Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АРАБОГРАФИЧНЫХ ЭПИТАФИЯХ УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

О НЕКОТОРЫХ АРАБОГРАФИЧНЫХ ЭПИТАФИЯХ УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арабографичные эпитафии / Зайнулла Расулев / суфизм / история ислама / arabographic epitaphs / Zaynullah Rasulev / Sufism / history of Islam

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Г. Салихов, Р.Ю. Аккубеков

В статье рассмотрены некоторые арабографичные эпитафии рода Расулевых и других известных религиозных деятелей, когда-то проживавших на территории нынешнего Учалинского района Республики Башкортостан. Выявление и исследование эпитафийных памятников на местах захоронения шейхов раскрывает историю течений суфизма в Зауралье. Изучение надмогильных камней способствует уточнению даты рождения и смерти шейхов. Для сравнительно-сопоставительного изучения текстов эпитафий привлечены дополнительные письменные источники. При изучении некоторых надписей были использованы архивные и опубликованные источники, относящиеся к началу ХХ века. В частности, ревизские сказки (перепись населения 1859 г.), по которым дополнительно уточняются даты жизни шейхов. При исследовании эпитафии на горе Ауштау исследователи опирались на материалы Г. Вильданова «Исторические памятники Башкортостана», опубликованные в сборнике «Башҡорт аймағы» («Башкирский край», 1925, № 1). В качестве сравнительного источника для эпитафии Мусы Расулева из д. Ахуново были привлечены записи в Личном деле Ризаитдина Фахретдинова из Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН, существенно дополнившие источниковую базу исследования. В статье приводится прочтение арабографичных эпитафий, которые позволяют разрешить некоторые дискуссионные моменты в интерпретации текстов. Были рассмотрены эпитафии Мухаммада Рамазана аль-Ауши (ум. 651 г./1253 г.), шейха Мутагара – сына муллы Амангильди (1823–1886), ахуна Гайсы – сына Фатхуллы (1845–1921), ахуна Мусы – сына Фатхуллы (1847–1904), Хабибуллы Расулева – отца шейха Зайнуллы Расулева (1788–(?)). Изученные надмогильные камни относятся к XIX–XX вв. и представляют собой памятники арабографичной каллиграфии и декоративной резьбы по камню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ARABOGRAPHIC EPITAPHS FROM THE UCHALINSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article examines some of the arabographic epitaphs of the Rasulev family and other famous religious figures who once lived within the area of the present-day Uchalinsky district of the Republic of Bashkortostan. The identification and study of epitaphic monuments of sheikhs’ burial places reveals the history of the existence of Sufi movements in the Trans-Urals. Studying the gravestones helps specify the dates of birth and death of the sheikhs. Additional written sources are used for a comparative study of the epitaphic texts. To clarify some of the inscriptions, we use earlier archival and published sources dating back to the beginning of the past century, in particular, the 1859 census data, according to which birth and death dates of the sheikhs are additionally specified. When studying the epitaph on Mount Aushtau, we rely on the materials by Vildanov “Historical Monuments of Bashkortostan” published in the book “Bashkort Aimagy” (Bashkir Land, 1926, no. 1). As a comparative source for the epitaph to Musa Rasulev from the village of Akhunovo, we use the records from Rizaitdin Fakhretdinov’s personal file from the Archives of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences, to significantly supplement the source base of the study. This article provides a spoken version of the arabographic epitaphs that allow us to determine some controversial points in the interpretation of the texts. Consideration is given to the epitaphs to Muhammad Ramazan al-Aushi (died 651/1253), Sheikh Mutakhar, son of Mullah Amangilde (1823–1886), Akhun Gaysa, son of Fatkhullah (1845–1921), Akhun Musa, son of Fatkhullah (1847–1904) and Khabibullah Rasulev, father of Sheikh Zaynullah Rasulev (1788– (?)). The gravestones in question date back to the 19th and 20th centuries and represent the monuments of Arabic calligraphy and ornamental stone carving.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АРАБОГРАФИЧНЫХ ЭПИТАФИЯХ УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

perii. Izdavaemoe po vysochayshemu poveleniyu pri 1-om otdelenii Departamenta Generalnogo shtaba. Voenno-statisticheskoe obozrenie zemli Kirgiz-kaysakov Vnutrenney (Bukeevskoy) i Zau-ralskoy (Maloy) ordy, Orenburgskogo vedom-stva po rekognostsirovke i materialam, sobran-nym na meste, sostavleno ober-kvartimeysterom Orenburgskogo korpusa Generalnogo shtaba polkovnikom Blarambergom [Military statistical review of the Russian Empire. Published by the Highest Order at the 1st Branch of the Department of the General Staff. Vol. 14. Part 2. The military-statistical survey of the land of the Kirghiz-Kay-saks of the Inner (Bukeevskaya) and Trans-Ural (Small) Horde, the Orenburg department according to reconnaissance and materials collected on the spot and compiled by the Chief Quartermaster of the Orenburg Corps of the General Staff, Colonel Blaramberg]. St. Petersburg, Departament Generalnogo Shtaba, 1848. 119 p. (In Russian).

17. Moshchensky V. Kratkiy istoricheskiy obzor Ak-tyubinskogo uezda i ego okrestnykh stepey [Brief historical review of the Aktyubinsk uezd and its adjacent steppes]. Aktyubinskiy gorodskoy vestnik - Aktyubinsk Town Herald, 1913, no. 3, pp. 1-6. (In Russian).

18. Eserkepov A.K., Nurgaleev I.G., Tazhibaev M.K. Istoriya goroda Aktobe [History of the city of Ak-tobe] (1869-1991). Aktobe, Glavnaya redaktsiya entsiklopedii Aktobe, 2003. (In Russian).

19. Istoricheskie materialy g. Aktyubinska [Historical materials of the town of Aktyubinsk]. Aktyubinskiy gorodskoy vestnik - Aktyubinsk Town Herald, 1913, no. 5, pp. 1-6.

20. Iz istorii Aktyubinskoy oblasti. Kraevedcheskiy sbornik [From the history of the Aktyubinsk region. Collection of local lore]. A.P. Pruss (ed.). Aktyubinsk, Poligrafiya, 1991. 108 p. (In Russian).

21. Bukanova R.G. Goroda-kreposti yugo-vostoka Rossii v XVIII veke. Istoriya stanovleniya gorodov na territorii Bashkirii [Urban fortresses of southeastern Russia in the 18 th century. The history of the formation of towns in Bashkiria]. Ufa, Kitap, 1997. 240 p. (In Russian).

22. Shalgimbekov A.B. Istoriya voennogo prodvizheni-ya i zakrepleniya Rossiyskoy imperii v severnom re-gione Kazakhstana (vtoraya polovina XVIII - per-vaya chetvert XIX v.) [History of military promotion and consolidation of the Russian Empire in the northern region of Kazakhstan (the second half of the 18th to the first quarter of the 19th century)]. Ph. D. Thesis in History. Kostanay, 2010 178 p. (In Russian).

УДК 930.2

DOI: 10.24411/1728-5283-2021-10108

О НЕКОТОРЫХ АРАБОГРАФИЧНЫХ ЭПИТАФИЯХ УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

© А.Г. Салихов,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы,

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, проспект Октября, 71, 450054, г. Уфа, Российская Федерация эл. почта: ahatsalihov@mail.ru

© Р.Ю. Аккубеков,

кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы,

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, проспект Октября, 71,

В статье рассмотрены некоторые арабографичные эпитафии рода Расулевых и других известных религиозных деятелей, когда-то проживавших на территории нынешнего Учалинского района Республики Башкортостан. Выявление и исследование эпитафийных памятников на местах захоронения шейхов раскрывает историю течений суфизма в Зауралье.

Изучение надмогильных камней способствует уточнению даты рождения и смерти шейхов. Для сравнительно-сопоставительного изучения текстов эпитафий привлечены дополнительные письменные источники. При изучении некоторых надписей были использованы архивные и опубликованные источники, относящиеся к началу ХХ века. В частности, ревизские сказки (перепись населения 1859 г.), по которым дополнительно уточняются даты жизни шейхов. При исследовании эпитафии на горе Ауштау исследователи опирались на материалы Г. Вильда-нова «Исторические памятники Башкортостана», опубликован-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

/

2021, том 38, № 1(101)

450054, г. Уфа, ные в сборнике «Башкорт аймагы» («Башкирский край», 1925,

россииская федерация № 1). в качестве сравнительного источника для эпитафии Мусы

эл. почта: rashit.akk.02@mail.ru

Расулева из д. Ахуново были привлечены записи в Личном деле Ризаитдина Фахретдинова из Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН, существенно дополнившие источни-ковую базу исследования.

В статье приводится прочтение арабографичных эпитафий, которые позволяют разрешить некоторые дискуссионные моменты в интерпретации текстов. Были рассмотрены эпитафии Мухаммада Рамазана аль-Ауши (ум. 651 г./1253 г.), шейха Мутагара - сына муллы Амангильди (1823-1886), ахуна Гай-сы - сына Фатхуллы (1845-1921), ахуна Мусы - сына Фатхуллы (1847-1904), Хабибуллы Расулева - отца шейха Зайнуллы Расулева (1788-(?)).

Изученные надмогильные камни относятся к XIX-XX вв. и представляют собой памятники арабографичной каллиграфии и декоративной резьбы по камню.

Ключевые слова: арабографичные эпитафии, Зайнулла Расулев, суфизм, история ислама

© A.G. Salikhov, R.Yu. Akkubekov

ON SOME ARABOGRAPHIC EPITAPHS FROM THE UCHALINSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article examines some of the arabographic epitaphs of the Rasulev family and other famous religious figures who once lived within the area of the present-day Uchalinsky district of the Republic of Bashkortostan. The identification and study of epitaphic monuments of sheikhs' burial places reveals the history of the existence of Sufi movements in the Trans-Urals. Studying the gravestones helps specify the dates of birth and death of the sheikhs. Additional written sources are used for a comparative study of the epitaphic texts. To clarify some of the inscriptions, we use earlier archival and published sources dating back to the beginning of the past century, in particular, the 1859 census data, according to which birth and death dates of the sheikhs are additionally specified. When studying the epitaph on Mount Aushtau, we rely on the materials by Vildanov "Historical Monuments of Bashkortostan" published in the book "Bashkort Aimagy" (Bashkir Land, 1926, no. 1). As a comparative source for the epitaph to Musa Rasulev from the village of Akhunovo, we use the records from Rizaitdin Fakhretdinov's personal file from the Archives of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences, to significantly supplement the source base of the study.

This article provides a spoken version of the arabographic epitaphs that allow us to determine some controversial points in the interpretation of the texts. Consideration is given to the epitaphs to

Institute of History, Language and Literature,

Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences, 71, prospekt Oktyabrya, 450054, Ufa, Russian Federation e-mail: ahatsalihov@mail.ru rashit.akk.02@mail.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 38, № 1(101) lllllllllllllllllllllllllllllllll

Muhammad Ramazan al-Aushi (died 651/1253), Sheikh Mutakhar, son of Mullah Amangilde (1823-1886), Akhun Gaysa, son of Fatkhul-lah (1845-1921), Akhun Musa, son of Fatkhullah (1847-1904) and Khabibullah Rasulev, father of Sheikh Zaynullah Rasulev (1788- (?)).

The gravestones in question date back to the 19th and 20th centuries and represent the monuments of Arabic calligraphy and ornamental stone carving.

Key words: arabographic epitaphs, Zaynullah Rasulev, Sufism, history of Islam

На территории Учалинского района Республики Башкортостан встречается много арабографичных эпитафий, установленных в конце XIX - начале ХХ века. Исследование надписей надмогильных памятников дает возможность пролить свет на некоторые стороны истории региона и восполнить пробелы отечественной историографии. В статье анализируются материалы, собранные во время археографической экспедиции 2016 г. [1, с. 218-221].

Некоторые исследователи, в том числе один из соавторов данной статьи, уже обращались к изучению арабографичных эпитафий Учалинского района РБ [2, с. 287-299; 3, с. 211-220]. Однако выявление новых письменных и архивных документов позволяет заново обратиться к данной научной проблеме и внести ряд уточнений, исправлений в прочтение трудночитаемых текстов. В статье рассматриваются надмогильные памятники, установленные на местах захоронения религиозных деятелей. Как известно по эпи-тафийным памятникам XIX - начала ХХ вв., в населенных пунктах нынешнего Учалин-ского района религиозную службу вели шейхи, являвшиеся членами ордена накшбан-дия. Наиболее известный суфийский шейх России Зайнулла Расулев родился в д. Шари-пово (Авяз, ныне относится к Учалинскому району) [4, с. 16-17]. Последователи З. Расу-лева и другие представители ордена участвовали в развитии ислама и суфизма не только на территории Башкортостана, но и далеко за его пределами в различных частях Российской империи. Объектами изучения данной статьи являются некоторые сохранивши-

еся арабографичные эпитафии религиозных деятелей этого края.

Памятник № 1. Надмогильный камень шейха Мухаммада Рамазана аль-Ауши (ум. 651 г./1253 г.), расположен на вершине горы Ауштау рядом с д. Старобайрамгулово (неофициальное название - Ауш). У подножия горы простирается озеро Аушкуль. Всего имеется три могильных возвышения, на одном из которых установлена эпитафия с двусторонней надписью. Текст данного надмогильного камня был опубликован еще в середине 20-х гг. ХХ столетия известным башкирским ученым Г. Вильдановым в публикации «Баштсортостанда тарихи идтэлектэр» («Исторические памятники Башкортостана»), изданной в № 1 трудов Общества по изучению Башкортостана «Баштсорт аймагы» («Башкирский край») [5, с. 111]. Приведем надписи на эпитафии, изданные им под заглавием «ЭYеш тауында тсэбер» («Могила на горе Ауш»), его транслитерации и переводы.

Текст на лицевой стороне камня (Фото 1; 7 строк):

(JJ^lI jy^l ¿J—^l ^^J^l jl' ¿j-^l ^iJ ^Ijtui ^ib jl^. CiljJ ^Jl jiui

Транслитерация: «ТэYэффа эш-шэйх Рамадан эл-ЭYеши хэлифэ эш-шэйх Нэ-жметдин эл-Кубра фи сэфэр эл-хаж 651 сэнэ фи дэYлэт Бэркэ хан бэни Сарай».

Перевод: «Скончался ал-шейх Рамазан ал-Ауши, заместитель шейха Нажметдин ал-Кубра, по пути в хадж в 651 г. (1253 г.) в государстве Берке-хана, строителя Сарая».

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 38, № п ит^^^^ШТШТТшШПТП 71

Текст оборотной стороны (Фото 2; 8 строк):

¿¿^1! ^^^^ ? д ) ^Зи ^^(1! (jJ.il!

(Д? ¿М ^^ (

Транслитерация: «Ьэ^а мэртсэд Мехэммэд Рамадан эл-ЭYеши хэлифэт эш-шэйх Нэжметдин эл-Кубри тэYэффа фи сэфэр эл-хаж 651 сэнэ hижриэ гасры Бэркэ хан Бэни-Сарай».

Перевод: «Это могила ал-шейха Мухам-мада Рамазана ал-Ауши, заместителя шейха Нажметдин ал-Кубри. Умер во время пути в хадж в 651 г. по хиджре (1253 г.), в век Берке-хана, строителя Сарая».

Есть сведения, что в 1904 г. шейх Зай-нулла Расулев прочитал истершуюся надпись старого надгробия и заказал новое с обновленным текстом [6, л. 1].

Как отмечает известный востоковед В.В. Бартольд, в ряде поздних источников Берке приписывается основание столицы Сарая, хотя известно, что город был основан Батыем [2, с. 507; 8, с. 483-484].

До сегодняшнего дня существовали различные варианты переводов этих текстов [7, с. 289; 3, с. 211-212]. Думаем, что надмогильные тексты, зафиксированные около века назад Г. Вильдановым, помогут поставить точку по поводу их разночтений. Тем более что его прочтение надписей эпитафии подтверждается фотографиями середины ХХ века. Поэтому ранее предложенные прочтения сохранившихся надписей надмогильного камня не полностью отражают действительность.

Г. Вильданов в своей статье дает сведения об установлении надмогильного камня известным шейхом Зайнуллой Расулевым. Он же приводит услышанную им легенду, в которой сообщается, что Рамазан Аулия встретился с врагами. Во время битвы ему

т

отрубили голову, он взял в руки свою голову и забежал на гору. Когда поднялись за ним вслед, то увидели свежевырытую могилу, в которой его похоронили ангелы [5, с. 111].

Более раннее письменное упоминание о захоронениях святых на горе Ауштау мы находим в статье Р.Г. Игнатьева «Гора Аушкуль и озеро того же имени (Троицкого уезда)», опубликованной 27 февраля 1865 г. в «Оренбургских губернских ведомостях». Приведем отрывок из нее с сохранением орфографии и пунктуации первоисточника: «Аушкуль гора в Троицком уезде, Тунгатаровской волости 3 башкирского кантона, в 148 вер. от г. Троицка близ д. Барангулово: эта гора -одна из отраслей Уральского хребта - получила свое название от находящегося близ ее озера Аушкуль иначе Ушкуль; местные башкиры и гору не зовут Аушкулем, а Аушем.

Аушкуль или Ауш слывет святою горою и привлекает к себе немало богомольцев из окрестных магометан. На вершине горы видны 3 могилы, из которых одно предание приписывает какому-то Харзаману, почитаемому святым (авлия), а другие - двум его ученикам, имена которых неизвестны, но они тоже святые; все трое, по сказаниям местных башкир, во времена древние проповедовали закон великого Мухаммеда людям неверным и обратили не мало народа к истинной вере. Башкиры уверяют, что кто помолится на этих могилах с верою, того молитва будет услышана, великий Аллах исполняет всякое желание истинно верующего, больные получают, будто бы, исцеление...

Гора Аушкуль высокая и крутая, могилы же святого Харзамана и его учеников находятся на самой вершине, а не доходя сажен примерно 70 истекает источник чистой воды, который тут же не далее 10 саж., уходит в землю. Богомольцы прежде совершают обычное омовение в ручье, а потом уже самою узкою тропою взбираются на вершину горы, и тот, по их мнению, за кем мало грехов легко, без усталости доходит до святых могил.» [9, с. 2].

В эпитафии учителем шейха Мухаммеда Рамазана аль-Ауши обозначен основа-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

тель суфийского братства Кубравия шейх Нажметдин аль-Кубра (1145-1221). В ней указывается, что Мухаммед Рамазан умер в 651 г. по хиджре (1253 г. по христианскому летоисчислению) во время правления Берке-хана (хотя по историческим сведениям он был правителем Золотой Орды в 1257-1266 гг.). Известно, что основатель ордена кубравийа Нажметдин Кубра (11451221) погиб в Хорезме во время монгольского нашествия. Один из его заместителей по имени Сайфетдин ал-Бахарзи (ум. 1260) обратил в ислам золотоордынского хана Берке [10, с. 55-56].

Таким образом, упомянутый Мухам-мад Рамазан аль-Ауши и Берке-хан входили в один суфийский орден Кубравия. При Берке-хане начался процесс исламизации населения Золотой Орды [7, с. 503-507].

Легенда гласит, что после смерти шейха Мухаммеда Рамазана его ученики остались жить рядом с его могилой и нашли вечный покой рядом с учителем. О существующей традиции ухаживать за могилами предков пишет Таджетдин Ялчигул углы аль-Башкурди, поселившийся рядом с могилой отца, умершего в Мамадышском уезде по пути возвращения из хаджа [11, с. 136].

Памятник № 2. Надмогильный камень шейха ордена накшбандия имама Мутага-

Рис. 1. Эпитафия на могиле шейха Мухаммада Рамазана аль-Ауши на горе Ауш-тау

ра - сына муллы Амангильди (1823-1886) на кладбище д. Сураманово. Высота камня 69 см, ширина 36 см, толщина 7 см. Эпитафия изготовлена из местного песчаника. Памятник, заканчивающийся сверху полукругом. Форма арки символизирует собою дверь загробного мира, куда перемещается душа усопшего. Текст письма выполнен внутри рамки, над надписью выбит полумесяц. Поставленный надмогильный камень - один из дорогих и трудоемких в изготовлении эпитафийных памятников. Каллиграфически ровно вырезанные буквы на памятнике свидетельствуют о мастерстве резчика-каллиграфиста. Надпись выполнена в традициях арабографичного рукописного письма. По сообщениям местных жителей, Мутагар-хальфа еще при жизни пользовался огромным уважением среди населения не только своей округи. При мечети была открыта начальная школа для мальчиков, где их обучали основам ислама. К нему приезжали учиться из близлежащих мусульманских деревень. Последователь тариката накшбандия шейх Мутагар-хальфа был не только религиозным деятелем, но и прекрасным знатоком народной медицины и целебных трав. По воспоминаниям старожилов, летом к нему в гости приезжал и Зайнулла Расулев.

Текст:

?Г И Цз ^ АА^ ^лп.КМ!

Транслитерация: «ТэYэффа эш-шэйх мулла Мотаhар ибн мулла Амангилде эн-Нэтсшбэнди 1884 йыл 12 февралдэ сэнэ 63».

Перевод: «Умер шейх мулла Мутагар бин мулла Амангильди аль-Накшбанди в 1886 году 12 февраля в возрасте 63 года».

В материалах ревизской сказки за 1859 г. в д. Сураманово 7-й юрты 6-го башкирского кантона Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (№ 29) проживала семья указного муллы соборной мечети

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 38, № м ст^^^^ШТШШТШШтП 73

д. Сураманово Мутагара Амангильдина. Ему было 36 лет (1823 г. р.), был женат на Гафифе Галиуллиной (1830 г. р.). У них было два сына: Габдрахман (1854 г. р.) и Му-хамадей (1857 г. р.), и четверо дочерей: Ха-диса (1848 г. р.), Рахима (1850 г. р.), Гафия (1843 г. р.), Загида (1855 г. р.) [12, л. 1119].

При сравнении с данными ревизии прочтенное имя и дата рождения Мутагара Амангильдина полностью совпадают с текстами эпитафийного памятника.

Памятник № 3. Надмогильный камень шейха ордена накшбандия ахуна Гайсы сына Фатхуллы (1845-1921) на кладбище д.

Рис. 2. Эпитафия на могиле шейха Мутагар бин мулла Амангильди аль-Накшбанди в д. Сураман

Старобайрамгулово. Эпитафия изготовлена из белого известняка. Верхняя часть имеет форму трехцентровой арки. Текст выполнен внутри рамки. Надпись вырезана простым рукописным почерком насх. Высота камня 70 см, ширина 21 см, толщина 7 см. Всего 9 строк.

Текст:

Транслитерация: «ТэYэффа эш-шэйх Гайса бин Фэтхулла бин Хэбибулла бин эр-РэсYл сэнэ 1339 hижри 24-нче ноябрдэ 1886 сэнэ июль 29».

Перевод: «Умерший шейх Гайса бин Фатхулла бин Хабибулла бин ар-Расуль. По хиджре 1339 г. зулькагида 24, по христианскому летосчислению 1921 год 29 июля».

По ревизии 1859 г. Оренбургской губернии Троицкого уезда, 7-го башкирского кантона, 3-й юрты д. Авязово (ныне д. Шари-пово) под номером 36 зарегистрирована семья башкира - муллы Хабибуллы Расуле-ва, ему 71 год. У него жена - Маслифа Яну-закова, 62 года. С отцом проживает его сын Зайнулла, 26 лет. У Зайнуллы Хабибуллина жена Бибибадига Галиуллина, 20 лет. Вместе с ними проживают внуки - дети Фатхул-лы Расулева: Гайса - 14 лет, Муса - 12 лет. Таким образом, Гайса бин Фатхулла бин Хабибулла Расулев родился в 1845 г., прожив 76 лет, умер в 1921 г. [13, л. 481 об. - 484].

Гайса бин Фатхулла бин Хабибул-ла Расулев доводился родным племяником Зайнулле Расулеву. Гайса получил первоначальное образование в Юлдашевском медресе у Зайнуллы Расулева. Стал одним из первых мюридов шейха. В последующем окончил то же Троицкое медресе Ахмеда бин Халида аль-Менгери. После учебы служил имам-хатибом в мечети деревни Яльчигулово Троицкого уезда Оренбургской губернии. Занимался обучением детей. В 1888 г. назначается ахуном Тунгатарской волости и затем переезжает в деревню Ста-робайрамгулово Троицкого уезда Оренбургской губернии. В 1904-1905 гг. принимал участие в русско-японской войне, служил полковым муллой при штабе 3 -й Маньчжурской армии. Был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. После окончания войны возвратился на родину и занялся общественно-релегиозной деятельностью. Писал стихи. Сохранилось несколько поэтических произведений Гайсы Расулева. Возникновение башкирской народной песни «Илсе-Гайса» связывают также с его именем.

Рис. 3. Эпитафия на могиле ахуна Гайсы Расу-лева в д. Старобайрамгулово

Памятник № 4. Надмогильный камень шейха ордена накшбандия ахуна Мусы сына Фатхуллы (1847-1904) на кладбище с. Ахуново. Эпитафия изготовлена из белого известняка. Верхняя часть имеет форму арки. Текст выполнен внутри рамки. Надпись вырезана рукописным почер-

Транслитерация: «ТэYэффа эл-хажи эл-галим эл-медэррис Муса бин Фэтхулла 1322 сэнэ фи горрэ рамадан».

Перевод: «Покойный хажи, ученый, учитель Муса бин Фатхулла. По хиджре 1322 году в месяц рамадан». По христианскому летоисчислению соответствует 1904 г. октября месяца.

Сведения про эту эпитафию сохранились и в Личном фонде Ризаитдина Фахрет-динова, хранящемся в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге [14, л. 70]: «Оренбург гу-бернасы Вернеурал ейэзе Ахун кэрйэсендэ икенче мэхэллэдэ имам вэ ахун Муса хажый бин Фэтхулланьщ кэбер ташында бейлэ

язылмыштыр: ТэYэффа эл-хажи эл-галим эл-медэррис Муса бин Фэтхулла 1322 сэнэ фи горрэ рамазан».

Перевод: «На каменной эпитафии имама и ахуна второй махалли деревни Аху-ново Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии Мусы бин Фатхуллы написано так: Покойный хадж, ученый, преподаватель медресе Муса сын Фатхуллы, 1322 год [хиджры], месяц рамадан».

Рис. 4. Эпитафия на могиле ахуна Мусы Расуле-ва в д. Ахуново

Муса бин Фатхулла упоминается в энциклопедическом произведении Р. Фахрет-динова «Асар» [15, с. 308]. Автор сообщает, что встречался с ним несколько раз в Уфе. Датой рождения Мусы Фатхуллина Р. Фах-ретдинов называет 1838 г. В вышеприведенной ревизии по д. Шарипово (Авязово) Муса бин Фатхулла бин Хабибулла Расулев родился в 1847 г. Муса Расулев также приходился родным племянником шейха Зай-нуллы Расулева. Он получил образование в том же Троицком медресе, служил с ним в одном Юлдашевском приходе, а в 1882 г. сопровождал дядю во время хаджа, посетив Стамбул, Иерусалим, Мекку и Медину. Возможно, в эти годы Муса, ставший мюридом З. Расулева, увлекся суфийским уче-

ком насх. Текст:

нием накшбандия и получил титул шейха. 27 марта 1890 г. Муса Фатхуллович Расулев был переведен на должность 1-го муллы 1-й соборной мечети города Верхнеуральска (указ от 10 апреля 1890 г. № 1235). Согласно указу от 29/30 апреля 1897 г. № 857 Муса Расулев был переведен на должность 1-го муллы 2-й соборной мечети деревни Ахуно-вой Тептяро-Учалинской волости Верхнеуральского уезда (ныне Учалинского района РБ). По представлению Оренбургского магометанского духовного собрания № 375 от 21 января 1899 г. «как духовное лицо вполне благонадежное, отличающееся примерным поведением и ревностью к исполнению служебных обязанностей и возлагаемых на него поручений и хорошо знающее русскую грамоту», он был назначен ахуном Тептяро-Учалинской волости [16, с. 250].

Муса Расулев по просьбе Р. Фахретдино-ва написал для энциклопедии «Асар» подробную биографию своего учителя шейха З. Расулева, которая вошла в сборник «Биография шейха Зайнуллы Расулева», составленный Р. Фахретдиновым [17, с. 108].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В указанном Личном деле Р. Фахрет-динова в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН сохранился текст другой эпитафии из д. Ахуново: «Оренбург губернасы Верхнеурал ейэзе Ахун кэрйэсендэ икенче мэхэллэдэ имам вэ ахун дамулла Ягкуб хэзрэтнец кэбер та-шында бейлэ язылмыштыр: Бисмиллаhир-рахманир-рэхим. Эл-хажый эл-хэрэмэйен мин дамулла Ягкуб бин мулла Эхмэд эл-мэрхYм 50 йыл дэрес шуб 90 йэшендэ ва-фат 7 октябрдэ 1894 йылда ходэвэндэ кэрим тариф рэхмэт эйлэсYн. Амин. Ахунд Гари-фулла бин Фазлулла».

Перевод: «На каменной эпитафии имама и ахуна второй махалли деревни Ахуно-во Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии дамуллы, хазрета Якуба написано так: Именем бога милостивого и милосердного. Покойный, хажи, дамулла Якуб бин Ахмед 50 лет преподавал, умер в 90 лет 7 октября 1894 года. Пусть Всевышний окажет ему милость. Аминь. Ахун Гарифулла бин Фазлулла» [13, л. 75].

Памятник № 5. На кладбище деревни Аккужа находится эпитафия Хабибуллы Расулева (1788-1859 (?)), отца широко известного шейха накшбандийского тариката Зайнуллы Расулева. Сведения о братьях З. Ра-сулева, то есть других сыновьях Хабибул-лы Расулева - Гайсе и Мусе, были приведены выше. Эпитафия изготовлена из белого известняка. Двухстрочный текст выполнен внутри рамки. Каллиграфически ровно вырезанные буквы на памятнике свидетельствуют о мастерстве резчика-каллиграфиста. Надпись выполнена в традициях арабографичного рукописного письма насх. Высота камня 65 см, ширина 26 см, толщина 8 см. Памятник заканчивается кверху полукругом, что позволяет проследить параллели с формами «большой» архитектуры (порталами мечетей, мавзолеев, формами михраба), которые проецируются на камне-надгробии. Форма арки символизирует собою дверь загробного мира, куда перемещается душа усопшего. Памятник обнесен камнями.

Текст:

Транслитерация: «Хэбибулла бин РэсYл эбY мулла Зэйнулла».

Перевод: «Хабибулла сын Расуля, отец мулла Зайнуллы».

Как указывали выше, по ревизии 1859 г. Хабибулла Расулев с семьей проживал в д. Авязово, позже переехал в д. Аккужа, где и скончался.

Таким образом, в статье были рассмотрены некоторые мусульманские эпитафии, установленные на территории нынешнего Учалинского района Республики Башкортостан. Исследование арабографичных надписей проведено нами в плане сравнения с архивными и опубликованными источниками.

Указанные памятники являются одним из источников в изучении истории не только упомянутого района, но и истории ислама и суфизма России в целом. Часто арабо-графичные надписи эпитафий выступают в роли единственного источника при изуче-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 38, № 1(101)111111111111111111111111111111111

Рис. 5. Эпитафия на могиле Хабибуллы Расуле-ва в д. Аккужа

нии истории исламской культуры в регионе. Все это делает весьма актуальными работы по дальнейшему изучению арабогра-фичных надписей. Уникальные возможности арабографичной эпиграфики по реконструкции исторического прошлого башкирского народа и его письменной культуры продолжают привлекать внимание специалистов к изучению надписей. Несмотря на большие успехи отечественных ученых по выявлению, переводу и научной интерпретации эпиграфических памятников, эта работа все еще далека от завершения. Множество надписей на арабской графике остаются неисследованными, их данные не введены в научный оборот и остаются вне поля зрения специалистов. По количеству, жанровому многообразию и научной ценности арабографичные эпиграфические памятники на территории Учалинского района представляют собой большой интерес для науки.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Салихов А.Г. Некоторые итоги археографической экспедиции в Учалинский район РБ // Нугман Мусин: межкультурный диалог на Евразийском пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посв. 85-летию нар. писателя РБ. Уфа: ИЦ «Аэрокосмос ноосфера», 2016. С. 218-221.

2. Булгаков Р.М., Усманова Р.А. О чтении одной арабской эпитафии в Учалинском районе Республики Башкортостан // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию медресе «Галия» (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.). Уфа: Мир печати, 2016. С. 287-299.

3. Аккубеков Р.Ю. Эпитафийные памятники шейхов Учалинского района Республики Башкортостан // Востоковедение в Башкортостане: сб. науч. ст., посв. памяти чл.-корр. АН РБ, докт. филол. наук, проф. Ишмухамета Гиль-мутдиновича Галяутдинова / сост. А.Г. Салихов, С.А. Искандарова; ред.: А.Г. Салихов (отв. ред.), С.А. Искандарова, Ш.В. Нафиков. Вып. 1. Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2018. С. 211-220.

4. Асфандияров А.З. История сел и деревень

Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. С. 16-17.

5. Вилданов F. Башкортостанда тарихи идтэ-лектэр // Башкорт аймагы. 1925. № 1. 110-112 б.

6. Фонд рукописей Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН. А108. № 13.

7. Бартольд В.В. Беркай // Бартольд В.В. Соч. Т. V. Работы по истории филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968. С. 503-507.

8. Бартольд В.В. Сарай // Бартольд В.В. Соч. Т. III. Работы по исторической географии. М.: Наука, 1965. С. 483-484.

9. Игнатьев Р.Г. Гора Аушкуль и озеро того же имени (Троицкого уезда) // Оренбургские губернские ведомости. 1865. 27 февр.

10. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. / Пер. с англ. А.А. Ставиской, под ред. и с пре-дисл. О.Ф. Акимушкина. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. 328 с.

11. Галяутдинов И.Г. Тарих нама-и булгар Тад-жетдина Ялсыгулова / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. Уфа: Китап, 1998. 269 с.

12. Ревизская сказка д. Сураманово // Национальный Архив Республики Башкортостан. Ф. 138. Оп. 2. Д. 287. Л. 1119. Электронный архив: www.edoclib.gasrb.ru.

13. Ревизская сказка д.. Шарипово // Национальный Архив Республики Башкортостан. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 111. Л. 481 об. - 484. Электронный архив: www.edoclib.gasrb.ru

14. Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН. Ф. 131. Оп. 1. Д. 5.

15. Фахретдинов Р. Асар. Т. 3-4. Казань: Рухият, 2010. 648 с.

16. Денисов Д.Н. Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII - начало ХХ в.). М., 2011. 370 с.

17. Фахретдинов Р. Асар. Книга первая. Уфа: Ги-лем, 2006. С. 108. (На башк. яз.).

R E F E R E N C E S

1. Salikhov A.G. Nekotorye itogi arkheograficheskoy ekspeditsii v Uchalinskiy rayon RB [Some results of an archaeographic expedition to the Uchalinsky district of the Republic of Bashkortostan]. Nug-man Musin: mezhkulturnyy dialog na Yevraziys-kom prostranstve]. Nugman Musin: Intercultural dialogue in the Eurasian space]. Proceedings of the All-Russian Science and Research Conference dedicated to the 85th anniversary of the national writer of the Republic of Bashkortostan]. Ufa, Aerokosmos noosfera, 2016, pp. 218-221. (In Russian).

2. Bulgakov R.M., Usmanova R.A. O chtenii odnoy arabskoy epitafii v Uchalinskom rayone Respubliki Bashkortostan [On reading an Arabic epitaph from the Uchalinsky district of the Republic of Bashkortostan]. Idealy i tsennosti islama v obrazovatelnom prostranstve v XXI veke [Ideals and values of Islam in the educational space of the 21st century]. Proceedings of the International Science and Research Conference dedicated to the 110th anniversary of the Galia Madrasah (Ufa, November 9-10, 2016). Ufa: Mir pechati, 2016, pp. 287-299. (In Russian).

3. Akkubekov R.Yu. Epitafiynye pamyatniki sheyk-hov Uchalinskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Sheiks' epitaphic monuments from the Uchalinsky district of the Republic of Bashkortostan]. Vostokovedeniye v Bashkortostane [Oriental studies in Bashkortostan]. Collected scientific papers commemorated to Professor Ishmukhamet G. Galyautdinov, Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. Dr. Sci. in Philology. A.G. Salikhov, S.A. Iskanda-rova (compilers). A.G. Salikhov, S.A. Iskandarova, Sh.V. Nafikov (eds). Vol. 1. Ufa, IIYaL UFITs RAN, 2018. P. 211-220. (In Russian).

4. Asfandiyarov A.Z. Istoriya sel i dereven Bashkorto-stana i sopredelnykh territoriy [History of rural settlements in Bashkortostan and adjacent regions]. Ufa, Kitap, 2009, pp. 16-17. (In Russian).

5. Vildanov G. Bashkortostanda tarihi istelekter [Historical monuments of Bashkortostan]. Bashkort Aimagy - Bashkir Land, 1925, no. 1, pp. 110-112. (In Bashkir).

6. Manuscript collection of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, RAS. A108. No. 13.

7. Bartold V.V. Berkay [Berkay]. Sochineniya [Works]. Vol. 5. Raboty po istorii filologii tyurkskikh i mon-golskikh narodov [Works on the history of philology of Turkic and Mongolian peoples]. Moscow, Nauka, 1968, pp. 503-507. (In Russian).

8. Bartold V.V. Saray [Saray]. Sochineniya [Works]. Vol. 3. Raboty po istoricheskoy geografii [Works on historical geography]. Moscow, Nauka, 1965, pp. 483-484. (In Russian).

9. Ignatyev R.G. Gora Aushkul i ozero togo zhe imeni (Troitskogo uyezda) [Mount Aushkul and the lake of the same name (Troitsky district). Orenburgskie gubernskie vedomosti - Orenburg Provincial Gazette, February 27, 1865. (In Russian).

10. Trimingham J.S. Sufi orders in Islam. Russian edition. Moscow, Nauka. Glavnoe izdatelstvo vostochnoy literatury, 1989. 328 p.

11. Galyautdinov I.G. Tarih nama-i Bulgar Tadzhetdina Yalsygulova [History of the Bulgars by Tadzhetdin Yalsygulov]. E.R. Tenishev (ed.). Ufa, Kitap, 1998. 269 p. (In Russian and Bashkir).

12. National Archive of the Republic of Bashkortostan. Revision records of the village of Suramano-vo. Fond 138, opis 2, delo 287, list 1119. vailable at: www.edoclib.gasrb.ru

13. National Archive of the Republic of Bashkortostan. Revision records of the village of Sharipovo. Fond I-138, opis 2, delo 111, list 481, oborot 484. Available at: www.edoclib.gasrb.ru

14. Archive of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences. Fond, 131, opis 1, delo 5.

15. Fakhretdinov R. Athar [Memory]. Vol. 3-4. Kazan, Rukhiyat, 2010. 648 p. (In Tatar).

16. Denisov D.N. Ocherki po istorii musulmanskikh obshchin Chelyabinskogo kraya (XVIII-nachalo XX v.) [Essays on the history of Muslim communities in the Chelyabinsk region (18th to early 20th centuries)]. Moscow, 2011. 370 p. (In Russian).

17. Fakhretdinov R. Athar [Memory]. Book 1. Ufa, Gilem, 2006. 108 p. (In Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.