Научная статья на тему 'Биография и творческое наследие Сайфуллы-кади Башларова: проблемы и перспективы изучения'

Биография и творческое наследие Сайфуллы-кади Башларова: проблемы и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
689
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙФУЛЛА-КАДИ БАШЛАРОВ / ИСЛАМ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / БОГОСЛОВИЕ / СУФИЗМ / SAYFULLA-KADI BASHLAROV / ISLAM / HISTORICAL SOURCES / DIVINITY / SUFISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрулаев М. Х., Валеев Рамиль М.

Статья посвящена изучению исторических источников по биографии и творческому наследию шейха Сайфуллы-кади Башларова (1850-1919), видного общественно-политического и религиозного деятеля пореформенной России. В работе анализируются выявленные исторические источники по биографии шейха, и его собственные произведения. Результаты исследования показали, что рассмотренные источники обладают значительным информационным потенциалом, а перспективы поиска новых архивных материалов во многом связаны с изучением источников, отражающих жизнедеятельность представителей мусульманского духовенства Волго-Уральского региона и Северного Кавказа, с которыми в той или иной степени была связана судьба Сайфуллы-кади Башларова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIOGRAPHY AND CREATIVE HERITAGE OF SAYFULLA-KADI BASHLAROV: PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING

Article is devoted to studying of historical sources according to the biography and creative heritage of the sheikh Sayfully-kadi Bashlarov, the eminent social, political and religious figure of post-reform Russia. In this work analyses historical sources according to the biography of the sheikh and also his own works come to light and analyzed. The work analyzes the identified historical sources of the biography of the sheikh and his own works. The results of the study showed that the reviewed sources have significant informational potential, and the prospects for finding new archival materials are largely related to the study of sources reflecting the livelihoods of representatives of the Muslim clergy of the Volga-Ural region, with whom the fate of the sheikh is to some extent related.

Текст научной работы на тему «Биография и творческое наследие Сайфуллы-кади Башларова: проблемы и перспективы изучения»

3. Merlo-Ponti Moris. Fenomenologiya vospriyatiya / per. s fr. pod red. I.S.Vdovinoj, S.L.Fokina. - SPb.: Nauka, 1999. - 386s.

4. Vashkevich N.N. Istoriya horeografii vsekh vekov i narodov. - SPb.: Izd-vo «Lan'»; «Izd-vo PLANETA MUZYKI», 2009. - 192s.

5. Gomer. Iliada / per.N.I.Gnedicha. - SPb: Nauka, 2008. - 554s.

6. Kondrat'ev A. Na beregah YAryni. - M.: Prestizh Buk, 2017. - 592s.

7. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. SPB: Iskusstvo, 1998. - 704s.

8. Lebedeva G.D. Balet: semantika i arhitektonika. - SPb.: Izd-vo «Lan'»; Izd-vo «PLANETA MU-ZYKI», 2007. - 160s.

УДК 94(47).073/084.3(930)

М.Х.Хайрулаев, Рамиль М.Валеев

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САЙФУЛЛЫ-КАДИ БАШЛАРОВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Статья посвящена изучению исторических источников по биографии и творческому наследию шейха Сайфуллы-кади Башларова (1850-1919), видного общественно-политического и религиозного деятеля пореформенной России. В работе анализируются выявленные исторические источники по биографии шейха, и его собственные произведения. Результаты исследования показали, что рассмотренные источники обладают значительным информационным потенциалом, а перспективы поиска новых архивных материалов во многом связаны с изучением источников, отражающих жизнедеятельность представителей мусульманского духовенства Волго-Уральского региона и Северного Кавказа, с которыми в той или иной степени была связана судьба Сайфуллы-кади Башларова.

Ключевые слова: Сайфулла-кади Башларов, ислам, исторические источники, богословие, суфизм.

Magomed Kh.Khairulayev, Ramil M.Valeev THE BIOGRAPHY AND CREATIVE HERITAGE OF SAYFUL-LA-KADI BASHLAROV: PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING. Article is devoted to studying of historical sources according to the biography and creative heritage of the sheikh Sayfully-kadi Bashlarov, the eminent social, political and religious figure of post-reform Russia. In this work analyses historical sources according to the biography of the sheikh and also his own works come to light and analyzed. The work analyzes the identified historical sources of the biography of the sheikh and his own works. The results of the study showed that the reviewed sources have significant informational potential, and the prospects for finding new archival materials are largely related to the study of sources reflecting the livelihoods of representatives of the Muslim clergy of the Volga-Ural region, with whom the fate of the sheikh is to some extent related.

Keywords: Sayfulla-kadi Bashlarov, Islam, historical sources, divinity, Sufism.

В XVIII - начале ХХ вв. геополитические, экономические и культурные процессы в Российской империи и особенно соперничество с Османской империей, Ираном, Европой на Кавказе и Центральной Азии сыграли важную роль в жизнедеятельности и эволюции мусульманских общин на Кавказе, Крыму, Поволжье, Сибири и Средней Азии. Военно-политические завоевания традиционных регионов ислама, вовлечение в общероссийские процессы экономического, политического и культурного развития активно влияли на формирование и развитие новой мусульманской интеллектуальной элиты империи. К рубежу ХХ в. известные представители российского ислама сыграли важную роль в развитии единства и многообразия ислама. Их наследие яркое свидетельство, что ислам оставался значимым компонентом культуры мусульманских народов российской империи, образа жизни, общественно-политических и социокультурных процессов в государстве и обществе.

Сайфулла-кади Башларов (1850-1919) был учеником и духовным преемником четырех шейхов Волго-Уральского региона. Мухаммад-Закир Камалов (1815-1893) и Зайнулла Расулев (1833-1917) обучили Сайфуллу-кади Башларова Накшбандийскому тарикату. Вместе с иджазой на духовное наставничество в этом тарикате Сайфулла-кади получил от Зайнуллы ишана разрешение на преподавание различных шариатских наук. От Мухаммад-Мурада Рамзи (1855-1934) Сайфулла-кади получил право на наставничество в Кадирийском тарикате, от Мухаммад-Салиха ал-Иджави - в Шазилии.Таким образом, судьба дагестанского шейха Сайфуллы-кади Башларова тесно переплелась с Волго-Уральским регионом. Он и его учителя играли важную роль в религиозной, общественно-политической и культурной жизни мусульманской уммы России. В настоящее время биография и наследие Сайфуллы-кади Башларова становится объектом специального историографического иисточ-никоведческого исследования[2; 3; 10; 11].

Одновременно несколько уникальных источников увидели свет в публикации «Сайфуллах-кади Башларов: Жизнь и творческая деятельность» (под редакцией М.А Омарова). Во-первых, это переводы на русский язык отрывков из произведения «Сираджу Саадат» (Светильники счастья). Во-вторых, анонимная биография Сайфуллы-кади, содержащая ряд уникальных сведений о шейхе. В-третьих, воспоминания о Сайфулле-кади его внука, содержащие некоторые подробности биографии шейха [5].

Одним из ключевых источников по биографии Сайфуллы-кади Башларова является произведение «Сираджу Саадат» (Светильники счастья), написанное Хасаном Кахибским (1852-1937), который был его учеником и духовным преемником. Сочинение написано на арабском языкеи посвящено биографии основных шейхов Накшбандийского тариката «Сираджу Саадат» сохранилось в нескольких списках, которые находятся в личной библиотеке Хасана Кахибского в доме, который принадлежал ему в Махачкале. Примечательно, что в 2006 г. в ходе археографической экспедиции под руководством А.Р. Шихсаидова в селении Ахалчи Хунзахского района Дагестана был обнаружен еще один список этого сочинения. Он оказался более полным. Для реконструкции биографии Сайфуллы-кади Ш.Ш. Шиха-лиевым уже были привлечены некоторые сведения из последнего списка «Сираджу Саадат»[10, с. 86]. Но далеко не все данные этого источника введены в научный оборот. Полный арабоязычный текст указанного произведения был опубликован в 2011 г.[8]. В работе М.А Омарова увидел свет перевод некоторых отрывков из книги «Сираджу Саадат», в которых имеется информация о деятельности Сайфуллы-кади Башларова[5, с. 11-66].

Хасан Кахибский, будучи шейхом и духовным преемником Сайфуллы-кади, значительное внимание уделил описанию духовного пути Сайфуллы-кади. В частности, он сообщает, что Сайфулла-кади был учеником и преемником четырех шейхов Волго-Уральского региона (это Мухаммад-Закир аль-Чистави(1804-1893), Зайнулла аш-Шарифи(1833-1917) из Троицка, Мухаммад-Салих (?-?) и Мухам-мад-Мурад Минзелеви(1855-1934), от которых он получил иджазы (разрешения на наставничество) в трех тарикатах: Накшбандии, Шазалии и Кадирии. Наряду с тайными (скрытыми) знаниями шейх постиг и другие науки. Он обладал глубокими познаниями в хадисоведении, медицине и других сферах. Хасан Кахибский описывает Сайфуллу-кади как высоконравственного, мудрого и чрезвычайно проницательного человека и называет его «муджаддидом», т.е. обновителем религии. В своем повествовании Хасан Кахибский опирается не только на личный опыт общения с Сайфуллой-кади, но и на свидетельства других современников шейха, хорошо знавших его, а также на письма и рассказы самого Сай-фуллы-кади о себе. К примеру, из письма шейха автор «Сираджу Саадат» приводит подробное описание того, как Сайфулла-кади обрел, упомянутых выше наставников. Причем слова Сайфуллы-кади о том, что он ничего об этом никому не рассказывал, кроме Хасана Кахибского, указывают на уникальность приведенной информации. Необходимо учитывать, что, несмотря на оригинальную публикацию М.А Омарова, «Сираджу Саадат» остается недостаточно изученным, лишь фрагментарно переведенным и опубликованным сочинением, в то время как данный труд Хасана Кахибского содержит множество ценных и, порой, уникальных сведений, необходимых для изученияинтеллектуальной биографии и исламского наследия Сайфуллы-кади Башларова[8].

Анонимная биография Сайфуллы-кади Башларова, как и «Сираджу Саадат», начинается с описания духовно-нравственных качеств и степеней шейха: познавший Аллаха, достигший «степени совершенно шейха», истинный кутб, «обладатель божественных знаний (ильм раббани)», «Муджаддид, Махмуди, Увайси» и т.д.[5, с. 67]. Но в отличие от рассмотренного выше источника аноним более подробно рассказывает о родителях и братьях Сайфуллы-кади, его образовании, а также о его общественной и религиозной деятельности в хронологическом порядке. При этом автор упоминает и книгу «Си-раджу Саадат», и письма шейха, указывая на то, что этижизнеописания немногословны. Очевидно, чтоаноним стремился дополнить биографию шейха, представленную в упомянутых им источникахВ результате ему удалось существенно дополнить биографию шейха. К примеру, он сообщает, что первым учебным заведением, в котором обучался Сайфуллы-кади, было трехлетнее татарское исламское медресе в Астрахани, последним - исламский университет Джами аль-Азхар в Каире. В тоже время шейх получил хорошее медицинское образование и в разные годы работал врачом в Саратовской губернии, во Владикавказе и Астрахани. По данным анонима, Сайфулла-кади «основал в Дагестане общество объединения мусульман» и был избран делегатом от этого общества «в Государственную Думу при правительстве Николая II», «с 1909 по 1918 год он был Муфтием Дагестана и Северного Кавказа», «в 1917 году руководил комитетом по делам религии в военно-революционном правительстве Дагестана»^, с. 71].

Еще одним важным источником, который во многом дополняет анонимную биографию шейха, являются воспоминания внука Сайфуллы-кади - С.Г. Башларова. Сведения С.Г. Башларова были запи-

саны Ш.Ш. Шихалиевым в декабре 2002 г. и опубликованы М.А Омаровым. По наблюдениям самого Ш.Ш. Шихалиева, информация, полученная от внука шейха, во многом совпадает с данными, представленными в трудах М.А Абдуллаева [9, с. 86]. Сравнительный анализ показал, что сведения, представленные С.Г. Башларовым, в ряде случаев совпадают и с анонимной биографией шейха. Но С.Г. Башларов более подробно описал период учебы и общественно-политическую деятельность шейха. В своих воспоминаниях он обращает внимание на то, что судьба не раз связывала Сайфуллу-кади с такими известными представителями мусульманской интеллигенции, как Исмаиль Гаспринский (1851-1914), Зия Камал (1873-1942) и Галимджан Баруди (1857-1921).Уникальность данного источника заключается в том, что его автор, помимо письменных свидетельств, опирался на устные воспоминания своих-родителей и родственников.

Однако наиболее перспективным комплексом источников при изучении наследия Сайфуллы-кади Башларова являются архивные материалы, хранящиеся в Астрахани, Казани, Уфе, Ростове-на-Дону, Саратове, Махачкале, Санкт-Петербурге и других городах. Исследователями уже привлекались некоторые неопубликованные источники из Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГАРД), касающиеся Антиписарского восстания 1913-1914 гг.1По их заключению, эти материалы указывают на важную роль Сайфуллы-кади Башларова в деле мирного урегулирования, именно благодаря умелой дипломатии шейха удалось предотвратить конфликт и отстоять право дагестанцев на сохранение арабографической письменности[11, с. 48-63; 3, с. 31-47; 4, с. 220-224].

Несмотря на эти открытия, фонды ЦГАРД остаются наиболее перспективными для изучения биографии и наследия Сайфуллы-кади. Вместе с тем, учитывая, что значительную часть жизни шейх провел за пределами Дагестана [2, с. 4-10] необходимо изучить и архивохранилища других городов России. Так, документы о Сайфулле-кади были выявлении нами в ходе проведенного поиска в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО). В документах архивного фонда Саратовского губернского жандармского управления в деле «Сведения о лицах, состоящих под негласным наблюдением» за 1914 г., значится «Башларов Мирза Сейфулла Гуссейн оглы»[1].Из этих документов следует, что за активную деятельность в ходе Антиписарского восстания Сайфулла-кади подлежал высылке с Кавказа сроком на 2 года, причем с правом самостоятельно выбрать место ссылки. Шейх выбрал г. Саратов, где впоследствии и сохранились архивные документы о нем.

В анонимной биографии и воспоминаниях С.Г. Башларова упоминается о деятельности Сай-фуллы-кади в Государственной Думе, в Союзе мусульман России и в военно-революционном правительстве, следовательно,существует вероятность обнаружить документы о нем в Центральных архивах РФ, таких как Российский государственный исторический архив (РГИА), Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) и др. Указания на его проживание в Астрахани, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Казани и Уфе дают надежду на плодотворные поиски в архивохранилищах этих городов.

Важнейшим комплексом источников по теме являются труды самого Сайфуллы-кади Башларова. Важно учитывать, что в этих произведениях не только раскрываются различные общественно-политические и социально-культурные проблемы, но и отражено его мировоззрение и духовные искания. С помощью этих источников можно попытаться понять и объяснить мотивы действий шейха, показать особенности его сознания и нравственно-духовного состояния.

До нашего времени сохранились следующие труды Сайфуллы-кади Башларова: «Канз ал-ма'ариф фи асрар ал-латаиф» («Сокровищница знаний о тайнах сокровенных мест души»), «Мавафик ас-садат фи хавз ал-мурадат ахль ас-саадат» («Очаги сейидов в степенях святости»),«Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара' ахль Аллах» («Письма Халида Сайфуллаха для нуждающихся в Аллахе») и «Да'ират ал ма'ариф ат тиббиййа» («Круг знаний о медицине»). В источниках имеется указание на существование и других произведений шейха, но они не сохранились или пока не обнаружены. Кроме описанных работ, у Сайфуллы-кади было еще три труда по медицине на русском языке, один из которых пропал в результате разграблениявойсками Деникина личной библиотеки шейха Сайфуллы-кади Башларова в Темир-Хан-Шуре 1919 г. [10, с. 88].

Одним из наиболее значимых источников для реконструкции биографии Сайфуллы-кади является «Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара' ахль Аллах» («Письма Халида Сайфуллаха для нуждающихся в Аллахе»). Это сборник, который включает в себя письма Сайфуллы-кади Башларова, адресованные шейху Хасану Кахибскому. Письма собраны дагестанским мюридом Мухаммад-Умаром ан-Нахри(?) из селения Урух, 25 раби' II 1377 г. (20 ноября 1957 г.). По признанию самого переписчика, не-

1 Губернатор Дагестанской области С.В. Вольский (1852-?) издал указ о введении русского языка для сельского судопроизводства и народ восстал против этого [4, с. 221].

которые письма ему пришлось сократить. В сборник включены письма, написанные Сайфуллой-кади за последние 20 лет его жизни, т.е. с 1899 по 1919 г. [4, с. 280].

Книга «Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара' ахль Аллах» («Письма Халида Сайфуллаха для нуждающихся в Аллахе») впервые была опубликована в Дамаске в 1998 г., в 2014 г. она была переиздана в Махачкале, но не переведена на русский язык [7]. Некоторые письма из этого сборника, правда, были переведены М. Кемпером, Ш.Ш. Шихалиевым, С. Исмаиловым [4, с. 28], но большая часть «Макту-бата...» не переведена. Этот источник содержит множество еще неизученных сведений о жизни и творчестве Сайфуллы-кади Башларова.

Так, в тридцать втором письме говорится о том, как Сайфулла-кади получил иджазу (разрешение) на наставничество в Шазилии от Салиха б. Абдулхаликааль-Ханафия ан-Накшбандия в г. Астрахань 15 Рабиуль-ахир 1333 года по хиджре(1 марта 1915 г.), которое было скреплено двумя печатями. В этом же письме говорится о том, что Зайнулла Расулев дал иджазу мулле Сайфулле б. мулле Хусейну ад-Дагистани в Накшбандийском тарикате, и приведены слова Зайнуллы-ишана, которые он произнес при публичном вручении иджазы: «Отрицание его - это отрицание меня, помощь ему - это помощь мне, его рука - моя рука, его принятие - мое принятие...»1.

Самым объемным сочинением шейха является «Канз аль-маариф фи асрар аль-латаифи» («Сокровищница познаний тайн латаиф»), в котором на 378 листах раскрываются основные вопросы таса-вуфа, т.е. суфийской практики духовного совершенствования. По мнению ученых, это крупнейшее произведение по тарикату, созданное в Дагестане в пореформенный период[4, с. 279]. Сайфулла-кади работал над ним до конца жизни, но не успел закончить. Рукопись сочинения он передал своему преемнику Хасану Кахибскому и попросил сжечь ее, так как она была не завершена. Но Хасан Кахибский не решился уничтожить такой фундаментальный труд, и сам завершил работу над текстом. Долгое время книга оставалась в рукописном виде, и только в 2011 г.Она была опубликована в Махачка-ле[6].Однако до сих пор сочинение «Канз аль-маариф.», написанное на арабском языке, не переведено на русский язык и не ведено в полной мере в исследовательский оборот.

В более лаконичной и упрощенной форме содержание книги «Канз аль-маариф.» изложено в сочинении «Мавакиф ас-садат ли хавзи аль-мурадат» («Очаги сейидов в степенях святости»), которое в основном написано на аварском языке, с многочисленными вставками на арабском языке. Это произведение ориентировано на простых мусульман, не обладающих глубокими познаниями в исламских науках Данное произведение свидетельствует о том, какое большое значение шейх Сайфулла-кади придавал популяризации и распространению исламских знаний в Дагестане. В 2008 г. этот труд был переведен и опубликован в сборнике под редакцией М.А. Омарова [5, 101-195].

Единственное сохранившееся сочинение Сайфуллы-кади Башларова по медицине - «Да'ират ал-ма'ариф ат-тиббиййа» («Круг знаний о медицине»). Оно «хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (ныне - УРАН ИИАЭ ДНЦ) в фонде Магомед-Саида Саидова под №94». В нем автор приводит рецепты лечения на «латинском, арабском, и некоторых дагестанских языках». В «Да'ират ал-ма'ариф ат-тиббиййа» описаны методы лечения, наименования, технологии приготовления и инструкции по применению лекарственных средств от «различных болезней человека и животных»[4, с. 280].

Таким образом, осуществленный нами предварительный обзор указывает на наличие в рассмотренных источниках значительного информационного потенциала, который поможет существенно дополнить и скорректировать представления о биографии и творческом наследии шейха, ученого и просветителя Сайфуллы-кади Башларова и перспективы изучения.

Литература

1. Государственный архив Саратовской области. Ф. 53. Оп.1. Д. 3. Л. 25-37.

2. Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 апреля 2008 г., Махачкала). Ставрополь, 2009. 280 с.

3. Курбанова Г.М. Сайфулла-кади Башларов - шейх трех тарикатов // Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова:материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 апреля 2008 г., Махачкала). Ставрополь, 2009. С. 31-47.

4. Курбанова Г.М. Взаимоотношение государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт (1877-1921 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2014. 529 с.

1 В конце письма печать и подпись: «Хадиму фукара Мула Зайнулла бин Хабибулла бин Муса ан-Накшбадию аль-Муджадидию Халидию, 5 Раджаб 1325 год по хиджре» [7, с. 140-142].

5. Сайфуллах-кади Башларов: Жизнь и творческая деятельность / авт.-сост. М.А. Омаров. Махачкала: Изд. дом «Ихсан», 2009. 202 с.

6. Сайфулла-кади Башларов. Канзу-ал-маариф («Сокровищница познаний»). Махачкала: Нуруль иршад, 2011. 798 с.

7. Халид Сайфулла бин Хусейн. Мактубат Халид Сайфулла илал фукара ахл Аллах («Письма Халида Сайфуллаха для нуждающихся в Аллахе»). Махачкала: Рисалат, 2014. 368 с.

8. Хасан бин Мухаммад-хаджи аль-Кахиби. Сираджу Саадат («Светильник счастья»). Махачкала: Рисалат, 2011. 256 с.

9. Шихалиев Ш.Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и шази-лийского тарикатов // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №1(4). Махачкала, 2003. С. 39-57.

10. Шихалиев Ш.Ш. Устаз трех тарикатов: Сайфулла-кади Башларов // Дагестанские святыни. Кн. 1. Махачкала: Эпоха, 2007.С. 86-98.

11. Шихалиев Ш.Ш. Новые биографические сведения о жизни Сайфуллы-кади Башларова (по арабоя-зычным письменным источникам) // Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башла-рова: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 апреля 2008 г., Махачкала). Ставрополь, 2009. С. 48-63.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti. F. 53. Op.1. D. 3. L. 25-37.

2. Zhiznedeyatel'nost' i duhovnoe nasledie vydayushchegosya islamskogo uchenogo, sufijskogo shejha, iz-vestnogo obshchestvenno-politicheskogo deyatelya Sajfully-kadi Bashlarova: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25-26 aprelya 2008 g., Mahachkala). Stavropol', 2009. 280 s.

3. Kurbanova G.M. Sajfulla-kadi Bashlarov - shejh trekh tarikatov // Zhiznedeyatel'nost' i duhov-noe nasledie vydayushchegosya islamskogo uchenogo, sufijskogo shejha, izvestnogo obshchestvenno-politicheskogo deyatelya Sajfully-kadi Bashlarova:materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25-26 aprelya 2008 g., Mahachkala). Stavropol', 2009. S. 31-47.

4. Kurbanova G.M. Vzaimootnoshenie gosudarstvennyh institutov vlasti s musul'manskim duho-venstvom Dagestana: istoricheskij opyt (1877-1921 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. Vladikavkaz, 2014. 529 s.

5. Sajfullah-kadi Bashlarov: ZHizn' i tvorcheskaya deyatel'nost' / avt.-sost. M.A. Omarov. Mahachka-la: Izd. dom «Ihsan», 2009. 202 s.

6. Sajfulla-kadi Bashlarov. Kanzu-al-maarif («Sokrovishchnica poznanij»). Mahachkala: Nurul' irshad, 2011. 798 s.

7. Halid Sajfulla bin Husejn. Maktubat Halid Sajfulla ilal fukara ahl Allah («Pis'ma Halida Sajfullaha dlya nuzhdayushchihsya v Allahe»). Mahachkala: Risalat, 2014. 368 s.

8. Hasan bin Muhammad-hadzhi al'-Kahibi. Siradzhu Saadat («Svetil'nik schast'ya»). Mahachkala: Ri-salat, 2011. 256 s.

9. Shihaliev Sh.Sh. Iz istorii poyavleniya v Dagestane posledovatelej nakshbandijskogo i shazi-lijskogo tarikatov // Gosudarstvo i religiya v Dagestane. Informacionno-analiticheskij byulleten' №1(4). Mahachkala, 2003. S. 39-57.

10. Shihaliev Sh.Sh. Ustaz trekh tarikatov: Sajfulla kadi Bashlarov // Dagestanskie svyatyni. Kn. 1. Mahachkala: Epoha, 2007.S. 86-98.

11. Shihaliev Sh.Sh. Novye biograficheskie svedeniya o zhizni Sajfully-kadi Bashlarova (po araboya-zychnym pis'mennym istochnikam) // ZHiznedeyatel'nost' i duhovnoe nasledie vydayushchegosya islamsko-go uchenogo, sufijskogo shejha, izvestnogo obshchestvenno-politicheskogo deyatelya Sajfully-kadi Bashla-rova: materialy Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25-26 aprelya 2008 g., Mahachkala). Stavropol', 2009. S. 48-63.

УДК 94 "1900-1904":908

И.Н. Хусаинов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯНСКИХ ВОССТАНИЙ В КАЗАНСКОМ КРАЕ В

НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1900-1904 ГГ.)

Начало XX века в Казанском крае характеризуется значительной динамикой роста революционных проявлений. В рассматриваемый период происходит серьезное изменение социального самосознания населения. Альфой и омегой политической культуры многочисленных крестьянских волнений, восстаний и выступлений на заре XX века в Российской империи в целом и в Казанской губернии в частности стали революционно-бунтарские настроения, вызванные неразрешенностью крестьянского, рабоче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.