Научная статья на тему 'Естественнонаучные взгляды Сайфуллы Башларова'

Естественнонаучные взгляды Сайфуллы Башларова Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
516
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЙСКИЙ ШЕЙХ / ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ ВРАЧ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ / МЮРИДИЗМ / SUFIC SHEIKH / TALANTED DOCTOR / NATURAL ECOLOGICALLY PURE PRODUCTS / MYURIDIZM

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Курбанова Гулинжан Магомедовна

Один из крупнейших общественно-политических и религиозных деятелей конца ХIХ и начала ХХ вв. Сайфулла Кади Башларов из с. Ницовкра Казикумухского округа Дагестанской области был не только шейхом трех тарикатов, но и отличным врачом терапевтом, хирургом, венерологом, фармацевтом, который лечил больных естественными, экологически чистыми продуктами: экстрактами и мазями, полученными на основе лекарственных трав и натуральных продуктов животноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific views of Saifully Bashlarova

One of greatest political and religious statesmen of the end of the XIX and the beginning of the XX centure Saifulla Kadi Bashlarov from the aul of Nizotsovkra of Kazikumukh region of Dagestan was not only the sheikh of three tarikats but at the same time a talented doctor, surgeon, specialist in veneral diseases, pharmaceutist, who treated people with natural and ecologically pure food and ointments based on herbs and natural products of stock breeding.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучные взгляды Сайфуллы Башларова»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

УДК 5:1-05

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ САЙФУЛЛЫ БАШЛАРОВА

© 2009. Курбанова Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Один из крупнейших общественно-политических и религиозных деятелей конца Х1Х и начала ХХ вв. Сайфулла Кади Башларов из с. Ницовкра Казикумухского округа Дагестанской области был не только шейхом трех тарика-тов, но и отличным врачом - терапевтом, хирургом, венерологом, фармацевтом, который лечил больных естественными, экологически чистыми продуктами: экстрактами и мазями, полученными на основе лекарственных трав и натуральных продуктов животноводства.

One of greatest political and religious statesmen of the end of the XIX and the beginning of the XX centure Saifulla Kadi Bashlarov from the aul of Nizotsovkra of Kazikumukh region of Dagestan was not only the sheikh of three tarikats but at the same time a talented doctor, surgeon, specialist in veneral diseases, pharmaceutist, who treated people with natural and ecologically pure food and ointments based on herbs and natural products of stock breeding.

Ключевые слова: суфийский шейх, высокообразованный врач, естественные экологически чистые продукты, мюридизм.

Keywords: sufic sheikh, talanted doctor, natural ecologically pure products, myuridizm.

Одним из крупнейших общественно-политических и религиозных деятелей Дагестана конца XIX - первой четверти ХХ вв. был шейх шазилийского, накшбандийского и кадирийско-го тарикатов Мир Халид Сайфуллах б. Хусайн Башлар ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки ан-Накшбанди ал-Кадири ал-Шазили аш-Шафи'и ад-Дагистани (Сайфулла-Кади Башларов) из селения Ницовкра Казикумухского округа Дагестанской области (1853-1919).

Сайфулла-Кади Башларов является автором оригинальных трудов по суфизму и медицине - «Канз аль-маариф фи асрал ал-латаиф» («Сокровищница знаний о тайнах сокровенных мест души»), «Мавафик ас-садат фи хавз ал-мурадат ахль ас-саадат» («Очаги саййидов в степенях святости»), «Мактубат Халид Сайфуллах ли-фукара ахл Аллах» «Письма Халида Сайфул-лаха для нуждающихся [бедным рабам Аллаха]») и «Даират аль-маариф ат-тиббиййа» [1].

Об общественно-политических и религиозных взглядах С.К.Башларова написано несколько статей, в которых раскрывается исключительно важная роль, которую он сыграл в духовной и общественно-политической жизни дагестанских народов. В то же время совершенно неизвестным остаются его естественнонаучные взгляды.

Интересно, что суфийский шейх многих тарикатов Сайфулла-Кади Башларов одновременно был отличным врачом (терапевтом, хирургом, венерологом, фармацевтом). Его перу принадлежал медицинский трактат на немецком языке, к сожалению, до сих пор не найденный (черновик на арабском языке был сохранен его учеником шейхом Гасаном Кахибским вопреки желанию автора). Сайфулла-Кади Башларов имел глубокие знания по медицине.

В его семье были потомственные медики, знахари и костоправы. Еще ребенком получив первые знания по медицине от дяди, затем в Астрахани учился у «дяди Коли» - русского аптекаря, который фактически заложил в этом ребенке потенциал будущего врача. По возвращении на родину Сайфулла-Кади совершенствовал свои медицинские знания в Кудалинском (с. Ку-дали современного Гунибского районе РД) медресе у знаменитого устаза Гасана Кудалинского - не только шейха, но и знахаря и костоправа. Научив всему, что сам знал, Гасан Кудалинский посоветовал Башларову продолжить учебу в университете Аль-Азхар или в Согратлинском медресе у знаменитого шейха накшбандийского тариката Абдурахмана Хаджи аль-Сугури. Вы-

брав для дальнейшей учебы Согратлинское медресе, Сайфулла-Кади занимался по медицинским книгам (17 томов) «Китаб ат-тибби» Абу Али ибн Сины (Авиценны). Видя в нем громадный потенциал лекаря, Абдурахман Сугури на прощание дал Сайфуллу-Кади следующее назидание: «Чтобы ни случилось, не принимай участие в военных скандалах, ибо твое божественное призвание - быть врачом и лечить людей».

Ссылка в Казанскую губернию сроком на 11 лет (с 1879 по 1891 гг.), где он обучался медицине у высокообразованных немецких колонистов, для Сайфулла Кади Башларова была своего рода университетом, после которой в Астрахани он сдал экзамен по медицине и получил (заочно) диплом российского врача. Это был человек разносторонний, которому удавалось все - одновременно быть суфийским шейхом и светским ученым-врачом.

Вернувшись в Дагестан весной 1909 г., Сайфулла-Кади нашел местную медицину в плачевном состоянии. В 1913 г. на 18 400 человек Дагестана приходился один врач. В сельской мести функционировали 18 больниц на 108 коек [2]. Население в аулах не знало никакой медицинской помощи и находилось во власти колдунов и знахарей, которые обирали и калечили людей. В Темир-Хан-Шуре Сайфулла-Кади был самым квалифицированным врачом: травматологом, хирургом, венерологом, фармацевтом в одном лице. Медицинскую помощь оказывал бесплатно. Он лечил не только лекарствами, но и словом, внушением, давал уверенность больным людям.

При лечении людей Сайфулла-Кади Башларов прописывал больным водные процедуры, воздушные ванны, употребление диких съедобных растений. Он постоянно напоминал больным, что Дагестан очень богат чудодейственными растениями, которые могут вылечить людей от множества болезней, да только люди еще не научились ценить это богатство, сохранять его

Единственная сохранившаяся работа по медицине Сайфуллы-Кади Башларова, по рассказам родственников и людей, знавших его, одна из многочисленных, к сожалению, не сохранившихся или находящихся в чужих библиотеках как исторические реликвии.

Исследуемая нами работа является черновиком, чудом сохранившимся и дошедшим до нас, свидетельствующим об удивительной грамотности автора по многим разделам медицины [4]. Каждый рецепт врача - мусульманского шейха говорит о том, насколько он был человеком медицински грамотным, лечившим своих пациентов преимущественно экологически чистыми продуктами.

Данная работа объемом 300 страниц является справочником практического врача, который не потерял актуальность и в настоящее время. Трудность глубокого изучения и использования рецептов Сайфуллы-Кади Башларова заключается в том, что его работа написана на арабском языке, который он знал в совершенстве; при этом используется и родной для автора лакский язык (арабскими буквами), а рецепты написаны на латинском языке, часто употребляются и русские слова.

Согласно записи на последней странице работу эту он закончил в 1916 г.

Для лечения различных заболеваний в этой книге он в основном описывает продукты натурального происхождения: употребляет естественные продукты: напитки и экстракты из лекарственных трав, различные мази на основе трав; лекарства, изготовленные на основе натуральных продуктов животноводства, в частности - меда, масла, орехов и т.д. Выписывал он и аспирин, глицерин, спирт, нафталин, мочу, разные кислоты. Лечил головная боль, болезни ушей, глаз, носа, ротовой полости, зубов, лица, горла, груди, сердца, легких, внутренних органов. Он также лечил от холеры, чумы, геморроя, ревматизма. Имея хирургические инструменты, оперировал больных.

Дополнительно в этой работе он дал разъяснения по ветеринарии и основных методах лечения болезней домашних животных.

Для лечения любой болезни он использовал народную медицину, медицину Пророка Мухаммеда в комплексе с современными автору методами и средствами лечения.

Часто в составе его лекарств имеются такие продукты, как пчелиный мед, карболовое масло, черная нефть, многие кровоостанавливающие, отхаркивающие травы. Сайфулла-Кади дает конкретное назидание больным:

1.при болезни обязательно вызвать врача;

2. не трогать рану рукой;

[3].

3. остановить любым путем кровотечение;

4. очень осторожно, по возможности мягко вытащить из раны инородное тело, а если не получается, то оставить до прихода врача;

5. остерегаться открывать рану без необходимости;

6. быстро укрыть рану чистым материалом или ватой;

7. дать полный покой части тела.

Доктор медицинских наук, М. Магомедов пишет, что Сайфулла-Кади Башларов «в области медицины впервые в Дагестане распространил учение, которое доказывает, что исцеление больного во многом зависит от его психического состояния. Если человек глубоко верит в свое излечение, то болезнь обязательно отступит. У таких больных если даже тело и находится в болезненном состоянии, то дух не может быть преодолен, что делает их особо стойкими не только в обыденной жизни, но и в экстремальных условиях. И это особое состояние души и тела, называемое мюридизмом, в первую очередь, является показателем духовного и психического здоровья личности. И в этом - приоритет учения Сайфуллы-Кади, которое он широко распространял в Дагестане и за его пределами с начала ХХ в.» [5].

Он также пишет, что «Сайфулла-Кади... в целях оказания медицинской помощи, мог менять структуру воды, а также других веществ, в состав которых входит вода, для нейтрализации их негативных свойств» [5].

В 1909 году, вернувшись из России и обосновавшись в Темир-Хан-Шуре, Сайфулла-Кади часто ездил в родное село Ницовкра, где к нему приходили толпы людей со всего Казикумух-ского округа. Они шли, не только поклониться мусульманскому шейху, но и лечиться у высококвалифицированного врача от самых разнообразных болезней. Парша, глисты, тиф, оспа, дизентерия, болезни почек и др. - вот далеко не полный перечень болезней, которые лечил Сайфулла-Кади Башларов. Мусульманский шейх объяснял людям необходимость употребления натуральных, чистых продуктов питания, соблюдения личной гигиены и давал рекомендации по употреблению того или другого доступного лекарства.

Сайфулла-Кади Башларов очень хорошо понимал, какие необратимые изменения могут происходить в организме человека от употребления спиртных напитков и именем Аллаха строго запрещал их.

В 1908 году он написал генерал-губернатору Сигизмунду Вольскому прошение с подписями 30 сельчан, чтобы им разрешили открыть избу-читальню в Казикумухе «для отвлечения молодежи от ненужных дел, в том числе от употребления «охмуряющих напитков» [6].

На земле, принадлежащей джамаату селения Ницовкра находился единственный в Лакском округе участок хвойного леса - «ттарли х1 алу» - «сосновая роща», который можно отнести к памятникам природы Дагестана. Шейх постоянно давал назидание не только хозяину сосновой рощи Шилаеву, но и всем односельчанам беречь эту рощу как священную реликвию. Благодаря заботам и внушениям Сайфулла-Кади, роща сохранилась, и в настоящее время считается священным местом, связанным с именем шейха Сайфулла-Кади, куда он ходил дышать хвойным воздухом [6].

Глубокий анализ творческого наследия Сайфуллы-Кади Башларова требует от будущих исследователей основательных знаний как в области истории, ислама, суфизма, арабского, лакского, латинского языков, так и медицины. Таким образом, его творческое наследие требует объединения исследовательских усилий историков, религиоведов, философов, филологов, медиков, естествоиспытателей.

Библиографический список

1. Мир Халид Сайфуллах б. Хусайн Башлар ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки ан-Накшбанди ал-Кадири ал-Шазали аш-Шафии ад-Дагестани. Мактубат Халид-Сайфуллах ила фукара ахл Аллах. Дамаск, 1998; 2. Мавафик ас-садат фи хавз аль мурадат ахль ас-саадат, 1919 (Рукопись). 3. Канз аль-маариф фи асрал ал-латаиф (Рукопись). 4. Обзор Дагестанской области за 1913 год. Темир-Хан-Шура, 1914. С.45-47. 5. Домашний архив Башларова-внука. 6. Мир Халид Сайфуллах б. Хусайн ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки. Даират аль-маарифат тиббиййа. (Рукопись). 7. Магомедов М. Лечение духа - лечение тела. // Ислам. № 2(19). С. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.