Научная статья на тему 'Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья'

Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АШИТСКИЙ ДЖИЕН / ЗАКАЗАНЬЕ / ТАТАРЫ-ХЛЕБОПАШЦЫ / Ш. МАРДЖАНИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ / ASHIT JIEN / ORDERING / TARTAR BREAD-BRED / SH. MARDZHANI / HISTORICAL TOPOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков Радик Равильевич

В публикации представлен обзор коллективной монографии, подготовленной сотрудниками отдела историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, посвященной истории жителей татарских деревень Арского района Республики Татарстан (Старый Ашит, Старый и Новый Кинер, Мамся, Ташкичу). В статье подчеркивается большое значение книги в изучении истории татарского сельского населения Северного Заказанья, а также в восстановлении неизвестных страниц биографий видных татарских деятелей религиозного и культурного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW STUDY ON THE HISTORY OF TATAR RURAL POPULATION OF TRANS-KAZAN REGION

The paper presents an overview of the collective monograph prepared by the staff of the Department of Historical and Cultural Heritage of the Peoples of the Republic of Tatarstan at Sh. Mardzhani Institute of History of the Republic of Tatarstan Academy of Sciences. The monograph is dedicated to the history of Tatar villages inhabitants in the Arsk District of the Republic of Tatarstan (Old Ashit, Old and New Keener, Mamsim, Tashkich). The article highlights the great importance of the book in studying the Tatar rural population of the North Trans-Kazan region, as well as in the restoration of unknown pages from the biographies of prominent Tatar figures of religious and cultural enlightenment.

Текст научной работы на тему «Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья»

Новые книги

УДК 94(47) DOI: 10.22378^.2018-3-1.177-182

НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАКАЗАНЬЯ

Р.Р. Исхаков

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация [email protected]

В публикации представлен обзор коллективной монографии, подготовленной сотрудниками отдела историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, посвященной истории жителей татарских деревень Арского района Республики Татарстан (Старый Ашит, Старый и Новый Кинер, Мамся, Ташкичу). В статье подчеркивается большое значение книги в изучении истории татарского сельского населения Северного Заказанья, а также в восстановлении неизвестных страниц биографий видных татарских деятелей религиозного и культурного просвещения.

Ключевые слова: Ашитский джиен, Заказанье, татары-хлебопашцы, Ш. Марджани, историческая топография

Для цитирования: Исхаков Р.Р. Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 1. С. 177182. DOI: 10.22378/he.2018-3-1.177-182

Одним из важных направлений в исследовании татарской истории является изучение отдельных татарских населенных пунктов. В дореволюционный период татары были преимущественно сельским народом, поэтому обращение к истории татарской деревни позволяет понять особенности формирования их быта, традиционной культуры, хозяйственной деятельности и менталитета. Без изучения этой темы нельзя осмыслить «культурный код» народа, оценить и проанализировать сложные этносоциальные процессы, протекавшие в прошлом внутри татарского общества. Не секрет, что в современных условиях постиндустриального общества идет процесс разрушения аграрного уклада жизни, усиливается процесс урбанизации, что ведет к исчезновению большого количества деревень, жители которых являются главными хранителями традиций, языка и этнической культуры. В этих условиях изучение и популяризация истории отдельных населенных пунктов должно способствовать их сохранению, росту конкурентоспособности в новых социально-экономических и

культурных условиях, а также усилению у местных жителей интереса и гордости к своей «малой родине».

В рассматриваемой работе [1] применена концептуально новая методика репрезентации исторического прошлого татарской деревни. Авторы коллективной монографии, отказавшись от закрепившихся в историографии подходов, сводящихся к ретроспективному анализу истории отдельных населенных пунктов или селений входивших в определенную административно-территориальную единицу (волость, уезд, район), поставили цель рассмотреть в одном исследовании куст населенных пунктов, объединенных общими родовыми (джиенными) связями и происхождением. Это позволило избежать «локализации» истории и способствовало комплексному рассмотрению социокультурного развития жителей селений Ашитского джиена (деревни Старый Ашит, Старый и Новый Кинер, Мамся, Ташкичу Арского района Республики Татарстан). Такой подход дал возможность проследить динамику социальных, экономических и культурных процессов, сравнить особенности их протекания в отдельных населенных пунктах этого куста, проанализировать влияние внешних факторов на жизнь близкородственных поземельных общин в дореволюционный период.

Монография построена на основе проблемно-хронологического принципа, состоит из предисловия, четырех глав, заключения, приложения и научно-справочного аппарата.

Первая глава посвящена ранней истории деревень Ашитского джиена. Здесь рассмотрены особенности заселения этого региона татарами, формирование поселенческой структуры, дан анализ эпиграфического наследия данной территории. При реконструкции древней истории авторы использовали широкий круг источников, в том числе материалы фискального и статистического учета, шеджере (родословные), исторический нарратив и народные предания. Это позволило достаточно полно и фундированно рассмотреть историю возникновения деревень, оценить этнокультурные явления, связанные с взаимодействием народов края, показать социальный статус местных жителей. В статье Р.Р. Салихова убедительно и аргументированно показано, что татарские селения Мамсинской и Больше-Менгерской волости будущего Казанского уезда Казанской губернии начали формироваться в конце XVI - начале XVII вв. Все они были связаны общим происхождением и вели свое начало от деревень, существовавших в период Казанского ханства, от родов и династий, известных еще в золотоордынскую эпоху. Само «материнское» селение Ашитского джие-на - Старый Ашит, по мнению автора, было основано выходцами из деревень Старый и Большой Менгер. На новом месте татарские переселенцы вступили в интенсивное этнокультурное взаимодействие с местным финно-угорским (марийским) населением, частично ассимилировав его. Весьма интересны выводы об изменении социальной стратификации местного населения в XVIII в., связанные с целенаправленной политикой государства по социальной и конфессиональной унификации нерусских народов Среднего Поволжья.

Дополняют и подтверждают данные Р.Р. Салихова материалы исследования А.И. Ногманова, в котором проанализированы русскоязычные источники XVI-XVII вв. по истории Северного Заказанья. Ученый пришел к выводу,

Исхаков Р.Р. Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья

что возникновение татарских селений в бассейне р.Ашит было связано с покорением Казанского ханства Москвой и началом государственной колонизации Среднего Поволжья во второй половине XVI столетия. Вытеснение татарских феодалов с ранее обжитых земель привело к миграции и освоению ими слабозаселенных районов северного Заказанья. Изучение писцового описания Казанского уезда 1602-1603 гг. привело автора к выводу о том, что территории Алатской дороги, располагавшиеся севернее дер. Кошар, в начале XVII в. еще не были заселены татарами. По крайней мере, служилыми татарами, так как сохранившиеся источники дают информацию главным образом об этой части татарского населения. Тем не менее, первое десятилетие XVII столетия стало важным рубежом в истории татарских селений региона, а писцовое описание 1602-1603 гг. дало мощный импульс заселению и освоению бассейна р. Ашит. По данным А.И. Ногманова впервые в русскоязычных документах селение Ашитского джиена («починок на пустоши за Ашитом») упоминается в 1614 г. в дозорных книгах Юрия Змеева.

В статье А.М. Гайнутдинова представлены ценные материалы, собранные во время эпиграфического обследования татарских кладбищ Северного Заказанья. Они позволяют уточнить время появления на данной территории тюрко-татарского населения, а также установить годы жизни знаменитых жителей населенных пунктов. Исследователь отмечает, что наиболее старые надмогильные камни (Х^—Х^! вв.) сохранились в Старом Ашите. Это подтверждает особый «материнский» статус селения и его древнее происхождение. Другое важное обобщение автора — отсутствие на местных кладбищах надмогильных памятников XVIII в., что объясняется им сложным социально-экономическим положением жителей, вызванным в частности политикой массовой христианизации татар.

Вторая глава работы, подготовленная Х.З. Багаутдиновой, посвящена социально-экономическому развитию деревень Ашитского джиена в XIX — начале ХХ вв. В данном разделе рассмотрены социальный состав и демографическое развитие, организация жизнедеятельности и общественный быт, земледелие и хозяйственная культура, торговля и промыслы татар-хлебопашцев. Глава опирается на обширный комплекс опубликованных и архивных документов, позволивших автору описать в деталях разноплановую картину жизни, специфику трудовой деятельности, общинные традиции, социальный состав и численность местного населения. При анализе социальных и демографических процессов XIX — начала ХХ вв. Х.З. Багаутдинова использовала материалы государственных ревизий (1795, 1816, 1834, 1858 гг.), подворных переписей, Всероссийской переписи населения 1897 г. Это позволило на конкретном статистическом материале проследить изменения, происходившие в социальном, этноконфессиональном и численном составе селений Ашитского джиена на протяжении более чем столетия. К сожалению, в монографии не представлены статистические данные более раннего периода (материалы государственных ревизий XVIII столетия), что не дает возможности проанализировать социальные, этнокультурные и демографические процессы в более широком хронологическом разрезе.

Большое место в главе уделено рассмотрению института поземельной общины у татар-хлебопашцев Заказанья. Данная проблема довольно слабо разработана в историографии, между тем община играла важную роль в жизни татарского сельского населения, была основной ячейкой сельского самоуправления и значимым элементом культурно-религиозной автономии татар Среднего Поволжья. Исследование механизма функционирования татарских сельских обществ, изучение взаимодействия крестьян в их рамках, применения норм обычного права и их соответствия нормам шариата (мусульманского права) и имперского законодательства, позволяет расширить представления о социальных основах жизнедеятельности татар-хлебопашцев в дореволюционное время, оценить роль этого института в формировании норм поведения, хозяйственной культуры и менталитета сельских обывателей.

Другой важный аспект жизни населения Ашитского джиена, рассмотренный Х.З. Багаутдиновой - особенности их трудовой деятельности. Представленные автором материалы дают богатую пищу для изучения социальных изменений в татарском обществе под влиянием «духа капитализма» и перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям в деревне. В чем причина высокой социальной мобильности и предприимчивости местных жителей, большого количества представителей татарского торговой и промышленной буржуазии, выходцев из этих населенных пунктов? На эти вопросы автор дает развернутый ответ.

Селения, входившие в состав Ашитского джиена, традиционно являлись крупными центрами татарского просвещения и мусульманской образованности. Достаточно сказать, что судьба многих видных татарских педагогов, просветителей, богословов, литераторов (М. Гумеров, А. Оруви, Ш. Абдулкадыр, Б. Суб-хан, Ш. Марджани, С. Марджани (Багаутдинов), М. Галяу и др.) была тесно связана с историей этих населенных пунктов. Вкладу этих деятелей в развитие татарской культуры, истории школьного и религиозного просвещения, посвящена третья глава книги, подготовленная Э. К. Салаховой. Здесь же приводятся биографии известных представителей местного мусульманского духовенства дореволюционного периода. В основу исследования легли татароязычные источники, в первую очередь исторические хроники выдающихся ученых и богословов Ш. Марджани и Р. Фахретдина. Автор подробно и основательно освещает духовную жизнь местного населения, приводит данные о функционировании культурно-религиозных институтов татар-мусульман этой историко-культурной области: конфессиональных учебных заведений (мектебе и медресе), мечетей и махаллей (религиозных общин). Э.К. Салахова приходит к выводу о важной роли этих населенных пунктов в становлении татарского просветительства и развитии татарской «высокой» культуры в XVIII - начале ХХ вв.

В завершающей главе издания, подготовленной Е.В. Мироновой, рассмотрены сферы и направления, по которым в XIX - начале ХХ вв. происходило непосредственное взаимодействие татарского населения с органами власти и управления. Это продовольственный вопрос и налоги, деятельность земства в сфере образования татарского населения, медицинская помощь и пожарная безопасность, мероприятия властей по пресечению волнений и антиправительственных выступлений татар-хлебопашцев. Основное внимание в разделе уде-

Исхаков Р.Р. Новое исследование по истории татарского сельского населения Заказанья

лено периоду второй половины XIX - начала ХХ вв., когда в результате Великих буржуазных реформ окончательно сложилась модель управления государственными крестьянами, усилился процесс административной и культурно-языковой интеграции татар в имперскую систему России. Политико-административные трансформации оказали существенное влияние на социокультурное развитие сельских жителей, во многом определив векторы общественно-политического и национального развития татар в пореформенный период. Е.В. Мироновой удалось рассмотреть узловые проблемы взаимоотношения татар-хлебопашцев и органов власти, оценить неоднозначный характер государственной политики в отношении данной группы населения.

Коллективная монография снабжена приложением, в котором представлены архивные и полевые материалы, знакомящие читателя с первоисточниками, ранее не введенными в научный оборот. Среди них предание (риваят) об основании дер. Ташкичу, извлечения о численности мечетей, духовных лиц и прихожан Казанского уезда (1865 г.), описание селений Мамасинской волости (1872 г.), вакуфнаме (завещание), прошения, представления, отношения, рапорты и другие делопроизводственные материалы, освещающие различные аспекты социальной и культурной истории селений Ашитского джиена.

Академический характер изданию придает наличие развернутого научно-справочного аппарата. Особо хочется отметить карты, представленные в работе (составители В.Р. Тихонова, А.И. Ногманов, Э.К. Салахова). Они наглядно иллюстрируют поселенческую структуру Заказанья в конце XVII столетия, а также родственные связи жителей Ашитского джиена на рубеже XIX - начала XX вв. Необходимо отметить, что разработка карт, реконструирующих историческую топографию региона и родовые связи татарского сельского населения, требует привлечения широкого круга исторических источников, проведения комплексных полевых экспедиций, а потому само по себе является большим научным результатом и достижением.

Подводя итог, отметим, что авторами и редколлегий рецензируемого издания было проведено большое многоплановое исследование, дающее общее представление об истории селений Ашитского джиена в дореволюционный период. Как по объему привлеченного фактологического материала и содержанию, так и в методологическом отношении коллективная монография представляет большой научный и практический интерес. Книга будет интересна широкому кругу читателей, в том числе ученым историкам, этнографам, культурологам, краеведам, всем тем, кто интересуется историей татар Заказанья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История селений Ашитского джиена Заказанья / под ред. А.И. Ногманова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 240 с.

Сведения об авторе: Исхаков Радик Равильевич - кандидат исторических наук, руководитель Центра истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина 7 А, Казань, Российская Федерация); [email protected]

A NEW STUDY ON THE HISTORY OF TATAR RURAL POPULATION OF TRANS-KAZAN REGION

R.R. Ishakov

Sh. Marjani Institute of History, Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

[email protected]

The paper presents an overview of the collective monograph prepared by the staff of the Department of Historical and Cultural Heritage of the Peoples of the Republic of Tatarstan at Sh. Mardzhani Institute of History of the Republic of Tatarstan Academy of Sciences. The monograph is dedicated to the history of Tatar villages inhabitants in the Arsk District of the Republic of Tatarstan (Old Ashit, Old and New Keener, Mamsim, Tashkich). The article highlights the great importance of the book in studying the Tatar rural population of the North Trans-Kazan region, as well as in the restoration of unknown pages from the biographies of prominent Tatar figures of religious and cultural enlightenment.

Keywords: Ashit jien, Ordering, Tartar bread-bred, Sh. Mardzhani, historical topography

For citation: Ishakov R.R. A New Study on the History of Tatar Rural Population of Trans-Kazan Region. Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 1, pp. 177-182. DOI: 10.22378/he.2018-3-1.177-182

REFERENCES

1. Istoriya seleniy Ashitskogo dzhiena Zakazan 'ya [The History of the Village of Ashit Djien]. Ed. by A.I. Nogmanov. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of the TAS, 2017. 240 p. (In Russian)

About the author: Radik R. Iskhakov is a Candidate of Science (History), Head of the Center of History and Culture Tatar-Kryashens and Nagaibaks, Sh. Marjani Institute of History, Tatarstan Academy of Sciences (7А, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation) [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.