УДК 930.271
ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Д. СТАРЫЙ АШИТ1 А.М. Гайнутдинов
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация [email protected]
Статья посвящена анализу эпиграфических памятников д. Старый Ашит Ар-ского района Республики Татарстан. Каменные надгробия, описанные автором на старом кладбище деревни, свидетельствуют о древности селения, которое возникло в период Золотой Орды и продолжило существование в эпоху Казанского ханства. На другом более позднем кладбище сохранились 108 эпиграфических памятников XIX - начала ХХ вв. Среди них можно выделить надмогильные камни муллы Габ-дулгали сына муллы Габдулбасыйра и его сына Габделбадига - родственников ученого-просветителя Ш. Марджани. В статье представлены сведения о некоторых имамах д. Старый Ашит, получивших известность среди их современников.
Ключевые слова: татарская эпиграфика, памятники, надгробия, история, Старый Ашит, кладбища, имамы
Деревня Старый Ашит считается самым древним селением на реке Ашит [4, б. 228], от которой и происходит его название. Ф. Гарипова, исследуя этимологию слова Ашит (по татарски «Ашыт»), пришла к выводу, что оно тюркского происхождения и связано с племенем «ашина» («волк») [2, б. 41]. Известно несколько названий селения, бытовавших в разное время: Иске Ашыт, Олы Ашыт, Пустошь Шатуловка, Пустошь Ашыт иле, Базарлы Ашыт [4, б. 229]. До 1920 г. д. Старый Ашит входила в Больше-Менгерскую волость Казанского уезда Казанской губернии, однако исторически и экономически была тесно связана с селениями Мамсинской волости того же уезда.
По свидетельству Ш. Марджани, деревня несколько раз меняла свое местоположение: сначала находилась на реке Шахкул, затем на реке Кучма, пока не обосновалась на том месте, где она расположена сейчас [4, б. 228-229]. Народные предания связывают историю переселений с основателем деревни по имении Шахкул баба. Поселившись на одном месте, спустя некоторое время он нашел родник «КYчмэ чишмэсе» и решил переселиться поближе к нему. Позднее Шахкул баба нашел родник «Салават
1 Статья подготовлена в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (20142019 годы)» по теме «Историко-культурные исследования татарских сел Республики Татарстан».
чишмэсе» и вновь поменял место жительства. Это предание записал в июле 1973 г. известный археограф М.И. Ахметзянов со слов старожилов д. Пичментау [1, б. 40]. Откуда был родом Шахкул баба неизвестно. Считается, что некоторые семьи переселились в Старый Ашит из горной стороны современного Татарстана. В настоящее время в деревне еще встречаются их потомки [1, б. 19].
В пользу того, что д. Старый Ашит неоднократно меняла свое местоположение, говорит наличие в селении старого и нового кладбищ. Сотрудниками отдела историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ было проведено фронтальное обследование этих кладбищ на предмет выявления исторических захоронений, а также сбора эпиграфических материалов, содержащих информацию по ранней истории татарских селений Заказанья.
Старое кладбище находится на лугу, расположенном к западу от деревни. Оно уже давно не действует, заброшено и не огорожено. Там пасется скот, что считается недопустимым по народным поверьям. На сегодняшний день на кладбище сохранились 4 эпиграфических памятника. Один из них относится к периоду Казанского ханства и установлен на могиле неизвестной женщины, умершей в 940 г. по хиджре (1533-1534 гг.). К сожалению, сохранилась лишь средняя часть намогильного камня размерами 130х43х19 см. Остальные фрагменты утрачены.
Рис. 1. Эпиграфический памятник 1533-1534 гг., д. Старый Ашит, Арский район, РТ. Фото автора, май 2015 г.
Второй эпиграфический памятник, датируемый ХУ1-ХУ11 вв., также представлен лишь одним большим фрагментом размерами 124х48х19 см. Надписи на нем сильно повреждены, из-за чего невозможно атрибутировать и узнать точную дату смерти человека, которому установлен камень.
Помимо указанных памятников на кладбище когда-то находились еще две древние надмогильные плиты. В 1907 г. богач из д. Старый Ашит Гатаулла Хасанов (1862-1927) установил на месте разрушившихся к тому времени надгробий новые камни, о чем упоминается в эпитафиях на них. В настоящее время эти памятники находятся в полуразрушенном состоянии. По рассказам местных жителей, под каким-то из камней был похоронен человек по имени Кадер или Каим. На одной из надмогильных плит, установленных Г. Хасановым, можно прочитать слова «Хэлил гыялы», что в переводе на русский язык означает «жена Халила». Размеры этих двух эпиграфических памятников: 107х33х12 см и 113х36х12 см.
Рис. 2. Эпиграфический памятник, установленный жене Халила, д. Старый Ашит,
Арский район, РТ. Фото автора, май 2015 г.
В середине ХХ в. видный эпиграфист Г. Юсупов выявил на древнем кладбище Старого Ашита два памятника, относящихся к эпохе Золотой Орды. К сожалению, до нашего времени они не дошли. Возможно, этими
памятниками являются два каменных фрагмента, обнаруженные сотрудниками отдела историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ во время эпиграфических экспедиций в Арском районе. Размеры фрагментов: 75х54х18 см и 113х36х12 см. Они не содержат каких-либо надписей. По мнению Г. Юсупова, один из двух камней был установлен на могиле Туктара сына Джалура, который умер в 758 г. по хиджре (1357 г.) [9, с. 40-41]. Примечательно, что языковед Ф. Хакимзянов прочитал имя на камне совсем по-другому: Рамазан сын Хальмуша [8, с. 146]. Таким образом, остается загадкой, кто там похоронен: Туктар сын Джалура или Рамазан сын Хальмуша.
Второй памятник золотоордынского периода, установленный на могиле Салиха сына Тутая, относился к VIII в. по хиджре (XIV в.) [9, с. 41]. Помимо данных надмогильных плит, в 1947 г. Г. Юсуповым были обнаружены еще два памятника той же эпохи, которые уже тогда оказались нечитаемы. Один из них находился на том же кладбище под землей, второй примерно в 0,5 км к югу от древнего кладбища, называемом «Ялгыз каен зираты» («Кладбище с одинокой березой»). По местным преданиям этот камень был установлен ханом на могиле своей дочери [10, с. 70].
Таким образом, эпиграфические памятники, сохранившиеся в окрестностях Старого Ашита, свидетельствуют о бесспорной древности селения. Время его основания можно с уверенностью отнести к периоду Казанского ханства, не исключая того, что это могло случиться еще раньше, в эпоху Золотой Орды.
На другом, более позднем кладбище д. Старый Ашит сохранились 108 эпиграфических памятников, 35 из которых относятся к XIX в., остальные к началу ХХ в. Самым ранним памятником следовало бы считать надмогильный камень, установленный на могиле Хайруллы сына Захи-дуллы, умершего в 1835 г. Однако этот камень был изготовлен намного позже, в конце XIX - начале XX вв. Наиболее древними из сохранившихся надгробий являются памятники, установленные на захоронениях Мухам-мадсадыйка сына Мухаммадъюсуфа и Мухаммадвали сына Мухаммадъю-суфа, умерших в 1869 г.
Большую часть каменных памятников дореволюционной истории татарского народа ставили, в основном, духовенство и представители высших слоев общества, так как изготовление надгробного камня обходилось очень дорого. Один камень стоил как одна лошадь, а за более изящные и красивые памятники приходилось отдавать столько денег, сколько стоило несколько лошадей. Простой народ мог позволить себе поставить только необработанный природный камень без надписи. Лишь примерно с 90-х гг. XIX в. татарское население в массовом порядке начинает устанавливать надмогильные камни.
Материал для изготовления надмогильных камней жители Старого Ашита и других селений Больше-Менгерской и Мамсинской волостей брали из карьеров с. Параньга и Новый Торъял (ныне Республика Марий
Эл). В редких случаях их заказывали из Средней Азии, Оренбургской области, где жили искусные мастера-резчики. До сих пор местные старожилы помнят, что намогильные плиты в старину называли «Бэрэцге ташла-ры» («Камни Параньги»). Материал отличался пластичностью, эластичностью и достаточно легко поддавался обработке. Намогильные камни, изготовленные из такого материала, отличались небольшими размерами, маленькой толщиной и полукруглым верхом. Такие намогильные плиты украшают практически все кладбища на севере Татарстана и чем дальше к югу, тем реже их можно встретить.
Процесс изготовления надгробного памятника был непростым, требовал много сил, трудолюбия и терпения. Обычно резчики выбирали недавно добытые камни, которые из-за влажности легче подвергались обработке. Если в процессе изготовления камень затвердевал, его помещали в воду и он снова становился пригодным для резьбы. Камень сначала пилили пилой, придавая ему форму, затем с помощью пера, специальных приборов и трафаретов расписывали и украшали орнаментами [7, б. 56].
Некоторые мастера оставляли на камне свою роспись, знаки или прямо писали свое имя в конце текста или на оборотной стороне камня. Так, на надгробиях кладбище д. Старый. Ашит встречается имя резчика Фидая. К сожалению, многие мастера по камню не делали этого, вследствие чего их имена не известны потомкам.
Среди памятников, сохранившихся на деревенском зирате, можно выделить надмогильные камни муллы Габдулгали сына муллы Габдулбасый-ра, умершего в 1915 г., и его сына Габделбадига, умершего в 1910 г. Габдул-гали хазрат был троюродным братом выдающегося ученого-просветителя Ш. Марджани. Родословная муллы Габдулгали выглядит следующим образом: Габдулгали бин Габдулбасыйр бин Габдуннасыйр бин Сайфульмулюк бин Музаффар бин Муртаза бин Гали бин Юсуф [4, б. 281]. Он родился в 1840 г., сначала был имам-хатыбом первой мечети д. Старый Ашыт, а с 1882 г. служил во второй мечети этого же села [6, с. 2-17].
К сожалению, не сохранилась надмогильная плита родного деда Ш. Марджани - муллы Габдуннасыйра бин Сайфульмулюка [4, б. 247]. Он был родом из д. Чукалы Симбирского уезда, долгое время (с 1792 г.) работал имамом-мударрисом в д. Старый Ашит. Ш. Марджани так описывает своего деда: «Он был известен сильной богобоязненностью, аскетизмом, знанием исламского права. Его вероубеждение было правильным, имел чистое сердце. Старался, чтобы его поведение и все дела соответсвовали шариату и Сунне пророка. Одежда его была скромной, как и его жизнь. Никого не боялся, всегда говорил правду, в своем поклонении Богу придерживался разных мазхабов (мусульманских правовых школ)» [5, б. 7]. Габдуннасыйр хазрат умер в 1833 г. в возрасте 75 лет [5, б. 7]. Его родословная, приводимая со слов самого Ш. Марджани, выглядит следующим образом: Габденнасыйр бин Сайфельмулюк бин Музаффар бин Муртаза бин Гали бин Юсуф [3, б. 147].
Бабушка Марджани Бибимахбуба (ее мать из рода мурз д. Старый Менгер - Зубайда бинте Гашур бин Мухаммад бин Ясни бин Утай) умерла в 1258 г. (1843) и тоже была похоронена в Старом Ашите [4, б. 283-284]. Здесь же похоронены мать Марджани Бибихабиба вместе со своей сестрой Бибихубайбой, а также дядя мелла Габдерракиб (умер в 1282 (1865) г.), сын Габденнасыйра [4, б. 284]. Таким образом семья Ш. Марджани в нескольких поколениях была связана с д. Старый Ашит. Не случайно, в его знаменитом труде «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Полезные сведения о Казани и Болгаре») представлены сведения о некоторых имамах д. Старый Ашит, получивших известность среди современников. Среди них:
1. Мелла Мухаммадрахим бин Юсуф бин Габделькарим бин Арслан ал-Ашыти. В этой деревене он родился и работал некоторое время муллой, затем переехал в д.Маскара, где и был похоронен [4, б. 263-264].
2. Биккул бин Ибрахим аш-Шаши (у него был сын мелла Мухсин) -имам в этой деревне [4, б. 276].
3. Мелла Сагид бин Ахмад бин Мухаммад бин Юсуф бин Габдельга-зиз бин Галикай бин Габдерраззак аш-Шырдани (у него были жена Гуль-чахра (дочь жителя деревни Салавата бин Муртазы бин Исмагила бин Юнуса бин Идриса), дети Габдессаттар, Габдельгаффар, Габдельвали, Ахмад, Джамиля, Фатыйма) - некоторое время был муллой [4, б. 280].
4. Мелла Сагид бин Ахмад - мулла [4, б. 282].
На кладбище д. Старый Ашит встречаются выходцы и из других деревень Заказанья. Например, здесь похоронены бывшие жители соседней д. Пичментау, д.[Нижняя] Береске (Атнинский район РТ), д. Каракуль (Высокогорский район РТ), села Параньга (Параньгинский район Республики Марий Эл) и др. В свою очередь, могилы выходцы из Старого Ашита были обнаружены во время эпиграфических экспедиций в ряде селений региона, в частности в д. Ташкичу.
Таким образом, изучение эпиграфических памятников д. Старый Ашит дает ценные сведения об истории селения, бытовых, деловых и родственных связях его жителей с населением соседних и отдаленных деревень, о людях, оставивших след в истории татарского народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эхмэтжанов М.И. Татар археографиясенэ сэхифэлэр. Тарих пэрдэлэре ^тэрелгэндэ: Фэнни-популяр хезмэт. Казан, 2012. 132 б.
2. Гарипова Ф.Г. Елгалар деньясына сэяхэт. Казан: Татар. кит. нэшр., 1992.
40 б.
3. Мэрж;ани Ш.Б. Эл-кыйсмес-сани мин местэфадел-эхбари фи эхвали Казан вэ Болгар. Казан, 1900. 368 б.
4. Мэржани Ш.Б. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан hэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. 415 б.
5. Мэрж;ани: Шиhабеддин эл-Мэрж;ани хэзрэтлэренец вэлядэтенэ йез ел тулу (1233-1333) менэсэбэтилэ нэшер ителде. Казан, 1333 (1915). 193 б.
6. Национальный архив РТ: 2 ф., опись 2, ед. хр. 3734.
7. Усманов В.М. Тарихи ядкэрлэр. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2005. 168 б.
8. Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар. М.: Наука, 1978. 184 с.
9. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 332 с.
10. Юсупов Г.В., Хисамутдинов Г.М. Булгарские эпиграфические памятники, найденные летом 1947 г.// Эпиграфика Востока. Т. 4. 1951. С. 69-74.
Сведенияоб авторе: Гайнутдинов Айдар Марсилевич - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Отдел историко-культурного наследия народов Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); [email protected]
EPIGRAPHIC MONUMENTS OF STARYY ASHIT VILLAGE
A.M. Gainutdinov
Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
The article is devoted to the analysis of epigraphic monuments of village Old Ashit, Arsk District of the Republic of Tatarstan. The stone tombs, described by the author in the old cemetery of the village, testify to the antiquity of the settlement which appeared during the Golden Horde period and continued its existance in the Kazan Khanate era. In another cemetery of a later period, 108 epigraphic monuments of the 19th - early 20th centuries have been preserved. The grave stones of Mulla Gabdulgali, the son of Mulla Gabdulbasyyr and his son Gabdelbadig, relatives of the scholar-enlightener Sh. Mardzhani can be distinguished among them. The article also contains information about some of the Old Ashit village imams who gained fame among contemporaries.
Keywords: Tatar epigraphy, monuments, tombstones, history, Old Ashit, cemeteries, imams
REFERENCES
1. Àhmâtganov M.I. Tatar arheografiyasena sahifalar. Tarih pardalare kYtàrelgàndà: [Memories from Tatar Archaeography. When the Historical Curtain Rises]. Kazan, 2012. 132 p. (In Tatar)
2. Garipova F.G. Elgalar don'yasyna sayahat [A Journey into the World of Rivers]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1992. 40 p. (In Tatar)
3. Margani SH.B. Al-kyjsmes-sani min mestafadel-ahbari fi ahvali Kazan va Bolgar [The Second Part of "News Regarding the State of Kazan and the Bulgar"]. Kazan, 1900. 368 p. (In Tatar)
4. Margani SH.B. Mestafadel-ahbar fi ahvali Kazan va Bolgar (Kazan ham Bolgar halldre turynda fajdalanylgan hdbdrldr) [News Regarding the Situation in Kazan and Bulgar]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1989. (In Tatar)
5. Margani: Shihabeddin dl-Margani hdzrdtldreneц vdlyaddtend jez el tulu (1233-1333) mendsdbdtild nasher itelde [Marjani: Published on the Occasion of Shihabutdin Maijani's One Hundred Years Anniversary (1233-1333)]. Kazan, 1333 (1915). (In Tatar)
6. Nacional'nyj arhiv RT [The National Archive of the Republic of Tatarstan]. 2 f., opis' 2, ed. hr. 3734. (In Russian)
7. Usmanov V.M. Tarihi yadkarlar [Historical Monuments]. Ufa, Dizayn-PoligrafServis Publ., 2005. 168 p. (In Tatar)
8. Hakimzyanov F.S. Yazyk ehpitafij volzhskih bulgar [The Language of the Epitaphs of the Volga Bulgars]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 184 p. (In Russian)
9. Yusupov G.V. Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu ehpigrafiku [Introduction to the Bulgar-Tatar Epigraphy]. Moscow-Leningrad, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1960. 332 p. (In Russian)
10. Yusupov G.V., Hisamutdinov G.M. Bulgarskie ehpigraficheskie pamyatniki, najdennye letom 1947 g. [Bulgar Epigraphic Monuments Discovered in the Summer of 1947]. Epigrafika Vostoka - Epigraphy of the East. 1951, Vol. 4, pp. 69-74. (In Russian)
About the author: Aidar M. Gainutdinov is a Candidate of Science (Philology), Senior Research Fellow, Department of Historical and Cultural Heritage of the Peoples of Tatarstan, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); [email protected]