бы насильник спрашивал свою жертву или волк овцу: "Ты меня ненавидишь?" Белый человек не имеет никакого морального права обвинять кого-нибудь в ненависти»8.

Взгляды Икса стали беспокоить даже Э. Мухаммеда и его приближенных, которые стремились дистанцироваться от открытой политической деятельности. Когда в апреле 1962 года полиция Лос-Анджелеса застрелила семерых невооруженных мусульман, Малькольм попытался организовать общенациональную кампанию протеста, но Э. Мухаммед в последний момент отменил ее единоличным решением. Дальнейшие события только усугубили ситуацию. Своего рода точкой невозврата стали резкие заявления Икса по поводу убийства Дж. Кеннеди, общий смысл которых сводился к выводу «что посеешь, то и пожнешь». Э. Мухаммед не только раскритиковал эти высказывания, но и запретил Малькольму любые дальнейшие выступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свою роль играли и субъективные факторы, связанные с неприятием главой организации растущей популярности бывшего «ученика». Показательным стал случай, когда известный американский журналист Л. Ло-макс опубликовал книгу «Когда дается слово», посвященную «нации ислама» и черным мусульманам. На обложке была помещена не фотография номинального главы организации Э. Мухаммеда, а Малькольма, «текст книги также пестрил речами Икса, а не Э. Мухаммеда» [8, с. 41-42].

Малькольму, в свою очередь, претили слухи (впоследствии нашедшие полное подтверждение), что Э. Мухаммед имеет многочисленные внебрачные связи, что являлось открытым нарушением его же собственного учения. Окончательный разрыв стал неизбежен.

Весной 1964 года Икс официально вышел из «Нации ислама», заявив о создании собственной организации - «Мусульманская мечеть». В ее основу была положена ярко выраженная «этническая повестка», о чем Малькольм заявил 12 марта 1964 года в так называемой Декларации независимости: «Нашей политической философией будет черный национализм». Месяц спустя, выступая на митинге в Кливленде, он расшифровал эту концепцию следующим образом: «Политическая философия черного национализма означает, что черный человек должен контролировать политику и политиков в своем собственном сообществе <.. > Мы хотим свободу сейчас, но мы не рассчитываем получить ее, повторяя "Мы пре-одолеем"9. Мы должны сражаться, пока мы не преодолеем <... > Экономическая философия черного национализма проста. Она означает только, что мы должны контролировать экономику нашего сообщества <...> Почему экономика нашего сообщества должна быть в руках белого человека? Почему? Если черный человек не может торговать на территории белого сообщества, скажите мне, почему белый человек должен иметь бизнес на территории черного сообщества <...> Наши люди должны понять, что когда вы берете и уносите доллар прочь и тратите его там, где вы не живете, то сообщество, где вы постоянно проживаете, становится беднее и беднее, а сообщество, где вы тратите свои деньги, становится богаче и богаче. А потом вы задаетесь вопросом - почему место, где вы [афроамериканцы] живете -всегда или гетто, или трущобы <.. > Социальная философия черного национализма означает,

8The Autobiography of Malcolm X: As Told to Alex Haley. P. 262.

9 «Мы преодолеем» - песня-гимн, олицетворение мирного протеста, возглавляемого М.Л. Кингом в 1960-е годы.

что мы должны объединиться и устранить зло и пороки (алкоголизм, наркоманию и др.), разрушающие моральный дух нашего сообщества. Мы должны поднять наш моральный уровень до более высоких стандартов»10.

В последние годы своей жизни Малькольм сосредоточил основные усилия на развитии прочных связей с государствами третьего мира, недавно освободившимися от колониальной зависимости. Он совершил несколько поездок по странам Магриба и Ближнего Востока. Малькольм выступал в университетах, давал интервью, его принимали руководитель Египта Г.А. Насер, президент Ганы О. Кваме Нкрума, глава Кении Дж. Кеньятта. За короткое время Малькольм приобрел огромную популярность. Об этом свидетельствует, например, отчет представителей Студенческого координационного комитета ненасильственных действий Дж. Льюиса и Д. Гарриса, встречавшихся с ним в Найроби. Они отмечали, что влияние Малькольма в Африке «было фантастическим», его знали в каждой стране и именно Малькольм «больше чем какой-либо другой человек был способен выразить устремления, горечь и разочарование негров, формируя тесную связь между Африкой и Движением за гражданские права в США» [9, р. 124-129]. Не случайно в Ибаданском университете в Нигерии «представители Нигерийской мусульманской ассоциации студентов титуловали Малькольма Икса "сыном, вернувшимся домой"» [8, с. 42].

Стоит отметить, что, согласно положениям современной философии, субъект, воздействуя на объект, одновременно испытывает и влияние последнего. И действительно, поездки в Африку в 1964 году в буквальном смысле перевернули мировоззрение самого Малькольма. Особенно глубокое впечатление на него произвело посещение мусульманских святынь в Саудовской Аравии. Наблюдая в Мекке совместно молящихся паломников всех цветов кожи,

он пришел к мысли, что ислам может объединить в себе как белых, так и черных людей, и избавить мир от расизма. Возвратившись в США, Икс вновь меняет свое имя - теперь на Малик-аль-Шабаз. Он полностью отказывается от своих прежних призывов к созданию отдельного государства афроамериканцев и начинает говорить об обществе, где все люди могут жить на основе равенства [10, р. 211-226]. Постепенное изменение политической ситуации в США также, несомненно, способствовало смягчению радикальных взглядов Малькольма. Летом 1964 года Конгресс после продолжительных дебатов принял Закон (Акт) о гражданских правах, который юридически покончил с сегрегацией темнокожего населения в стране11.

Перемены во взглядах сопровождались ростом интереса Малькольма к популярному в то время марксистскому учению. В мае 1964 года, вернувшись из очередной поездки в Африку, Малькольм заявил, что в США угнетение носит структурный характер, поскольку капитализм просто не может существовать без расизма. «Все страны, которые сегодня освобождаются от колониальной зависимости, обращаются к социализму. Я не думаю, что это случайность», - подчеркивал он [5, р. 31].

Можно говорить, что с этого времени Икс окончательно переходит с позиции «черного национализма» на позицию афроамериканско-го интернационализма. Малькольм утверждает, что, освободившись от сектантской идеологии «Нации ислама», жизненно необходимо поддерживать взаимодействие с независимыми государствами Африки. Необходимость таких связей он обосновывал тем, что, привыкнув рассматривать себя в США как этническое меньшинство, темнокожие американцы изначально выступают с позиции просителей. Вместо этого надо воспринимать себя как составную часть общего национально-освободительного движения против колониализма и империализма,

10Malcolm X Speaks: Selected Speeches and Statements. P. 38-39.

"Civil Rights Act 1964. URL: http://www.ourdocuments.gov/doc.php?flash=true&doc=97 (дата обращения: 12.04.2017).

поскольку именно это повысит внутреннюю уверенность в самих себе.

Достаточно быстро Малькольм перевел свои идеи в практическую плоскость. Осенью 1964 года его выступления с резкой критикой вмешательства США в гражданскую войну в Конго нашли отражение в дебатах в ООН. Как отмечал темнокожий публицист Ч. Вильсон, «Малькольм сыграл важную роль в том, что на сессии Генеральной Ассамблеи при обсуждении конголезского вопроса на США обрушился град критики» [1, с. 106]. В свою очередь, обозреватель «Нью-Йорк таймс» М. Хандлер подчеркивал, что представители многих африканских стран последовали призывам Малькольма и стали использовать расовую обстановку в США в качестве орудия нападения при обсуждении международных вопросов» [1, с. 106].

В это же время Малькольм производит переворот в дискурсе об этнических отношениях в США, требуя отказаться от использования слова «негр» и заменить его на термин «афро-американец». Он говорил: «Одна из причин, почему они [белые] называют нас неграми состоит в том, что они не хотят, чтобы мы знали, кто мы есть на самом деле. Пока вы называете себя неграми, вы не можете претендовать ни на что. Вы оказываетесь в пустоте. Слово негр не дает вам языка, потому что нет такой вещи, как негритянский язык. Оно не дает вам страны, потому что нет такой вещи, как негритянская страна. Оно не дает вам культуры, потому что нет негритянской культуры. Страны нет, культуры нет, языка нет, и в результате - человека тоже нет. Они лишают вас существования, называя неграми»12. В слове «белые», утверждал Малькольм, есть хотя бы смысл: оно обозначает цвет кожи, а «негр» не означает даже

этого13. Малькольм заявлял, что и разделение на расы (кавказская, негроидная, азиатская14) также не имеет рационального объяснения, поскольку они в свое время были введены западными антропологами, чтобы оправдать колониальный раздел мира15. Вот почему, считал Малькольм, темнокожим жителям Америки необходимо вернуться к своим корням и начать идентифицировать себя как афроамериканцев.

В то же время Малькольм не отказывается от мысли о необходимости пересмотреть свою прежнюю позицию «черного национализма» с его ярко выраженным религиозным уклоном.

28 июня 1964 года он основал Организацию афроамериканского единства, которая не только имела полностью светский характер, но и заявляла о своей готовности сотрудничать в борьбе за гражданские права с либеральной частью белого общества США [1, с. 107]. Малькольм явно стремился установить контакт с лидерами движения афроамериканцев за гражданские права, в отношении которых ранее - под влиянием Э. Мухаммеда - был настроен резко отрицательно.

В декабре 1964 года Малькольма приглашают в Оксфорд, где он участвует в публичных дебатах на тему внутренней и внешней американской политики. Используя университетскую площадку, он пытается опровергнуть сложившиеся представления о самом себе как об опасном радикале. Малькольм заявляет, что не верит в какие-либо формы апартеида, сегрегации или расизма и не поддерживает их [11, р. 36-37].

В этот период Малькольм, без сомнения, находился на пике известности и был способен создать широкую коалицию в борьбе за гражданские права. Однако 21 февраля 1965 года он был застрелен в ходе выступления в театре Одюборн в Гарлеме. Гибель Икса стала шоком

12MalcolmX. On Afro-American History. N. Y.: Pathfinder Press, 1990. P. 24-25.

13Вот почему в современных США слово «черный» (black) является абсолютно корректным и широко используется в научной и публицистической литературе. Оно означает просто цвет кожи и не несет негативной коннотации.

14В западной научной литературе термин «кавказская раса», в частности, является аналогом, эвфемизмом словосочетания «белая раса».

15MalcolmX. Op. cit. P. 24-25.

для афроамериканского сообщества, современники опасались начала масштабных волнений. В конце февраля М.Л. Кинг прилетел в Лос-Анджелес, где, выступая перед двухтысячной аудиторией, заявил: «Меня беспокоит проблема насилия и угроза применения насилия повсюду в нашей стране, но в особенности это относится к негритянской части населения после убийства Малькольма Икса» [3, р. 218].

Ситуация обострялась тем, что четкого понимания причин смерти Малькольма не было. Высказывались самые разные версии и мотивы убийства. Одни, в т. ч. семья Икса, были уверены в официальной версии, утверждавшей, что Малькольм погиб от рук бывших соратников из «Нации ислама». Другие, в частности лидер Конгресса расового равенства Дж. Фармер, доказывали, что в убийстве Малькольма виновны местные наркодилеры. Третьи обвиняли городскую полицию, ФБР и ЦРУ, которые допустили свободное проникновение убийц в зал для выступлений [8, с. 42-43].

Но никто не сомневался, что ушла знаковая фигура афроамериканского движения за гражданские права. На похоронах Малькольма, собравших десятки тысяч человек, известный темнокожий правозащитник и активист О. Дэ-вис произнес знаменитую речь, которая стала блестящим эпилогом деятельности Икса: «Есть люди, которые, считая себя друзьями негров, советуют нам бранить его, забыть о нем, спасти себя, вычеркнув его из истории неспокойного времени... Они говорят, что мы должны отвернуться от него, потому что он не человек, а демон, монстр, разрушитель и враг каждого черного человека, но мы знаем, что эти нападки просто смешны. Они скажут, что он был одержимым ненавистью фанатиком и расистом, который причинил зло делу, за которое вы бо-

ретесь. Мы ответим им - вы когда-нибудь говорили с братом Малькольмом, он когда-нибудь вам улыбнулся, вы когда-нибудь слушали его? Разве он когда-нибудь сделал что-то недостойное? Разве его имя когда-нибудь было связано с насилием или беспорядками?.. Малькольм был нашим черным мужеством, живым олицетворением нашего мужества. В этом была его роль для его народа, и, уважая его, мы уважаем лучшее, что есть в нас» [12, p. 28-29].

Подводя итоги, нельзя не отметить, что, как бы мы ни воспринимали Малькольма Икса, его ни в коем случае нельзя назвать человеком ограниченным или фанатиком, ведь эволюция его мировоззрения и политической деятельности происходила на протяжении всей его жизни. Его влияние на своих темнокожих сограждан трудно переоценить. Даже после смерти его речи и труды оставались источником вдохновения для многочисленных последователей. Хотя он никогда не употреблял выражения «black power» («власть черных»), именно с ним связывали формирование своих взглядов члены наиболее активных афро-американских объединений эпохи 1960-1970-х годов. Так, легендарная организация «Черные пантеры» в своем программном документе открыто заявила, что среди ее членов «живет дух Малькольма» и вся ее деятельность «является живым заветом делу его жизни» [13, p. 113].

Вычеркнуть Малькольма Икса из истории борьбы за гражданские права афроамерикан-цев в США действительно невозможно. Ведь, несмотря на все свои недостатки и ошибки, он громче и яростней других фигур той эпохи сформулировал требование к властям США устранить в отношении афроамериканцев любую дискриминацию и начать относиться к темнокожему гражданину как к суверенной человеческой личности.

Список литературы

1. Геевский И.А., Червонная С.А. Малькольм Икс // Новая и новейшая история. 1972. № 2. С. 92-108.

2. Marable M. Malcolm X: A Life of Reinvention. N. Y.: Penguin Books, 2012. 592 p.

3. Miller W.R. Martin Luther King, Jr.: His Life, Martyrdom, and Meaning for the World. N. Y.: Avon Books, 1969. 336 p.

4. РемникД. Мост: жизнь и карьера Барака Обамы. М.: Астрель, 2011. 688 с.

5. Hahn S. If X, Then Why? // New Republic. 2012. Vol. 243, № 6. P. 27-32.

6. Михеева А. Малькольм Икс и ислам // Евраз. журн. регион. и полит. исслед. 2004. Т. 10, № 1. С. 75-80.

7. Завьялова М.Доктор прописал кровопускание: риторика насилия и афроамериканская литература 1960-х годов // Новое лит. обозрение. 2003. № 6(64). С. 144-160.

8. Бодров О.В., Ахметшин Р.И. Малкольм Икс как выразитель новых тенденций в афроамериканской политической культуре США 1950-1960-х гг. // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 3. С. 39-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sales W. W., Jr. From Civil Rights to Black Liberation: Malcolm X and the Organization of Afro-American Unity. Boston: South End Press, 1994. 247 p.

10. Malcolm X: From Political Eschatology to Religious Revolutionary / ed. by D.J. Byrd, S.J. Miri. Boston: Brill, 2016. 371 p.

11. Ambar S. Malcolm X at Oxford Union: Racial Politics in a Global Era. Oxford: Oxford University Press, 2014. 224 p.

12. Say It Loud: Great Speeches on Civil Rights and African American Identity / ed. by C. Ellis, S.D. Smith. N. Y.: New Press, 2010. 304 p.

13. Newton H.P. Revolutionary Suicide. N. Y.: Writers and Readers Publishing, 1995. 333 p.

References

1. Geevskiy I.A., Chervonnaya S.A. Mal'kol'm Iks [Malcolm X]. Novaya i noveyshaya istoriya, 1972, no. 2, pp. 92-108.

2. Marable M. Malcolm X: A Life of Reinvention. New York, 2012. 592 p.

3. Miller W.R. Martin Luther King, Jr.: His Life, Martyrdom, and Meaning for the World. New York, 1969. 336 p.

4. Remnik D. Most: zhizn'i kar 'era Baraka Obamy [The Bridge: The Life and Career of Barack Obama]. Moscow, 2011. 688 p.

5. Hahn S. If X, Then Why? New Republic, 2012, vol. 243, no. 6, pp. 27-32.

6. Mikheeva A. Mal'kol'm Iks i islam [Malcolm X and Islam]. Evraziyskiy zhurnal regional'nykh i politicheskikh issledovaniy, 2004, vol. 10, no. 1, pp. 75-80.

7. Zav'yalova M. Doktor propisal krovopuskanie: ritorika nasiliya i afroamerikanskaya literatura 1960-kh godov [The Doctor Has Prescribed Bloodletting: The Rhetoric of Violence and African American Literature of the 1960s]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2003, no. 6, pp. 144-160.

8. Bodrov O.V, Akhmetshin R.I. Malkol'm Iks kak vyrazitel' novykh tendentsiy v afroamerikanskoy politicheskoy kul'ture SShA 1950-1960-kh gg. [Malcolm X as a Mouthpiece of New Trends in US African American Political Culture of the 1950s - 1960s]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2016, no. 3, pp. 39-43.

9. Sales W.W., Jr. From Civil Rights to Black Liberation: Malcolm X and the Organization of Afro-American Unity. Boston, 1994. 247 p.

10. Byrd D.J., Miri S.J. (eds.). Malcolm X: From Political Eschatology to Religious Revolutionary. Boston, 2016. 371 p.

11. Ambar S. Malcolm Xat Oxford Union: Racial Politics in a Global Era. Oxford, 2014. 224 p.

12. Ellis C., Smith S.D. (eds.). Say It Loud: Great Speeches on Civil Rights and African American Identity. New York, 2010. 304 p.

13. Newton H.P. Revolutionary Suicide. New York, 1995. 333 p.

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.4.15

Dmitriy N. Khristenko

Yaroslavl State Medical University; ul. Chkalova 6, Yaroslavl, 150054, Russian Federation;

e-mail: khristenko1983@mail.ru

THE POLITICAL LIFE OF MALCOLM X: FROM AN AFRICAN AMERICAN RADICAL ACTIVIST TO A CIVIL RIGHTS LEADER

Malcolm X is virtually unknown in Russia. However, without mentioning him it is impossible to understand the ethno-social processes that were taking place in the United States in the second half of the 20th century. Despite the fact that he was a prominent leader of the civil rights movement for African Americans, most Russian researchers describe him as a representative of Black Muslims of America or depict only the major milestones of his biography. This article analyses Malcolm X's ideology and reveals its main theoretical concepts that determined the discourse on interethnic relations in the United States for decades to come. These include the difference between segregation and separation, the "field Negro" and the "house Negro", as well as the concept of Black Nationalism and the introduction of the term "Afro-American" to the general public, etc. This article is based on a chronological method in which Malcolm X's ideological evolution correlates with key events in American history. The paper emphasizes the fundamental difference between Malcolm's ideas and M.L. King's philosophy of nonviolence; this difference arises from the heterogeneity of African Americans' position in the industrial North and the agricultural South. Much attention is paid to the latter period of Malcolm X's life, when he became increasingly interested in Marxist philosophy. He knew that the roots of discrimination against black Americans were not purely racial but socio-economic. Malcolm X concluded that the struggle of the black population for their civil rights was directly related to the liberation of African countries from the colonial yoke. It is worth notice that Malcolm X's historical heritage is controversial. He is often accused of radicalism, but for African Americans he is an explicit embodiment of black courage, a political figure who has made a significant contribution to the formation of black Americans' self-identity.

Keywords: USA, Malcolm X, segregation, Nation of Islam, Black Nationalism, American civil rights movement, Marxism.

Поступила: 02.04.2018 Принята: 14.05.2018

Received: 2 April 2018 Accepted: 14 May 2018

For citation: Khristenko D.N. The Political Life of Malcolm X: From an African American Radical Activist to a Civil Rights Leader. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 4, pp. 15-25. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.4.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.