DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-88-91 ЧЕРНОВА Полина Андреевна,
МЮМ 2018-0076-10/22-1035 студент 2 курса
MOSURED: 77/27-023-2022-10-1233 магистратуры направления подготовки
40.04.01 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», е-таИ: mail@law-books.ru
ШОБЕЙ Лариса Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,
е-таИ: l_shobey@mail.ru
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Аннотация. В статье поднимаются проблемы прохождения управляющими организациями процедуры продления сроков действия лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Делается акцент на лицензионном требовании о размещении информации в ГИС ЖКХ. Раскрываются основные проблемы, связанные с исполнением данного требования. Анализируется законодательство. Подчеркивается необходимость принятия законопроекта о продлении срока действий лицензий для устранения пробелов в законодательстве.
Ключевые слова: лицензирование, государственный жилищный надзор, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, оператор системы.
CHERNOVA Polina Andreevna,
the 1st year student of the Master's degree in the direction of training 40.04.01 of the Petrozavodsk State University
SHOBEY Larisa Gennadievna,
the Senior Lecturer of the Department of Finance, Financial Law, Economics and Accounting of the Petrozavodsk State University,
ON SOME CURRENT PROBLEMS OF LICENSING OF PERSONS CARRYING OUT ACTIVITIES TO MANAGE APARTMENT BUILDINGS
Annotation. The article raises the problems of passing by managing organizations the procedure for extending the validity of licenses to carry out activities for the management of apartment buildings. Emphasis is placed on the licensing requirement for the placement of information in the GIS housing and communal services. The main problems associated with the implementation of this requirement are revealed. The legislation is analyzed. The necessity of adopting a draft law on the extension of the validity of licenses to eliminate gaps in the legislation is emphasized.
Key words: licensing, state housing supervision, state information system of housing and communal services, system operator.
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется активное внедрение цифровизации во все сферы общественной жизни. Сфера жилищно-коммунального хозяйства не является исключением. Цифровизация оказывает влияние на получение лицензий лицами, осуществляющими
деятельность по управлению многоквартирными домами. Данная деятельность подлежит лицензированию согласно статье 192 Жилищного кодекса РФ. До принятия Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ лицензия предоставлялась бессрочно, однако с 2018 года лицензия предоставляется сроком на пять лет. В 2023 году управ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022
ляющим организациям предстоит пройти процедуру продления лицензии, чтобы продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами. Управляющие организации будут проходить данную процедуру впервые, в связи с чем представляется особенно актуальным выявление проблем, с которыми столкнутся субъекты правоотношений, возникающих при лицензировании, а также их решение.
Подать заявление на продление лицензии управляющие организации обязаны не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии. Срок действия лицензий управляющих организаций, «первых» получивших лицензии, заканчивается 11 января 2023 года. Соответственно, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, необходимо подать заявление в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Обязанность по размещению информации в системе возникла с 1 июля 2017 года, для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - с 1 июля 2019 года. В связи с этим, контролирующий орган должен проверять полноту раскрытия информации с момента возникновения обязанности по их размещению.
ГИС ЖКХ - государственная информационная система, содержащая информацию о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению многоквартирным домом, работах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предоставлении коммунальных услуг и иную информацию, предусмотренную Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [1].
Данная система создавалась с целью обеспечения доступа граждан к информации, касающейся управления многоквартирными домами. Собственники в своих личных кабинетах могут не только видеть информацию, размещаемую органами, осуществляющими жилищный надзор, органами государственной власти и иными субъектами, но и отправлять обращения, жалобы. Предполагалось, что данная система позволит облегчить взаимодействие между пользователями системы.
При этом Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая на форуме стратегов в Санкт-Петербурге в 2022 году, заявил о неэффективности ГИС ЖКХ. В целом, по словам А.Кудрина,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022
состояние и работа созданных за бюджетный счет государственных информационных систем является большой проблемой [5].
Действительно, созданная на платформе Госуслуги ГИС ЖКХ имеет ряд недостатков. В первую очередь, ГИС ЖКХ работает нестабильно. При размещении информации ГИС ЖКХ нередко выдает системные ошибки с просьбой повторить операцию позднее, не загружает вкладки и не реагирует на кнопки. Так, например, в ГИС ЖКХ длительное время сохранялась проблема отсутствия технической возможности размещения информации о размере платы за содержание жилого помещения вследствие неактивной кнопки «Добавить», поскольку кнопка не реагировала на нажатие. По вопросу решения данной проблемы служба технической поддержки ГИС ЖКХ сообщила, что изменение запланировано в ближайших версиях системы. Как итог, проблема решалась 1,5 месяца и у управляющих организаций отсутствовала возможность исполнить требования по размещению информации и подготовиться к предстоящему перелицензированию.
Помимо существующих технических проблем существует проблема отсутствия информации о внесенных изменениях в систему. В частности, существуют журналы версии системы, в которых оператор системы должен отражать внесенные изменения. При этом стоит отметить, что не всегда оператор их отражает.
Кроме этого, в рамках контрольных мероприятий органы государственного жилищного надзора требуют размещения информации, для которой в ГИС ЖКХ отсутствует возможность ее размещения. Так, например, для промежуточной бухгалтерской отчетности управляющей организации отсутствуют поля для размещения. Контролирующие органы требуют ее размещения в поле, предусмотренное для размещения годовой бухгалтерской отчетности, что само по себе является нарушением принципа достоверности, предусмотренного п. 8 ст. 4 ФЗ №209. Также контролирующие органы требуют размещения информации, для которой отсутствует обязанность ее размещения. Так, например, действующее законодательство не содержит прямых требований по размещению информации о фиксации работ и услуг. Однако ГИС ЖКХ содержит целый раздел для ее размещения и контролирующие органы требуют его заполнения. Согласно п. 3.5.4 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в ГИС ЖКХ должны размещаться акты выполненных работ, акты нарушения
качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы [2], однако загрузить сканированный образ акта не представляется возможным из-за отсутствия необходимых полей.
Раздел 10 Приказа №74/114/пр предусматривает размещение информации не только для управляющих организаций, но и для товариществ и кооперативов. Органы государственного жилищного надзора в своих актах реагирования по итогам проведения проверок нередко допускают ошибки. В частности, на практике возникают ситуации, при которых должностные лица ошибаются при указании пунктов Приказа №74/114/пр, нарушенных лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами. Так, например, в случае, если управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, на ней лежит обязанность размещения тарифов и нормативов по данным коммунальным услугам в соответствии с п. 14.8.5, 14.9 раздела 10 Приказа №74/114/пр. При этом в актах проверки контролирующие органы могут ссылаться на п. 3.1.5, 3.1.6 раздела 10 Приказа 74/114/пр, предусматривающий информацию к размещению тарифов и нормативов для товариществ и кооперативов в рамках договора на предоставление коммунальных услуг. Данные ошибки показывают некомпетентность должностных лиц при осуществлении своих полномочий и могут повлечь за собой негативные последствия, в том числе в виде отказа в продлении срока действия лицензий.
Также следует учитывать, что положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами [4].
В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается Законопроект № 207208-8, касающийся продления срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами до 1 июня 2023 года [3]. В пояснительной записке к законопроекту указывается необходимость предоставления отсрочки по продлению ранее выданных лицензий, основными доводами которых являются:
- отсутствие механизма (порядка) проведения органами государственного жилищного надзора проверок лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока лицензий;
- отсутствие порядка исключения многоквартирных домов из реестра лицензий, чьи лицензии не будут продлены;
- вопрос о дальнейшем управлении многоквартирными домами, находящимся в управлении управляющих организаций, которым не был продлен срок действия лицензий, нормами действующего жилищного законодательства указанный вопрос не урегулирован;
- в случае истечения срока действия лицензии (ее непродления) возникает вопрос о прекращении действия договора управления многоквартирным домом. Данный случай не попадает под назначение органами местного самоуправления «временной управляющей организации»;
- отсутствует порядок внесения изменений в реестр лицензии в части исключения этих многоквартирных домов, поскольку частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ не предусмотрен случай исключения из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирными домами управляющими организациями, срок действия лицензий которых истек или не был продлен. Принятие законопроекта позволит не допустить наличие многоквартирных домов, оставшихся без управления, в отопительный период 2022/2023 гг.
Таким образом, нужно подчеркнуть необходимость решения следующих проблем. Во-первых, необходимо решить проблему нестабильной работы ГИС ЖКХ, уделять особое внимание техническим специалистам и оперативно реагировать на ошибки системы. Во-вторых, необходимо привести ГИС ЖКХ в соответствие с законодательством. В-третьих, необходимо провести повышение квалификации для кадрового состава органов государственного жилищного надзора с целью повышения их грамотности в использовании ГИС ЖКХ. И наконец, необходимо принять законопроект, продлевающий срок действия лицензий до 1 июня 2023 года и устранить до данной даты пробелы в законодательстве. Решение вышеуказанных проблем позволит пройти управляющим организациям процедуру продления срока действия лицензии и продолжить осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Список литературы:
[1] О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 28.07.2014. - N 30 (Часть I). - ст. 4210.
[2] Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022
[3] Законопроект № 207208-8 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электрон. ресурс] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/207208-8
[4] Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство//В.В. Семенихин. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. - 2019. - 862 с.
[5] Кудрин заявил о неэффективности ГИС ЖКХ, на которую потратили 2 млрд рублей [Электрон. ресурс] - URL: https://realty.ria.ru/20221101/ kudrin-1828387464.html
Spisok literatury:
[1] О gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 N 209-FZ// Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 28.07.2014. - N 30 (CHast' I). - st. 4210.
[2] Ob utverzhdenii sostava, srokov i periodich-nosti razmeshcheniya informacii postavshchikami informacii v gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Prikaz Minkomsvyazi Rossii N 74, Minstroya Rossii N 114/pr ot 29.02.2016// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.
[3] Zakonoproekt № 207208-8 «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 5 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektron. resurs] - URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/207208-8
[4] Semenihin V.V. ZHilishchno-kommunal'noe hozyajstvo//V.V. Semenihin. - 5-e izd., pererab. i dop. M.: GrossMedia, ROSBUH. - 2019. - 862 s.
[5] Kudrin zayavil o neeffektivnosti GIS ZHKKH, na kotoruyu potratili 2 mlrd rublej [Elektron. resurs] -URL: https://realty.ria.ru/20221101/kudrin-1828387464.html
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022