Научная статья на тему 'Государственная информационная система как средство мониторинга и повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства: правовой аспект'

Государственная информационная система как средство мониторинга и повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / правовые основы / нормативные акты в жилищной сфере / государственная информационная система / жилищно-коммунальное хозяйство / поставщики информации / жилищно-коммунальные услуги. / information society / legal framework / regulations in the housing sector state information system / housing and communal services / information providers / housing and communal services.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колоколова Елена Олеговна

Раскрыто понятие информационной системы ЖКХ, исследованы правовые основы создания и функционирования ГИС ЖКХ. Проанализировано значение государственной информационной системы для обеспечения открытости, доступности и прозрачности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, приведены статистические данные. Исследование отражает степень готовности системы к полноценному функционированию. Автор указывает перспективы и преимущества данной системы, а также ответственность за невыполнение требований законодательства по размещению информации в системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INFORMATION SYSTEM AS A MEANS OF MONITORING AND IMPROVING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: LEGAL ASPECT

The concept of information system of housing and communal services is disclosed, legal bases of creation and functioning of GIS of housing and communal services are investigated. The value of the state information system for ensuring openness, availability and transparency of activity in the sphere of housing and communal services is analysed. The statistical data are given. The study reflects the degree of the system's readiness for full-fledged operation. The prospects and advantages of this system are indicated, as well as the responsibility for non-compliance with the legislation on the placement of information in the system.

Текст научной работы на тему «Государственная информационная система как средство мониторинга и повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства: правовой аспект»

124

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)

УДК 347.254

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Е.О. Колоколова

Раскрыто понятие информационной системы ЖКХ, исследованы правовые основы создания и функционирования ГИС ЖКХ. Проанализировано значение государственной информационной системы для обеспечения открытости, доступности и прозрачности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, приведены статистические данные. Исследование отражает степень готовности системы к полноценному функционированию. Автор указывает перспективы и преимущества данной системы, а также ответственность за невыполнение требований законодательства по размещению информации в системе.

Ключевые слова: информационное общество; правовые основы; нормативные акты в жилищной сфере; государственная информационная система; жилищно-коммунальное хозяйство; поставщики информации; жилищно-коммунальные услуги.

E.O. Kolokolova. STATE INFORMATION SYSTEM AS A MEANS OF MONITORING AND IMPROVING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: LEGAL ASPECT

The concept of information system of housing and communal services is disclosed, legal bases of creation and functioning of GIS of housing and communal services are investigated. The value of the state information system for ensuring openness, availability and transparency of activity in the sphere of housing and communal services is analysed. The statistical data are given. The study reflects the degree of the system's readiness for full-fledged operation. The prospects and advantages of this system are indicated, as well as the responsibility for non-compliance with the legislation on the placement of information in the system.

Keywords: information society; legal framework; regulations in the housing sector state information system; housing and communal services; information providers; housing and communal services.

Для анализа значения государственной информационной системы как средства мониторинга и повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства прежде всего необходимо обозначить правовые основы информационного общества. Стратегия развития информационного общества в России, утвержденная указом Президента РФ от 07.02.2008 г. № Пр-212, определяла: «Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств» [8].

В настоящее время данный указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Стратегией 2017-2030 гг. определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики

в сфере применения информационных и коммуникационных технологий. В соответствии со статистическими данными пользователями сети Интернет стали более 80 млн человек. В связи с этим основной целью стратегии явилась необходимость обеспечения создания условий, способствующих формированию информационного пространства, которое позволило бы населению страны получать своевременные, качественные и достоверные данные в соответствии с его потребностями. При этом особенно актуальным является внедрение именно российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне.

В 2014 г. постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» закрепило тенденции развития информационного государства [3]. Среди них было положение внедрения информационных технологий в сфере государственного управления, в

том числе путем создания и внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, можно утверждать, что организационная деятельность по созданию развитых государственных информационных систем ведется уже 10 лет. В результате реализации названных указов и постановлений принят ряд нормативно-правовых актов в сфере информатизации жилищно-коммунальной сферы. Одним из важнейших среди них является Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в котором закреплены основные понятия, порядок создания и функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также требования, которые предъявляются к данной системе, полномочия субъектов отношений названной сферы [2]. Именно данный закон формирует правовые и организационные основы обеспечения всех заинтересованных лиц актуальной и полной информацией в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере функционирования ГИС ЖКХ, достаточно объемна и затрагивает не только жилищную, но иные отрасли российского права. Так, в частности, в названной области осуществляют правовое регулирование нормы Конституции РФ (ст. 23, 24); Федеральный закон от 27.07.2006 г № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 (ред. от 27.02.2017 г.) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»; приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23.03.2015 г. № 86/201/пр «Об утверждении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 24.08.2015 г. №311/612/пр «Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и т.д.

Принятие Закона № 209 о ГИС ЖКХ повлекло также внесение изменений в различные

нормативно-правовые акты, которые осуществляют регулирование в сфере жилищных правоотношений, в частности КоАП (ст. 13.19.2 «Ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ»), Жилищный кодекс РФ (ст. 47.1 «Порядок использования системы при заочном голосовании на общем собрании собственников многоквартирного дома»; ч. 2 ст. 155 «Оплата жилищно-коммунальных услуг с использованием системы») и др.

Таким образом, можно отметить, что правовая база для полноценного функционирования ГИС ЖКХ создана. В реальности сегодня необходима разработка оптимального программного обеспечения и проведение организационных мероприятий по внедрению полномасштабного функционирования ГИС ЖКХ.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), в целях повышения открытости и доступности сферы жилищно-коммунального хозяйства, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также ФГУП «Почта России», которое выполняет функции оператора, внедряют государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства [1]. ГИС ЖКХ представляет собой единый информационный ресурс, включающий открытые данные с общедоступной информацией и закрытые, которые содержатся в личных кабинетах пользователей системы.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства способствует реализации задач, зафиксированных распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 г. Основными из них являются:

- обеспечение свободного доступа к полной и актуальной информации об управлении многоквартирным домом (далее - МКД), о работах и услугах, выполняемых в отношении содержания и ремонта МКД (в том числе капитального), о порядке, размерах и сроках начислений за жилищно-коммунальные услуги, о ресурсоснабжающих организациях;

- предоставление возможности на безвозмездной основе знакомиться с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, новостями и иной полезной информацией в области жилищно-коммунального хозяйства;

- размещение реестров зарегистрирован-

ных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, объектов жилищного фонда, лицензий управляющих компаний и их проверок [4].

Планируется, что в перспективе анализ указанных показателей позволит органам государственной власти и местного самоуправления принимать обоснованные решения в режиме реального времени. В последующем ГИС ЖКХ будет предоставлять возможность совершать юридически значимые действия в электронной форме, например голосовать на общем собрании собственников помещений в МКД, вносить показания приборов учета коммунальных услуг.

В целях реализации указанных задач Федеральный закон № 209-ФЗ устанавливает, что с 1 июля 2017 г. поставщики информации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в ГИС ЖКХ.

Данное требование не распространяется на поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. В отношении данных субъектов Федеральным законом № 209 срок установлен с 1 июля 2019 г. Иной срок установлен также для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной ст. 198 ЖК РФ, для которых законодательством РФ установлен более ранний срок размещения информации в системе. Более ранний срок размещения информации установлен для тех субъектов, которые заключили соглашения об опытной эксплуатации государственной информационной системы ЖКХ.

В начале июня 2016 г. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявило, что в 66 регионах России уже действовали соглашения об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Данные соглашения вступали в силу лишь при условии предоставления в систему необходимых сведений в объеме не менее чем 20 %. Так, в апреле такие соглашения вступили в силу в Кемеровской, Костромской, Новосибирской,

Ростовской, Тверской областях и Республике Мордовия; в мае 2016 г. - в Амурской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, Камчатском крае и Удмуртской Республике [7].

Статистические данные внедрения ГИС ЖКХ, представленные Минкомсвязью России, по состоянию на февраль 2017 г. содержат следующие показатели:

- в системе зарегистрировано более 72 тыс. организаций. Управляющие компании зарегистрировались в полном объеме (100 %), товарищества собственников жилья и кооперативов - 68 %, ресурсоснабжающие организации - 74 %, многоквартирные дома - 76 %, жилые дома - 51 %;

- размещено 30 % общего объема лицевых счетов;

- включена информация о 220 тыс. общедомовых и 6,4 млн индивидуальных приборах учета;

- с ГИС ЖКХ интегрировано более 2200 ИТ-систем, еще 572 системы всех уровней находятся в стадии интеграции;

- в систему передано более 332 млн фактов оплаты жилищно-коммунальных услуг от 465 кредитных организаций [6].

Степень готовности регионов к внедрению ГИС ЖКХ отображается на «Карте внедрения ГИС ЖКХ». Статистические данные приводятся в соответствии с классификацией по следующим показателям: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, региональные операторы капитального ремонта, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, многоквартирные дома в разрезе способов управления, а также жилые дома, включая блокированную застройку.

По состоянию на 11 июля 2017 г. только в 36 субъектах РФ в объеме 100 % зарегистрировались организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. Среди них Республика Мордовия, Алтайский край, Владимирская область, Чеченская Республика, Ненецкий автономный округ и другие. Рязанская и Курганская области выполнили свои обязательства только на 60 % и 63 % соответственно. Самый низкий показатель в Республике Крым - 58,26 %. Общий процент по Российской Федерации составил 90,8 %.

Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, зарегистрировались на 99,6 %. Снижают процент Ямало-Ненецкий автономный округ (88,89 %) и Ивановская область (80 %). Органы

местного самоуправления зарегистрированы в ГИС ЖКХ на 98 %. Ресурсоснабжающие организации зарегистрированы на 94,67 % в общем объеме по РФ. Только 59 субъектов РФ выполнили данный показатель на 100 %. Самый низкий уровень (56,35 %) в г. Москве. Региональные операторы по капитальному ремонту зарегистрировались в системе на 95,35 %.

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что в среднем по РФ регистрация в системе ГИС ЖКХ поставщиками информации не выполнена на 100 %.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ установлены совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [5]. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2017 г. № 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» поставщики информации обязаны размещать ее в системе с 1 июля 2017 г. (ранее этот срок устанавливался на 1 июля 2016 г.), а в городах федерального значения - с 1 июля 2019 г. Соответственно наступление административной ответственности за неразмещение или несвоевременное и неполное размещение информации перенесено с 1 января 2017 г. на 1 января 2018 г. (для городов федерального значения - на 1 января 2019 г.).

В отношении отдельных критериев обеспечения прозрачности и открытости информации в сфере ЖКХ установлены иные предельные сроки раскрытия информации и обеспечения к ней доступа. Так, с 1 января 2018 г. (в городах федерального значения с 1 января 2020 г.) устанавливается требование о наличии информации в системе о размере платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой потребителю услуг, а также ее соответствии данным на бумажном носителе (квитанции). Иначе документ будет считаться не предоставленным потребителю. С 1 января 2018 г. (в городах федерального значения с 1 июля 2019 г.) в ГИС ЖКХ должна быть размещена информация о деятельности управляющей компании, что, в соответствии со ст. 193 Жилищного кодекса РФ, является одним из лицензионных требований.

Полагаем, что, когда государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства начнет функционировать и в полном объеме выполнять все возложенные на нее функции, она станет реальным действенным инструментом для субъектов жилищных правоотношений. Данная система упростит процесс взаимодействия ресурсо-снабжающих организаций, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, потребителей и органов государственной власти и местного самоуправления. ГИС ЖКХ также позволит оптимизировать механизмы общественного контроля посредством предоставления возможности сравнения стоимости оказываемых работ и услуг организаций сферы ЖКХ, обеспечить возможность ознакомления с результатами проверок по всем основным направлениям ЖКХ (капитальный ремонт, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, порядок, сроки и качество услуг), проводимых уполномоченными органами. Способствовать развитию данной системы и ее оптимальному функционированию будет экономическая мотивация поставщиков информации в ГИС ЖКХ.

Подводя итог, необходимо отметить, что сама идея создания ГИС ЖКХ носит смысл обеспечения прозрачности сложной системы жилищно-коммунального хозяйства. Однако, как это часто бывает, на практике такая масштабная система и ее техническое исполнение оказались далеки от совершенства, что обусловлено желанием разработчиков включить в данную систему не только органы государственной власти, управляющие организации, поставщиков коммунальных услуг и иных субъектов, осуществляющих деятельность в системе ЖКХ, но и потребителей жилищно-коммунальных услуг (обычных граждан). На сегодняшний день ГИС ЖКХ может принести больше вреда, чем пользы. Например, в случае несформированного электронного платежного документа за жилищно-коммунальные услуги или неверности в нем данных на бумажном носителе гражданин может не платить за услуги. Это, в свою очередь, повлечет недоимки и судебные разбирательства. Непредставление информации управляющей компанией может повлечь для нее ряд негативных последствий, так как требование о размещение информации в ГИС ЖКХ является лицензионным. Все это будет проходить на фоне сбоев в системе.

Несомненно, что потенциал и масштабность проекта нельзя недооценивать, однако требуется более тщательное тестирование си-

стемы в более длительном периоде времени, а также поэтапный ее ввод. Все это позволит выявить и устранить ошибки системы поэтапно и более безболезненно, а сформированный функционал будет удобен, понятен и востребован.

Список литературы

1. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: фе-дер. закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ (ред. от

31.12.2017 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2018).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы): постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (ред. от

12.01.2018 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2018).

4. Стратегия развития жилищно-коммуналь-

ного хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р. URL: http://www.pravo. gov.ru.

5. Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр. URL: http://www.pravo. gov.ru.

6. В Минкомсвязи в режиме видеоконференции обсудили с регионами вопросы внедрения ГИС ЖКХ. URL: http://minsvyaz.ru/ru/ events/36523.

7. Соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ вступили в силу в 66 регионах России. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35237.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: указ Президента РФ от 07.02.2008 г. № Пр-212. URL: http:// minsvyaz.ru/uploaded/files (утратил силу).

КОЛОКОЛОВА Елена Олеговна - кандидат философских наук, доцент кафедры частного права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

KOLOKOLOVA, Elena Olegovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Private Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

УДК 342

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.М. Кудряшова, Н.И. Петренко

В статье представлены основные результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Названы основные проблемы, которые поднимали граждане и институты гражданского общества перед Уполномоченным в 2016 г

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека; правозащитная деятельность; рабочий аппарат; обращения граждан; права человека.

A.M. Kudryashova, N.I. Petrenko. HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED UNDER HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The main results of activity of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation on restoration of the violated rights and freedoms of the person and citizen are presented in article. The main problems which were lifted by citizens and institutes of civil society before the Representative in 2016 are called.

Keywords: Commissioner for Human Rights; human rights activities; working staff; addresses of citizens; human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.