О^ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-80-83 ЧЕРНОВА Полина Андреевна,
2018-0076-9/22-962 студент 2 курса магистратуры
MOSURED: 77/27-023-2022-9-1160 направления подготовки
40.04.01 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», е-mail: mail@law-books.ru
ШОБЕЙ Лариса Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,
е-mail: l_shobey@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. В статье поднимаются проблемы защиты персональных данных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Анализируется законодательство о персональных данных, акцентируется необходимость его совершенствования. Приводится судебная практика.
Ключевые слова: государственная информационная система, размещение информации, персональные данные, закрытая часть ГИС ЖКХ.
CHERNOVA Polina Andreevna,
the 1st year student of the Master's degree in the direction of training 40.04.01 of the Petrozavodsk State University,
SHOBEY Larisa Gennadievna,
the Senior Lecturer of the Department of Finance, Financial Law, Economics and Accounting of the Petrozavodsk State University,
PROBLEMS OF PROTECTION OF PERSONAL DATA IN THE STATE INFORMATION SYSTEM OF HOUSING AND UTILITIES
Annotation. The article raises the problems of personal data protection in the state information system of housing and communal services. The legislation on personal data is analyzed, the need for its improvement is emphasized. Judicial practice is given.
Key words: state information system, information placement, personal data, closed part of GIS housing and communal services.
В условиях цифровой экономики защита информации является приоритетной задачей государства. При обработке персональных данных физических лиц необходимо принимать достаточные меры, чтобы не допустить любые противоправные действия в отношении этих данных, в частности, их распространение. Сложнее всего организовать защиту электронных данных, поскольку необходимо пра-
вильно оценить тип возможных угроз и подобрать нужный уровень защищенности данных.
Защита персональных данных предусмотрена Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» [1]. Согласно п. 1 ст. 3 данного закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
ПД), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии со п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. ГИС ЖКХ является базой данных, содержащей, в том числе, и персональные данные собственников помещений в многоквартирном доме [2].
Сведения, которые в соответствии с положениями Федерального закона N 152-ФЗ могут быть отнесены к персональным данным, имеют в ГИС ЖКХ статус документов с ограниченным доступом. Согласно пп. 12 п. 2 Приказа от 29.02.2016 г. N 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» персональные данные подлежат размещению в закрытой части системы, если иное не предусмотрено федеральным законом [3].
Несмотря на принятие мер для защиты персональных данных в виде размещения информации в закрытой части ГИС ЖКХ на практике возникает угроза утечки данных. Так, например, в соответствии с п. 19 раздела 10 Приказа N 74/114/пр управляющие организации обязаны размещать информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме [3]. П. 20 Приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» установил перечень обязательных приложений к данным протоколам, которые могут содержать персональные данные. В частности, согласно пп. «а» п. 20 Приказа №44/ пр реестр собственников должен содержать сведения о собственниках всех помещений с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), номера принадлежащих им на праве собственности помещений (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников [4].
Протоколы ОСС и обязательные приложения к ним, содержащие персональные данные, размещаются в закрытой части ГИС ЖКХ в соответствии с п. 12 Приказа №74/114/пр. При этом собственники помещений, в которых проводились общие собрания, имеют доступ к просмотру персональных данных, имеющихся в размещённом протоколе таких собраний, как при просмотре договора управления, так и при просмотре протокола. По данному вопросу служба технической поддержки ГИС ЖКХ сообщила, что доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации. При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей системы в ЕСИА. Таким образом, собственники, зарегистрированные в ГИС ЖКХ, имеют возможность не только просмотреть чужие персональные данные, но и распространить их без согласия субъекта персональных данных, что нарушает принцип конфиденциальности, предусмотренный ст. 7 ФЗ N 152-ФЗ. Кроме этого, в силу положений ч. 2 ст. 14 ФЗ N 152-ФЗ, не допускается предоставление субъекту персональных данных информации, содержащей персональные данным, относящиеся к другим субъектам, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.
При этом исключение поставщиками информации персональных данных при размещении обязательной информации и документов в закрытой части ГИС ЖКХ приведет к невозможности осуществления органами государственного жилищного надзора субъектов РФ контрольных мероприятий, включая проведение проверок при
принятии решений о внесении изменений в реестр лицензий субъектов РФ.
Кроме этого, управляющие организации сталкиваются с проблемой сбора персональных данных. Порядок предоставления собственниками персональных данных в управляющие организации не урегулирован. В связи с этим, управляющие организации не собирают данную информацию, поскольку у собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует обязанность её предоставления. При этом п. 19.4.1.1.2 и 19.4.1.1.3 Приказа N 74/114/пр установлена обязанность размещения в системе для управляющих организаций данной информации. Непредоставление собственниками персональных данных, дальнейшее неразмещение данной информации в ГИС ЖКХ влечет для управляющих организаций негативные последствия со стороны контролирующих органов ввиду неисполнения требований законодательства.
В ГИС ЖКХ договор управления размещается в открытой части. По этой причине данный договор требует обезличивания персональных данных собственников. На практике существуют ситуации, при которых сами контролирующие органы недостаточно осведомлены о защите персональных данных и требуют их размещения в открытой части системы. Так, в 2017 году Арбитражный суд Уральского округа рассматривал кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу [5]. Закрытое акционерное общество «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений департамента об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Судами было установлено, что у департамента не имелось оснований для принятия оспариваемых решений. ЗАО заключило договор управления многоквартирным домом, разместило данный договор в ГИС ЖКХ в обезличенном виде, т.е. со скрытыми персональными данными, и направило соответствующие документы в контрольный орган. Однако Департамент посчитал, что приказ N 368/691/пр не содержит требование о размещении на официальном сайте договора без персональных данных и ввиду несоответствия электронного варианта договора и договора в бумажной форме отказал во внесении изменений в реестр субъекта РФ.
Таким образом, при размещении информации в ГИС ЖКХ возникает проблема распространения персональных данных собственниками
помещений в многоквартирном доме даже при условии их размещения в закрытой части системы. Кроме этого, законодательством не урегулирован вопрос сбора управляющими организациями, товариществами и кооперативами, персональных данных, поскольку собственники не обязаны их предоставлять и по этой причине отказываются от их предоставления. В связи с увеличением количества информации, создания государственных информационных систем для хранения и обработки данных, государственным органам следует уделить особое внимание пробелам в законодательстве о персональных данных и принять дополнительные меры для их защиты во избежание противоправных действий в отношении персональных данных.
Список литературы:
[1] О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 28.07.2014. - N 30 (Часть I). - ст. 4210.
[2] О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). -ст. 3451.
[3] Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.
[4] Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор: Приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр// Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru. - 22.02.2019.
[5] Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2017 N Ф09-3512/17 по делу N А60-49126/2016.
Spisok literatury:
[1] O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 N 209-FZ// Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 28.07.2014. - N 30 (CHast' I). - st. 4210.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
[2] О personal'nyh dannyh: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. - 31.07.2006. - N 31 (1 с1г). - st. 3451.
[3] ОЬ utverzhdenii sostava, srokov i рег^ю^ nosti razmeshcheniya informacii postavshchikami ^огтасп V gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Prikaz Minkomsvyazi Rossii N 74, М^гоуа Rossii N 114/рг ot 29.02.2016// Oficial'nyj mtemet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.
[4] ОЬ utverzhdenii Trebovanij k oformleniyu protokolov obshchih sobranij sobstvennikov pomesh-
chenij v mnogokvartimyh domah i Poryadka паргау-leniya podlinnikov reshenij i protokolov obshchih sobranij sobstvennikov pomeshchenij v mnogokvar-timyh domah v upolnomochennye огдапу ispolni-tel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, osush-chestvlyayushchie gosudarstvennyj zhilishchnyj nad-zor: Prikaz Minstroya Rossii ot 28.01.2019 N 44/рг// Oficial'nyj intemet-porrtal pravovoj informacii http:// www.pravo.gov.ru. - 22.02.2019.
[5] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 05.07.2017 N F09-3512/17 po delu N А60-49126/2016.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022