Марухно Василиса Михайловна
аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного университета
(тел.: 88612583596)
Система ненотариального удостоверения завещаний
Аннотация
В работе выявляются пробелы и коллизии в сфере регулирования ненотариального удостоверения завещаний, раскрывается вопрос о правомерности удостоверения завещании должностными лицами органов местного самоуправления.
Annotation
In-process blanks and collisions come to light in the field of adjusting of unnotarial certification of testaments, a question opens up about legitimacy of certification testament by the public servants of organs of local self-government.
Ключевые слова: завещание, законодательство, органы местного самоуправления, нотариальные действия, завещатель.
Key words: testament, legislation, organs of local self-government, notarial actions, testator.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделки представляют собой действия граждан и юридических лиц,направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом, согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ, сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено письменно и удостоверено нотариусом. Несоблюдение установленных ГК РФ правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания ( абз.2 п.1 ст. 1124 ГК РФ). В порядке исключения законодательством предусмотрена система ненотариального удостоверения завещаний.
Во-первых, в п. 7 ст. 1125 ГК РФ предусмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных удостоверять завещания. В соответствии с данной нормой завещание может быть удостоверено должностным лицом органа местного самоуправления в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено ему законом.
Однако полномочия данных органов по удостоверению завещаний в юридической литературе подвергаются сомнению. Так, Т. И. Зайцевой и П.В. Крашенинниковым был сделан вывод о невозможности удостоверения завещаний названными лицами, основываясь на следующих нормах. В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате [1] в
случае отсутствия в населенном пункте нотариуса отдельные виды нотариальных действий (в том числе удостоверение завещаний) вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти.
В декабре 1993 г., т.е. уже после введения в действие вышеупомянутых Основ, была принята Конституция РФ, вступившая в силу со дня ее официального опубликования - с 25 декабря 1993 г. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признано и гарантировано местное самоуправление, при этом установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной. Из данного общего положения самой Конституции РФ сделано определенное изъятие: в соответствии с ч. 2 ст. 132 Основного закона органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Наделение государственными полномочиями производится на основании закона, до 2008 г. такого закона не имелось. Полномочия органов местного самоуправления определены Законом РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в частности, полномочия поселковых и сельских Советов, а также поселковой и сельской администрации названы в ст.ст. 49 - 54 указанного Закона. Упоминания о полномочиях по совершению каких-либо нотариальных действий в этих статьях не содержится. Вместе с тем, по мнению авторов, принятие соответствующего нового закона либо внесение изменений в ныне действующее
законодательство о местном самоуправлении объективно необходимо [2, с. 47].
Тем не менее, по упомянутому вопросу учитывалась позиция Верховного Суда РФ, сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. по гражданским делам, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 апреля 2004 г., и определении Судебной коллегии по гражданским делам от 4 августа 2004 г. № 16-Г04-14.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела дело о признании противоречащим федеральному
законодательству Закона Волгоградской области от 18 октября 2002 г. "О совершении нотариальных действий органами местного самоуправления на территории Волгоградской области".
Проанализировав нормы федерального законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый закон как принятый вне компетенции Волгоградской областной Думы является недействующим, однако при этом, по сути, признал за должностными лицами органов местного самоуправления право совершать нотариальные действия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.
Однако данный вопрос получил свое законодательное разрешение. Федеральным законом № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", который введен в действие с 15 января 2008 г., предусмотрено, что в случае отсутствия в поселении нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать отдельные нотариальные действия, в том числе удостоверять завещания.
Во-вторых, в ст. 1127 ГК РФ указан перечень завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным завещаниям:
1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;
2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под
Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;
3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;
4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;
5) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.
Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание.
В-третьих, помимо названных должностных лиц удостоверение завещания другими лицами допускается лишь в установленных законом случаях. Так, может быть удостоверено завещательное распоряжение правами на денежные средства в банке уполномоченным служащим банка в соответствии со ст. 1128 ГК РФ. В ст. 561 ГК РСФСР было предусмотрено право гражданина завещать денежные средства в сберегательной кассе путем составления в простой письменной форме соответствующего распоряжения. При этом можно заметить, что Часть третья ГК РФ существенно расширила возможность оформления прав на денежные средства в банках на случай смерти гражданина-вкладчика. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1128 ГК РФ права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в банке, могут быть по усмотрению гражданина завещаны либо в порядке, предусмотренном ст. 1124-1127 ГК РФ, либо посредством совершения завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится этот счет. Нужно отметить, что порядок составления завещательных распоряжений применим к распоряжениям правами на денежные средства в любых банках.
Как отмечают Т. И. Зайцева и П. В. Крашенинников, порядок оформления названных прав, установленный Частью третьей ГК РФ, по сравнению с ранее действовавшим существенным образом изменился. Согласно ст. 561 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. вклад в сберегательной кассе, в отношении которого
_136
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС вкладчиком было сделано распоряжение банку
о выдаче вклада после смерти указанному вкладчиком лицу либо государству, не входил в наследственную массу и на него не распространялись нормы наследственного права: не выдавалось свидетельство о праве на наследство;
не распространялись правила об обязательной доле в наследстве;
вклад выплачивался лицу, указанному в завещательном распоряжении (вкладо-получателю, который даже не именовался наследником), по предъявлении свидетельства о смерти вкладчика независимо от времени обращения за его получением.
Статья 1128 ГК РФ, как отмечают авторы, содержит совершенно иную модель распоряжения правами на денежные средства в банках. Согласно п. 3 данной статьи права на денежные средства, в отношении которых в банке совершено завещательное распоряжение, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях в соответствии с правилами ГК РФ. Эти средства выдаются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство и в соответствии с ним. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано по истечении шестимесячного срока со дня смерти наследодателя. На завещанные вклады распространяются нормы ГК РФ об обязательной доле в наследстве [3].
Как отмечают Т. И. Зайцева и П. В. Крашенинников, в практике работы нотариусов возник вопрос: подлежат ли применению правила ст. 1128 ГК РФ в случае, когда завещательное распоряжение в банке совершено до 1 марта 2002 г., т.е. до вступления в силу части третьей ГК РФ, а смерть вкладчика при этом наступила уже после 1 марта 2002 г., т.е. в период действия нового наследственного законодательства? Вместе с тем, авторы полагают, что ответ должен быть однозначным: если завещательное распоряжение сделано ранее вышеназванной даты, то применению подлежат правила ГК 1964 г., независимо от времени смерти гражданина-вкладчика. Однако позиция банков противоположная, т.е. вклад должен входить в наследственную массу и на него должно быть выдано свидетельство о праве на наследство. Т. И. Зайцева и П. В. Крашенинников с данной позицией не согласны. Во-первых, по их мнению, исходя из общих начал законодательства любой вновь принимаемый закон не должен содержать в себе "поворот к худшему". В соответствии с требованиями ГК 1964 г. денежные средства вкладчика выдавались сразу после его смерти,
а если вклад наследуется по правилам действующего наследственного законодательства, должен быть соблюден шестимесячный срок для принятия наследства. Во-вторых, в ст. 7 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к завещаниям, совершенным до введения в действие части третьей ГК РФ, применяются правила о недействительности завещаний, действовавшие на день совершения завещания. Таким образом, определено, что к завещаниям применимы нормы закона, действующие на момент совершения завещания [2].
В-четвертых, законодатель допускает составление завещания в простой письменной форме. Гражданин, который находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишенный возможности удостоверить завещание в нотариальном или приравненном к нотариальному порядке, все же может распорядиться своим имуществом на случай смерти, составив завещание в простой письменной форме. Такое завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем в присутствии двух свидетелей, которые также подписывают завещание.
Вместе с тем, законодатель, как отмечает Б. А. Булаевский, допуская упрощенный порядок составления завещания, учел обстановку, в которой совершаются такие завещания, а также иные обстоятельства, которые могут повлиять на формирование и изложение воли завещателя, и установил дополнительные условия, при которых такое завещание приобретает юридическую силу как публичный акт [4]. Во-первых, если после отпадения чрезвычайных обстоятельств завещатель остался в живых, завещание сохраняет силу лишь в течение одного месяца с момента отпадения чрезвычайных обстоятельств. Предполагается, что в течение этого срока при желании он может выразить свою волю по распоряжению имуществом в любой иной предусмотренной законом публичной форме. Установленный месячный срок является пресекательным, он не может быть восстановлен судом ни при каких обстоятельствах. По истечении месяца завещание утрачивает силу и в случае, если завещатель не совершил новое завещание в иной форме, и в случае, если он его совершил, но не воспроизвел в нем полностью содержание завещания в чрезвычайных обстоятельствах. В последнем случае, если бы речь шла о завещаниях, совершенных в иных формах, имело ^^
137
бы место изменение предыдущего завещания, а не его отмена (п. 2 ст. 1130 ГК РФ). Во-вторых, такое завещание может послужить основанием для наследования лишь после того, как суд, куда должны обратиться заинтересованные лица, подтвердит факт его совершения в чрезвычайных обстоятельствах, угрожавших смертью завещателю. Только после подтверждения этого факта судом нотариус вправе открыть наследственное производство на основании этого завещания. Заинтересованные лица должны обратиться в суд в пределах общих сроков, установленных для принятия наследства. В случае пропуска срока по уважительным причинам они могут ходатайствовать о его восстановлении. И наконец, в-третьих, завещание в чрезвычайных обстоятельствах не отменяет и не изменяет ранее составленное в любой иной форме завещание. Таким завещанием может быть изменено или отменено лишь завещание, составленное ранее также в чрезвычайных обстоятельствах.
Хотелось бы отметить, что изложенная позиция Б. А. Булаевского, о том, что завещание может иметь юридическую силу публичного акта, нельзя рассматривать однозначно, тем более проводить параллели между этими двумя правовыми категориями. Законодатель точно дает понятие завещания, рассматривая его как сделку, и никак иначе. Полагаем, что данная позиция верна, ведь завещанию присущи все элементы сделки.
Понятие "чрезвычайные обстоятельства" в законе не раскрыто. При этом, например, Б. А. Булаевский говорит о таких экстремальных ситуациях, при которых создана непосредственная угроза жизни завещателя (стихийные бедствия, боевые действия, катастрофы и т.п.), с одной стороны, и невозможность совершить завещание в иной форме - с другой [4]. Автор в
данном случае, на наш взгляд, говорит о двух составляющих, при наличии которых можно говорить о действительности завещания, составленного в чрезвычайной обстоятельствах: во-первых, непосредственная угроза жизни завещателя, и, во-вторых, отсутствие возможности составления завещания в квалифицированной форме.
Несмотря на то, что в перечисленных выше случаях предусмотрена возможность составления завещания в неквалифицированной форме, общим правилом является требование о его нотариальном удостоверении. Нарушение правил о форме завещания влечет его ничтожность (абз. 2. п. 1 ст. 1124 ГК РФ).
Литература
1. Основы законодательства Росийской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. / /Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2001. № 53. Ст. 5030; 2002. № 52. Ст. 5038, 5132; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 27. Ст. 2717; 2006. № 27. Ст. 2881; 2007. № 1. Ст. 21; № 27. Ст. 3213; № 41. Ст. 4845; № 43. Ст. 5084; 2008. - № 52. Ст. 6236; 2009. № 1. Ст. 14, 20; № 29. Ст. 3642.
2. Зайцева Т. И. Крашенинников П. В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения / М.: СТАТУТ. 2006.
3. Зайцева Т. И. Нотариальная практика: ответы на вопросы / Федеральная нотариальная палата. М.: "Волтерс Клувер", 2007.
4. Булаевский Б. А. и др. Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: "Волтерс Клувер", 2005.
_138
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)