Научная статья на тему 'Организация «Нация ислама» - праворадикальное крыло в движении за гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг. )'

Организация «Нация ислама» - праворадикальное крыло в движении за гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"НАЦИЯ ИСЛАМА" / ДВИЖЕНИЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА АФРОАМЕРИКАНЦЕВ / СЕПАРАТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / РАСОВАЯ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ США / "NATION OF ISLAM" / MOVEMENT FOR AFRO-AMERICANS' CIVIL RIGHTS / SEPARATISM / NATIONALISM / THE USA RACIAL AND ETHNO-CONFESSIONAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметшин Рамиль Ильгизович

Статья посвящена идеологии и деятельности праворадикального крыла в движении за гражданские права афроамериканцев в период наиболее активного действия (1950-1970-е гг.). Феномен «Нации ислама» становится одной из центральных проблем в расовой и этноконфессиональной истории США. Политическая и культурная деятельность организации является большим вкладом в процесс социальной эволюции США, который только сейчас начал приобретать особый интерес для историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION “NATION OF ISLAM” - RADICAL RIGHT WING IN MOVEMENT FOR AFRO-AMERICANS’ CIVIL RIGHTS (THE 1950-1970S)

The article analyzes the ideology and functioning of the radical right wing in the movement for Afro-Americans’ civil rights in the period of its most intensive activity (the 1950-1970s). The “Nation of Islam” phenomenon becomes one of the central problems in the USA racial and ethno-confessional history. The organization’s political and cultural activity is a great contribution into the process of the USA social evolution, which only recently started to attract historians’ interest.

Текст научной работы на тему «Организация «Нация ислама» - праворадикальное крыло в движении за гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг. )»

Ахметшин Рамиль Ильгизович

ОРГАНИЗАЦИЯ "НАЦИЯ ИСЛАМА" - ПРАВОРАДИКАЛЬНОЕ КРЫЛО В ДВИЖЕНИИ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА АФРОАМЕРИКАНЦЕВ (1950-1970-Е ГГ.)

Статья посвящена идеологии и деятельности праворадикального крыла в движении за гражданские права афроамериканцев в период наиболее активного действия (1950-1970-е гг.). Феномен "Нации ислама" становится одной из центральных проблем в расовой и этноконфессиональной истории США. Политическая и культурная деятельность организации является большим вкладом в процесс социальной эволюции США, который только сейчас начал приобретать особый интерес для историков. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/1076.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 33-35. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 94(73)

Исторические науки и археология

Статья посвящена идеологии и деятельности праворадикального крыла в движении за гражданские права афроамериканцев в период наиболее активного действия (1950-1970-е гг.). Феномен «Нации ислама» становится одной из центральных проблем в расовой и этноконфессиональной истории США. Политическая и культурная деятельность организации является большим вкладом в процесс социальной эволюции США, который только сейчас начал приобретать особый интерес для историков.

Ключевые слова и фразы: «Нация ислама»; движение за гражданские права афроамериканцев; сепаратизм; национализм; расовая и этноконфессиональная история США.

Ахметшин Рамиль Ильгизович

Казанский (Приволжский) федеральный университет ramil-fromkzn @mail. ru

ОРГАНИЗАЦИЯ «НАЦИЯ ИСЛАМА» - ПРАВОРАДИКАЛЬНОЕ КРЫЛО В ДВИЖЕНИИ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА АФРОАМЕРИКАНЦЕВ (1950-1970-Е ГГ.)

Одним из первых и наиболее заметных афроамериканских националистических движений США, существующих до сих пор, является «Нация ислама» [5]. Идея о необходимости принятия ислама афроамерикан-цами возникла в США еще в 1913 г. благодаря движению «Назад к исламу», основанному Тимоти Дрю (Нобель Дрю Али). Он предложил всем афроамериканцам для самоидентификации принять марокканские корни, но при этом не поддерживал идею об образовании независимого государства. В 1929 г. он был убит в Чикаго при невыясненных обстоятельствах, и движение пришло в упадок [2, p. 12].

В 1930 г. в Детройте появился Уоллес Д. Фард, назвавший себя перевоплощением Дрю Али. До этого он занимался торговлей шелком, совмещая это занятие с проповедями. По его словам, восточные народы, исповедующие ислам, принадлежат к той же расе, что и афроамериканцы. Последние - это и есть потерянная и вновь найденная «Нация ислама». Его идеи очень быстро распространились, и вскоре У. Фард основал первый храм в Детройте. В его движение входила и военизированная организация под названием «Плод ислама» [Ibidem, p. 36]. В 1934 г. У. Фард исчез при невыясненных обстоятельствах. Его преемником стал Элайджа Мухаммад. В теологических построениях, разработанных в основном Э. Мухаммадом, присутствовало использование исламской лексики, однако базовые теологические доктрины «Нации ислама» радикальным образом отличались от ортодоксальных мусульманских доктрин. Именно этот фактор мешал сближению «Нации ислама» с традиционными мусульманами. Понимая данные обстоятельства, нынешний лидер «Нации ислама» Луис Фаррахан пошел по пути некоторого смягчения основных доктринальных положений организации. Не отказываясь публично от учения Э. Мухаммада, в своих выступлениях и публикациях он старается максимально приблизить теологию «Нации ислама» к верованиям ортодоксальных мусульман, пользуясь для этого различными методами [1, p. 164].

«Нация ислама» появилась на севере США - в регионе, где в силу различных причин сложилась своего рода афроамериканская интеллектуальная элита и где зародились практически все движения афроамерикан-цев, направленные на защиту их прав. Кроме того, именно на севере в начале XX века складываются так называемые «черные гетто» - места поселения афроамериканцев, характеризующиеся низким уровнем жизни и одновременно высоким уровнем преступности, а также крайне слабыми связями с христианской церковью, в отличие от южных регионов. В гетто афроамериканцы находились практически в полной изоляции от белого населения, что неизбежно приводило их к идее о необходимости отделения по расовому признаку. Таким образом, именно на севере США существовала наиболее благоприятная почва для развития идей аф-роамериканского сепаратизма [2; 7].

Особо значимые события в процессе развития организации «Нация ислама» произошли в 1950-е гг. В этот период яркий идеолог Малкольм Икс вывел «Нацию ислама» на новый уровень: расширилась сеть «храмов», количество приверженцев возросло в десятки раз [3]. Его взгляды также подверглись серьезным изменениям. Сначала это было полное неприятие представителей белой расы, вплоть до того, что любой белый от рождения априори считался дьяволом. Затем появились две новые идеи - сепаратизма и активной самообороны аф-роамериканской общины. Однако в последние годы жизни Малкольм Икс тяготел к интернационалистическим взглядам с идеей постепенного перехода к братству и равенству на основе принятия синтеза ортодоксального ислама с идеями социализма. Но все эти действия Малкольма Икс совершенно не укладывались в политику «Нации ислама», которую Э. Мухаммад считал организацией сектантского типа. После исключения Малкольма Икса из организации и последующего убийства в 1965 г. «Нация ислама» стала организацией сектантского типа и пребывает в этом состоянии вплоть до настоящего времени [1, p. 307].

В 1960-е гг. «Нация ислама» превратилась в мощную, строго централизованную организацию, которая заняла свое место в этноконфессиональной истории США. Она стала символом ненависти к «белой Америке», накопившейся у черного населения США за столетия рабства и унижений. «Нация ислама» провозгласила отказ от базовых элементов американской культуры, начиная с английских имен и фамилий. С целью подготовки афроамериканцев к «последней битве», когда под руководством Аллаха они свергнут владычество белых, «Нация ислама» создала свои вооруженные формирования, что уже говорит о том, что организационный момент был очень серьезно продуман и подготовлен [5-7].

34

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Э. Мухаммад проводил политику полного изоляционизма не только от белой, но и от «немусульманской» части афроамериканской общины. В соответствии с его доктриной черная раса уже подверглась «вероломному нападению» белых, которым не только категорически нельзя доверять, но и необходимо держать от них безопасную дистанцию. До того, как Малкольм Икс стал «Верховным священником» этой организации, все контакты «Нации ислама» с внешним миром сводились к поиску новых членов среди наиболее социально уязвимых жителей черной общины. Причем львиную долю этих контактов Э. Мухаммад осуществлял лично [1, p. 47].

Феномен «Нации ислама» можно понять в общем контексте борьбы афроамериканцев за гражданские права. Во всех освободительных идеологиях черных американцев именно расово-национальная проблема принимает своеобразную и особо острую форму, поскольку был осуществлен насильственный отрыв от корней и принудительное перемешивание в рамках одной американской цивилизации представителей различных стран и культур, при том что все они для белых людей выглядели одинаково по расовому признаку. Национальное угнетение и неопределенность этнического положения всегда порождали психологические страдания, комплекс «национальной неполноценности» [Ibidem, p. 14], что являлось прямым результатом лишения старой родины, порабощения и униженного положения в результате социальной дискриминации в «обществе равных», в государстве, которое считает себя эталоном демократических принципов равноправия.

Порожденная рабством и расизмом двойственность отношения к самим себе и к белым, а также комплекс «национальной неполноценности» проявлялись в обеих крайностях ущемленного национального самосознания черных: и в стремлении некоторых из них отказаться от принадлежности к своей общине, и в уходе в национализм. Века унижений и угнетений не проходят даром, они оставляют глубокие психологические шрамы. Именно эти шрамы, порожденные белым расизмом, и сегодня питают черный расизм.

Духовный переворот в черной Америке, произведенный «Нацией ислама» через создание национальной идеологии, в какой-то мере позволил выйти из этого порочного круга. Но требование равных прав с белыми, столь близкое для более культурной и обеспеченной части черных, говорило обитателям трущоб очень мало: их психология была настолько изломана страшной жизнью, что при «равных правах» или без них они все равно были обречены на нищету, пьянство, уголовщину и наркоманию. Однако мифы идеологов «Нации ислама» о первых людях на Земле (выходцах из Африки), о достойном прошлом, о своем великом предназначении, об обреченном на гибель «белом дьяволе» позволяли «черным мусульманам» изменять свои психологию и поведение, давая им силу «убить в себе раба» [Ibidem, p. 178].

С другой стороны, организация «Нация ислама» признавалась некоторыми представителями консервативного истеблишмента американского общества. Последние быстро заметили, что при всех своих пламенных речах о «белых дьяволах» сектанты пытаются воплотить в жизнь типично буржуазные нормы и ценности: открывают лавочки, носят галстуки, не бунтуют и при этом не стремятся быть принятыми в обществе белых. Как раз те элементы идеологии, которые отпугивали от них либералов, привлекали к ним консерваторов. Выразителем отношения этого консервативного слоя выступал мэр Чикаго Роберт Дейли, неоднократно хваливший Э. Мухаммада, назвавший его смерть «громадной потерей для города» [4, p. 4]. В Вашингтоне день смерти Э. Мухаммада также был объявлен днем официального траура.

В 1970-е гг. организация «Нация ислама» претерпела процессы реформирования, но при этом потеряла свой былой авторитет. Катализатором усиления центробежных тенденций «черных мусульман» стала деятельность последних лет жизни Малкольма Икс. По пути Малкольма, обращаясь к ортодоксальному исламу, последовали многие представители афроамериканской общины.

В 1975 г. умер Э. Мухаммад, его сменил сын Уоллес Мухаммад (Варит дин Мухаммад), который был человеком нового поколения, новых горизонтов и новой идеологии. Он был последователем идей позднего Малкольма Икс, долго жил в Египте, где получал ортодоксальное исламское образование в древнейшем и авторитетнейшем мусульманском университете Аль-Азхар [1, p. 292].

Возглавив «Нацию ислама», он начал активную деятельность по реформированию организации с целью сближения с ортодоксальными мусульманскими группами, отдаляясь от сектантского и националистического прошлого. В поразительно короткий срок ему удается радикально преобразовать движение. В результате расколов, произошедших в «Нации ислама» после реформ Варит дин Мухаммада, сложилась ситуация, в рамках которой ортодоксальные мусульмане стали взаимодействовать не только с одной единой мусульманской организацией в лице «Нации ислама», а с многочисленными разрозненным группами, выражающими весь спектр афроамериканских этноконфессиональных проблем. Но «Нация ислама» по-прежнему осталась наиболее крупной мусульманской организацией из всех существующих.

Лидер современной «Нации ислама», воссозданной после реформ Варит дин Мухаммада, Луис Фарра-хан1 утверждает, что афроамериканцы, пережившие рабство и сегрегацию, не могут принять ислам в его нормативном виде, поскольку их исторический и культурный опыт принципиально отличается от опыта

1 Луис Юджин Уолкотт (впоследствии Луис Фаррахан) родился в 1932 г. в Бостоне. В средней школе выявились его недюжинные атлетические данные, а также талант в игре на скрипке. После учебы в педагогическом колледже Уинстона-Салема (шт. Северная Каролина) Луис занялся исполнением песен в стиле калипсо. О движении «черных мусульман» он узнал из проповедей Малкольма Икс. Однако членом «Нации ислама» он стал в 1955 г. после бесед с Элайджей Мухаммадом. Своё обращение в ислам Уолкотт объяснил тем, что, в первую очередь, его интересовал не поиск религии, а желание возглавить новое движение, которое выражало бы интересы и чаяния черных американцев. На этом пути он встретил Малкольма Икс и Элайджу Мухаммада, которые были мусульманами и которым он доверился. После своего обращения в ислам Луис принял фамилию Фаррахан и начал быстро подниматься по иерархической лестнице в «Нации ислама». В 1965 г. он стал настоятелем нью-йоркского храма, который до него возглавлял Малкольм Икс.

остальных мусульман. Итак, он исторически обосновал мифологию, созданную Э. Мухаммадом, который именно таким образом был вынужден использовать свои уникальные методы для обращения афроамерикан-цев в ненормативный афроамериканский ислам [Ibidem, p. 427].

В 1977 г. между Варит дин Мухаммадом и Л. Фарраханом произошел раскол по идейным соображениям. Верх взял Л. Фаррахан, который приложил немало усилий для воссоздания «Нации ислама» с ее традиционной идеологией. Фаррахан возвеличил расу черных, отстаивая ее превосходство над другими расами в рамках мифологии Э. Мухаммада [Ibidem, p. 418].

Подводя итоги эволюции деятельности «Нации ислама», можно констатировать, что практически все теологические, мифотворческие и политические постулаты этой организации в большей степени связаны с расово-этническими, а не традиционно религиозными вопросами, так как идеологи «Нации ислама» утверждали приоритет расы и нации, имеющий важнейшее значение для самоидентификации афроамериканцев по сравнению с религией. Этой точки зрения они придерживаются и сегодня. В свою очередь, классический ислам принципиально отвергает разделение людей по расовому признаку и постоянно декларирует, что все члены мусульманского сообщества равны вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

Список литературы

1. Gardell M. In the Name of Elijah Muhammad: Louis Farrakhan and The Nation of Islam (The C. Eric Lincoln Series on the Black Experience). Duke University Press Books, 1996. 496 p.

2. Lincoln E. Black Muslims in America. Boston, 1994. 284 p.

3. Lomax L. When the Word Is Given: A Report on Elijah Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim World. Cleveland: World Publishing, 1963. 236 p.

4. Malcolm X. The Speeches of Malcolm X at Harvard / ed. Archie Epps. N. Y.: Morrow, 1968. 191 p.

5. Malcolm X., Haley A. The Autobiography of Malcolm X. N. Y.: One World, 1992. 460 p.

6. Muhammad E. Message to the Blackman in America. Chicago: Muhammad's Temple № 2, 1965. 355 p.

7. Tsoukalas S. The Nation of Islam: Understanding the "Black Muslims". Phillipsburg, New Jersey: P & R Publishing, 2001. 211 p.

ORGANIZATION "NATION OF ISLAM" - RADICAL RIGHT WING IN MOVEMENT FOR AFRO-AMERICANS' CIVIL RIGHTS (THE 1950-1970S)

Akhmetshin Ramil' Il'gizovich

Kazan (Volga Region) Federal University [email protected]

The article analyzes the ideology and functioning of the radical right wing in the movement for Afro-Americans' civil rights in the period of its most intensive activity (the 1950-1970s). The "Nation of Islam" phenomenon becomes one of the central problems in the USA racial and ethno-confessional history. The organization's political and cultural activity is a great contribution into the process of the USA social evolution, which only recently started to attract historians' interest.

Key words and phrases: "Nation of Islam"; movement for Afro-Americans' civil rights; separatism; nationalism; the USA racial and ethno-confessional history.

УДК 070(091)

Исторические науки и археология

Статья посвящена вкладу газеты «Пионерская правда» в воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны. Выясняются изменения в структуре издания, анализируются функции и тематическая направленность газеты в годы войны, характеризуются ее особенности, выявляется роль газеты как идеологического транслятора и организатора диалога с читателем по вопросам патриотического воспитания.

Ключевые слова и фразы: советский патриотизм; средства массовой информации; детская газета; военно-патриотическое воспитание; историческая память; образ врага; совершенствование военной и физической подготовки; идеологическое влияние; коммуникативная функция прессы.

Бакулина Татьяна Ивановна, к.и.н., доцент Вычеров Дмитрий Александрович

Тюменский государственный университет [email protected]; [email protected]

РОЛЬ «ПИОНЕРСКОЙ ПРАВДЫ» В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война стала своеобразной проверкой сформировавшейся к середине 1930-х гг. идеологической концепции «советского патриотизма». Именно в те годы закладывались основы нового советского сознания у детей. Важную роль в этом процессе играли средства массовой информации и особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.