Научная статья на тему 'Актуальные проблемы в определении критериев постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан участковым уполномоченным полиции'

Актуальные проблемы в определении критериев постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан участковым уполномоченным полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / профилактический учет / профилактика преступлений / постановка на профилактический учет. / precinct police commissioner / preventive registration / crime prevention / preventive registration.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Викторовна Поликарпова

Рассматриваются вопросы постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан, критерии постановки; анализируется действующие законодательство в сфере профилактики и индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Викторовна Поликарпова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS IN DETERMINING THE STATEMENT CRITERIA FOR PREVENTIONAL ACCOUNT OF SOME CATEGORIES OF CITIZENS OF AREA OFFICIAL POLICY

The article deals with the issue of placing on preventive records of certain categories of citizens, the criteria for staging, analyzes the current legislation in the field of prevention and individual preventive work with persons who are on the preventive register.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы в определении критериев постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан участковым уполномоченным полиции»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10182 © Е.В. Поликарпова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЕВ ПОСТАНОВКИ

НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ

Екатерина Викторовна Поликарпова,

преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан, критерии постановки; анализируется действующие законодательство в сфере профилактики и индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профилактический учет, профилактика преступлений, постановка на профилактический учет.

CURRENT PROBLEMS IN DETERMINING THE STATEMENT CRITERIA FOR PREVENTIONAL ACCOUNT OF SOME CATEGORIES OF CITIZENS OF AREA OFFICIAL POLICY

Ekaterina V. Polikarpova

Teacher of the Department of administrative activities of Internal Affairs Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article deals with the issue of placing on preventive records of certain categories of citizens, the criteria for staging, analyzes the current legislation in the field of prevention and individual preventive work with persons who are on the preventive register. Keywords: precinct police commissioner, preventive registration, crime prevention, preventive registration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Поликарпова Е.В. Актуальные проблемы в определении критериев постановки на профилактический учет некоторых категорий граждан участковым уполномоченным полиции. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):306-10.

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к росту противоправных деяний, совершаемых отдельными категориями граждан, в отношении которых сотрудниками полиции должна проводится профилактическая работа. Анализ социально-криминологической характеристики преступности в стране за последние годы свидетельствует о достаточно высоком удельном весе рецидива преступлений (2010 г. — 26,5 %, 2011 г. — 28,7%, 2012 г. — 46,1% и т.д.). Так, анализ статистических данных за январь—сентябрь 2018 г. показывают, что более половины (427 240; АППГ — 435 858) преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составил 57,6 % (АППГ — 57,5%) от всех предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде. Каждое третье деяние (32,5%) совершено в состоянии алкогольного опьянения (АППГ — 34,1%) [11]. Сложившаяся динамика приводит к не-

обходимости усиления профилактической работы, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел.

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2018 г. Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев подчеркнул, что «максимальная эффективность превентивных мер достигается за счет индивидуальной профилактики и здесь основная нагрузка ложится на участковых уполномоченных полиции» [12].

При несении службы на административном участке выявляя лиц, имеющих намерение совершить преступление, участковый уполномоченный полиции обязан проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, но для этого в законодательном порядке должны быть определены четкие критерии постановки таких лиц на профилактический учет в территориальном органе внутренних дел.

Итак, участковый уполномоченный полиции выявляя лиц имеющих намерение совершать преступление осуществляет профилактику правонарушений в форме профилактического воздействия, а именно в виде профилактического учета [3, ст. 17]. Круг таких лиц определен в п. 63 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [8], где перечислены шесть категорий граждан с которыми участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную работу:

1. С поднадзорными лицами, а также лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

2. Больными алкоголизмом или наркоманией состоящих на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих.

3. С лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно-значимых мероприятий.

5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

6. Которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Также две категории граждан в отношении которых участковый уполномоченный полиции в пределах своей компетенции участвует в осуществлении контроля. К ним относятся: 1. Осужденные за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то

есть условно осужденные лица. Такой контроль осуществляется в соответствии с совместным Приказом Минюста России и МВД России [10], данный нормативный правовой акт определяет сроки и последовательность действий уголовно-исполнительной инспекции и территориального органа, порядок взаимодействия между ними, обмен информацией. Определены основания постановки на профилактический учет. 2. Несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН. Более широкий перечень лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа представлен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. .№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: всего 14 категорий.

Особенностью индивидуальной профилактической работы, осуществляемой участковыми уполномоченными полиции в отношении всех категорий граждан, является то, что профилактика не может осуществляться сама по себе, здесь должны быть определены четкие критерии постановки лиц на профилактический учет. Нельзя забывать о том, что в связи с постановкой на профилактический учет происходит изменение правового положения этих лиц. По мнению В.А. Плешакова «постановка лиц на профилактический учет предполагает ущемление его прав, в связи с этим категории лиц и виды их антиобщественного поведения должны специально указываться в нормативных актах». Следует отметить, что в 90-е гг. процесс демократизации общества коснулся и законодательства. Некоторые исследователи полагали, что демократизация общества ведет к необходимости смены форм и методов реализации органами внутренних дел профилактической деятельности. В демократическом государстве защита прав и свобод человека являются высшей ценностью. Кроме того, с принятием Закона РФ «О милиции» была исключена обязанность сотрудников милиции осуществлять индивидуальную профилактическую деятельность, по мнению некоторых ученых, для того чтобы исключить чрезмерное вмешательство в законные права и личные интересы граждан [14, с. 42, 103].

На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений [3; 4; 6; 7], можно сделать вывод о том, что сегодня нет законодательного закрепления по-

становки на профилактический учет некоторых категорий граждан участковым уполномоченным полиции, отсутствует сама процедура постановки на профилактический учет и основания такой постановки. Данные вопросы не отражены в ведомственном нормотворчестве. Это сказывается на качестве профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции.

По мнению авторов В.И. Холманского и Т.В. Стульновой, «в законодательном порядке должны быть определены не только основания постановки на профилактический учет, формы и методы осуществления индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями лиц, но и сроки ее проведения. Критерием определения оснований, форм, методов, сроков должно выступать не надуманное основание в виде полученной информации о намерении лица совершить преступление, как это установлено ФЗ «О полиции», а реальная степень общественной опасности того или иного лица. При отсутствии в настоящее время четко определенной законом обязанности осуществлять индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц сотрудники полиции территориальных органов МВД России рискуют оказаться в достаточно сложной ситуации» [16]. Кроме того, если возникает конфликт с лицом, поставленным на профилактический учет, или при поступлении жалобы на нарушения его прав и законных интересов, непременно возникнут вопросы к участковому уполномоченному полиции о том, насколько его действия соответствовали закону.

На наш взгляд, сегодня участковый уполномоченный полиции не сталкивается с проблемой определения оснований постановки на профилактический учет и последующей индивидуальной профилактической работы с первой категорией граждан о которой мы говорили выше. Связано это с тем, что на законодательном уровне имеется ряд нормативных правовых актов регламентирующих порядок такой постановки [4; 9], а что касается лиц, определим их, как лиц, «формально подпадающих под административный надзор», то работа с ними сопряжена с рядом проблем, например, отсутствие должной правовой регламентации постановки на учет, а ведь эта категория, также заслуживает особого внимания.

Рассмотрим само понятие «формально подпадающий под административный надзор» — это лицо, в отношении которого судом еще не установлены ограничения, но по формальным признакам такое лицо подпадает под административный надзор, то есть наличие общих условий делает возможным установление административного надзора в отношении данной категории граждан и здесь к общим условиям относится следующее: совершеннолетнее лицо, освобожденное из мест лишения свободы имеющее не снятую и не погашенную судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ. То есть, все это время данная категория граждан потенциально представляющая опасность для окружающих, фактически остается без внимания. Участковым уполномоченным полиции должен осуществляться комплекс профилактических мероприятий в отношении данной категории лиц, с целью недопущения лицами, «формально подпадающими под административный надзор» совершения противоправных деяний.

Таким образом, определим критерии постановки на профилактический учет лиц, «формально подпадающих под административный надзор», к ним относится: наличие признаков судимостей [4, ст. 3]; наличие справки об освобождении из мест лишения свободы; копия приговора суда; рапорт участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне, либо заместителя начальника — начальника полиции согласованного с начальником отделения участковых уполномоченных полиции.

Анализ практики также показал, что проблемы возникают и при определении оснований постановки на профилактический учет граждан, которые допускают правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. В настоящее время вопрос о правовых основаниях постановки на учет такой категории граждан остается открытым. По мнению В.И. Акулова и Е.В. Кашкина, основаниями для постановки на профилактический учет лиц, данной категории, является «совокупность проверенных

данных, свидетельствующих о наличии в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также неоднократность совершения лицом административных правонарушений в рассматриваемой сфере» [13]. Однако данные основания, на наш взгляд, требуют корректировки. В частности, можно согласиться с мнением таких авторов, как И.Д. Мо-трович и В.А. Дубчак, которые конкретизируют составы правонарушений в данной сфере. По их мнению, «к правонарушениям в сфере семейно-бы-товых отношений можно отнести: 1) преступления: против жизни и здоровья (ст.ст. 111, 112, 115—117, 119 УК РФ); против свободы, чести и достоинства личности (ст. 128.1 УК РФ); против семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 150, 151 УК РФ); преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 228, 230, 232, 240 УК РФ); 2) административные правонарушения: посягающие на права граждан (ст.ст. 5.35, 5.61 КоАП РФ); посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст.ст. 6.1.1, 6.8—6.12 КоАП РФ)» [15, с. 57—63].

Итак, критерием для постановки, лиц совершившим правонарушения в сфере семейно-быто-вых отношений и представляющих опасность для окружающих может быть следующее: наличие неоднократных жалоб и заявлений в отношении данного гражданина; приговор суда по уголовному делу (за преступление носящий превентивный характер); постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (имеется ввиду также составы преступления превентивного характера); привлечение к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ; общее условия — «представляющие опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений» [1, ст. 35]; мотивированный рапорт участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне, либо заместителя начальника — начальника полиции согласованного с начальником отделения участковых уполномоченных полиции, о необходимости постановки указанной категории граждан без наличия оснований перечисленных выше.

В заключении хотелось бы отметить, что своевременное выявление и постановка участковым уполномоченным полиции граждан на профилактический учет и последующая индивидуальная работа с этими гражданами, является составной частью предупреждения преступлений и административных правонарушений на закрепленном административном участке. В связи с чем необходимо в настоящее время на законодательном уровне принять инструкцию «О порядке постановке на профилактический учет отдельных категорий граждан», в которой должны содержаться нормы, устанавливающие, в каком порядке, какими способами и методами должно осуществляться данное направление деятельности. Это приведет к оптимизации работы участкового уполномоченного полиции в данном направлении деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

8. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

9. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

10. Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 4 октября 2012 г. (ред. от 20.01.2017) «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений // По информации СПС «Консультант Плюс», 2018.

11. Портал правовой статистики в Российской Федерации за январь—август 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 28.10.2018).

12. Текст официального выступления В.А. Ко-локольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. [Электронный ре-

сурс]. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в СевероЗападном федеральном округе. Режим доступа: https://мвд.рф/news/item/12414375/

13. Акулов В.И., Кашкина Е.В. Некоторые аспекты профилактической работы участковых уполномоченных милиции с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2011. № 1 (17).

14. Кондрашов В.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992.

15. Мотрович И.Д. и Дубчак В.А.. Индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с лицами, склонными к совершению правонарушений: проблемы и пути совершенствования // Административное право и процесс. 2017. № 2.

16. Холманский В.И., Стульнова Т.В. Как совершенствовать профилактический учет и индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц в территориальных органах МВД России? // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67).

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Административный процесс. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Волкова В.В. и др. 2019 г. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Административный процесс

Четвертое издание

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса.

Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса.

Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.