3. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. - 295 с.
4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. -Казань: ФЭН. 1995. - 189с.
5. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Часть I. - Казань: «Тан-Заря», 1996. - 84с.
6. Мищенко М.П. Опыты мелософии: О непройденных путях музыкальной науки. - СПб.: Издательство имени Н.И.Новикова; ИД «Галина скрипсит», 2014. - 320с.
7. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. - Казань: Фэн, 2003. - 304с., ил.
УДК 94(73)
О.В.Бодров, Р.И.Ахметшин
МАЛКОЛЬМ ИКС КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АФРОАМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ США 1950-1960-Х ГГ.
Статья посвящена жизни и деятельности одного из самых влиятельных и противоречивых фигур американской истории двадцатого века. Благодаря открытию новых архивных источников, публикации новых биографических работ жизнь и деятельность Малкольма Икса становится одной из центральных проблем в расовой истории США. Политическая и культурная деятельность Малкольма Икса являются большим вкладом в процесс социальной эволюции США, который только сейчас начал приобретать особый интерес.
Ключевые слова: Малкольм Икс, афроамериканская политическая культура США, Нация ислама, гражданские права чернокожих в США, социальные изменения в США, радикальные лидеры США.
Bodrov Oleg , Akhmetshin Ramil MALCOLM X AS THE EXPRESSIONIST OF NEW TENDENTIOUS IN AFROAMERICAN POLITICAL CULTURE OF THE USA IN 1950S-1960S
Annotation. This article is dedicated to biography of one of the most powerful and contradictory figures of American history in the 20th century. Due to the exploring of new archival sources, publications of new biographical books, Malcolm X's life and work become one of the central themes in racial history of USA. Political and cultural work of Malcolm X had got a great impact on the process of social evolution in USA, which became important for explorers only in our century.
Key words: Malcolm X, Afroamerican political culture of USA, Nation of Islam, Afroamerican's civil rights in USA, Social changes in USA, Radical leaders of USA
Малкольм toc (эль-Хадж Малик эш-Шабазз), урождённый Малкольм Литтл, входит в десятку наиболее влиятельных афроамериканцев в истории. Защитник прав чернокожего населения США, выразитель афроамериканской политической культуры США, резкий критик эксплуатации африканцев на территории американского континента. Он обладал незаурядным ораторским талантом, благодаря которому его речи и интервью пользовались широкой популярностью [1, р.1233.]. Многие из его речей были записаны и опубликованы [2, pp.15-16.]. Однако, в виду политики сегрегации в США, которая не давала возможность публиковаться чернокожим, Икс не оставил ни одной публикации, за исключением автобиографии.
Малкольм родился 19 мая 1925 г. в Омахе (штат Небраска) и стал четвёртым из семи детей в семье баптистского мирского оратора Эрла Литтла (родился в Джорджии) и Луизы Литтл (в девичестве Нортон, родилась в Гренаде).
Деятельность Эрла Литтла в Универсальной негритянской организации усовершенствования привлекла внимание Ку-клукс-клана, и в 1926 г. семья переехала в Милуоки (штат Висконсин), а затем в Лансинг (штат Мичиган)[3, p. 3.]. В Лансинге семья подверглась нападкам белой расистской организации «Чёрный легион». Эрл Литтл обвинил именно эту организацию в поджоге дома в 1929 г., а в 1931 г. он скончался, согласно официальной версии в результате автомобильной аварии [3, p. 4]. В конце 1938 г. Луиза Литтл испытала нервный срыв, после которого в течении 24 лет проходила курс лечения в психиатрической больнице в Каламазе. Детей распределили в приёмные семьи [4, pp. 3334] [5, pp. 35-36].
Малкольм Литтл с детства преуспевал в учёбе и являлся лидером класса. Один из учителей, заметив его стремления и таланты сказал: «Работа юристом - нереалистичная цель для ниггера»[4], после чего Малкольм решил прекратить обучение в школе[4, p.42]. С 14 лет до 21 года он опробовал много видов заработка и мест проживания. С 1943 г. Малкольм Литтл обосновался в нью-йоркском районе Гарлем, где был вовлечён в преступную деятельность: наркоторговля, игорный бизнес, рэкет, сутенёрство, воровство и пр.[4, p. 62-81].
В конце 1945 года Литтл осуществил с подельниками серию краж со взломом домов состоятельных семей белых граждан в Бостоне [3, p.106-109]. В начале 1946 г. его арестовали и приговори-
ли к 10 годам тюремного срока[4, p.106-109],[5, p.99]. В тюрьме Чарльзтауна произошёл переломный момент в жизни Малкольма - знакомство с Джоном Бембри [3, p.121], который самостоятельно обучился грамоте. Малкольм признавал его «первым чёрным человеком, слова которого вызывали всеобщее уважение» [6, р.178]. Бембри сильно повлиял на Литтла. В итоге Малкольм приобрёл сильную тягу к чтению [4, р.118].
Отбывая тюремный срок, Литтл переписывался с братьями и сёстрами. От них он узнал о новом религиозном движении, которое проповедовало право чернокожего населения США на самоопределение и дальнейшее воссоединение чёрной диаспоры с жителями Чёрного континента - о «Нации ислама» [3, pp.132-138].
С конца 1948 г. Литтл начал переписываться с Элайдже Мухаммадом, лидером «Нации ислама» [4, р.116]. В результате долгих внутренних разногласий Малкольм отрёкся от своей прошлой жизни, смиренно поклонился Аллаху и присоединился к Нации ислама [3, р.138-139]. Позже он признался, что именно в этот период он приобрёл истинную свободу, неведомую им раньше [6, р.199]. С 1950 года Малкольм начал подписываться как «Малкольм Икс» [5, p.96], объясняя это нежеланием носить фамилию, которую получили его предки от своих хозяев-рабовладельцев [6, р.229]. С этого момента можно отсчитывать начало процесса формирования личности, ставшей величайшим оратором и выразителем культурных и политических интересов афроамериканцев в переломный момент американской истории.
Исламская доктрина «Нации ислама» отличалась от традиционного ислама: одним из таких отличий можно считать строительство храмов вместо мечетей. Храмы имели простые названия, которые давались в зависимости от очереди создания. После досрочного освобождения в 1952 году Икс посетил Элайдже Мухаммада в Чикаго [4, pp.142, 144-145]. В июне 1953 г. новообращённый стал помощником священника в Первом храме «Нации ислама» в Детройте [3, p.168], основал Одиннадцатый храм в Бостоне[4, р.147]. В марте 1954 г. он расширил Двенадцатый храм в Филадельфии [4, p. 152], а в мае возглавил Седьмой храм в Гарлеме [4, p.153], где привлёк в «Нацию ислама» много новых членов [4, р.161-164]. В 1955 г. Малкольм Икс с успехом продолжал расширять организацию, каждый месяц к «Нации ислама» примыкали сотни афроамериканцев [5, pp.122-123]. Он основал Тринадцатый храм в Спрингфилде (Массачусетс), Четырнадцатый храм в Хартфорде (Коннектикут) и Пятнадцатый храм в Атланте (Джорджия).
Благодаря ораторскому таланту и приятной внешности, как многие отмечали безупречной ухоженности[7, p.301], Малкольм Икс очень быстро завоевал авторитет как в «Нации ислама», так и в негритянской части общества. Он обратил на себя большое внимание общественности в 1957 г., когда произошёл случай избиения двумя офицерами нью-йоркской полиции члена Нации ислама Джонсона Хинтона [4, р.164]. Информацию об этом случае до Малкольма донёс встревоженный ситуацией очевидец. Икс с небольшой группой сподвижников незамедлительно отправился к полицейскому участку, где потребовал встречи с Хинтоном [5, р.127]. Этот случай поверг в шок полицейских, которые не ожидали такого многомасштабного пикета афроамериканцев на улице перед участком [4, р.165]. Добившись встречи с Хинтоном, который был сильно избит, Малкольм вынудил полицейских к срочной госпитализации арестованного в гарлемскую больницу [5, р.128]. К тому времени, когда Хинтон прошёл курс госпитализации, число пикетирующих достигло четыре тысячи человек. В это время Малкольм Икс вместе с адвокатом пытались добиться освобождения Хинтона под залог. Добиться освобождения не удалось, также было отказано в очередном посещении больницы [5, р.128]. В ответ Икс покинул полицейский участок, и по его сигналу члены Нации ислама молча вышли из толпы и пошли за ним. Оставшаяся толпа разошлась [5, р.128], а в интервью изданию New York Amsterdam News один из полицейских так прокомментировал произошедшее: «Никому нельзя иметь столь мощную власть»[4, р. 166].
В период с 1952-1964 гг. Малкольм Икс стал своего рода рупором «Нации ислама», той организации, которая в послевоенном обществе США выглядела экзотически. Икс верил в то, что ислам -это «истинная религией чёрного человечества», которую он противопоставлял христианству - «религии белого человека», которая в США приобрела облик религии эксплуататоров [8, р.137-138]. Ислам, проповедуемый Нацией ислама, был таким же, как и во всём мире, но некоторые различия всё же наблюдались, которые объяснялись адаптацией к «уникально жалким и несправедливым» условиям жизни афроамериканцев в США [9, р.119]. В своих пламенных выступлениях Малкольм Икс сравнивал основателя Нации ислама Уоллеса Фард Мухаммада с воплощением Аллаха, а Элайджа Мухаммада - воплощением пророка Мухаммеда [10, р.73-74].
Малкольм Икс не поддерживал стремления более умеренных представителей Движения за
гражданские права чернокожих1 (таких как М.Л. Кинг), которые также боролись против расовой сегрегации в США. Икс выступал за более радикальные и действенные методы: он предлагал проект по полному отделению афроамериканцев от белых жителей США, с образованием собственного государства на территории южных или юго-западных штатов Америки [8, p.149-152]. Только таким образом, по мнению Малкольма Икса, политические элиты США смогут загладить вину за столетия эксплуатации чернокожих [11, p.78]. Он не воспринимал всерьёз проект по интеграции, выдвигаемый движением за гражданские права чернокожих, считая такого рода соглашение унизительным [8, p.173-174]. В ответ на это борцы за гражданские права чернокожих обвинили Икса и «Нацию ислама» в разжигании межрасовой ненависти, безответственном экстремизме; осуждали их в создании угрозы для процесса улучшения отношений между расами [5, p.162].
По отношению к Движению за гражданские права чернокожих Икс был настроен очень критично [8, pp.79-80]: он называл М.Л.Кинга «болваном» [3, p.55-56], а лидеров движения считал «марионетками» белой общественной элиты [4, p.203]. Марш на Вашингтон, который был проведён движением за гражданские права чернокожих летом 1963 г., он обозвал «фарсом на Вашингтон»[12, p.113]. И добавил в речи, что «не понимает, почему так много афроамериканцев поддержало это мероприятие, проведённое белыми напротив статуи президента, который давно уже мёртв, а при жизни не любил нас»[12, p.114]. Его поддерживали чёрные жители северных и западных городов США, которые не верили в обещания скорой свободы, правосудия, равенства и уважения [3, p.182], не доверяли представителям движения за гражданские права чернокожих[12, p.99 -100].
Политические речи Икса и его суждения о происходящих событиях всё чаще находили отклик в средствах массовой информации. В 1959 г. вышел документальный фильм «Ненависть, рождённая ненавистью» (англ. The Hate That Hate Produced), посвящённый «Нации ислама», где Малкольм Икс стал главным персонажем [4, p.174-179].
В сентябре 1960 г. Нью-Йорк посетил кубинский лидер Фидель Кастро, намеревавшийся принять участие в Генеральной Ассамблее ООН. Малкольм был одним из участников приветственной комиссии, собранной из гарлемских общественных деятелей, в итоге Кастро пригласил его на личную встречу, а затем и посетить Кубу [5, p.172]. Также в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН Икс был приглашён на официальные мероприятия ряда африканских делегаций, где он встретился с египетским лидером Гамалем Абделем Насером, президентом Гвинеи Ахмедом Секу Туре и представителем Замбийского африканского национального конгресса Кеннетом Каундой [3, p.231-233].
Очень резонансными стали комментарии Малкольма Икса 1 декабря 1963 г. по поводу убийства Джона Кеннеди-мл.. Он ответил так: «Цыплята вернулись домой к петуху (приблизительный аналог - «что посеешь, то и пожнёшь»)» [101]. Газета The New York Times сообщила, что в продолжение своей мысли Икс вспомнил об убийствах лидера Конго Патриса Лумумбы, гражданского активиста Медгара Эверса и взрыве церкви в Бирмингеме, штат Алабама, унёсшем жизни четырёх афроамери-канских девочек: по поводу чего он истинно выражал сожаление и скорбь [13]. Публикация заметки вызвала протест у широких слоёв американского общества. «Нация ислама» выразила соболезнование семье Кеннеди, Эллайджа Мухаммад призвал своих служителей не давать комментариев по поводу убийства президента [3, p.288-290], а Малкольма Икса он отстранил от общения с публикой на 90 дней [4, p.242].
К тому времени между Иксом и Мухаммадом назревал раскол, связанный с появлением слухов (подтверждённых в дальнейшем) об увлечении Мухаммада внебрачными связями, что шло вразрез с идеологией «Нации ислама». Популярность Икса уже стала угрозой авторитету Эллайджа Мухамма-да. Издания США желали опубликовать автобиографию Малкольма Икса. В 1963 г. была опубликова-
1 Движение за гражданские права чернокожих - массовое общественное явление в США 1950 - 60-х гг., которое проявилось в отстаивании гражданских прав чернокожего населения и выступлениях против расовой дискриминации. Движение имеет долгую пребысторию. Несмотря на отмену рабства права чернокожего населения длительное время ущемлялись (например, Закон Джима Кроу, по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте и т. д.). Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Сдвиги с мёртвой точки пошли со второй половины XX в. В1954 г. результатом судебного дела «Браун против Совета по образованию» стало постановление, по которому власти южных штатов должны были как можно скорее создать единые школы для белых и чернокожих. 1 декабря 1955 г. в Монтгомери (Алабама) была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру Роза Паркс. После ареста Розы Паркс негритянская община в знак протеста бойкотировала городской транспорт. Вскоре протестное движение возглавил молодой чернокожий священник Мартин Лютер Кинг. Для координации действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав в 1957 г. была создана «Конференция южного христианского руководства». Также появляется «Конгресс расового равенства». В 1960-е гг. центр событий, связанных с движением чернокожих, переместился с юга США в негритянские районы городов северных штатов, где на первое место выходят радикальные методы борьбы за права чернокожих.
на книга Луиса Ломакса «Когда даётся слово» («When the Word Is Given»), которая была посвящена «Нации ислама» и чёрному исламу. На обложке книги была размещена фотография Икса, а не Му-хаммада; текст книги также пестрил речами Икса, а не Мухаммада[4, р.214].
Малкольм Икс, разочаровавшись в деятельности «Нации ислама» и её главы Элайджи Мухаммада, публично заявил о своём уходе из организации и отречения от её учения 8 марта 1964 г. Продолжая исповедовать ислам, он стремился отстраниться от учения «Нации ислама», которое, по его мнению, накалило обстановку в обществе. В планы Икса входило создание чёрной националистической организации для повышения политической грамотности чернокожего населения США. Также он стремился к дальнейшему сотрудничеству с лидерами Движения за гражданские права чернокожих, по отношению к которым он раньше был настроен отрицательно под воздействием Элайджы Мухаммада [14].
Приняв ислам суннитского толка, Малкольм Икс совершил священное паломничество в Мекку, посетил Африку и Ближний Восток. Вернувшись в США, Икс приступил к формированию Организации афроамериканского единства и «Корпорации „Исламская мечеть"». Он отказался от радикальных идей, по-прежнему отстаивая права афроамериканцев на самоопределение и самооборону, но его главной целью отныне стало культурное и политическое просвещение афроамериканцев. Во время хаджа он увидел, что мусульмане «всех цветов, от синеглазых блондинов до чернокожих африканцев», общаются на равных. Малкольм Икс воспринял ислам как возможность для преодоления расовых проблем [4, р.261-265].
В мае 1964 г. после паломничества в Мекку он второй раз посетил Африку по пути в США. В июле Икс снова отправился в Африку с официальными визитами, в ходе которых встречался с официальными лицами, давал интервью, выступал на радио и телевидении в Египте, Эфиопии, Танганьике, Нигерии, Гане, Гвинее, Судане, Сенегале, Либерии, Алжире и Марокко[3, р.303-305]. Находясь в Каире, он побывал на втором собрании Организации африканского единства в роли представителя от США [5, pp.360-362]. Многие лидеры ариканских стран - Кваме Нкрума (Ганна), Гамаль Абдель Насер (Египет) и Ахмед бен Белла (Алжир) - хотели видеть Икса в составе правительства своих стран [3, p. 305]. В Ибаданском университете (Нигерия) представители Нигерийской мусульманской ассоциации студентов титуловали Малкольма Икса «сыном, вернувшимся домой» [4, p.269]. Во время своего путешествия Икс также встретился со многими африканскими лидерами [3, p.308].
В США Икс возвращался через Европу. 23 сентября во время визита во Францию он выступил в Доме Мютуалите в Париже. 3 декабря во время визита в Англию Малкольм участвовал в оксфордских дебатах «Экстремизм в защиту свободы не порок; сдержанность в погоне за правосудием не добродетель». Мероприятие освещалось BBC в национальном масштабе [15, р.226-233]. 8 февраля 1965 года Икс выступил с обращением к первому заседанию Совета африканских организаций в Лондоне[4, р.351]. После он хотел в очередной раз посетить Францию, но власти республики ему отказали [3, p.312].
После путешествий Малкольм Икс много выступал с речами перед разнообразной аудиторией США: на собраниях «Корпорации „Исламская мечеть"» и Организации афроамериканского единства; в студенческих кампусах, где он приобрёл славу одного из популярных ораторов. После один из его помощников писал, что Икс стремился как можно больше общаться со студентами университетов. Также в его программу входили выступления на заседаниях политических групп и профсоюзов [4, p. 277-278].
В 1965 году, за два дня до смерти, Икс беседовал с Гордоном Парксом, которому сказал, что после общения «с такими лидерами, как Насер, бен Белла и Нкрума он осознал опасность расизма, и это проблема не только чёрных и белых [15, р.122].
Однако 21 февраля 1965 года, в один из самых переломных моментов в истории становления афроамериканской политической культуры США, во время выступления перед Организацией аф-роамериканского единства Икс был убит одним из членов «Нации ислама».
На протяжении нескольких дней вопрос об ответственности за преступление служил предметом споров. 23 февраля лидер Конгресса расового равенства Джеймс Фармер заявил, что в убийстве Икса виновны местные наркодилеры, а не «Нация ислама» [4, р.371]. Другие, отмечая слабость полицейской защиты, свободное проникновение убийц в зал и провал в обеспечении сохранности места преступления, обвиняли в произошедшем городскую полицию, ФБР или ЦРУ [5, pp.305-306]. В семидесятых годах общественность узнала о COINTELPRO и других секретных программах ФБР, созданных для проникновения и последующего разрушения организаций борцов за гражданские права чернокожих. По версии Луиса Ломакса национальный секретарь «Нации ислама» Джон Али был идентифицирован как секретный агент ФБР [8, p.198]. Некоторые, в том числе семья Шабазз, считали, что опреде-
лённый вклад в убийство Икса внёс Луис Фаррахан[5, p.305], будущий лидер «Нации ислама».
На гражданскую панихиду по Малкольму Иксу, которая проходила с 23 по 26 февраля в похоронном доме Гарлемского союза, пришли от 14 до 30 тысяч скорбящих[4, p.374]. Его убийство прокомментировали разные люди, придерживавшиеся подчас противоположных воззрений, а также и издания (американские - The New York Times, New York Post; международные - Кубинская газета El Mundo, нигерийская Daily Times of Nigeria, китайская Guangming Daily). А ганская газета Ghanaian Times поставила Икса в один ряд с Джоном Брауном и Патрисом Лумумбой [16].
Малкольм Икс стал кумиром многих радикальных борцов за права чернокожего населения США в конце шестидесятых годов XX века и оставался таковым в последующие годы. Благодаря своей ораторской риторике он представлял явную угрозу правящим элитам США, а его действия имели важный политический характер. Сегодня становятся более доступными многие архивные материалы, которые позволяют нам убедиться в этом и сделать выводы о том, что деятельность Малкольма Икса является большим политическим и культурным вкладом в процесс социальной эволюции США 1950-60-х гг.
Литература и источники
1. Malcolm X / Robin D. G. Kelley //Africana: The Encyclopedia of the African and African American Experience. — New York: Basic Civitas Books, 1999. - 2095 p.
2. Terrill, Robert Malcolm X: Inventing Radical Judgment. -Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 2004. -255 p.
3. Natambu K. The Life and Work of Malcolm X. - Indianapolis: Alpha Books, 2002. - 336 p.
4. Perry B. Malcolm : The Life of a Man Who Changed Black America. - Barrytown, N.Y.: Station Hill, 1991. - 560 p.
5. Marable M. Malcolm X: A Life of Reinvention. - New York: Viking, 2011. - 608 p.
6. The Autobiography of Malcolm X/Malcolm X, with the assistance of Alex Haley. - New York: One World, 1992. -460 p.
7. Marable M. Rediscovering Malcolm's Life: A Historian's Adventures in Living History / / Black Routes to Islam / Manning Marable, Hishaam D. Aidi. - New York: Palgrave Macmillan, 2009 - 336 p.
8. Lomax L. When the Word Is Given: A Report on Elijah Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim World. -Cleveland: World Publishing, 1963. -236 p.
9. Malcolm X. The Speeches of Malcolm X at Harvard / Archie Epps, ed. - New York: Morrow, 1968. - 191 p.
10. Rickford R. Betty Shabazz: A Remarkable Story of Survival and Faith Before and After Malcolm X. - Naperville, Ill.: Sourcebooks, 2003 - 656 p.
11. Malcolm X. The Last Speeches / Bruce Perry, ed. - New York: Pathfinder Press, 1989. - 320 p.
12. Cone J. Martin & Malcolm & America: A Dream or a Nightmare. - Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 1991. - 392 p.
13. Malcolm X Scores U.S. and Kennedy / / The New York Times. - 1963. - 2 December.
14. Handler, M. S. Malcolm X Splits with Muhammad // The New York Times. - 1964. - 9 March.
15. Malcolm X. The Man and His Times, 1990, Bethune, Lebert. Malcolm X in Europe. - 351 p.
16. Kenworthy, E. W. Malcolm Called a Martyr Abroad / / The New York Times. - 1965. - 26 February.
УДК 316.354
Р.Х.Федяева
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье речь идет о подлинной социальной ответственности предпринимательства, которая заключается в снятии социальных противоречий. А также ответственность рассматривается как процесс воплощения в жизнь своих идей, их реализации, как инновационная деятельность, ответственность перед фирмами, конкурентами, партнерами и своими работниками.
Социально-экономическая ответственность организации рассматривается с точки зрения современных представлений об организационной культуре. Внешняя и внутренняя ответственность организации описывается как залог выживания и преуспевания, личностной самореализации руководителя и всех работников организации.
Ключевые слова: организационная культура, социальная ответственность, культура руководителя, производственная дисциплина, благотворительность, предпринимательство
Fedyaeva R.H. SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE HEAD AS THE BASIS OF ITS ORGANIZATIONAL CULTURE
The article deals with the true social responsibility of the enterprise, which is lifting the social contradictions. As well as responsibility is considered as the process for the implementation of their ideas and their implementation, as innovation, responsibility to the companies, competitors, partners and their employees. Socio-economic responsibility organization is from the perspective of the modern understanding of the organizational culture. External and internal accountability, the author describes how the pledge of survival and prosperity, personal self-fulfillment head and all employees of the organization.
Key words: organizational culture, social responsibility, culture, discipline leader, charity, entrepreneurship.