Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»
(издаются в авторской редакции)
О некоторых актуальных вопросах совершенствования участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактической работы с лицами, больными наркоманией, совершившими административные правонарушения в области незаконного оборота наркотиков, и укрепления взаимодействия с подразделениями наркоконтроля территориальных органов МВД России
ШИШКИН ПАВЕЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности
органов внутренних дел Сибирский юридический институт МВД России Российская Федерация, 660131, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, д. 20 E-mail: pavel_shishkin83@mail.ru
On Some Topical Issues of Improving Individual Preventive Work by Local Police Commissioners with People with Drug Addiction Who Have Committed Administrative Offenses in the Field of Drug Trafficking, and Strengthening Cooperation with Drug Control Units of Territorial Authorities Ministry of Internal Affairs of Russia
SHISHKIN PAVEL EVGENIEVICH,
Senior Lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Activities
of Internal Affairs Bodies Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 660131, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky St., 20 E-mail: pavel_shishkin83@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам постановки на профилактический учет лиц, больных наркоманией, совершивших административные правонарушения в области незаконного оборота наркотиков, а также их немедицинского потребления. Предлагается вариант разрешения проблемы постановки на профилактический учет лиц данной категории в рамках существующего нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере. Отмечается невысокий уровень взаимодействия между различными подразделениями полиции в обозначенной сфере.
УДК 342.9
Annotation. The article is devoted to the issues of preventive registration of persons with drug addiction who have committed administrative offenses in the field of drug trafficking, as well as their non-medical consumption. An option is proposed to solve the problem of placing persons of this category on preventive registration within the framework of existing regulatory legal regulation in the field under consideration. There is a low level of interaction between various police units in the designated area.
Материалы Международной научно-практической конференции
«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)
Ключевые слова и словосочетания: наркотики; наркомания; больные наркоманией; участковый уполномоченный полиции; профилактический учет; индивидуальная профилактическая работа; внутриведомственное взаимодействие; подразделения наркоконтроля; повышение эффективности.
Keywords and phrases: drugs; drug addiction; drug addicts; district police commissioner; preventive accounting; individual preventive work; interdepartmental interaction; drug control units; efficiency improvement.
Как уже отмечалось нами ранее, введение в действие в июле 2019 г . Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции обязанностей на обслуживаемом административной участке (далее — Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г . № 205, привело к возникновению правовых коллизий и сложностей при постановке на профилактический учет лиц, больных наркоманией, совершивших более двух правонарушений, предусмотренных ст. 6 . 9, 6 . 9 .1, а также ч . 2 и 3 ст . 20 .20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1, с . 16].
Указанные обстоятельства наглядно иллюстрируются динамикой количественных показателей по указанной категории лиц, состоящих на профилактическом учете в территориальных органах МВД России . Так, согласно сведениям Центра статистической информации ГИАЦ МВД России по состоянию на декабрь 2022 г на профилактическом учете в органах внутренних дел состояло 9 093 лица, больных наркоманией, состоящих на учете в наркологических медицинских организациях и совершивших более двух правонарушений, предусмотренных ст 6 9, 6 9 1 а также ч 2 и 3 ст 20 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (—18,8 % по отношению к декабрю 2021 г . )', что свидетельствует о тенденции к снижению количества лиц данной категории, в отношении которых участковыми уполномоченными полиции осуществляются меры индивидуальной профилактики правонарушений
Ранее нами уже поднималась проблема истребования сотрудниками подразделений по исполнению административного законодательства и участковых уполномоченных полиции сведений о постановке на учет в наркологических диспансерах и выставлении диагноза «наркомания» лицам, совершившим более двух правонарушений по обозначенным выше статьям КоАП РФ, в силу требований действующего законодательства об охране здоровья граждан
1 Центр статистической информации ГИАЦ МВД России: электронный ресурс ведомственной сети МВД России (дата обращения: 25.03.2023 г. ).
Российской Федерации [1, с . 17]. Кроме того, в силу требований п . 33 . 5 Инструкции основанием для проведения профилактической работы в отношении лиц указанной категории является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от наркомании . Однако в Типовом положении об отделе (отделении, группе) по исполнению административного законодательства территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном и районном уровнях, утвержденном приказом МВД России от 29 декабря 2012 г . № 1156, среди задач и функций подразделений по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России отсутствует даже упоминание о необходимости выборочной проверки в автоматизированных банках данных лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст 6 9, 6 9 1, а также ч . 2 и 3 ст . 20 .20 КоАП РФ, и о дальнейшем направлении указанной информации в подразделения ОДУУП территориальных органов МВД России на районном уровне . Несмотря на это, указанная деятельность является достаточно трудоемкой и сопряжена с существенными временными затратами, при этом не относится к индикаторной в контексте оценки эффективности деятельности подразделений по исполнению административного законодательства2 .
На наш взгляд, проблема повышения эффективности осуществления индивидуальной профилактической работы в отношении рассматриваемой категории лиц имеет решение и в рамках действующего правового поля Правовым инструментом является Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г № 19 . Мы предлагаем следующий алгоритм действий сотрудников подразделений участко-
2 Об утверждении методик проверок и систем оценок деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне Красноярского края: приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31 августа 2020 г . № 1391.
Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»
(издаются в авторской редакции)
вых уполномоченных полиции . При поступлении информации о лице, совершившем более двух правонарушений, предусмотренных ст. 6 . 9, 6 . 9 .1, а также ч . 2 и 3 ст. 20 .20 КоАП РФ, сотрудники подразделений ОДУУП готовят рапорт на имя руководителя территориального органа МВД России на районном уровне с просьбой запроса сведений о постановке данному лицу диагноза «наркомания» сотрудниками подразделений по контролю за оборотом наркотиков на основании п . 7 .16 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений После поступления указанного рапорта в подразделение наркоконтроля сотрудники ОНК устанавливают, не состоит ли данный гражданин на учете в связи с исполнением возложенной судом обязанности на основании ч . 2 .1 ст. 4 .1 КоАП РФ . В случае, если данное лицо состоит на учете в ОНК по вышеуказанному основанию, сотрудниками подразделения наркоконтроля подготавливается запрос в наркологический диспансер о предоставлении сведений о постановке данному лицу диагноза «наркомания» на основании п . 3 .1 ч . 4 ст . 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как данное основание
позволяет преодолеть ограничение на запрос сведений о диагнозе гражданина без его согласия, составляющих в силу действующего законодательства врачебную тайну. В случае подтверждения наркологическим диспансером диагноза «наркомания» сотрудник подразделения ОНК направляет на основании п . 10 . 5 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений данный ответ в форме приложения к рапорту на имя начальника территориального органа МВД России . При поступлении указанной информации в подразделение ОДУУП осуществляется постановка лица на профилактический учет на основании п . 33 . 5 Инструкции . На наш взгляд, данный алгоритм позволяет в рамках существующего нормативного правового регулирования существенно повысить эффективность профилактической работы и число лиц данной категории, состоящих на профилактическом учете в подразделениях участковых уполномоченных полиции, что в конечном итоге может положительно повлиять как на предупреждение совершения новых административных правонарушений и преступлений наркозависимыми, так и на потенциальное избавление от пагубного пристрастия к наркотикам
Список литературы:
1. Шишкин П. Е. К вопросу о проведении участковыми уполномоченными полиции профилактической работы с больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, совершившими адми-
нистративные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах // Вестник Барнаульского юридического института МВД России . 2020 . № 1 (38) .