наш взгляд, не четко прописал его подконтрольность и подотчетность перед кем-либо.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017 г. № 118-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 07.06.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 07.06.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
4. Демидов М.В. Становление и развитие местного самоуправления в России и Чувашии и роль депутатов в его осуществлении: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. 559 с.
СМИРНОВА Юлия Сергеевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SMIRNOVA, Yulia Sergeyevna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 342.7
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Е.И. Соколова
Автором анализируются вопросы, касающиеся реализации должностными лицами местного самоуправления предоставленного им права совершения отдельных нотариальных действий. На основе исследования действующего законодательства в сфере нотариальной деятельности и с учетом практики их применения автор приходит к выводу, что расширение правомочий должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий должно сопровождаться повышением уровня их профессиональной подготовки, при этом необходимо учитывать состояние материально-технического и методического обеспечения органов местного самоуправления, особенно поселений, а также состояние автоматизации рабочих мест в местной администрации, которое позволило бы надлежаще совершать нотариальные действия.
Ключевые слова: нотариат; глава местной администрации; уполномоченное должностное лицо местного самоуправления; нотариальное действие; нотариальное обслуживание населения в труднодоступных районах.
E.I. Sokolova. ON CERTAIN TOPICAL ISSUES OF NOTARIAL ACTIONS BY OFFICIALS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
The author analyzes issues related to the implementation of officials of local self-government of their right to take certain notarial actions. On the basis of the research of the current legislation in the sphere of notary activities and the practice of their application, the author comes to the conclusion that the extension of powers of the local government Commission officials for notarial actions should be accompanied by an increase in their level of training, it is necessary to consider the state of material-technical and methodical maintenance of local governments, especially communities, as well as the automation status of jobs in the local administration, which would enable them to perform notarial acts properly.
Keywords: notaries; head of the local administration; the authorized officer of local self-government; notarial act; notarial service of the population in remote areas.
В Российской Федерации на нотариат, не тутом, возложена важная функция государства являющийся государственно-правовым инсти- по обеспечению защиты прав и законных инте-
ресов граждан и юридических лиц. Эта функция, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате [3] (далее - Основы о нотариате), осуществляется им путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Однако такую защиту путем совершения нотариальных действий осуществляют не только нотариусы, но и должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений.
Совершение отдельных нотариальных действий органами местной власти было изначально закреплено в Основах о нотариате. Так, ст. 37 устанавливала, что при отсутствии в населенном пункте нотариуса уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти совершают такие нотариальные действия, как удостоверение завещания и доверенностей; принятие мер к охране наследственного имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинности подписи на документах. В ней же было определено, что в случаях, предусмотренных законодательством, указанные должностные лица могут совершать и иные нотариальные действия. Тем самым законодатель заранее предопределил, что в будущем вполне вероятно дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти на местах.
Предоставление права совершать отдельные нотариальные действия должностным лицам органов местной власти было вызвано объективными причинами, связанными с реалиями повседневной жизни. Оно было направлено на то, чтобы население, проживающее в сельской местности, в малонаселенных и труднодоступных районах имело возможность получить несложные нотариальные услуги. При этом следует иметь в виду, что приведенный перечень нотариальных действий не требовал каких-то особых профессиональных знаний и высокой квалификации должностных лиц.
Право совершения нотариальных действий именно должностными лицами местного самоуправления (главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления) было закреплено путем внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2006 г в Основы о нотариате [1].
Поскольку Основы о нотариате не регламентировали тогда и не регламентируют сейчас порядок совершения нотариальных действий уполномоченными на то должностными лицами, то основными нормативными актами в этой сфере стали Инструкции о порядке совер-
шения нотариальных действий, утвержденные Министерством юстиции РФ от 19.03.1996 г и от 27.12.2007 г. [4].
В 2008 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] был дополнен ст. 14.1, которой законодатель наделил органы местного самоуправления городского и сельского поселений правом совершать нотариальные действия в тех случаях, которые предусмотрены законодательными актами и в поселении отсутствует нотариус. Несколько позже Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ аналогичное дополнение в указанный закон было сделано в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов.
Начиная с 2011 г. законодатель стал последовательно расширять перечень нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица местного самоуправления поселений и муниципальных районов. Таким образом, на сегодняшний день при соответствующем обращении граждан должностные лица местного самоуправления обязаны совершать 13 видов нотариальных действий. К таковым относятся: удостоверение завещания и доверенности; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управление им; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и подлинности подписи на документах; удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством, факта нахождения гражданина в живых, тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, факта нахождения гражданина в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, времени предъявления документов, равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.
Однако нельзя не заметить, что, определяя столь широкий перечень нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица местного самоуправления, законодатель не в полной мере учел такие важные факторы, как их распространенность и сложность совершения. К тому же следует иметь в виду, что он не носит окончательного характера. Основы о нотариате не исключают возможности предоставления указанным лицам права на совершение и иных нотариальных действий.
На сегодняшний день порядок и правила
осуществления отдельных видов нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2017 г. № 97. Она начала действовать с 27.06.2017 г. В соответствии с ней совершение нотариальных действий главами поселений возможно в том случае, если в уставах муниципальных районов и поселений, которые являются административными центрами муниципальных районов, закреплено образование местных администраций муниципальных районов, на которые возлагается исполнение полномочий местных администраций указанных поселений, а также в случаях, когда в поселениях, являющихся административными центрами муниципальных районов, местные администрации не образованы.
Процессуально совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления ничем не отличается от действий, совершаемых нотариусами, и удостоверенные ими документы имеют такую же юридическую значимость, что и оформленные нотариусами. В связи с этим представляется, что порядок совершения главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий также должен быть прописан в законе, а не регламентироваться подзаконным актом в виде инструкции Министерства юстиции РФ. Это придало бы большее доверие и значимость документам, удостоверенным должностными лицами местного самоуправления.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ право на совершение отдельных нотариальных действий закреплено исключительно за должностными лицами местного самоуправления сельского поселения и городского поселения, не являющегося городским округом, а также муниципального района. Таким образом, на данный момент органы местного самоуправления городских округов какими-либо полномочиями в сфере нотариата не обладают.
В настоящее время в отдельных регионах крайнего севера, в частности в Магаданской области и Чукотском автономном округе, в процессе реформирования местного самоуправления образовались городские округа, в состав которых вошли не только населенные пункты городского типа, но и сельские. Причем последние нередко расположены на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Данное обстоятельство дало повод законодательным органам вышеуказанных субъектов РФ выступить в 2016-2017 гг. с законодательной
инициативой и внести в Государственную Думу проекты законов о внесении изменений в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, с тем чтобы наделить и органы местного самоуправления городских округов правом на совершение нотариальных действий. Однако нет сомнения в том, что принятие такого закона не решит сложившуюся проблему оказания квалифицированных нотариальных услуг в труднодоступных районах.
Анализ практики совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, проведенный Федеральной нотариальной палатой совместно с нотариальными палатами субъектов РФ в 2016 г., наглядно показал, что расширение полномочий органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий не способствовало повышению качества оказания юридической помощи населению. Типичными нарушениями должностных лиц местного самоуправления стали следующие: совершение нотариальных действий, не относящихся к их компетенции; для лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах; в населенном пункте, в котором имеется нотариус; в отношении себя лично или своих близких родственников.
Также в ходе анализа нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления в процессе совершения нотариальных действий были выявлены факты несоблюдения формы удостоверитель-ных надписей при совершении нотариальных действий и правил регистрации нотариальных действий в реестре для регистрации нотариальных действий. Нередко указанные лица взыскивают государственную пошлину или нотариальный тариф в сумме, не соответствующей размеру, предусмотренному Налоговым кодексом РФ и Основами о нотариате, игнорируют обязанность направлять сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату либо предоставлять сведения в полном объеме, а также нарушают сроки предоставления сведений и др.
Одной из основных причин указанных нарушений прежде всего является отсутствие профессионального (юридического) образования у уполномоченных лиц органов местного самоуправления на совершение отдельных нотариальных действий. Также отрицательное влияние на организацию их работы оказывает отсутствие доступа к информационно-правовым системам, ненадлежащее обеспечение специалистов оргтехникой (компьютеры, принтеры), недостаточный регулярный контроль за
совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты регионов на протяжении многих лет проводят последовательную работу по решению проблем обеспечения защиты прав и законных интересов граждан на всей территории РФ, в том числе и в труднодоступных местностях. В этих целях Федеральной нотариальной палатой утверждены положения о порядке оказания поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях и о Фонде поддержки нотариата в этих районах, а на 2017 г. принята специальная Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Значительный положительный эффект дает практика организации выездов нотариусов в труднодоступные и малонаселенные местности для совершения нотариальных действий. Вместе с тем следует иметь в виду, что решение всех вопросов нотариального обслуживания населения, в том числе и организационных, во многом зависит от конструктивного комплексного подхода и согласованного взаимодействия правительств соответствующих
субъектов РФ, нотариальных палат и органов местного самоуправления.
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. закон от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (ч. 1), ст. 21.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1 (ред. от 03.07.2016 г.) // Ведомости Союза народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 10, ст. 357.
4. Демидов М.В., Соколова Е.И. Право глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления на совершение нотариальных действий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 75-76.
СОКОЛОВА Елизавета Ильинична - президент нотариальной палаты Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SOKOLOVA, Elizaveta Ilyinichna - President of the Notarial Chamber of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 343.16:174
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЕБНЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Н.Г. Тараканова, Ф.Ш. Ямбушев
В статье анализируются условия и факторы, оказавшие влияние на формирование профессиональной культуры и правосознания судебных следователей в России во второй половине XIX - начале XX века. Обращается внимание на организационные, материальные и социальные сложности, с которыми столкнулся следственный институт в пореформенный период.
Ключевые слова: профессиональная правовая культура; правосознание; судебный следователь; судебная реформа; предварительное расследование; судебная власть в Российской империи.
N.G. Tarakanova, F.Sh. Yambushev. FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF INVESTIGATORS IN THE RUSSIAN EMPIRE
Conditions and factors which influenced the formation of professional culture and legal conscience of investigators in Russia of the second part of XIX - beginning XX century are analyzed in the article. The attention is paid to organizing, material and social difficulties, which the investigation institute faced during the reforming period.
Keywords: professional law culture; law awareness; investigator; legal reform; pre-trial investigation; judicial authority in the Russian Empire.