Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
УДК 342.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/63
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
©Суеркулов У. С., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдылдаев И. К., ORCID: 0000-0001-9853-3419, Частный нотариус нотариального округа
г. Ош, Ош, Кыргызстан, [email protected]
ON SOME TOPICAL ISSUES OF NOTARIAL ACTIONS PERFORMANCE BY OFFICIALS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN KYRGYZSTAN
©Suerkulov U., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdyldaev I., ORCID: 0000-0001-9853-3419, Private notary at notary district, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность. Анализ вопросов, касающихся реализации должностными лицами местного самоуправления, предоставленного им права совершения отдельных нотариальных действий является актуальным в Киргизской Республике. Материалы и методы исследования: определены важные функции государства, возложенные на нотариат, рассмотрены некоторые статьи об отдельных нотариальных действиях органами местной власти закрепленных в Основах о нотариате. Цели исследования: определение порядка совершения главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий. Результаты исследования: в ходе анализа нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления в процессе совершения нотариальных действий были выявлены факты несоблюдения формы удостоверительных надписей при совершении нотариальных действий. Выводы: решение вопросов нотариального обслуживания населения, в том числе и организационных, во многом зависит от конструктивного комплексного подхода нотариальной палаты и органов местного самоуправления Кабинета Министров Киргизской Республики.
Abstract. Research relevance: analysis of issues related to the implementation by officials of local self-government of the right granted to them to perform certain notarial acts is relevant in the Kyrgyz Republic. Research materials and methods: the important functions of the state assigned to the notaries are identified, some articles on individual notarial actions by local authorities enshrined in the Fundamentals of Notaries are considered. Research objectives: determination of the procedure for notarial acts performance by heads of local administrations and specially authorized local self-government officials. Research results: in the course of analysis of violations of current legislation by local government officials in the process of notarial acts, facts of non-compliance with the certifying inscriptions form in the course of notarial acts were revealed. Conclusions: resolving issues of notary services to the population, including organizational, largely depends on the constructive integrated approach of the notary chamber and local governments of the Kyrgyz Republic Ministers Cabinet.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Ключевые слова: нотариальное действие, глава администрации, нотариальное обслуживание, закон Киргизской Республики.
Keywords: notarial action, head of administration, notarial services, law of the Kyrgyz Republic.
В Киргизской Республике на нотариат возложена важная функция государства, являющийся государственно-правовым институтом по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эта функция, согласно Основам законодательства Киргизской Республики о нотариате (далее — Основы о нотариате) (https://clck.ru/h3C9c), осуществляется им путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Однако такую защиту путем совершения нотариальных действий осуществляют не только нотариусы, но и должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений.
Совершение отдельных нотариальных действий органами местной власти было изначально закреплено в Основах о нотариате. Так, статья 30 устанавливала, что при отсутствии в населенном пункте нотариуса уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти совершают такие нотариальные действия, как удостоверение завещания и доверенностей; принятие мер к охране наследственного имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинности подписи на документах. В ней же было определено, что в случаях, предусмотренных законодательством, указанные должностные лица могут совершать и иные нотариальные действия. Тем самым законодатель заранее предопределил, что в будущем вполне вероятно дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти на местах [1].
20 апреля 2011 года была утверждена инструкция определяющая основные правила совершения нотариальных действий постановлением №179 Правительства Киргизской Республики согласно которой нотариальные действия могут совершаться любым нотариусом на всей территории Киргизской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Киргизской Республики и настоящей Инструкцией, когда нотариальное действие должно быть совершено нотариусом определенного нотариального округа (https://clck.ru/h3C9p).
Предоставление права совершать отдельные нотариальные действия должностным лицам органов местной власти было вызвано объективными причинами, связанными с реалиями повседневной жизни. Оно было направлено на то, чтобы население, проживающее в сельской местности, в малонаселенных и труднодоступных районах имело возможность получить несложные нотариальные услуги. При этом следует иметь в виду, что приведенный перечень нотариальных действий не требовал каких-то особых профессиональных знаний и высокой квалификации должностных лиц [2].
Поскольку Основы о нотариате не регламентировали тогда и не регламентируют сейчас порядок совершения нотариальных действий уполномоченными на то должностными лицами, то основными нормативными актами в этой сфере стали Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденные постановлением Правительства Киргизской Республики от 20 апреля 2011 года № 179 [3].
В 2011 году закон Киргизской Республики «О местном самоуправлении» (https://clck.ru/ep5ZE) был дополнены нормами ст. 16, 20, в которых законодатель наделил
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
органы местного самоуправления городского и сельского поселений правом совершать нотариальные действия в тех случаях, которые предусмотрены законодательными актами и в поселении отсутствует нотариус.
В 2021 году 20 октября был принят новый закон Киргизской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления». В новом законе законодатель нормы ст. 20 переместил в ст. 29, это право органам исполнительной власти и органам местного самоуправления совершать нотариальные действия (https://clck.ru/ep5ZE). Однако законодатель не стал последовательно расширять перечень прав делегированных государственных полномочий в сфере нотариата. По нашему мнению, мы считаем целесообразным, на сегодняшний день при соответствующем обращении граждан должностные лица местного самоуправления обязаны совершать 13 видов нотариальных действий. К таковым относятся: удостоверение завещания и доверенности; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управление им; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и подлинности подписи на документах; удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством, факта нахождения гражданина в живых, тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, факта нахождения гражданина в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, времени предъявления документов, равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.
Однако нельзя не заметить, что, определяя столь широкий перечень нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица местного самоуправления, законодатель не в полной мере учел такие важные факторы, как их распространенность и сложность совершения. К тому же следует иметь в виду, что он не носит окончательного характера. Основы о нотариате не исключают возможности предоставления указанным лицам права на совершение и иных нотариальных действий.
Мы отмечаем, что процессуально совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления ничем не отличается от действий, совершаемых нотариусами, и удостоверенные ими документы имеют такую же юридическую значимость, что и оформленные нотариусами. В связи с этим представляется, что порядок совершения главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий также должен быть прописан в законе, а не регламентироваться подзаконным актом в виде инструкции Кабинета Министров Киргизской Республики. Это придало бы большее доверие и значимость документам, удостоверенным должностными лицами местного самоуправления.
Мы полагаем, что при анализе практики совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, наглядно показал бы, что расширение полномочий органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий не способствовало повышению качества оказания юридической помощи населению. Нынче типичными нарушениями должностных лиц местного самоуправления являются следующие: совершение нотариальных действий, не относящихся к их компетенции; для лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах; в населенном пункте, в котором имеется нотариус; в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
отношении себя лично или своих близких родственников. Также в ходе анализа нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления в процессе совершения нотариальных действий были выявлены факты несоблюдения формы удостоверительных надписей при совершении нотариальных действий и правил регистрации нотариальных действий в реестре для регистрации нотариальных действий.
Нередко указанные лица взыскивают государственную пошлину или нотариальный тариф в сумме, не соответствующей размеру, предусмотренному Налоговым кодексом КР и Основами о нотариате, игнорируют обязанность направлять сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату либо предоставлять сведения в полном объеме, а также нарушают сроки предоставления сведений и др. Одной из основных причин указанных нарушений прежде всего является отсутствие профессионального (юридического) образования у уполномоченных лиц органов местного самоуправления на совершение отдельных нотариальных действий. Также отрицательное влияние на организацию их работы оказывает отсутствие доступа к информационно-правовым системам, ненадлежащее обеспечение специалистов оргтехникой (компьютеры, принтеры), недостаточный регулярный контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления. Нет информации от нотариальной палаты Киргизской Республики о проводимых последовательных работах по решению проблем обеспечения защиты прав и законных интересов граждан на всей территории страны, в том числе и в труднодоступных местностях. В этом направлении предлагаем нотариальной палате Киргизской Республики разработать и принять специальную Программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях.
Значительный положительный эффект дает практика организации выездов нотариусов в труднодоступные и малонаселенные местности для совершения нотариальных действий. Вместе с тем следует иметь в виду, что решение всех вопросов нотариального обслуживания населения, в том числе и организационных, во многом зависит от конструктивного комплексного подхода и согласованного взаимодействия Кабинета Министров Киргизской Республики, нотариальной палаты и органов местного самоуправления.
Список литературы:
1. Соколова Е. И. О некоторых актуальных вопросах совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления // Вестник РУК. 2017. №4 (30). С. 135-138.
2. Демидов М. В., Соколова Е. И. Право глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления на совершение нотариальных действий // Конституционное и муниципальное право. 2016. №1. С. 75-76.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2003. №40, ст. 3822.
References:
1. Sokolova, E. I. (2017). O nekotorykh aktual'nykh voprosakh soversheniya notarial'nykh deistvir dolzhnostnymi litsami mestnogo samoupravleniya. Vestnik RUK, (4 (30)), 135-138. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
2. Demidov, M. V., & Sokolova, E. I. (2016). Pravo glav mestnykh administratsii i spetsial'no upolnomochennykh dolzhnostnykh lits mestnogo samoupravleniya na sovershenie notarial'nykh deistvii. Konstitutsionnoe i munitsipal'noeparvo, (1), 75-76. (in Russian).
3. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: FZ ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 29.06.2015 g.). Sobr. zakonodatel'stva RF. 2003. №40, st. 3822. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 18.03.2022 г. 23.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Суеркулов У С., Абдылдаев И. К. О некоторых актуальных вопросах совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 524-528. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/63
Cite as (APA):
Suerkulov, U., & Abdyldaev, I. (2022). On Some Topical Issues of Notarial Actions Performance by Officials of Local Self-government in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 524-528. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/63
® I