УДК 342.92
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЦИЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПОБУЖДЕНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, К ЛЕЧЕНИЮ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКОЙ
И (ИЛИ) СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ABOUT SOME PROBLEMS OF INFORMATION INTERACTION IN THE IMPLEMENTATION BY THE POLICE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF INDUCING PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENSES TO DRUG ADDICTION TREATMENT, MEDICAL AND (OR) SOCIAL REHABILITATION
Шишкин Павел Евгеньевич,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
pavel_shishkin83@mail.ru
Акиев Арби Русланович,
начальник
кафедры криминалистики
Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
melhi530@mail.ru
В статье характеризуются административно-правовые проблемы, выявленные в рамках осуществления информационного взаимодействия при осуществлении полицией административно-правовых средств побуждения лиц, совершивших административные правонарушения в области законодательства о наркотиках, на которых судом возложена обязанность прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, в первую очередь ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих вопросы осуществления контроля за указанными лицами сотрудниками подразделений полиции территориальных органов МВД России.
The article characterizes the administrative and legal problems identified in the framework of information interaction during the implementation by the police of administrative and legal means of inducing persons who have committed administrative offenses in the field of drug legislation, who are charged by the court with the obligation to undergo diagnostics, preventive measures, drug addiction treatment, medical and (or) social rehabilitation. The necessity of changing the current legislation, first of all, departmental regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia regulating the issues of control over these persons by employees of police units of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is substantiated.
Проблема немедицинского потребления наркотиков продолжает оставаться угрозой национальной безопасности Российской Федерации. В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733, указано, что угрозами национальной безопасности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков является недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, социальной реабилитации больных наркоманией и социализации больных наркоманией, а также неэффективное применение правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения от наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации. Согласно данным Государственного антинаркотического комитета, в 2019 году в Российской
Ключевые слова:
немедицинское потребление наркотиков, профилактические мероприятия, информационное взаимодействие, полиция, антинаркотическая политика.
Keywords:
non-medical drug use, preventive measures, information interaction, police, anti-drug policy.
Федерации были зарегистрированы 401,2 тыс. пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, из них 236,2 тыс. - больные наркоманией, 165 тыс. - пациенты с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков1.
Как наглядно демонстрирует ведомственная статистика МВД России, в 2020 году на территории Российской Федерации сотрудниками полиции территориальных органов МВД России были выявлены 165 605 административных правонарушений в области оборота наркотиков (+464 АППГ), из них по ст. 6.8 КоАП РФ - 17 750 (- 1237 АППГ), по ст. 6.9 КоАП РФ - 106 417 (+2902 АППГ), по ст. 6.9.1 КоАП РФ - 28 597 (+1557 АППГ), по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 11 704 (-1425 АППГ), по ч. 3 ст. 20.20 КОАП РФ - 79 (-12 АППГ), по ст. 20.21 КоАП РФ (за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения) - 1058 (-411 АППГ)2, что наглядно иллюстрирует тенденцию к росту количества выявленных сотрудниками полиции административных правонарушений в области законодательства об обороте наркотиков в целом и в первую очередь немедицинского потребления и неисполнения обязанности на основании ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ (далее - возложенная судьей обязанность). Кроме того, данные ведомственной статистики подтверждают тезис о недостаточной эффективности механизма побуждения к лечению от наркомании и прочих мер, направленных на освобождение от наркозависимости.
В соответствии с Правилами контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 мая 2014 г. № 484, контроль за исполнением лицом обязанности возлагается на сотрудников подразделений полиции территориальных органов МВД России, которые уполномочены осуществлять производство по статье 6.9.1 КоАП РФ. В настоящее время указанные полномочия возложены на сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на районном уровне (п. 3 Порядка организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также порядка учета, оформления, ведения, хранения, передачи и уничтожения необходимых для этого документов, утвер-
1 Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году. URL: https://drugmap.ru/wp-content/uploads/2020/08/Doklad-GAK-2019-KMM.pdf.
2 По данным статистики ГИАЦ МВД России.
жденного приказом МВД России от 26 февраля 2018 г. № 111 (далее - Порядок). Постановка на учет производится при поступлении в территориальный орган МВД России постановления судьи о возложении обязанности, вступившего в законную силу. Сущность первой проблемы заключается в отсутствии отлаженного механизма информационного взаимодействия в указанной сфере, что приводит к несвоевременной постановке на учет лиц данной категории. Согласно данными МВД России, за 2020 год участковыми уполномоченными полиции выявлены 68 430 административных правонарушений из 166 931 выявленных всеми сотрудниками органов внутренних дел (или почти 41% от общего количества правонарушений), из них по ст. 6.8 КоАП РФ - 8 502 (47,9%), по ст. 6.9 КоАП РФ - 47 986 (45,1%), по ст. 6.9.1 КоАП РФ - 14 810 (51,8%), по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 460 (3,9%), по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ - 38 (50,7%), по ст. 20.21 (за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения) - 288 (27,2%), по ст. 20.22 КоАП РФ (за нахождение несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, в состоянии наркотического опьянения) - 29 (2,1%)3. В ходе интервьюирования сотрудников подразделений наркоконтроля было выявлено, что зачастую несвоевременная постановка на учет лиц рассматриваемой категории обусловлена тем, что постановление судьи направляется не в подразделение ОНК, а лицу, составившему протокол (участковому уполномоченному полиции и т.п.), и, соответственно, постановление несвоевременно поступает в подразделение наркоконтроля.
Вторая проблема в рассматриваемой сфере обусловлена нормой порядка организации работы по осуществлению контроля за лицами, на которых возложена судьей обязанность, и связана с периодичностью запроса из медицинской организации или организации социальной реабилитации сведений об исполнении обязанности - в настоящее время указанный запрос должен направляться с учетом сроков исполнения обязанности, но не реже одного раза в месяц (п. 9 Порядка). Как отмечают опрошенные сотрудники подразделений наркоконтроля территориальных органов МВД России Красноярского края, существуют трудности организационного характера при получении информации по данным запросам в медицинских организациях. Например, в Красноярском крае обязанность прохождения диагностики, профилактических мероприятий, а также лечения от наркомании и медицинской реабилитации осуществляется в одном медицинском учреждении - Красноярском краевом наркологическом диспансере № 1, где обязанность осуществления информационного взаимодействия с органами внутренних дел возложена на одного сотрудника. Кроме того, как показывает анализ накопительных дел, весь документооборот ведется на бумажных носителях при помощи направления запросов посред-
3 По данным статистики ГИАЦ МВД России.
ством почтовой связи либо нарочно, что существенно увеличивает временные затраты при осуществлении информационного взаимодействия.
Для решения указанных проблем, с нашей точки зрения, необходимо, во-первых, сотрудникам подразделений наркоконтроля и исполнения административного законодательства территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях проводить разъяснительную работу среди сотрудников иных подразделений, выявляющих административные правонарушения в сфере оборота и немедицинского потребления наркотиков в части специфики применения норм действующего законодательства, регламентирующего применение ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ. Кроме того, на наш взгляд, необходимо исключить из абз. 2 п. 9 Порядка организации работы фразу «но не реже одного раза в месяц», что позволит существенно сократить документооборот между медицинскими организациями и территориальными органами МВД России. На наш взгляд, целесообразно создание единого информационно-справочного ресурса, доступ к которому имели бы как сотрудники медицинских учреждений, так и сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков, в котором содержались бы сведения об исполнении лицами возложенной судьей обязанности, что позволило бы существенно повысить эффективность указанной работы, в том числе своевременно выявлять факты уклонения лиц от исполнения возложенной на них судом обязанности привлекать к административной ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ.
Указанные изменения, на наш взгляд, позитивно повлияют на эффективность реализации механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда мероприятий, направленных на избавление от пагубной наркозависимости.