Научная статья на тему 'Сайфулла-кади Башларов – Дагестанский общественно-политический и религиозный деятель'

Сайфулла-кади Башларов – Дагестанский общественно-политический и религиозный деятель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2032
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙФУЛЛА-КАДИ БАШЛАРОВ / СУФИЙСКИЙ ШЕЙХ / ТАРИКАТ / «ШАЗИЛИЙА» / РАБИТА / МУРИДЫ / РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / МИРОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Гулинжан Магомедовна

В статье рассказывается об одном из видных религиозных и общественно-политических дагестанских деятелей начала XX века – Сайфулла-кади Башларове. Шейх трех суфийских братств (тарикатов) и основоположник одного из тарикатов «Шазилийа» в Дагестане сыграл большую миротворческую роль в годы революции и гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сайфулла-кади Башларов – Дагестанский общественно-политический и религиозный деятель»

УДК 297(471.67)

САЙФУЛЛА-КАДИ БАШЛАРОВ -ДАГЕСТАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

©2012

Курбанова Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассказывается об одном из видных религиозных и общественно-политических дагестанских деятелей начала XX века - Сайфулла-кади Башларове. Шейх трех суфийских братств (тарикатов) и основоположник одного из тарикатов «Шазилийа» в Дагестане сыграл большую миротворческую роль в годы революции и гражданской войны.

The article deals with Saifullah-Qadi Bashlarov, one of the prominent Dagestan religious and socio-political figures of the beginning of the 20th century. Sheikh of three Sufi brotherhoods (tariqah) and the founder of “Shaziliyah”, one of the tariqahs in Dagestan played an important peacekeeping role in the years of revolution and civil war.

Ключевые слова: Сайфулла-кади Башларов, суфийский шейх, тарикат, «шазилийа», рабита, муриды, революция, гражданская война, миротворчество.

Keywords: Saifullah-Qadi Bashlarov, Sufi Sheikh, tariqah, “shaziliyah”, Rabita, murids, revolution, civil war, peace-keeping.

В 2013 году научная общественность Дагестана будет отмечать 160-летне известного дагестанского мудариса, факиха и суфийского наставника, основателя северокавказской ветви тарикатского братства шазилийа шейха Сайпуллу-кади Башларова (1853-1919), уроженца селения Ницовкра Гази-Кумухского округа Дагестанской области (Лакского района РД), более известного в религиозных кругах как муджахид Мир Халид Сайфуллах б. Хусайн, б. Хаджи-Муса, ан-Ницубкрави ал-Гази-Кумухи ад-Дагестани, ан-Накшбанди, аш-Шазили, ал-Кадири. Последние три нисбы он получил в связи с тем, что был устазом (наставником) трех тарикатских братств [11] накшбандийа, шазилийа, кадирийа.

Крупный ученый, общественный, политический и религиозный деятель Дагестана конца XIX - начала XX в. Сайфулла-кади Башларов получил начальное мусульманское образование дома, у своего отца арабиста и оружейника Гусейна (Хусайна) Башларова, который, как и его пятеро братьев, обучался в Согратлинском медресе. Один из дядей Сайфуллы-кади Башларова - Абдуллах Башларов - был хорошим лекарем и все время находился в окружении имама Шамиля и чуть ли не до самого конца Кавказской войны лечил раненых муридов. Другой дядя - Газа Башларов после окончания русско-кавказской войны занял должность сельского старшины в своем родном селении Ницовкра в российской администрации Дагестанской области.

Отец Сайфуллы-кади Гусейн считался одним из лучших ювелиров-оружейников села, мастером по украшению оружия золотом и серебром. Другие братья отца: Исалав, Алихаджи и Убайдуллах - также были ювелирами и оружейниками. Мать Сайфуллы-кади Бахтун происходила из одного из видных тухумов селения Ницовкра, знала, кроме своего родного языка, аварский и понимала арабский язык [7]. Судя по имени одного из дяди Сайфуллы-кади, можно предположить, что в Башларовых текла и аварская кровь, так как имя Исалав встречается только у аварцев. В целом, семью и род Башларовых можно отнести к мусульманской интеллигенции Дагестана по линии

Хусейна, праведного халифа Али. В детские годы С. Башларов обучался в домашних условиях, одновременно окончил ницовкринский примечетский мактаб. К этому времени знал лакский и аварский языки, активно осваивал арабский, так как дома было запрещено разговаривать на другом языке, кроме арабского.

В конце 1859 года, вскоре после пленения Шамиля, Гусейн Башларов открывает ювелирную мастерскую в Астрахани, куда в 1861 году переехала вся семья. Сайфулла-кади продолжил свое обучение в г. Астрахани в одном из медресе, где проучился три года, после чего отец устроил его в русскую 5-летнюю школу, которую Сайфулла-кади закончил, по неуточненным данным, за три года.

В 1867 году Сайфулла-кади вернулся в Дагестан и продолжил учебу в Арчибском медресе, где его учителем стал шейх Мамма-Дибир Арчибский -ар-Рочи [7. С. 5; 29]. В это время завязалась дружба между Сайфулла-кади и Шуайбом-афанди из селения Багинуб (ал-Багини). В 1869 году Сайфулла-кади отправился к известному в Дагестане ученому-богослову Хасану из селения Кудали (Хасан Кудалинский Младший). Там он усовершенствовал свои религиозные знания при Кудалинском медресе. В Кудали он изучал не только восточные языки, но и философию, математику, географию, этику, риторику, логику, хадисы (жизнеописание Пророка) и фикх (мусульманское право), здесь же он осваивает азы восточной медицины (ат-тибб). В это время он познакомился с Гасаном Кахибским (ал-Кахи, или Хильми), и они стали друзьями. После трехлетнего обучения, по совету Гасана Кудалинского, Сайфулла-кади Башларов поехал в Согратль для продолжения учебы у прославленного шейха Абд ар-Рахман ас-Сугури (Абдурахман Согратлинский), будущего идеолога восстания дагестанских народов против царского самодержавия 1877 г., давшего первые углубленные знания Сайфулле-кади Башларову по суфийской этике (адаб). Согратлинское медресе, где учился и Сайфулла-кади, славилось как крупное и престижное учебное заведение не только в Дагестане, но и за его пределами.

В 1875 году, после завершения учебы, по приглашению шейха Ильяса Хаджи Цудахарского в течение 4-х месяцев он работал лекарем и костоправом в селении Цудахар [7, 29]. Но через четыре месяца по рекомендации Абдурахмана Согратлинского и при содействии Кун-Омахан гаджи Кази-Кумухского Сайфулла-кади стал работать писарем при русском гарнизоне, дислоцированном в Кази-Кумухе. В эти годы он познакомился также и с Али Хаджи Акушинским.

После подавления восстания 1877 года за активное участие в нем и за связи с шейхом Абд ар-Рахманом ас-Сугури Сайфулла-кади Башларов был сослан в ссылку - Казанскую губернию сроком на одиннадцать лет. Здесь он сблизился с врачами из немецких колонистов Поволжья. У них Сайфулла-кади обучался медицине и получил российский врачебный диплом, позволивший ему стать практикующим медиком [11]. Одновременно у немецких колонистов он изучал немецкий язык, на котором в дальнейшем писал научные труды по медицине. Проработав более 10 лет врачом ассистентом у немецких врачей в Поволжье, в 1891 г. Сайфулла-кади возвращается во Владикавказ и там работает три года врачом, после чего переезжает в Ростов-на-Дону и устраивается врачом в железнодорожной больнице города. С 1894 года Сайфулла-кади работает в Астрахани, где активно занимается изучением восточной философии, суфизма и мусульманской юриспруденции, продолжает создавать труды по исламу и медицине, помогает астраханскому духовенству и мусульманским учебным заведениям. По неуточненным данным, в Астрахани он проработал в течение 4-х лет. В 1903 году Сайфулла-кади Башларов получил официальный диплом по медицине, который давал право работать в любом населенном пункте России [8, 13, 29].

Как известно, в начале XX века по всей мусульманской России прокатилась волна «джадидизма» (обновления), после чего в исламских учебных заведениях начали изучать и светские науки. Там же обучался и средний медперсонал. В 1905 году Сайфуллу-кади Башларова приглашают в г. Уфу в одну из джадидистских медресе, где он преподает медицину и исламские науки. В 1909 году Сайфулла-кади Башларов возвращается на свою историческую родину - Дагестан.

Нужно отметить, что Сайфулла-кади достаточно легко адаптировался в чужой, иноязычной и иноконфессиональной среде, ему помогало знание русского и других языков (кроме родного лакского он знал аварский, арабский, кумыкский, русский и другие языки), будучи в Поволжье, он выучил немецкий язык, также блестяще говорил на языке поволжских татар. Практически он мог свободно общаться и переписываться

на 10 языках. Одним из феноменов Башларова было то, что он одновременно был мусульманским шейхом, который знал ислам, шариат и суфизм в совершенстве, шейхом трех тарикатов, хотел вносить идеи мусульманского обновленчества (джадидизм), а также был европейски образованным светским врачом с российским дипломом [7,29].

Находясь большую часть жизни в изгнании, Сайфулла-кади Башларов приобщился к изучению как светских, так и религиозных наук.

По рекомендации шейха Хасбулата из Костека Башларов отправляется в Татарстан к устазу и шейху Мухаммад-Закиру Мухаметкамалову (1818-1893) из г. Чистополь (ал-Чистави), который являлся шейхом тарикатского братства накшбандийа. Шейх Мухаммад-Закир ал-Чистави хотел возвести Сайфуллу-кади Башларова в ранг муршида (наставника), но скоропостижная смерть Мухаммад-Закира помешала этому. Чтобы встретиться со знаменитым накшбандийским шейхом Зайнуллахом б. Хабибуллах б. Расул (Зейнулла Расулев, 1833-1917 г.), сторонником новых методов обучения («усул джадид») в исламских образовательных учреждениях, Сайфулла-кади Башларов едет в г. Троицк (Челябинская область). Как пишет его ученик и мурид Гасан Кахибский, Сайфулла-кади остается на некоторое время у своего учителя, который 15 августа 1907 года в присутствии многочисленных мусульманских ученых из разных областей России вручил ему иджазу накшбандийского тариката. По традиции передал ему халат, переходящий по цепочке от шейха к шейху, принадлежавший четвертому «праведному» халифу, сподвижнику Пророка и его зятю, шейху братства - Али ибн Аби Талибу. Эта реликвия хранилась у авторитетного дагестанского шейха Саида Ацаева Чиркеевского, одного из преемников (халифа) Сайфуллы-кади [3. Т. I. С. 120-121; 25. С. 49].

Во время странствий по Поволжью и Северному Кавказу Сайфулла-кади Башларов сблизился в Татарстане с еще одним накшбандийским шейхом, не принадлежавшим к ветви халидийа. Возможно, это был татарин Мухаммад-Салих б. Абд ал-Халик ал-Ижави, предположительно из г. Ижевска [17. С. 216], или турок из г. Бурса, преподававший в одном из медресе Астрахани [10. С. 299]. В марте 1915 года он передал Башларову Сайфулле-кади иджазу (разрешение) на иршад (наставничество) в качестве шейха тарикатского братства «Шазилийа». До Сайфуллы-кади Башларова в Дагестане братства «Шазилийа» не было, однако в Дагестане стало достаточно его учеников и последователей, главным из которых стал Хасан Хильми («Созерцатель») из сел. Кахиб (расстрелян в 1937 г.) нынешнего Шамильского района, больше известного как Гасан Кахибский или Хасан ал-Кахи.

По сведениям самого Гасана Кахибского, Сайфулла-кади Башларов являлся шейхом трех тарикатских братств - накшбандийского (получил иджазу от Зайнуллаха), шазилийского (получил иджазу от Мухаммад Салиха) и кадирийского (получил духовную, или «увайсия» иджазу), основателем которого, как известно, был Абдул-Кадир Гилани (Джилани). По всем трем тарикатским братствам (накшбандийа, шазилийа, кадирийа) Сайфулла-кади Башларов сделал своим халифом (заместителем) Гасана Кахибского, передав ему иджазу в своей худжре (келье) в сел. Ницовкра [3. С. 122].

Саид Афанди Ацаев также подтверждал то, что Гасан Кахибский получил иджазу по всем трем братствам от Сайфуллы-кади Башларова [30. С. 367-369], хотя Саид Афанди в своем сочинении не указывает Башларова Сайфулла-кади в силсиле (в цепочке) накшбандийских шейхов [30. С. 342-343], а в силсиле шазилийских шейхов Сайфулла-кади Башларов указан [30. С. 366].

Сайфулла-кади Башларов был не только видным ученым и суфием, но и принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана. Он стал одним из учредителей в 1905 Мусульманского союза, в 1905 году избран в его руководящие органы.

По возвращении из первой ссылки в 1909 году он был назначен кадием в Темир-Хан-Шуре при Дагестанском народном суде и оставался на этой должности до 1913 года. В 1913 году он был выслан «из Кавказского края сроком на 2 года» в Саратовскую губернию за участие в антиписарском восстании дагестанского народа, когда мусульмане Дагестана стихийно выступили против введения русского письмоводства в делопроизводство в сельских и народных судах области, вместе действовавших по мусульманскому праву на арабском языке.

В 1915 году Башларову, согласно амнистии, разрешили вернуться, и снова он был

назначен на должность кадия, где продолжал работать до начала мая 1917 года. 5 мая 1917 года председателем Кавказского Горского Духовного Правления (муфтием) был избран Нажмуддин Гоцинский, который позднее (25 марта 1919 г.) вошел в состав кабинета министров Горской республики, сформированного на заседании Союзного совета Республики, в должности Главноуправляющего шариатскими делами (муфтий) [21. С. 40, 256; 19]. С учетом разногласий между Нажмуддином Гоцинским и Башларовым, нам представляется, что до прихода к власти социалистов и большевиков Сайфулла-кади на должности кадия при нем (Гоцинском) не состоял.

22-23 марта 1917 года в Народном доме в Темир-Хан-Шуре после многочисленных речей и выступлений «было решено вместо свергнутой царской власти создать Временный областной исполнительный комитет...» [5. С.121]. В состав исполкома от Гази-Кумухского округа вошли: Б. Саидов, А. Каяев, Сайфулла-кади Башларов, Д. Бутаев. От Аварского округа - Нажмуддин Гоцинский, Махач Дахадаев, С. Куваршалов и др. [5. С. 122].

С 1-го по 10 мая 1917 года во Владикавказе состоялся I съезд представителей горских народов (от 300 до 340 чел.), где присутствовали представители всех народов Северного Кавказа. Между партией Нажмуддина Гоцинского (националисты-шариатисты) и партией Сайфулла-кади Башларова (условно просоциалисты-тарикатисты) пролегла глубокая трещина, которая только увеличивалась со временем. Сайфулла-кади Башларов, Гасан Кахибский, Али Хаджи Акушинский, Али Каяев из Кази-Кумуха, Масъуд из Могоха (Гергебильский р-н) и другие были ярыми противниками имамства Нажмуддина Гоцинского. Сайфулла-кади Башларов обосновал в сложившейся политической обстановке невозможность имамства. О его беседе с Нажмуддином Гоцинским во время его избрания у Андийского озера Эйзенам имеется немало публикаций, наиболее полная версия приведена в указанном сочинении Доного Хаджи Мурада [5. С. 161-163].

Что касается имамства Нажмуддина Гоцинского, «часть дагестанского общества признавала Гоцинского имамом, хотя официальная власть называла его муфтием», -пишет И. X. Сулаев [22. С. 22]. Тем не менее, как подчеркивается у Хаджи Мурада Доного, «впоследствии Гоцинского все-таки продолжали называть имамом, в том числе и представители советской власти. Так, в газете «Красный Дагестан» в многочисленных статьях и очерках, повествующих о борьбе доблестных красных сил против банд Гоцинского, последний представлен не иначе как имамом» [5. С. 173].

Но как всегда бывает при революциях и гражданской войне, обстановка в Дагестане все больше и больше становилась неуправляемой. Часть горцев признавала лишь власть

Н. Гоцинского, другая примкнула к социалистам, третья подчинялась выбранным комитетам и комиссарам, четвертая не подчинялась никому и занималась разбоями, пятая была индифферентной. Узун-Хаджи Салтинский и Нажмуддин Гоцинский пришли в Темир-Хан-Шуру с 6-тысячным (данные в разных источниках называются от 6 до 10 тысяч) отрядом горцев, однако Нажмуддин, не желая кровопролития и несмотря на возражения Узун-Хаджи, выводит свой отряд из столицы Дагестана.

Социалисты находят противовес Нажмуддину из селения Гоцо - Али Хаджи (Маммала Али) из селения Акуша, - известного специалиста в исламских науках, пользующегося широкой известностью в народе, старого и глуховатого кадия и дают ему звание «шейхуль ислама» («старейшина ислама»). Тахо-Годи признает, «нужно было сбить Нажмуддина с его пьедестала» [24. С. 41], что и было предпринято большевиками.

Сайфулла-кади Башларов не выдвинулся на шейхульисламство. Скорее всего он сам не захотел быть шейхуль исламом Дагестана, поскольку суфийские шейхи, соблюдая суфийскую этику, отстраняются от публичной и откровенной власти над людьми, они предпочитают больше духовное руководство над своими муридами, оставаясь «в тени». В этом отношении Сайфулла-кади был настоящим суфийским шейхом, который никогда не нарушал этику суфизма.

Ш. Шихалиев уверен, что неплохие отношения Сайфулы-кади Башларова сложились с социалистами и большевиками (Махач Дахадаев, Дж. Коркмасов, У. Буйнакский, С. Габиев, А. Тахо-Годи и др.), что позволили ему оставаться на должности завотделом духовно-шариатских дел Дагестанского военно-революционного комитета большевиков [27. С. 162]. Огромный авторитет Башларова Сайфуллы-кади, Гасана Кахибского и Али Хаджи Акушинского нужен был установившейся в Дагестане советской власти для

решения сложных политических и религиозных задач. Помимо этого, Башларов был политически грамотным, духовно совершенным, европейски образованным человеком, на которого можно было рассчитывать в любых ситуациях. Поэтому к Башларову обращались не только религиозные авторитеты, но и первые лица советской власти в Дагестане, прося помощи моральной и материальной.

Разгон Учредительного собрания в России, Брест-Литовский договор, противоречия между Милликомитетом и Военно-революционным комитетом большевиков, между Нажмуддином Гоцинским и Узун-Хаджи Салтинским, приход в Дагестан то красных, то белых, то турок, то деникинцев и т. д. - все это определило в Дагестане 1918-1919 гг. сложную политическую обстановку. «Почти 4-летняя борьба, прошедшая под знаком последовательного насаждения имамизма, панисламизма, пантюркизма, национализма, бичераховщины, деникинщины, мусаватизма, грузинского меньшевизма под руководством иностранных держав (Англии, Германии, Америки) к началу 1920 г., открыла выход ненависти, подогретой панисламистским религиозным фанатизмом, и борьба дагестанского народа началась как борьба за национальное самоопределение», -писал Н. П. Эфенди ев-Самурский [20. С. 32].

После начала полномасштабной гражданской войны в Дагестане (бичераховцы, деникинцы, турки, Нажмуддин Гоцинский, Узун-Хаджи, социалисты, большевики и др.), разделения духовенства [14, 15] на «про»- и «анти»-, захвата Дагестана Добрармией генерала А. И. Деникина белогвардейцы стали задерживать и арестовывать всех болыневиков-коммунистов, социалистов, а также тех авторитетных людей, которые помогали большевистской власти или сотрудничали с ней.

Интересные сведения, связанные с обстоятельством смерти Сайфуллы-кади, приводит его внук Сайпулла Гусейнович Башларов. Эти сведения записал и опубликовал к.и.н., завсектором восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН Ш. Ш. Шихалиев. Мы считаем необходимым передать эту часть рассказа без сокращений: «Когда в 1919 г. деникинские войска захватили Темир-Хан-Шуру, Сайфулла-кади лежал тяжело больной в своем доме. Поначалу деникинцы не беспокоили Сайфуллу-кади как духовного лидера мусульман. Однако в ночь перед смертью 66-летнего Сайфуллы-кади к ним в дом пришел один из офицеров деникинской армии и предупредил жену, что кто-то донес им о тесном сотрудничестве Сайфуллы-кади с большевиками и утром должны прийти арестовать его и повесить на привокзальной площади. Гго жена, Паханай, позвала муридов Сайфуллы-кади, которые решили вывезти шейха в родное село Ницовкра.

Для этой цели сколотили большой деревянный ящик, поместили в него Сайфуллу-кади, сверху накрыли соломой, запрягли двух самых тощих быков, чтобы при выезде из Темир-Хан-Шуры их не отобрали деникинцы. В числе муридов, вывозивших Сайфуллу-кади, был житель селения Верхнее Казанище Камалдин. Проехав селения Нижний и Верхний Дженгутай, они открыли ящик и обнаружили, что шейх умер. По завещанию самого Сайфуллы-кади Башларова, его похоронили в селении Верхнее Казанище на земле некогда купленного им специально для кладбища. После его смерти Паханай вывезла часть имущества и некоторое количество книг Сайфуллы-кади и вернулась в свое село Какашура, откуда она была родом. Часть его имущества была разграблена, книги сожжены деникинцами. Таким образом, Сайфулла-кади был похоронен на кладбище селения Верхнее Казанище (ныне Буйнакский район). Возле его могилы построили зийарат, который посещают многочисленные муриды и просто мусульмане шазилийского тариката. Кроме его могилы, на этом кладбище есть зийараты других шейхов дагестанской ветви Шазилийа и Накшбандийа - Мухаммада ‘Арифа ал-Кахи (Кахибского), сына Хасана Хильмий ал-Кахи и Мухаммада ал-‘Асави (Ассабского)» [27. С. 160].

Сайфулла-кади Башларов остается одним из наиболее почитаемых шейхов среди муридов многочисленной ветви шазилийа в Дагестане. В 1990-х годах его именем названы Исламский университет в г. Буйнакске и Исламский институт в сел. Комсомольское Кизилюртовского района РД.

В ритуальной практике дагестанской ветви шазилийа при совершении рабита (духовная связь) мурида и муршида (ученика и наставника) посредством воссоздания в сердце ученика образа учителя берется образ Сайфуллы-кади Башларова [8. С. 73; 28].

Сайфулла-кади Башларов оставил значительное наследие в области суфизма. Наиболее известными его сочинениями по суфизму являются: «Канз ал-ма'ариф фи

асрар ал-латаиф» («Сокровищница знаний»), «Мавафик ас-садат фи хавз ал-мурадат ахль ас-саадат» («Очаги саййидов в степенях святости»), «Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара' ахль Аллах» («Письма Халида Сайф Аллаха для нуждающихся в Аллахе»).

«Канз ал-ма'ариф» - одно из наиболее крупных сочинений по суфизму, принадлежащих перу дагестанских авторов Х1Х-ХХ вв. Это сочинение объемом 378 листов состоит из семидесяти трех глав, в которых подробно раскрываются вопросы тариката.

«Мактубат» до последнего времени находилось в рукописном варианте и было известно только узкому кругу суфиев. А в 1998 году его издали в Дамаске в издательстве «Дар ан-Ну'ман лиль-'улюм» под редакцией 'Абд ал-Джалила 'Ата ал-Бакри. Сочинение состоит из восьмидесяти семи писем Сайфуллы-кади, в которых подробно освещены многие аспекты ритуальной практики накшбандийского и шазилийского тарикатов, а также ответы Сайфуллы-кади на вопросы своих муридов, в основном Гасана Кахибского. В этих письмах много наставлений и завещаний, имеющих большую пользу, особенно для муридов (всего 298 страниц).

Одним из трудов по медицине, сохранившихся до сегодняшних дней, является рукопись «Да'ират ал-ма'ариф ат-тиббиййа» по медицине. Данное сочинение представляет собой практическое руководство для врача и посвящено описанию методов лечения различных болезней человека и животных. В книге приведены наименования лекарственных средств и инструкции для лечения этими препаратами, а также технология их приготовления, даются рецепты на немецком, латинском, арабском, русском и некоторых дагестанских языках. Данное сочинение хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в фонде Магомед-Саида Саидова под № 94 и в настоящее время не потеряло свою ценность.

Трудно не согласиться с мнением Шамиля Шихалиева, который пишет: «Сайфулла-кади сыграл исключительно важную роль в духовной жизни дагестанского мусульманского общества. К сожалению, имя этого выдающегося духовного деятеля и миротворца малоизвестно широкой общественности. Творческое наследие Сайфулла-кади не изучено, а многие его труды не стали достоянием широкого круга общественности. Однако в памяти народа он остается как святой человек, миротворец, замечательный ученый, поборник братства всей мусульманской уммы и социальной справедливости» [27. С. 164]. Человек, опередивший свою труднейшую эпоху, как указывал немецкий исламовед М. Кемпер, он был мизантропом, не находящим покой ни на Востоке, где была его родина и весь мусульманский мир, близкий его сердцу, ни на западе, где он получил незаурядное светское образование не только по медицине, но и по другим наукам. Без Востока он терял Родину, без запада - будущее. Он был светски образованным суфийским шейхом трех тарикатов.

Примечания

1. Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000.

2. Башларов С. Мактубат Халид Сайфуллах ила фукараи ахль Аллах («Письма Халида Сайф Аллаха для нуждающихся в Аллахе»). Дамаск, 1998 (на араб. яз.). 3. Гасан Кахибский (Хасан Хильмий). Сиражу саг1адат («Светильник счастья»). Махачкала, 2001. Т. I. (на аварск. яз.). 4. Гасан Кахибский (Хасан Хильмий). Хуласат ал-адаб (Суфийская этика). Махачкала, 2000. 5. Доного Хаджи Мурад. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала, 2011. 6. Доного Хаджи Мурад. Нажмуддин Гоцинский: грани личности. Махачкала, 2002. 7. Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апреля 2008 г.). Ставрополь, 2009. 8. Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Вып. 4. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. 9. Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. 10. Курбанова Г. М. Естественнонаучные взгляды Сайфуллы Башларова // Юг России: экология, развитие. 2009. №3. 11. Курбанова Г. М. Сайфуллах-кади Башларов - шейх трех тарикатов // Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова //

Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апреля 2008 г.). Ставрополь, 2009. 12. Курбанова Г. М. Сайфуллах-кади Башларов как миротворец// Региональная научно-практическая конференция «Религии и религиозные объединения как фактор гражданского мира и межнационального согласия на Северном Кавказе». Махачкала, 2009. 13. Магомеддадаев

A. М. Парадоксы и парадигмы в Накшбандийа // Молодежь и наука в Дагестане. Махачкала,

2002. 14. Мусаясул Х.-Б. Страна последних рыцарей. Махачкала : Юпитер, 1999. 15. Мухетдинов Д.

B. Роль исламоведческих исследований М. Махмутова в развитии образования российских мусульман // Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апреля 2008 г.). Ставрополь, 2009. 16. Рукоп. фонд УРАН ИИАЭ ДНЦ (Фонд М-С. Саидова № 94). 17. Рукописный фонд УРАН ИИАЭ ДНЦ. Ф. 2. On. 1. Д. 57. Л. 20; Д. 58. Л. 53. 18. Самурский (Эфендиев) Н. П. Гражданская война в Дагестане. Махачкала, 1925. 19. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918), Горская Республика (1918-1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала, 1994. 20. Сулаев И. X. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество (1917-1921 гг.). Махачкала, 2004. 21. Сулаев И. X. Совет обороны Северного Кавказа и Дагестана: неизвестные страницы истории. Махачкала, 2004. 22. Тахо-Годи А. А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала : Даггосиздат, 1927. 23. Ч1ик1аса Саг1ид Афанди (Ацаев Саид). Мажмуг1атуль Фаваид. (Суалал-Жавабал). Махачкала, 1997. (на авар. яз.). 24. Шихалиев Ш. Ш. Из истории последователей накшбандийского и шазилийского тарикатов // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № 1(4). Махачкала,

2003. 25. Шихалиев Ш. Ш. Суфийские вирды Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане // Вестник

Евразии. 2007. №. 3(37). 26. Шихалиев Ш. Ш. Устаз трех тарикатов: Сайфулла-кади Башларов // Дагестанские святыни. Кн. 1. Махачкала, 2007. 27. Шихсаидов А. Р. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. Швеция, Лулёо, 1999. № 4(5). 28.

URL:http://www.islamdag.ru/sites/book/sayfulla-kadi.pdf Сайфулла-кади. 29. Kemper М. Khalidiyya Networks in Dagestan and Question of Jihad // Die Welt des Islams. Brl., 2002. V. 42. № 1. 30. Magomeddadaev A. M., Amirova Z.M. (Магомеддадаев А. М., Амирова 3. M.) Water Shed: The Positions of Pupils and Teacher. Said Arakansky is the Pacifist and/or the Pragmatist? // European Science and Technology. Materials of the international research and practice conference. V. I. January 31 st, 2012. Wiesbaden, Germany, 2012.

Статья поступила в редакцию 04.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.