самобытности, стандарты обеспечения прав национальных меньшинств, стандарты поощрения и сохранения разнообразных форм культурного самовыражения должны находить свое выражение как в национальном законодательстве, так и в процессуально-правовой жизни общества.
Таким образом, процессуально-правовые стандарты формируют основу защиты прав и интересов отдельных лиц и социальных общностей в процессуально-правовой жизни общества, являются важными элементами отечественной процессуально-правовой политики. Сегодня перед государством стоит важная задача имплементации международно-правовых стандартов в современную процессуально-правовую жизнь российского общества. Однако отечественным законодательным и правоприменительным органам предстоит большая работа по уяснению сути и выработке стандартов процессуально-правовой жизни общества, в целях обеспечения прав и законных интересов личности, эффективности процессуальной деятельности и социальной стабильности.
Список литературы:
1. Теория юридического процесса / под ред. В.М. Горшенева. — Харьков: Вища л шк., 1985. — 192 с.
m 2. Лукашук, И.И. Конституция России и международное право // Общепризнанные
^ принципы и нормы международного права и международные договоры в практике к конституционного правосудия : матералы Всерос. совещания (Москва, 24 декабря ¡g 2002 г.) / под ред. М.А. Митюкова и др. — М., 2004.
О 3. Автономов, А.С. Международные стандарты в сфере отправления правосудия
/ А.С. Автономов. — М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2007. — 332 с.
4. Оганесян, С.М. Понятие международных стандартов прав человека // Международное публичное и частное право. — 2008. — № 2. — С. 18—21.
с
с
с: О.С. Скачкова, O.S. Skachkova,
к
68
кандидат юридических наук, Candidate of Law, Associate professor,
доцент, кафедра гражданского и department of civil and arbitration process
арбитражного процесса Самарского Samara State University of Economics государственного экономического
университета Yarmoluik@mail.ru
Нотариальные действия глав администраций поселений: новое в правовом регулировании
О Аннотация: статья посвящена проблемам качества и доступности нотариальных услуг,
N предоставляемых должностными лицами местного самоуправления. Актуальность исследования С^ указанных проблем обусловлена как необходимостью построения эффективной системы оказания публичных услуг, в целом, так и урегулированию механизма реализации полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, в частности. Цель работы — обобщение практики совершения нотариальных действий, выявление наиболее типичных нарушений, что позволит определить причины и пути их разрешения.
Анализируются последние изменения законодательного регулирования нотариальной деятельности, выявляются наиболее распространенные нарушения, причины и возможности их устранения. Кроме того, исследуется проблема эффективности системы оказания квалифицированной
юридической помощи населению сельских районов. Отмечается, что основной причиной нарушения порядка предоставления сведений в реестр ЕИС является отсутствие специального оборудования и технической возможности направления сведений в электронном виде.
Проведенный анализ практики позволяет констатировать, что недостаток денежных средств, выделяемых на изготовление штампов, бланков, журналов, на приобретение необходимых справочных правовых систем, методических пособий, сборников образцов нотариальных документов, лишает возможности субъектов нотариального процесса с помощью указанных средств эффективно разрешить возникающие практические затруднения при совершении нотариальных действий.
Ключевые слова: качество нотариальных услуг, доступность нотариальных услуг, контроль за совершением нотариальных действий, нарушения в нотариальном процессе.
Notary actions of heads of local administrations: new in legal regulation
Abstract: the article is devoted to the quality and accessibility of notarial services provided by officials of local government. The relevance of the study of these problems due to both the need-the need to build an effective system ofpublic service delivery in the whole and settlement mechanism of implementation ofpowers by the perfect of notarial actions by officials of local in-tion, in particular. The aim of this work is generalization of the practice of notarial acts, identification of the most common violations that will determine the causes and ways to resolve them. о Thus, the study of this issue analyzes recent developments of legal regulation of notarial activity, identifies р the most common violations, the reasons and possibilities of their elimination. In addition, we study the | problem of the effectiveness of the system of rendering qualified legal assistance to people in rural areas. н The article noted, the main cause of violation of the procedure for providing information in the register of ESI is the е lack of special equipment and technical possibilities of the direction information in the electron-dimensional view. The analysis of practices enables us to conclude that inadequate funding for the production of stamps, ® letterheads, magazines, on the acquisition of the necessary data bases, manuals, collections of samples of notarial documents makes it impossible for these entities notarial process by using these funds to resolve any practical difficulties in the Commission of notarial actions. о
Keywords: the quality of notarial services, the availability of notary services, officials of local government, е the control of a notary's local government officials. °
Д
i
n
"O
и
Деятельность современного нотариата значительным образом преобразована благодаря последним изменениям базового закона, регулирующего нотариальную деятельность с 1993 г. [1]. Определенные изменения затронули и правовое регулирование нотариальной деятельности осущест- "и о
ч тз
и j=
вляемой специально уполномоченными лицами муниципальных органов. ° ®
о
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации н и о нотариате» (далее — «Основы») нотариальные действия в Российской и ? Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, а также специально 69 уполномоченные лица. Нотариальные округа в России созданы в соответ- — ствии с ее административно-территориальным делением. Предполагается, 0 что в каждом нотариальном округе находится хотя бы один государственный р нотариус или нотариус, занимающийся частной практикой. ^ С 15 января 2008 г. вступили в действие положения Федерального зако- ^ на «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской | Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в со- ® ответствии с которыми на глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, а также глав местной администрации муниципального района, специально
X
со
к
уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципального района были возложены полномочия по совершению нотариальных действий, предусмотренных ст. 37 «Основ», в случае отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте.
До определенного времени круг нотариальных действий, которые имели право совершать названные субъекты, был весьма ограничен. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный перечень значительным образом расширен предоставлением права удостоверения юридических фактов.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о доступности нотариальных услуг, оказания квалифицированной юридической помощи населению сельских районов. Нотариальные конторы, как правило, находятся в центрах муниципальных районов, и во многих территориально удаленных сельских поселениях нотариусы просто отсутствуют. В этих условиях особое значение имеет вопрос о надлежаще организованном порядке реализации права совершения отдельных нотариальных действий органами местного самоуправления. Так, на территории Самарской области насчитывается 145 нотариусов, занимающихся частной практикой, государственные нотариальные конторы в Самарской области отсутствуют.
В связи с отсутствием нотариусов в сельских районах обеспечить орга-ш низацию доступных нотариальных услуг главами местного самоуправления ^ требуется на территории 281 сельского поселения Самарской области, в ^ 70 из которых нотариальные действия не совершались, в 58 их совершалось <5 незначительное количество (до 50 действий в год), в 153 поселениях совершается более 50 нотариальных действий. ^ На фоне обсуждения качества публичных услуг [1, с. 78—81] достаточно ^ остро встает проблема качества оказания нотариальных услуг в сельских по-к селениях. В рамках периодически проводимых семинаров, круглых столов, т курсов повышения квалификации выявляются наиболее распространенные ш нарушения, их причины и возможности их устранения. с Нарушения, выявленные в результате обобщения практики совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоу-70 правления, можно подразделить на нарушения самого порядка совершения — нотариальных действий, т. е. нарушения условий процедуры, формы нотариальных актов и нарушения, касающиеся существа нотариального действия. В связи с последними изменениями законодательства появились сложности ° не только в процедуре совершения нотариального действия, но и в порядке N передачи информации о совершенных нотариальных действиях. С 1 июля 2014 г. действует порядок ведения электронного реестра нотариальных действий в Единой информационной системе (далее — ЕИС) нотариата. Главы местных администраций и уполномоченные должностные лица должны предоставлять сведения о нотариальных действиях в нотариальную палату для внесения в реестр ЕИС нотариата. Более того, с 1 января 2015 г., согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. №№ 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
(О
обязательных профессиональных требований к указанным субъектам, необходимых для осуществления нотариальной деятельности.
До последнего времени в нотариальном законодательстве отсутствовали какие-либо нормы, регламентирующие процедуру контроля за совершением нотариальных действий указанных субъектов и определяющие ответственность за нотариальные
I
акты Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2015 г.) нотариусы могут не принимать от указанных субъектов документы на бумажных носителях, т. к. закон обязывает предоставлять сведения только в электронном виде. Практика реализации данного положения вызвала многочисленные сложности во многих регионах, что явилось предметом активного обсуждения в рамках проведенных конференций, круглых столов представителями муниципальных образований, нотариальных палат, управлений Минюста России.
Так, П.В. Сокол отметил, что из двух тысяч нотариальных действий, сведений в нотариальную палату Самарской области поступило только по тридцати одному документу. Необходимость исправления ситуации обусловлена выполнением основной задач — это формирование актуальных сведений ЕИС, которое обеспечивает возможность проверки легитимности выданного нотариального документа [2].
Основной причиной нарушения порядка предоставления сведений в реестр ЕИС является отсутствие специального оборудования и технической возможности направления сведений в электронном виде. Представители нотариальной а палаты Ивановской области в рамках обучающих курсов, на заседаниях Совета и муниципальных поселений отмечают, что не все муниципальные органы Ь имеют выход в Интернет, не оптимизировано программное обеспечение. е
Несомненно, что сложившаяся практика совершения нотариальных д действий должностными лицами местного самоуправления зависит от ряда причин. В качестве первопричины неоднократно отмечалось несовершенство 1 законодательной регламентации деятельности данных субъектов нотариаль- о Г ного процесса. Так, например, И. Андреечева отсутствие законодательного § о закрепления профессиональных требований к должностным лицам, уполно- § д моченным совершать нотариальные действия, считает одной из главных а 1 проблем практики правоприменения [3]. о С
Как следствие, недостаток соответствующих квалифицированных кадров. Если | а для назначения на должность нотариуса необходимо иметь высшее юридическое е |( образование, пройти профессиональную стажировку, сдать квалификационный Л о экзамен, получить лицензию на право нотариальной деятельности и участвовать О $ в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, то для должностных §3 § лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия в сельских поселе- 1 !< ниях, ничего из вышеперечисленного не требуется. Единственное требование к указанным лицам, сформулированное в законе, относится к соответствию их 77
должности перечню лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия. -
Безусловно, отсутствие необходимой правовой подготовки у должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия, не может ^ не отразиться на качестве подготавливаемых и удостоверяемых ими доку- ^ ментов. В целях совершенствования организации нотариального процесса а! должностными лицами местного самоуправления требуется установление §
X
со
к
процессуальные нарушения. Некоторые изменения правового регулирования, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №№ 457-ФЗ, наконец-то коснулись этой проблемы. Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства о нотариальной деятельности в действиях указанных лиц проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Предметом проверки является: соблюдение органами местного самоуправления требований «Основ» при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия; организация работы по совершению нотариальных действий; исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства; соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
По результатам проведенной проверки контролирующий орган вправе: вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации; внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий; направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
В настоящее время система ответственности данных лиц за совершенные § нотариальные действия четко не определена: не установлены основания, система мер ответственности, порядок привлечения. Некоторые регионы, ^ всерьез обеспокоенные качеством предоставляемых нотариальных услуг ор-<5 ганами местного самоуправления, планируют принять региональный закон, :: устанавливающий ответственность за ошибки при совершении нотариальных ^ действий указанными субъектами.
° Следует отметить, что детальным образом не урегулирован не только попе: рядок профессионального контроля, но и порядок оказания на постоянной т основе правовой и практической помощи органам местного самоуправления в ш данной сфере деятельности. Как уже говорилось, среди причин, препятствующих [3= эффективной реализации полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, большое значение имеет 72 система оценки результатов труда, оплаты труда муниципальных служащих [4, — с. 68—72], а также материально-техническое обеспечение указанной деятельности. Анализ практики позволяет констатировать, что недостаток денежных средств, выделяемых на изготовление штампов, бланков, журналов, на приобретение необходимых справочно-правовых систем, методических пособий, сборников образцов нотариальных документов, лишает возможности субъектов нотариального процесса с помощью указанных средств разрешить возникающие практические затруднения при совершении нотариальных действий.
Список литературы:
1. Калышенко, В.Н. Развитие системы и качества услуг / В.Н. Калышенко, У.М. Сталькина // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 12. — С. 78-81.
(О
то
сч
сч
2. Новости ФНП: видеоконференция «Совершение нотариальных действий органами местного самоуправления в соответствии с изменениями законодательства», организованная ассоциацией «Совета муниципальных образований Самарской области». — URL: http://www.notariat.ru/news/notariat/13633 (дата обращения: 02.01.2016).
3. Попова, О.Е. Как повысить качество совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления? // Нотариальный вестник. — 2010. — № 12. — URL: http: // notariat.ru (дата обращения: 02.01.2016).
4. Подолян, Е.А. Система оценки результатов труда как инструмент мотивации муниципальных служащих (на примере Администрации г. о. Самара) // Вестник Самарского гос. экономического ун-та. — 2009. — № 4. — С. 68—72.
Г.Ф. Цельникер,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского государственного экономического университета Т.Н. Казанкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского государственного экономического университета
G.F. Tselnicker,
Candidate of Law, Associate professor, department of state and legal disciplines Samara state university of economics grigorij-celniker@yandex.ru T.N. Kazankova,
Candidate of Pedagogics, Associate professor, department of state and legal disciplines Samara state university of economics tatianaok78@yandex. ru
Принципы финансового права
Аннотация: статья посвящена исследованию принципов финансового права и их значения в правовом регулировании и правоприменении. Обращается внимание на то, что эти принципы играют ключевую роль в выстраивании постоянно меняющихся финансовых отношений. Данные принципы анализируются с учетом того, что в условиях постоянного движения и динамики финансовых отношений, требующих достаточно быстрого реагирования законодателя, они позволяют преодолевать возникающие пробелы в правовом регулировании.
Учитывая сложность системы финансового права, которое состоит из различных подотраслей и институтов, автор анализирует принципы финансового права, разделяя их на общеправовые и отраслевые (специальные). На примере реализации такого принципа финансового права, как самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления автор обосновывает свою позицию относительно того, что некоторые принципы реализуются не в полном объеме.
В статье обращается внимание на то, что принципы права в финансовой деятельности имеют большое значение для устойчивости и стабильности финансовой системы России, любое отклонение от основополагающих норм негативно сказывается на развитии экономики в целом.
Ключевые слова: принципы права, финансовое право, общеправовые принципы финансового права, отраслевые (специальные) принципы финансового права, правоприменение.
73
The principles of financial law
Abstract: the article is devoted to research of the principles of financial law and their implications in legal regulation and enforcement. Attention is drawn to the fact, that the principles of financial law (legislation) play a key role in shaping the ever-changing financial relationships. The principles offinancial law are analyzed taking into account, that in conditions of constant motion and the dynamics of financial relations requiring a sufficiently rapid response of the legislator, financial law principles allow to overcome the resulting gaps in the legal regulation.
The author, given the complexity of the financial law, which consists of various sub-sectors and institutions, analyzes the principles of financial law, dividing them into the general principles of financial