Научная статья на тему 'ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНИ, ИЗУЧЕННЫЕ ШИХАБУТДИНОМ МАРДЖАНИ'

ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНИ, ИЗУЧЕННЫЕ ШИХАБУТДИНОМ МАРДЖАНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИХАБУТДИН МАРДЖАНИ / "МУСТАФАДЕЛЬ-АХБАР ФИ АХВАЛИ КАЗАН ВА БУЛГАР" / НАДМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ / КАЗАНЬ / НЕКРОПОЛИ / ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / SHIHABUTDIN MARJANI / "MUSTAFADEL-AHBAR FI AHWALI KAZAN VA BULGAR" / GRAVESTONES / KAZAN / NECROPOLISES / EPIGRAPHIC MONUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайнутдинов Айдар Марсилевич

Особый интерес для изучения истории, культуры и языка татарского народа представляют древние надгробия. Одним из первых ученых, обратившихся к их исследованию, был Шихабутдин Марджани. Он многое сделал для татарской эпиграфики, изложив некоторые известные ему факты в труде «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Извлечение вестей о событиях Казани и Булгара»). Марджани выявил и изучил древние надмогильные плиты, обнаруженные на территории Кабанского городища, а также при строительных работах на улице Воскресенской (современная улица Кремлевская г.Казани), составил полное описание их текстов с авторскими комментариями. Таким образом он внес существенный вклад в выявление и изучение самых древних татарских эпиграфических памятников столицы Татарстана. Но несмотря на безусловный авторитет Марджани, разночтения в датировках, именах породили сомнения в правильности прочтения текста некоторых эпиграфических памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN EPIGRAPHIC MONUMENTS STUDIED BY SHIHABUTDIN MARJANI

Epigraphic monuments are of great value as a source for studying their history, language, and culture. One of the first scholars to turn to this area of research was Shihabutdin Marjani. He contributed a lot to the Tatar epigraphy by expounding some facts he had learnt in his work Mustafadel-ahbar fi ahwali Kazan va Bulgar ( Extracting the News of the Events of Kazan and Bulgar ). S. Marjani identified and studied the ancient tombstones discovered on the Kabansky settlement territory, as well as during construction works on Voskresenskaya Street (modern Kremlin Street) and made a full description of their texts with author’s comments. Thus, he made a significant contribution to the identification and study of the most ancient Tatar epigraphic monuments of Kazan. However, despite the unconditional authority of Sh. Marjani, discrepancies in dates and names raised doubts about the correct reading of the text of certain epigraphic monuments.

Текст научной работы на тему «ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНИ, ИЗУЧЕННЫЕ ШИХАБУТДИНОМ МАРДЖАНИ»

УДК 930.27:94(470.41)

DOI: 10.22378Ле.2020-5-1.68-74

ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНИ, ИЗУЧЕННЫЕ ШИХАБУТДИНОМ МАРДЖАНИ

А.М. Гайнутдинов

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

aydargm@yandex.ru

Особый интерес для изучения истории, культуры и языка татарского народа представляют древние надгробия. Одним из первых ученых, обратившихся к их исследованию, был Шихабутдин Марджани. Он многое сделал для татарской эпиграфики, изложив некоторые известные ему факты в труде «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Извлечение вестей о событиях Казани и Булгара»). Марджани выявил и изучил древние надмогильные плиты, обнаруженные на территории Кабанского городища, а также при строительных работах на улице Воскресенской (современная улица Кремлевская г.Казани), составил полное описание их текстов с авторскими комментариями. Таким образом он внес существенный вклад в выявление и изучение самых древних татарских эпиграфических памятников столицы Татарстана. Но несмотря на безусловный авторитет Мард-жани, разночтения в датировках, именах породили сомнения в правильности прочтения текста некоторых эпиграфических памятников.

Ключевые слова: Шихабутдин Марджани, «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар», надмогильные камни, Казань, некрополи, эпиграфические памятники

Для цитирования: Гайнутдинов А.М. Эпиграфические памятники Казани, изученные Шихабутдином Марджани // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 1. С. 68-74. БО!: 10.22378/Ье.2020-5-1.68-74

Среди объектов историко-культурного наследия татарского народа, дошедших до наших дней, особо выделяются эпиграфические памятники с арабографичными надписями. В силу своей многочисленности и распространенности в регионах компактного проживания татар они представляют значительную ценность как источник для изучения истории, языка и культуры народа.

Традиция установки эпиграфических памятников на могилах умерших идет от древних тюрков. Известны камни с руническими письменами, датированные 731 и 734 гг., установленные в честь тюркских правителей Культягина и Бильгекагана. У тюркских народов была распространена

традиция установки балбалов (каменных статуй). Считалось, что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих родственников [1, 5 б.]. Балбалы выполняли те же функции, что и надгробные памятники.

После принятия ислама тюрки начали ставить на могилы камни с текстами на арабской графике, т.к. ислам запрещал изображения человека. Помимо имен и дат на них наносились аяты из Корана и хадисы (высказывания пророка Мухаммада). До завоевания Волжской Булгарии войсками Бату хана у местного населения не было обычая установки каменных надгробий. По мнению ученых М.И. Ахметзянова и Р.Ф. Фахрутдинова, эта практика пришла в Поволжье вместе с золотоордынской цивилизацией [2, 9 б.; 6, с. 71]. Именно в период Золотой Орды в крае появляются первые арабографичные памятники, традиция установки которых не прерывалась до наших дней.

Особый интерес для изучения представляют эпиграфические памятники, сохранившиеся в г.Казани. Одним из первых ученых, обратившихся к их исследованию, был Шихабутдин Марджани (1818-1889). Он многое сделал для татарской эпиграфики, изложив некоторые известные ему факты в труде «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Извлечение вестей о событиях Казани и Булгара»). Первый том этого фундаментального исторического сочинения был издан в 1897 г., второй - в 1900 г. Марджани, в частности, изучил две древние надмогильные плиты, обнаруженные на территории Кабанского городища1, и составил полное описание их текстов.

Первая из плит была установлена на могиле человека по имени Ахмад. По мнению Марджани, там написаны следующие слова:

1) «hYвэл-хэййYл-лэзии лээ йзмуут

2) вз кYллYхэййин...

3) Эхмзд...

4) рахмзтзн e33c^ah фани двнйадин

5) бакый ахирзт тарих алты

6) твшдзн алты щал зт звлхищщз

7) айых сзкер квн зрнз квн зт

8) зл-мзYтY бззбYн вз кYллYн-нззси d33XbirnYhY

9) бзгъдзл-мзYт».

Перевод на русский язык: «Он [Аллах] - Живой, который не умирает. Ахмет... ([пусть Аллах помилует его] обширной милостью) из тленного мира в вечный мир... Был шестидесятый год из шести мест, восьмой день

1 Кабанское городище XIII в. расположено вблизи озера Средний Кабан. В 1665 г. на его месте был основан Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь, просуществоваваший до 1917 г. Монастырь долгое время являлся загородной резиденцией Казанского Архиерейского Дома, вследствие чего за ним накрепилось еще одно название - Архиерейская дача (Архирейское подворье).

месяца зульхиджжа, пятница. Смерть - дверь, каждый человек после смерти оттуда войдет» [4, 27 б.].

Некоторые слова в данном тексте звучат нетипично для такого рода памятников и не совсем понятны. По этой причине возникает вопрос: «Правильно ли прочитал текст эпитафии Ш. Марджани?» Слова «алты тешдэн алты жал» («шесть лет из шести мест») Ш. Марджани перевел как «660 год» [3, 119 б.], однако в другой публикации его труда приведена дата «666 год» [4, 5 б.]. Какая из этих дат правильная? 8-й день месяца зульхиджжа 660 г. по хиджре приходится на 29 октября 1262 г. 8-й день месяца зульхиджжа 666 года по хиджре будет 25 августа 1268 г. (по старому стилю).

Опираясь на указанные нестыковки, исследователь А. Хайри пришел к выводу, что Ш. Марджани неправильно передал текст и предложил свой вариант прочтения эпитафии: «Алты ^р ван алтышы жал ите зелхижжэ аех сэкер кен эрне кен ите» («Был шестьсот шестнадцатый год, восьмой день месяца зульхиджжа, пятница») [5, 77 б.]. Согласно ему, получается, 8-й день месяца зульхиджжа 616 г. по хиджре приходится на 20 февраля 1220 г. (по старому стилю). Однако в ту эпоху, как уже отмечалось, в Поволжье еще не было традиции устанавливать на могилах арабографичные памятники. Она пришла сюда не ранее 80-х гг. XIII столетия, поэтому датировка эпиграфического памятника на Кабанском городище первой половиной XIII в. вряд ли правомерна. О сохранности данного исторического надгробия в настоящее время ничего не известно, как и нет возможности прочесть текст на нем. По всей вероятности, памятник уже утрачен.

Примечательно, что камнем с Кабанского городища заинтерсовался известный языковед-тюрколог Н.И. Ашмарин (1870-1933). Он предложил свой вариант прочтения эпитафии, отличающийся от предложенного Ш. Марджани не только датой, но и именем умершего человека:

1) «...Былдаш(Йылдаш) ул Ба(Йа)

2) ...р Алтын Берти

3) (рахмэт^ллааЫ галэйhээ

4) рахмэтэн вээсигаh фани денйара

5) бакый а щан туй тарих алт ЩYP

6) тухыр ван алт с щал эт зэлхищщэ

7) айых сэкер кен ирен кен эт

8) эл-мэYтY бээбYн вэ кYллYн-нээси дээхыйлYh

9) вэ йээ лэйтэ шэгърии

10) бэгъдэл-мэYти бид-дээр» [1, с. 107].

Н. Ашмарин приводит перевод данного текста на русский язык: «Ылтынъ-Бюрди(?), дочь... Ба(Иа)..., сына..., да будетъ над нею милость Божия милостью широкою. Возвращение ея изъ мира тленнаго въ миръ (?) вечный совершилось по времясчислению въ 696-омъ году, въ восьмой день месяца зуль хиджа, въ день пятницы. Смерть есть дверь, и все люди

войдут въ нее. О, если бы мне знать объ обиталище моемъ после смерти!» [1, с. 108].

По нашему мнению, Н.И. Ашмарин верно расшифровал надписи на памятнике, только имя Ылтын-Бюрди, все-таки нужно читать, наверно, как Алтын Бюртек, т.к. в тексте, приведенном выше, это имя написано с буквой «т», а не «д», а буква «к», возможно стерлась или была написана на следующей строке. Таким образом, Ашмарин доказал, что покойная умерла 27 сентября 1297 г., что не вызывает никаких сомнений.

Ш. Марджани описал еще одно надгробие с арабографичным текстом, располагавшееся на Кабанском городище. Надпись на камне гласила:

1) «hYвзл-хзййYл-лззии лзз йзмуут

2) h3333 мзркaдYC-CYлтaaнил-зкбзрил-зкрaми гаусис-сзлззтыйн

3) зл-змиирил-мYкзррaми взлийй-

4) ил-мYзaффзри...

5) зл-кираами взл-зщззлиилил-гыйзаамил-гыйльми

6) илзз... зл-мYзaффзр-

7) -иш-шзрафзйни мYфзххaрил-...

8) взд-диин зaллзллaahY лил-галзмиин

9) ...

10) Хзсзн бзк бинеМирмзхмYд» [4, 5 б.].

Перевод на русский язык: «Он [Аллах] - Живой, который не умирает. Это - [могила] великого и щедрого правителя, помощника правителей, уважаемого повелителя, близкого победителя... уважаемых и великих ученых к... победитель двух почтенных... и гордость религии. Пусть Аллах хранит для миров... Хасан бек ибн Мирмахмуд». В другом месте Марджа-ни пишет, что это памятник Хасан бека ибн Махмуда [3, 28 б.].

На этом камне не указана дата смерти покойного, однако по палеографическим особенностям можно предположить, что он установлен в XIII-XIV вв. Данный памятник изучил известный эпиграфист Г.В. Юсупов (1914-1968), однако он мало что смог добавить к прочтению Ш. Мард-жани. Ученый лишь уточнил, что надгробие принадлежит Хасан-беку сыну Мир-Махмуда (а не сыну Махмуда), а также установил место его хранения - Государственный музей ТАССР (ныне Национальный музей РТ) [7, таб. 2].

В книге «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Ш. Мард-жани содержится информация еще об одном надмогильном камне, найденном в 1814-1815 гг. при строительных работах на улице Воскресенской (современная улица Кремлевская). Видный казанский предприниматель и меценат Ибрагим Юнусов перенес его в мечеть «Марджани» [4, 4 б.]. Данный камень вмурован в одну из внутренних стен мечети и любой желающий может его посмотреть. По мнению Марджани, надгробие принадлежало Мухаммадгали беку сына Шахмухаммад бека [4, 4 б.]. Наше знакомство с памятником показало, что в действительности ка-

мень был установлен на могиле Мухаммадгали бека сына Мухаммадшах бека, скончавшегося в 1530 г. Практически аналогичное прочтение дает Г.В. Юсупов [7, таб. 68].

Ниже приводим текст надписи на памятнике:

1) «КаалэллааhY Тэбээракэ вэ Тэгаалээ

2) кYллY мэн галэйhээ фээн вэ йэбкаа вэщhY

3) Раббикэ ЗYл-щэлээли вэл-икраам

4) тарих тукуз йез утуз

5) алтыда Мехэммэдшаh бик углы Мехэммэдгали

6) бик зелкагдэ айынд кяфер кулындин шэЫд».

Перевод на русский язык: «Сказал Всевышний Аллах: «Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». В месяце зулька'да девятьсот тридцать шестого года Мухаммадгали бек сын Мухаммадшаха бека стал мучеником от рук неверного».

Из-за того, что надгробие вмуровано в стены мечети, невозможно прочитать надписи на его оборотной и боковых сторонах. К счастью, Ш. Марджани приводит их содержание. На оборотной стороне камня написано: «Бу лэYхне углы Тэцреколы бэк бина кыйлды» («Этот камень установил Танреколы бек»), на правой стороне: «Каалэн- нэбии галэ^ис-сэлээм эд-дунйээ сээгатYн фэжгальhээ таагаЪ> («Сказал пророк (мир ему): «Этот мир есть один час, так посвяти же его поклонению»), на левой стороне: «Каалэ...» («Сказал...») [4, 4 б.].

Ш. Марджани внес существенный вклад в выявление и изучение самых древних татарских эпиграфических памятников Казани. Его исторический труд «Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» является настольной книгой для исследователей, изучающих татарскую эпиграфику. К сожалению, в настоящее время не все надгробия, выявленные Марджани, сохранились. При расшифровке некоторых текстов надгробий ученый допустил некоторые неточности и ошибки, но это никак не умаляет его заслуги в области эпиграфики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Н. Мусульманский камень на Архиерейской даче // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. XXI. Вып. 1. С. 92-112.

2. Эхмэтжанов М.И. Ташбилгелэргэ язылган татар эдэбияты урнэклэре. Казань, 2011. 215 б.

3. Мэржани Ш.Б. Эл-кыйсмел-эувэл мин китаби местэфадел-эхбари фи эхвали Казан вэ Болгар. Казан: Б.Л. Домбровский типографиясе, 1897. 264 б.

4. Мэржани Ш.Б. Эл-кыйсмес-сани мин китаби местэфадел-эхбари фи эхвали Казан вэ Болгар. Казан: Казан университеты тэбгыханэсе, 1900. 368 б.

5. Мэржани Ш.Б. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан hэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. 415 б.

6. Фахрутдинов Р. Золотоордынский Булгар // Татарская археология. 2006. № 1-2. С. 64-82.

7. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 322 с.

Сведения об авторе: Гайнутдинов Айдар Марсилевич - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); aydargm@yandex.ru.

KAZAN EPIGRAPHIC MONUMENTS STUDIED BY SHIHABUTDIN MARJANI

A.M. Gainutdinov

Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

aydargm@yandex.ru

Epigraphic monuments are of great value as a source for studying their history, language, and culture. One of the first scholars to turn to this area of research was Shihabutdin Marjani. He contributed a lot to the Tatar epigraphy by expounding some facts he had learnt in his work Mustafadel-ahbar fi ahwali Kazan va Bulgar (Extracting the News of the Events of Kazan and Bulgar). S. Marjani identified and studied the ancient tombstones discovered on the Kabansky settlement territory, as well as during construction works on Voskresenskaya Street (modern Kremlin Street) and made a full description of their texts with author's comments. Thus, he made a significant contribution to the identification and study of the most ancient Tatar epigraphic monuments of Kazan. However, despite the unconditional authority of Sh. Marjani, discrepancies in dates and names raised doubts about the correct reading of the text of certain epigraphic monuments.

Keywords: Shihabutdin Marjani, "Mustafadel-ahbar fi ahwali Kazan va Bulgar", gravestones, Kazan, necropolises, epigraphic monuments

For citation: Gainutdinov A.M. Kazan epigraphic monuments studied by Shihabutdin Marjani. Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2020, vol. 5, no. 1, pp. 68-74. DOI: 10.22378/he.2020-5-1.68-74

Историческая этнология. 2020. Том 5, № 1 REFERENCES

1. Ashmarin N. Musul'manskiy kamen' na Arkhiyereyskoy dache [Muslim stone at the Bishop's dacha]. Izvestiya Obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete [News of the Society of Archeology, History and Ethnography at the Imperial Kazan University]. 1905, vol. XXI, no. 1, pp. 92-112. (In Russian)

2. Akhmat®;anov M.I. Tashbilgelarga yazylgan tatar adabiyaty urnaklare [Samples of Tatar literature on monuments]. Kazan, 2011. 215 p. (In Tatar).

3. Margani Sh.B. Al-qismel-auwal min kitabi mestafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar [The first part of Removing news about the state of Kazan and the Bulgar]. Kazan, 1897. 264 р. (In Tatar).

4. Margani Sh.B. Al-qismes-sani min kitabi mestafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar [The second part of Removing news about the state of Kazan and the Bulgar]. Kazan, 1900. 368 р. (In Tatar).

5. Margani Sh.B. Mestafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar (Kazan ham Bolgar hallare turynda fajdalanylgan habarlar) [Removing news about the state of Kazan and the Bulgar]. Kazan. 1989. 415 р. (In Tatar).

6. Fakhrutdinov R. Zolotoordynskiy Bulgar [Golden Horde Bulgar]. Tatarskaya arkheologiya - Tatar archeology. 2006, no. 1-2, pp. 64-82. (In Russian)

7. Yusupov G.V. Vvedeniye v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku [Introduction to the Bulgar-Tatar epigraphy]. Moscow-Leningrad, 1960. 322 р. (In Russian)

About the author: Aidar M. Gainutdinov is a Candidate of Science (Philology), Senior Research Fellow of the Department of Historical and Cultural Heritage of the Peoples of Tatarstan, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); aydargm@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.